↑ 

История Великих Лук и окрестностейБологое-Полоцкая железная дорога. Часть 3: Путь действующий, путь заброшеный и путь не построенный

Новая часть повествования о заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Прошлые две части посвящены истории, они находятся здесь: myvl.ru/blog/local_history/16024.html и myvl.ru/blog/local_history/16027.html Рекомендую ознакомиться, если пропустили.
Данный пост построен на моих фотографиях, если нужен будет полный размер — пишите. И не удивляйтесь разной погоде: основная экспедиция была в солнечный день, но некоторые пасмурные фото сделаны чуть раньше или чуть позже. Таким образом, это своего рода сборка всего интересного, что есть на данном отрезке пути.

Итак:

Проезжать здесь мне доводилось много раз: именно по этой линии идёт поезд, пересекавший когда-то границу, чтобы проследовать до Полоцка, а теперь кружащий между Великими Луками, Невелем и Новосокольниками. Не раз доводилось и ходить здесь по разным надобностям. Конечно, за последний десяток лет она значительно изменилась, однако пейзажи здесь стали ещё красивее за счёт буйной растительности, окружающей железную дорогу и практически никем не контролируемой.

Путь мы начинаем по классике, от перекрёстка. Точнее, от переезда — второго Сеньковского.

В паре сотен метров от него влево уходит насыпь, по которой тоже когда-то шли рельсы.


Этот путь вёл на льнокомбинат, а ещё использовался при съёмках фильма «Пришёл солдат с фронта». По рассказу В.В. Орлова, снимавшегося в этом фильме, на территории у нынешних гаражей был построены декорации, и именно туда в одной из сцен прибывал поезд. Выходит, что этот кадр:

снимался примерно здесь:

И в дополнение, вот вся сцена на youtube: www.youtube.com/watch?v=rZfhkALgBps

Идём ещё сотню метров.

Оборачиваемся. На проходном светофоре горит жёлтый. Сигнал разрешается проследовать со скоростью не более 60 км/ч, следующий светофор закрыт.

Вообще, несмотря на то, что невельский дизель ходит только по пятницам и воскресеньям, поезда здесь не редкость — частенько ходят товарные. Также часто можно увидеть двухсекционые тепловозы, следующие, очевидно, в Невель и из него.

Ровно через километр от переезда встречаем фундамент и несколько яблонь. Точнее, фундамент сейчас уже совсем зарос и почти не виден, а вот яблони по-прежнему стоят и яблоки, надо сказать, дают вкуснейшие. Фундамент этот — бывший домик обходчика, сгоревший несколько лет назад.
Так это место выглядит сейчас:

А так — весной, пока трава ещё не высокая:



Напротив — заботливо застеленная ковром стоянка местных аборигенов с пивными стаканчиками и бутылками, разбросанными вокруг.


Кстати, стоит она на месте, где лет пятнадцать назад был второй путь. Если обернуться назад, то его будет хорошо видно — часть шпал ещё осталась.


На действующем пути среди деревянных шпал попадаются недавно поставленные бетонные.


Миновав поворот в деревню Никулино, скрытую от дороги небольшой рощицей, встречаем первое техническое сооружение — мост через канаву, кладка опор которого оформлена в классическом для БПЖД стиле.



Здесь остатки старого пути видны особенно отчётливо.


Уходя за живописные холмы, дорога делает поворот, а за ним, чуть пройдя, встречаем следующий километровый знак.



Миновав следующий поворот, выходим к деревне Малахово, напротив которой расположен ещё один мостик похожего типа.




Падать глубоко. А на дне — знак для снегоочистителей «Опустить нож, открыть крылья», который ставится после препятствия.

Со стороны мост выглядит вот так:

Это фото с прошлой весны, здесь помимо самого моста можно различить заросшие обычно остатки лесенок по обе стороны от него. Представляю, как красиво всё это смотрелось раньше!

Переезд сразу за пикетным знаком и уходящая вдалеке за поворот линия. Есть в этой картине что-то тоскливое.


Кстати, где-то здесь происходит одна интересная метаморфоза: до этого заброшенный второй путь шёл слева, теперь же, судя по следующему мостику и мосту над Ловатью, действующим становится именно левый путь. Входя в поворот, который виден впереди, рельсы плавно перемещаются с линии правого пути на линию левого.


Проходим поворот — и видим вдалеке одну из поворотных (в буквальном смысле) точек пути — Касьяновский мост.


Но прежде — сохранившийся деревянный дом линейного обходчика и ещё один небольшой мостик через канаву:





Слева через ту же канаву проходит бетонный мост, выглядящий полузаброшенным. К нему мы вернёмся позже.


А пока — вперёд, к огромному и красивому Касьяновскому!


Лет сто назад он был сдвоенным и выглядел вот так:


Сейчас действует только левый пролёт, правая стороны теперь стала отличной обзорной площадкой.


С неё, например, можно отлично рассмотреть Городок на Ловати — старинное городище, давшее начало Великим Лукам, на склонах которого растёт потрясающее разнотравье, а с вершины открывается прекрасная панорама и ощущается настоящий простор!


Рядом с мостом стоит бетонное основание ДОТа. Металлический бронеколпак с него сняли уже больше двадцати лет назад, а вот бетон ещё крепкий и практически не крошится.



Ну и естественно, как же не спуститься вниз, к реке, не полюбоваться исполинским сооружением снизу, не насладиться тихим течением Ловати и не прикоснуться к шершавой каменной Бологое-Полоцкой железнодорожной кладке опоры.





Возвращаемся наверх и идём обратно, но на этот раз немного иначе. Чуть выше я упомянул более молодой бетонный мост, уходящий в сторону. Это часть большого и не реализованного из-за наступивших в стране перемен проекта, о котором здесь был целый занятный пост: myvl.ru/blog/15248.html
Вкратце: это несостоявшийся южный железнодорожный обход города на случай войны. Только если насыпь его провести успели, рельсов здесь так никогда и не было, и потому местные жители превратили планируемую железную дорогу в автомобильную.


Сам мост уже в довольно плохом состоянии, судя по белым сталактитам идёт выщелачивание бетона, что в недалёком будущем может привести к частичному или полному разрушению конструкции.


Переходим мостик и оказываемся на дороге, почти сразу уходящей за поворот:


За ним обнаруживаем практически аллею из молодых берёзок. Что интересно, там, между ними кружат просто тучи стрекоз. Вероятно, они выводятся в низине рядом, а среди берёз ловят себе добычу.


Дорога, кстати, проложена сквозь возвышенность, по обе стороны её — склоны.



Линия, где по вершине насыпи должны были идти пути видна абсолютно чётко, хотя местами колея, накатанная колёсами машин, делает резкие изгибы.



Доходим до окна в зарослях справа и поднимаемся на холм.


С него открывается очень живописный вид как в сторону города, так и на Касьяновский мост. Правда, мост хорошенько пофотографировать в этот раз не удалось — солнце было прямо за ним.


Спускаемся и идём по насыпи дальше.



В конечном итоге она выводит нас к старым колхозным постройкам между деревнями Жестки и Торчилово. Сейчас они огорожены, рядом висят таблички «Частная территория», а в коровнике действует лесопилка или некое древообрабатывающее предприятие.
Оглядываемся назад:


И идём на выход.


Вот такая получилась экспедиция. Ничего принципиально нового и неизвестного, но всё же, надеюсь, она может сподвигнуть приглядеться к обыденному, найти новые детали и по-новому посмотреть на мелькающие за окнами поезда привычные пейзажи.

Комментарии (8)

rss свернуть / развернуть
спасибо за пост! места детства, сразу захотелось взять камеру и тоже сходить пофоткать.
очень часто с ребятами ходили на мост, ползали там
свернуть ветку
Приятно, что сумел порадовать!=)
У меня тоже он с многими воспоминаниями из детства связан. Именно не Богдановский, хотя он и ближе, а Касьянвский — туда как-то чаще гулять ходили.

Сходите, рекомендую! Там сейчас красиво так — милое дело прогуляться и поснимать!
свернуть ветку
мало того что порадовали, я после вашего поста наткнулся на сайт «Псковские железные дороги», где случайно нашел фотографии дореволюционного керосинового склада на станции Опухлики (тот кто ездил в начала 2000-х туда помнит старинное маленькое здание из красного кирпича) которое я долго искал… на память сохранить
свернуть ветку
А я этот склад, кстати, отлично помню, да! Неужели его снесли? Был же вроде на месте не так давно.
свернуть ветку
я там был наверное лет 5 назад его уже не было…
свернуть ветку
Значит моё «не так давно» чуть старше пяти лет. Время быстро летит…
А вообще, это вандализм. Здание-то тоже в едином стиле выдержано, сейчас таких может уже и не осталось совсем. В нормальных областях такие памятниками признают, а в нашей сносят.
свернуть ветку
Вид на Касьяновский мост с Городища. Фото июля 2013.

Касьяновский мост, Городище.

Весенне-летний поход на Городище всей семьёй был нашей семейной традицией. А началось всё со школьной экскурсии вместе с нашим старейшим краеведом Полиной Ефимовной Ивановой. :)
свернуть ветку
Здорово!=)
У меня знакомство с Городищем тоже началось со школьной экскурсии, но уже с Галиной Николаевной Рожиной. И, наверное, именно тогда я впервые захотел заниматься краеведением.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения