История Великих Лук и окрестностей → Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 3: Путь действующий, путь заброшеный и путь не построенный
Новая часть повествования о заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Прошлые две части посвящены истории, они находятся здесь: myvl.ru/blog/local_history/16024.html и myvl.ru/blog/local_history/16027.html Рекомендую ознакомиться, если пропустили.
Данный пост построен на моих фотографиях, если нужен будет полный размер — пишите. И не удивляйтесь разной погоде: основная экспедиция была в солнечный день, но некоторые пасмурные фото сделаны чуть раньше или чуть позже. Таким образом, это своего рода сборка всего интересного, что есть на данном отрезке пути.
Итак:
Проезжать здесь мне доводилось много раз: именно по этой линии идёт поезд, пересекавший когда-то границу, чтобы проследовать до Полоцка, а теперь кружащий между Великими Луками, Невелем и Новосокольниками. Не раз доводилось и ходить здесь по разным надобностям. Конечно, за последний десяток лет она значительно изменилась, однако пейзажи здесь стали ещё красивее за счёт буйной растительности, окружающей железную дорогу и практически никем не контролируемой.
Путь мы начинаем по классике, от перекрёстка. Точнее, от переезда — второго Сеньковского.
В паре сотен метров от него влево уходит насыпь, по которой тоже когда-то шли рельсы.
Этот путь вёл на льнокомбинат, а ещё использовался при съёмках фильма «Пришёл солдат с фронта». По рассказу В.В. Орлова, снимавшегося в этом фильме, на территории у нынешних гаражей был построены декорации, и именно туда в одной из сцен прибывал поезд. Выходит, что этот кадр:
снимался примерно здесь:
И в дополнение, вот вся сцена на youtube: www.youtube.com/watch?v=rZfhkALgBps
Идём ещё сотню метров.
Оборачиваемся. На проходном светофоре горит жёлтый. Сигнал разрешается проследовать со скоростью не более 60 км/ч, следующий светофор закрыт.
Вообще, несмотря на то, что невельский дизель ходит только по пятницам и воскресеньям, поезда здесь не редкость — частенько ходят товарные. Также часто можно увидеть двухсекционые тепловозы, следующие, очевидно, в Невель и из него.
Ровно через километр от переезда встречаем фундамент и несколько яблонь. Точнее, фундамент сейчас уже совсем зарос и почти не виден, а вот яблони по-прежнему стоят и яблоки, надо сказать, дают вкуснейшие. Фундамент этот — бывший домик обходчика, сгоревший несколько лет назад.
Так это место выглядит сейчас:
А так — весной, пока трава ещё не высокая:
Напротив — заботливо застеленная ковром стоянка местных аборигенов с пивными стаканчиками и бутылками, разбросанными вокруг.
Кстати, стоит она на месте, где лет пятнадцать назад был второй путь. Если обернуться назад, то его будет хорошо видно — часть шпал ещё осталась.
На действующем пути среди деревянных шпал попадаются недавно поставленные бетонные.
Миновав поворот в деревню Никулино, скрытую от дороги небольшой рощицей, встречаем первое техническое сооружение — мост через канаву, кладка опор которого оформлена в классическом для БПЖД стиле.
Здесь остатки старого пути видны особенно отчётливо.
Уходя за живописные холмы, дорога делает поворот, а за ним, чуть пройдя, встречаем следующий километровый знак.
Миновав следующий поворот, выходим к деревне Малахово, напротив которой расположен ещё один мостик похожего типа.
Падать глубоко. А на дне — знак для снегоочистителей «Опустить нож, открыть крылья», который ставится после препятствия.
Со стороны мост выглядит вот так:
Это фото с прошлой весны, здесь помимо самого моста можно различить заросшие обычно остатки лесенок по обе стороны от него. Представляю, как красиво всё это смотрелось раньше!
Переезд сразу за пикетным знаком и уходящая вдалеке за поворот линия. Есть в этой картине что-то тоскливое.
Кстати, где-то здесь происходит одна интересная метаморфоза: до этого заброшенный второй путь шёл слева, теперь же, судя по следующему мостику и мосту над Ловатью, действующим становится именно левый путь. Входя в поворот, который виден впереди, рельсы плавно перемещаются с линии правого пути на линию левого.
Проходим поворот — и видим вдалеке одну из поворотных (в буквальном смысле) точек пути — Касьяновский мост.
Но прежде — сохранившийся деревянный дом линейного обходчика и ещё один небольшой мостик через канаву:
Слева через ту же канаву проходит бетонный мост, выглядящий полузаброшенным. К нему мы вернёмся позже.
А пока — вперёд, к огромному и красивому Касьяновскому!
Лет сто назад он был сдвоенным и выглядел вот так:
Сейчас действует только левый пролёт, правая стороны теперь стала отличной обзорной площадкой.
С неё, например, можно отлично рассмотреть Городок на Ловати — старинное городище, давшее начало Великим Лукам, на склонах которого растёт потрясающее разнотравье, а с вершины открывается прекрасная панорама и ощущается настоящий простор!
Рядом с мостом стоит бетонное основание ДОТа. Металлический бронеколпак с него сняли уже больше двадцати лет назад, а вот бетон ещё крепкий и практически не крошится.
Ну и естественно, как же не спуститься вниз, к реке, не полюбоваться исполинским сооружением снизу, не насладиться тихим течением Ловати и не прикоснуться к шершавой каменной Бологое-Полоцкой железнодорожной кладке опоры.
Возвращаемся наверх и идём обратно, но на этот раз немного иначе. Чуть выше я упомянул более молодой бетонный мост, уходящий в сторону. Это часть большого и не реализованного из-за наступивших в стране перемен проекта, о котором здесь был целый занятный пост: myvl.ru/blog/15248.html
Вкратце: это несостоявшийся южный железнодорожный обход города на случай войны. Только если насыпь его провести успели, рельсов здесь так никогда и не было, и потому местные жители превратили планируемую железную дорогу в автомобильную.
Сам мост уже в довольно плохом состоянии, судя по белым сталактитам идёт выщелачивание бетона, что в недалёком будущем может привести к частичному или полному разрушению конструкции.
Переходим мостик и оказываемся на дороге, почти сразу уходящей за поворот:
За ним обнаруживаем практически аллею из молодых берёзок. Что интересно, там, между ними кружат просто тучи стрекоз. Вероятно, они выводятся в низине рядом, а среди берёз ловят себе добычу.
Дорога, кстати, проложена сквозь возвышенность, по обе стороны её — склоны.
Линия, где по вершине насыпи должны были идти пути видна абсолютно чётко, хотя местами колея, накатанная колёсами машин, делает резкие изгибы.
Доходим до окна в зарослях справа и поднимаемся на холм.
С него открывается очень живописный вид как в сторону города, так и на Касьяновский мост. Правда, мост хорошенько пофотографировать в этот раз не удалось — солнце было прямо за ним.
Спускаемся и идём по насыпи дальше.
В конечном итоге она выводит нас к старым колхозным постройкам между деревнями Жестки и Торчилово. Сейчас они огорожены, рядом висят таблички «Частная территория», а в коровнике действует лесопилка или некое древообрабатывающее предприятие.
Оглядываемся назад:
И идём на выход.
Вот такая получилась экспедиция. Ничего принципиально нового и неизвестного, но всё же, надеюсь, она может сподвигнуть приглядеться к обыденному, найти новые детали и по-новому посмотреть на мелькающие за окнами поезда привычные пейзажи.
Данный пост построен на моих фотографиях, если нужен будет полный размер — пишите. И не удивляйтесь разной погоде: основная экспедиция была в солнечный день, но некоторые пасмурные фото сделаны чуть раньше или чуть позже. Таким образом, это своего рода сборка всего интересного, что есть на данном отрезке пути.
Итак:
Проезжать здесь мне доводилось много раз: именно по этой линии идёт поезд, пересекавший когда-то границу, чтобы проследовать до Полоцка, а теперь кружащий между Великими Луками, Невелем и Новосокольниками. Не раз доводилось и ходить здесь по разным надобностям. Конечно, за последний десяток лет она значительно изменилась, однако пейзажи здесь стали ещё красивее за счёт буйной растительности, окружающей железную дорогу и практически никем не контролируемой.
Путь мы начинаем по классике, от перекрёстка. Точнее, от переезда — второго Сеньковского.
В паре сотен метров от него влево уходит насыпь, по которой тоже когда-то шли рельсы.
Этот путь вёл на льнокомбинат, а ещё использовался при съёмках фильма «Пришёл солдат с фронта». По рассказу В.В. Орлова, снимавшегося в этом фильме, на территории у нынешних гаражей был построены декорации, и именно туда в одной из сцен прибывал поезд. Выходит, что этот кадр:
снимался примерно здесь:
И в дополнение, вот вся сцена на youtube: www.youtube.com/watch?v=rZfhkALgBps
Идём ещё сотню метров.
Оборачиваемся. На проходном светофоре горит жёлтый. Сигнал разрешается проследовать со скоростью не более 60 км/ч, следующий светофор закрыт.
Вообще, несмотря на то, что невельский дизель ходит только по пятницам и воскресеньям, поезда здесь не редкость — частенько ходят товарные. Также часто можно увидеть двухсекционые тепловозы, следующие, очевидно, в Невель и из него.
Ровно через километр от переезда встречаем фундамент и несколько яблонь. Точнее, фундамент сейчас уже совсем зарос и почти не виден, а вот яблони по-прежнему стоят и яблоки, надо сказать, дают вкуснейшие. Фундамент этот — бывший домик обходчика, сгоревший несколько лет назад.
Так это место выглядит сейчас:
А так — весной, пока трава ещё не высокая:
Напротив — заботливо застеленная ковром стоянка местных аборигенов с пивными стаканчиками и бутылками, разбросанными вокруг.
Кстати, стоит она на месте, где лет пятнадцать назад был второй путь. Если обернуться назад, то его будет хорошо видно — часть шпал ещё осталась.
На действующем пути среди деревянных шпал попадаются недавно поставленные бетонные.
Миновав поворот в деревню Никулино, скрытую от дороги небольшой рощицей, встречаем первое техническое сооружение — мост через канаву, кладка опор которого оформлена в классическом для БПЖД стиле.
Здесь остатки старого пути видны особенно отчётливо.
Уходя за живописные холмы, дорога делает поворот, а за ним, чуть пройдя, встречаем следующий километровый знак.
Миновав следующий поворот, выходим к деревне Малахово, напротив которой расположен ещё один мостик похожего типа.
Падать глубоко. А на дне — знак для снегоочистителей «Опустить нож, открыть крылья», который ставится после препятствия.
Со стороны мост выглядит вот так:
Это фото с прошлой весны, здесь помимо самого моста можно различить заросшие обычно остатки лесенок по обе стороны от него. Представляю, как красиво всё это смотрелось раньше!
Переезд сразу за пикетным знаком и уходящая вдалеке за поворот линия. Есть в этой картине что-то тоскливое.
Кстати, где-то здесь происходит одна интересная метаморфоза: до этого заброшенный второй путь шёл слева, теперь же, судя по следующему мостику и мосту над Ловатью, действующим становится именно левый путь. Входя в поворот, который виден впереди, рельсы плавно перемещаются с линии правого пути на линию левого.
Проходим поворот — и видим вдалеке одну из поворотных (в буквальном смысле) точек пути — Касьяновский мост.
Но прежде — сохранившийся деревянный дом линейного обходчика и ещё один небольшой мостик через канаву:
Слева через ту же канаву проходит бетонный мост, выглядящий полузаброшенным. К нему мы вернёмся позже.
А пока — вперёд, к огромному и красивому Касьяновскому!
Лет сто назад он был сдвоенным и выглядел вот так:
Сейчас действует только левый пролёт, правая стороны теперь стала отличной обзорной площадкой.
С неё, например, можно отлично рассмотреть Городок на Ловати — старинное городище, давшее начало Великим Лукам, на склонах которого растёт потрясающее разнотравье, а с вершины открывается прекрасная панорама и ощущается настоящий простор!
Рядом с мостом стоит бетонное основание ДОТа. Металлический бронеколпак с него сняли уже больше двадцати лет назад, а вот бетон ещё крепкий и практически не крошится.
Ну и естественно, как же не спуститься вниз, к реке, не полюбоваться исполинским сооружением снизу, не насладиться тихим течением Ловати и не прикоснуться к шершавой каменной Бологое-Полоцкой железнодорожной кладке опоры.
Возвращаемся наверх и идём обратно, но на этот раз немного иначе. Чуть выше я упомянул более молодой бетонный мост, уходящий в сторону. Это часть большого и не реализованного из-за наступивших в стране перемен проекта, о котором здесь был целый занятный пост: myvl.ru/blog/15248.html
Вкратце: это несостоявшийся южный железнодорожный обход города на случай войны. Только если насыпь его провести успели, рельсов здесь так никогда и не было, и потому местные жители превратили планируемую железную дорогу в автомобильную.
Сам мост уже в довольно плохом состоянии, судя по белым сталактитам идёт выщелачивание бетона, что в недалёком будущем может привести к частичному или полному разрушению конструкции.
Переходим мостик и оказываемся на дороге, почти сразу уходящей за поворот:
За ним обнаруживаем практически аллею из молодых берёзок. Что интересно, там, между ними кружат просто тучи стрекоз. Вероятно, они выводятся в низине рядом, а среди берёз ловят себе добычу.
Дорога, кстати, проложена сквозь возвышенность, по обе стороны её — склоны.
Линия, где по вершине насыпи должны были идти пути видна абсолютно чётко, хотя местами колея, накатанная колёсами машин, делает резкие изгибы.
Доходим до окна в зарослях справа и поднимаемся на холм.
С него открывается очень живописный вид как в сторону города, так и на Касьяновский мост. Правда, мост хорошенько пофотографировать в этот раз не удалось — солнце было прямо за ним.
Спускаемся и идём по насыпи дальше.
В конечном итоге она выводит нас к старым колхозным постройкам между деревнями Жестки и Торчилово. Сейчас они огорожены, рядом висят таблички «Частная территория», а в коровнике действует лесопилка или некое древообрабатывающее предприятие.
Оглядываемся назад:
И идём на выход.
Вот такая получилась экспедиция. Ничего принципиально нового и неизвестного, но всё же, надеюсь, она может сподвигнуть приглядеться к обыденному, найти новые детали и по-новому посмотреть на мелькающие за окнами поезда привычные пейзажи.
- +23
- AgentJester
- 13 июля 2018, 23:40
Комментарии (8)
rss свернуть / развернутьочень часто с ребятами ходили на мост, ползали там
свернуть ветку
У меня тоже он с многими воспоминаниями из детства связан. Именно не Богдановский, хотя он и ближе, а Касьянвский — туда как-то чаще гулять ходили.
Сходите, рекомендую! Там сейчас красиво так — милое дело прогуляться и поснимать!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А вообще, это вандализм. Здание-то тоже в едином стиле выдержано, сейчас таких может уже и не осталось совсем. В нормальных областях такие памятниками признают, а в нашей сносят.
свернуть ветку
Весенне-летний поход на Городище всей семьёй был нашей семейной традицией. А началось всё со школьной экскурсии вместе с нашим старейшим краеведом Полиной Ефимовной Ивановой. :)
свернуть ветку
У меня знакомство с Городищем тоже началось со школьной экскурсии, но уже с Галиной Николаевной Рожиной. И, наверное, именно тогда я впервые захотел заниматься краеведением.
свернуть ветку