↑ 

История Великих Лук и окрестностейИсчезнувшие мосты Великих Лук

Иногда бывает так, что заброшенными и впоследствии разрушенными оказываются не только здания, но и мосты. Только в отличие от зданий, которые бесследно исчезают, заменяясь новыми, они обычно оставляют след — насыпи, опоры, ведущие в никуда ответвления дорог.
Несколько таких мостов были перекинуты над Ловатью. О некоторых из них — Волоцком, Покровском, Большом, Немецком, говорится в постах Великолучанки из серии «Мосты Великих Лук»: myvl.ru/blog/local_history/1752.html и myvl.ru/blog/local_history/1755.html
В этих же темах, а также на множестве фотографий есть старая плотина. Часто мелькают на виду открытки со вторым Богдановским и вторым Касьяновским мостами (второй я сам упоминал в третьей части рассказа о БПЖД: myvl.ru/blog/local_history/16055.html)
А сегодня я хотел бы подробнее остановиться на трёх менее известных и упоминаемых мостах, находящихся в пределах Великих Лук. У них много общего: все три были виадуками и проходили над железной дорогой, все три были построены ещё до войны (а два — так и вообще до революции), и, как уже было сказано, все три довольно редко упоминаются в историко-краеведческой литературе и обсуждениях, что обуславливает явный недостаток информации о них. Поэтому, если у Вас есть информация о них, фотографии или вы просто хотите обсудить эту тему — прошу в комментарии. Давайте восстанавливать историю этих интересных местечек вместе!

Итак:

1. Мост на Загородном шоссе.
Согласно книге К.И. Карпова «Улицы Великих Лук», с 1949 по 1956 год шоссе называлось Транспортным. Оно соединяло улицу Малышева с проспектом Гагарина, и мост был достаточно значительной его частью.
Первый его прототип был построен ещё до войны — по крайней мере, на аэрофотосъёмке 1941 года мост на том месте уже есть



После восстановления Великих Лук и появления завода «Электробытприбор», шоссе прошло по несколько изменённому маршруту, однако мост оставался на том же месте. Если наложить его на современную карту, получится примерно так:


Рядом с мостом находится железнодорожный переезд. Вот что пишет о нём сайт pskovrail.ru:
На магистрали Москва — Рига: <...> 476 км — на территории ст. Великие Луки в районе о.п. Локомотивное депо. Изначально охраняемый. С конца 80-х гг. и в данный момент неохраняемый. Активно использовался, когда существовал автомобильный мост над путями Октябрьской стороны ст. Великие Луки. Данная автодорога носила название Загородное шоссе и связывала проспект Гагарина и улицу Бассейную. В настоящее время мост разрушен и автодвижения практически нет.
Переезд сохранился и поныне. Сейчас он выглядит так:


Сам же мост уже примерно тридцать лет как канул в небытие. Точной причины, почему это было сделано, мне найти пока не удаётся, но судя по тому, что я слышал, он обветшал и износился за долгое время эксплуатации, был признан небезопасным, но ремонтировать его не стали, решив вместо этого демонтировать. В процессе произошёл несчастный случай: когда мост уже наполовину разобрали, со стороны Деповской улицы на сохранившийся пролёт выехала и упала с него молодая пара на мотоцикле. После этого мост в ускоренном темпе окончательно разрушили, а тот злополучный пролёт так и остался валяться в овраге между склоном Деповской улицы и сохранившейся первой опорой.
Бывший въезд на него, а теперь уже обрыв, закрыт металлическим шлагбаумом.


В данном случае с фотографиями наблюдаются те же проблемы, что были при попытках снять необычный дом из прошлого поста: листва. Стоя у шлагбаума можно прекрасно разглядеть и разрушенный пролёт, и первую опору, но вот фотоаппарат упорно не хочет фокусироваться на них, сбиваясь на бесконечном движении травы и листьев. Посему, если любознательные краеведы захотят посетить это место, мой вам совет: идите осенью или весной, когда листвы нет. Так будет гораздо удобнее фотографировать. И ни за что не пытайтесь пролезть за шлагбаум: там довольно крутой склон, куча бетонных обломков разного размера, между которыми очень легко провалиться, и горы бытового мусора, что создаёт абсолютно реальную возможность переломать себе всё, что есть в теле с каждым неловким движением. В общем, это опасно. Поберегите себя!

Разрушенный первый пролёт


Вдалеке можно различить опору


Сохранившиеся остатки Загородного шоссе. Справа переезд, слева за деревьями — шлагбаум. Асфальт сохранился относительно неплохо


А вот так остатки моста выглядят зимой. Снимал вечером, просто проходя мимо — тогда ещё не знал, что фото понадобятся для поста.




К сожалению, кроме аэрофотосъёмки в начале поста, других фото, где был бы запечатлён этот мост, я пока так и не нашёл ни в Интернете, ни в коллекциях великолукских фотографов. Говорят, он не отличался архитектурной изысканностью, но всё же было бы интересно взглянуть на него.
В последнее время несколько раз проходили слухи, что после путепровода возле рынка этот мост также планируют отстроить заново, сделав вторую транспортную развязку, независимую от переездов, но пока никаких признаков того, что подобный проект действительно готовится, нигде не встречалось.

Следуем далее. На деповской улице за мостом видны остатки каменного мощения



А мы, миновав её, выходим ко второму мосту.

2. Путепровод над линией на Москву.
В обиходе его называют «Чёртов мост», в частности, это название я слышал от В.В. Орлова и некоторых старожилов. Подробнее о происхождении названия и военной истории моста можно почитать здесь: vtrk.ru/?p=15925
Он погиб во время войны и впоследствии так и не был восстановлен, сохранив на опорах следы пуль и осколков.
Мостк также присутствует на аэрофотосъёмках 1941 года:



Сейчас сохранившиеся опоры выглядят так:


Вместе с мостом оказалась заброшена и ведущая через него ветка. Рельсы и шпалы с неё давно убрали, как и в случае с мостом под Невелем, о котором я писал в четвёртой части рассказа о БПЖД, осталась только насыпь.


Масштаб лучше виден на зимних фото


А это фото К. Максимова, сделанное с опоры в 1994 году. Взято с сайта pskovrail.ru


Также он упоминается в статье «Железнодорожные мосты» на Лукиграде: lukigrad.ru/index.php/blog/65-edem/1841-zheleznodorozhnye-mosty

Насыпь, кстати, наглухо заросла, что странно. Ещё несколько лет назад молодёжь по опорам моста весьма активно лазила, а в этот раз не обнаружилось ни одной тропинки к нему.
Опоры, кстати, огромные и очень мощные, оштукатуренные, без типичного для наших краёв каменного декора. А ещё, судя по их ширине, мост был двухпутным. Это видно на фото к статье, что я привёл выше:


Если проложить на современной карте пути, проходившие по мосту, получится примерно так:


Фотографий этого моста в бытность его действующим у меня, к сожалению, также нет. Если Вы вдруг таковыми располагаете — поделитесь пожалуйста в комментариях, было бы очень интересно взглянуть на него.

Зато в распоряжении имеется фотография третьего моста из серии «Московско-Виндавская железная дорога. 1901-1906 гг», представленной здесь: vita-life777.livejournal.com/13787.html

3. Путепровод Бологое-Полоцкой железной дороги на 450-й версте.
Когда я писал третью часть про БПЖД, я, честно говоря хотел начать именно с этого моста, но тогда он, как мне показалось, как-то выбивался из концепции, и потому упомянут не был. Вот так он выглядел чуть более 110 лет назад:

Это изображение уже встречалось на myvl ранее, по-моему, в одной из тем Алексеича, но так как оно было в комментах, найти его расположение сходу трудновато, посему ссылку дать не могу.

Проходил данный мост над Николаевской железной дорогой в районе нынешнего мелькомбината, и в 1941 году с воздуха выглядел так:


На аэрофотосъёмке 1943 года мост разрушен. Насколько мне известно, после войны он, как и предыдущий, не восстанавливался.


На современной карте линия, проходившая по нему, выглядела бы следующим образом, соединяя ветку, оканчивающуюся сейчас на территории ЖБИ-2 и пути на Полоцк:


Если не считать фотографии, от этого моста на данный момент сохранилось меньше всего, даже каменные опоры давно разрушены.


Правая опора (если смотреть от Сеньковского переезда)


Левая опора


Кстати, весьма интересно, когда именно их разобрали и на какие здания пошёл строительный материал. Возможно, мы видим их почти каждый день, но не знаем об этом.

Бонус. 4. Пешеходный мост на вокзале.
Пока писал этот материал, понял, что не могу не упомянуть прекрасный старинный металлический пешеходный мост над путями, разобранный пару лет назад. Мне очень жаль его, ведь даже уже обветшавшим и неиспользуемым он сохранял свою изящность и чёткость форм, а его простые, минималистичные, но очень красивые фонарные мачты вспоминаются до сих пор.





У Великолучанки на Лукиграде есть отличный материал, рассказывающий в том числе и о метках на опорах этого моста. Очень рекомендую к прочтению тем, кто с ним ещё не знаком: lukigrad.ru/index.php/blog/66-gorodskie-tajny/1849-zheleznodorozhnaya-ekskursiya-ili-postoronnim-vkhod-odobren

Вот такая получилась подборка. Если знаете ещё какие-нибудь не упомянутые здесь утраченные мосты нашего города — смело дополняйте в комментах, если есть фотографии или интересные факты об упомянутых — опять же, буду очень рад!

Комментарии (23)

rss свернуть / развернуть
Отличный пост, как всегда!
Сколько раз слышал про легендарный разрушенный путепровод на Малышева, но никогда ничего подробного. А тут даже с фотографиями). Надо будет пройтись по тем местам.
Плюс теперь я наконец-то знаю назначение насыпи, ведущей к мелькомбинату! Сколько раз, проезжая на поезде, я гадал, для чего же здесь была в своё время устроена эта насыпь!
Старый пешеходный мост над путями помню. У него был деревянный настил и каждый раз, проходя по нему мальчишкой, мне было страшновато и казалось, что доски провалятся). Из эксплуатации его вывели, как помнится, в конце 80-х. Сначала он просто стоял рядом с новым, бетонным, потом необновляемые доски постепенно прогнили и обвалились, но металлический каркас оставался. Когда точно его разобрали, я не знаю, но мне кажется, это случилось раньше, чем пару лет назад. По-моему, некоторые остатки его опор всё ещё можно разглядеть в гуще деревьев.
Среди несуществующих сегодня мостов можно упомянуть старую плотину и понтонный мост на Дятлинку. Конечно, их существование в прошлом не является тайной, но хотелось бы узнать о них более подробно.
свернуть ветку
Большое спасибо!=)
Да, про насыпь я, кстати, тоже раньше гадал, пока не встретил это фото в сети и не разобрался, где оно было сделано. Тогда, подключив аэрофотосъёмку с Лукиграда, всё и встало на свои места.
Интересные воспоминания про старый пешеходный мост! Я его в действии уже не застал. Там долго шла труба с единственной доской для того, чтобы её можно было обслуживать, а разобрали окончательно его не так давно — где-то, как раз-таки, пару лет как. Я впервые это обнаружил прошлой весной или летом.
Остатки опор надо будет повысматрвать, кстати, не замечал.
Про плотину и понтонный мост постараюсь найти интересных материалов и написать=)
свернуть ветку
по, так называемому, «бетонному мосту» в своё время пытался найти документы или фотографии. Александр Шамов(бывший начальник ПЧ) при встрече сказал, что паспорт на мост отсутствует, а тем паче высота моста уже не соответствует нынешним стандартам и было решено мост взорвать.
свернуть ветку
Интересно, спасибо!
Он действительно, насколько я прикидывал, был довольно невысоким. Тем более, шёл с горки на равнину, поэтому, по идее, имел небольшой уклон к северу.
свернуть ветку
Уклона тоже не было, выезд на мост со стороны ул.Малышева А.Н. был с уклоном на переезд и потом небольшой подъём на сам мост. Как то тащили через мост башенный кран и по не опытности водителя чуть не уронили его на ж/д путь-пришлось потом восстанавливать ограждение-сбили задней тележкой три столбика бетонного ограждения.
свернуть ветку
Ого! Это примерно в каком году?

Не, я имел в виду, уклон с другой стороны: от Малышева-то он с горки идёт, а вот от Гагарина — с ровного места. Соответственно, перепад высот на разных концах.
свернуть ветку

съёмка 2018 года
свернуть ветку
Вот, здесь как раз-таки обрыв.

А со стороны Гагарина дорожка прямо к путям выходит, без подъёма.
свернуть ветку

кусочек моста от Гагарина,1980 год
свернуть ветку
Оооо, наконец-то! Спасибо! Впервые вижу его ещё рабочим. Хоть и так, на фоне — а всё же долго очень хотел хоть краешком глаза посмотреть=)

А можно фото целиком, откуда этот фрагмент?
свернуть ветку

ещё действующий паровоз, 1980
свернуть ветку
476 км — на территории ст. Великие Луки в районе о.п. Локомотивное депо. Изначально охраняемый. С конца 80-х гг. и в данный момент неохраняемый. Активно использовался, когда существовал автомобильный мост над путями Октябрьской стороны ст. Великие Луки.
свернуть ветку
Про 476 в посте цитировал, да. Переезд до сих пор выглядит бодро, но используется редко.
свернуть ветку
Спасибо за фото! Весьма занятное. А паровоз — тоже Л, насколько я вижу.
свернуть ветку
С. Самый красивый из довоенных паровозов на мой вкус=)
А вот такое фото хранится в музее Великолукского локомотивного депо:

Субботник в депо в 1920 году. Паровоз серии Р. Не совсем обычно выглядит, но в принципе, узнаваем.
свернуть ветку

Бетонный мост
www.ebay.de/
свернуть ветку
Нет, это определённо не бетонный, и доказательство действительно в опорах. Вот фото с другого ракурса — это пешеходный мост у вокзала.

свернуть ветку
у нашего моста были бетонные опоры
свернуть ветку
Как давно не было таких интересных исторических «исследований»! Спасибо за пост!!! Очень увлекательно!
свернуть ветку
Спасибо! Это очень приятно!=)
Буду стараться и дальше поднимать всякие интересные краеведческие темы!
свернуть ветку
Где-то в интернетах читал, что в Великих Луках (или окрестностях) помимо двухуровневых были даже трехуровневые жд развязки (ну или по крайней мере одна такая), данный факт крайне заинтересовал и впечатлил. Но спустя несколько лет уже не смог отыскать статью
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения