История Великих Лук и окрестностей → Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 4: Невель-1. Мост в глуши
Вот уже и четвёртая часть рассказа о Бологое-Полоцкой железной дороге. Три предыдущие находятся здесь:
myvl.ru/blog/local_history/16024.html
myvl.ru/blog/local_history/16027.html
myvl.ru/blog/local_history/16055.html
Рекомендую заглянуть, если пропустили.
Этот пост — заключительный из первоначально планируемых, однако по мере появления новых материалов, я буду стараться пополнять серию новыми частями. В прошлый раз мы с вами гуляли по выезду из Великих Лук до Касьяновского моста и по непостроенному обходу города. Сегодня же я расскажу и покажу станцию, с которой тесно связано моё детство: Невель-1, а также поделюсь фотографиями с одной интересной прогулки 2013 года, которую хотел бы повторить в этом году.
Данный пост, как и предыдущий, состоит из моих фотографий, так что если для чего-то нужны будут полноразмерные фото — смело пишите, с удовольствием поделюсь.
Итак:
Невель-1. Эта станция при мне сменила уже несколько цветов, упорно не возвращаясь к своему исконному красно-белому. Сейчас, например, вокзал выглядит вот так:
Фирменная табличка РЖД вместо привычных крупных букв смотрится странновато. А флюгер, к слову, прошлым летом ещё работал.
Зал ожидания всегда закрыт, даже табличка снята. А было бы классно заглянуть внутрь. Там всегда прохладно, стоит полумрак и шикарная акустика. Вместо неудобных металлических кресел, которые стоят сейчас почти на каждом вокзале, здесь сохранились массивные деревянные скамьи. За наглухо замурованной задней дверью — зелень деревьев. А ещё на моей памяти там трижды переносили билетную кассу из угла в угол. В общем, по-своему чудесное место, которое я очень люблю.
Впрочем, закрыт и лишён таблички не только зал ожидания
Вообще, я помню это место совсем другим — шумным, полным людей, с проходящими каждые полчаса поездами, с постом безопасности и тележкой носильщика на месте металлической остановки. Будет ли оно таким ещё когда-нибудь?
Рядом с вокзалом, на выезде в город — жилой домик в классическом кирпичном стиле начала XX века.
Вообще, в Невеле множество кирпичных дореволюционных домов. По ним надо бы создать отдельный пост.
За домиком над дорогой перекинут заброшенный мост, но не тот, который является главным героем сегодняшнего поста. Он вёл с линии на базу запаса, но сейчас въезд на неё только с южной стороны, а этот, северный подход давно не действует.
Декор — классический для БПЖД
С южной стороны вокзала — небольшая братская могила воинов Советской Армии, погибших при освобождении Невеля, памятник на которой появился в 1965 году. Здесь nevelikc.ru/kraevedenie/osvobozhdenie-nevelya/voinskie-zahoroneniya-g-nevel/ под номером 10 можно почитать о ней подробнее, а также нажать ссылку «Список погребенных на захоронении здесь:» и скачать с яндекс-диска сканы документов, где перечислены все, кто покоится в этой братской могиле.
Рядом — отдельный памятник на могиле Героя Советского Союза Вячеслава Васильевича Смирнова, чьим именем в Невеле названа улица. Его подвиг заключался в подавлении немецкого ДЗОТа ценой собственной жизни, более подробно о нём и о подвиге можно почитать здесь: nevelikc.ru/kraevedenie/ulitsy-geroi-nevelya/smirnova/
Ну и наконец, как же без водонапорных башен? Вот эта станционная в последняя время, судя по всему, снова эксплуатируется, хотя ещё несколько лет назад выглядела совсем заброшенной.
На этом свежие фото заканчиваются и примерно от той же башни начинается поход 2013 года.
Невель — городок небольшой. Два шага от станции, чуть севернее основных дорог — и уже практически дикая местность.
На самом деле, идти туда совсем не далеко и недолго: раза в три меньше, чем от Сеньковского переезда до Касьяновского моста. По сторонам в основном рощи сменяются болотами и наоборот, иногда среди них мелькают такие вот предприятия, по виду которых сложно сказать, заброшены они или нет.
Кстати, в данный момент мы идём по заброшенной железнодорожной линии, рельсы и шпалы с которой убраны много лет назад. Но карты всё помнят! То, что это железная дорога говорит и советская карта 1937 года (место, где мы находимся в данный момент обведено красным кружком)
И немецкая 1942 года
А вот на карте 1988 года ни моста, ни пути, по которому мы идём, уже нет (жёлтыми линиями обозначены отсутствующие пути, красный кружок — наше местонахождение).
Восстанавливались ли они после войны? Не факт. Честно говоря, я не смог найти исчерпывающего материала по этому участку и мосту, поэтому могу лишь строить догадки и опираться на рассказы старожилов. Впрочем, если Вы что-то знаете и напишете в комментах — буду премного благодарен!
Сейчас со спутника это место выглядит так:
Пути, уходящие по бокам вверх — действующие, те, что перекрещиваются — заброшенные.
Кстати, отлично сохранилась насыпь. Если посмотреть налево, можно заметить, что линия шла по изрядной возвышенности.
Ещё пара поворотов — и впереди уже виднеется опора.
Подходим ближе
И вот он, во всей красе!
Обратите внимание на присущую Бологое-Полоцкой железной дороге кладку опор, их мощь и изящество! И да, вокруг них местные жители устроили песчаный карьер. Ну не пропадать же добру в самом деле!
Причём, песок роют под обеими опорами
Если присмотреться, на опорах можно найти множество следов войны.
Вообще, насколько я могу судить по характеру повреждений, после войны мост всё же не восстанавливали, а разрушен он был взрывом.
Забираемся наверх и осматриваем окрестности.
Вдалеке видна действующая линия в сторону станции Горушки.
Кой-где сохранились остатки металла:
Ещё немного подивимся на мощную конструкцию, до наших дней сохранившую былую прочность и красоту
И идём назад. А вот и Невель на горизонте.
Как я уже говорил в начале поста, надеюсь, в этом году удастся пройтись до моста снова. Уж очень он приглянулся мне своей внутренней мощью, изяществом и тем, что, прикасаясь к нему, можно ощутить, как прикасаешься к живой Истории.
Да и вообще, в Невеле неплохо бы было побывать снова.
Вот такая вот вышла не великолукская экспедиция. Хотя, с другой стороны, Невель был в составе Великолукской области, а потому вполне может быть отнесён к Великолукской земле.
myvl.ru/blog/local_history/16024.html
myvl.ru/blog/local_history/16027.html
myvl.ru/blog/local_history/16055.html
Рекомендую заглянуть, если пропустили.
Этот пост — заключительный из первоначально планируемых, однако по мере появления новых материалов, я буду стараться пополнять серию новыми частями. В прошлый раз мы с вами гуляли по выезду из Великих Лук до Касьяновского моста и по непостроенному обходу города. Сегодня же я расскажу и покажу станцию, с которой тесно связано моё детство: Невель-1, а также поделюсь фотографиями с одной интересной прогулки 2013 года, которую хотел бы повторить в этом году.
Данный пост, как и предыдущий, состоит из моих фотографий, так что если для чего-то нужны будут полноразмерные фото — смело пишите, с удовольствием поделюсь.
Итак:
Невель-1. Эта станция при мне сменила уже несколько цветов, упорно не возвращаясь к своему исконному красно-белому. Сейчас, например, вокзал выглядит вот так:
Фирменная табличка РЖД вместо привычных крупных букв смотрится странновато. А флюгер, к слову, прошлым летом ещё работал.
Зал ожидания всегда закрыт, даже табличка снята. А было бы классно заглянуть внутрь. Там всегда прохладно, стоит полумрак и шикарная акустика. Вместо неудобных металлических кресел, которые стоят сейчас почти на каждом вокзале, здесь сохранились массивные деревянные скамьи. За наглухо замурованной задней дверью — зелень деревьев. А ещё на моей памяти там трижды переносили билетную кассу из угла в угол. В общем, по-своему чудесное место, которое я очень люблю.
Впрочем, закрыт и лишён таблички не только зал ожидания
Вообще, я помню это место совсем другим — шумным, полным людей, с проходящими каждые полчаса поездами, с постом безопасности и тележкой носильщика на месте металлической остановки. Будет ли оно таким ещё когда-нибудь?
Рядом с вокзалом, на выезде в город — жилой домик в классическом кирпичном стиле начала XX века.
Вообще, в Невеле множество кирпичных дореволюционных домов. По ним надо бы создать отдельный пост.
За домиком над дорогой перекинут заброшенный мост, но не тот, который является главным героем сегодняшнего поста. Он вёл с линии на базу запаса, но сейчас въезд на неё только с южной стороны, а этот, северный подход давно не действует.
Декор — классический для БПЖД
С южной стороны вокзала — небольшая братская могила воинов Советской Армии, погибших при освобождении Невеля, памятник на которой появился в 1965 году. Здесь nevelikc.ru/kraevedenie/osvobozhdenie-nevelya/voinskie-zahoroneniya-g-nevel/ под номером 10 можно почитать о ней подробнее, а также нажать ссылку «Список погребенных на захоронении здесь:» и скачать с яндекс-диска сканы документов, где перечислены все, кто покоится в этой братской могиле.
Рядом — отдельный памятник на могиле Героя Советского Союза Вячеслава Васильевича Смирнова, чьим именем в Невеле названа улица. Его подвиг заключался в подавлении немецкого ДЗОТа ценой собственной жизни, более подробно о нём и о подвиге можно почитать здесь: nevelikc.ru/kraevedenie/ulitsy-geroi-nevelya/smirnova/
Ну и наконец, как же без водонапорных башен? Вот эта станционная в последняя время, судя по всему, снова эксплуатируется, хотя ещё несколько лет назад выглядела совсем заброшенной.
На этом свежие фото заканчиваются и примерно от той же башни начинается поход 2013 года.
Невель — городок небольшой. Два шага от станции, чуть севернее основных дорог — и уже практически дикая местность.
На самом деле, идти туда совсем не далеко и недолго: раза в три меньше, чем от Сеньковского переезда до Касьяновского моста. По сторонам в основном рощи сменяются болотами и наоборот, иногда среди них мелькают такие вот предприятия, по виду которых сложно сказать, заброшены они или нет.
Кстати, в данный момент мы идём по заброшенной железнодорожной линии, рельсы и шпалы с которой убраны много лет назад. Но карты всё помнят! То, что это железная дорога говорит и советская карта 1937 года (место, где мы находимся в данный момент обведено красным кружком)
И немецкая 1942 года
А вот на карте 1988 года ни моста, ни пути, по которому мы идём, уже нет (жёлтыми линиями обозначены отсутствующие пути, красный кружок — наше местонахождение).
Восстанавливались ли они после войны? Не факт. Честно говоря, я не смог найти исчерпывающего материала по этому участку и мосту, поэтому могу лишь строить догадки и опираться на рассказы старожилов. Впрочем, если Вы что-то знаете и напишете в комментах — буду премного благодарен!
Сейчас со спутника это место выглядит так:
Пути, уходящие по бокам вверх — действующие, те, что перекрещиваются — заброшенные.
Кстати, отлично сохранилась насыпь. Если посмотреть налево, можно заметить, что линия шла по изрядной возвышенности.
Ещё пара поворотов — и впереди уже виднеется опора.
Подходим ближе
И вот он, во всей красе!
Обратите внимание на присущую Бологое-Полоцкой железной дороге кладку опор, их мощь и изящество! И да, вокруг них местные жители устроили песчаный карьер. Ну не пропадать же добру в самом деле!
Причём, песок роют под обеими опорами
Если присмотреться, на опорах можно найти множество следов войны.
Вообще, насколько я могу судить по характеру повреждений, после войны мост всё же не восстанавливали, а разрушен он был взрывом.
Забираемся наверх и осматриваем окрестности.
Вдалеке видна действующая линия в сторону станции Горушки.
Кой-где сохранились остатки металла:
Ещё немного подивимся на мощную конструкцию, до наших дней сохранившую былую прочность и красоту
И идём назад. А вот и Невель на горизонте.
Как я уже говорил в начале поста, надеюсь, в этом году удастся пройтись до моста снова. Уж очень он приглянулся мне своей внутренней мощью, изяществом и тем, что, прикасаясь к нему, можно ощутить, как прикасаешься к живой Истории.
Да и вообще, в Невеле неплохо бы было побывать снова.
Вот такая вот вышла не великолукская экспедиция. Хотя, с другой стороны, Невель был в составе Великолукской области, а потому вполне может быть отнесён к Великолукской земле.
- +26
- AgentJester
- 20 июля 2018, 13:30
Комментарии (4)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку