↑ 

История Великих Лук и окрестностейБологое-Полоцкая железная дорога. Часть 2: архитектура

Продолжаем рассказ об одной из заповедных ныне железных дорог, проходящих через Великие Луки — Бологое-Полоцкой. В первой части речь шла о её истории, поэтому тем, кто пропустил, рекомендую ознакомиться: myvl.ru/blog/local_history/16024.html
Некоторые материалы в данном посте по-прежнему являются цитатами статьи «Сверхдальняя стратегическая железная дорога Бологое – Полоцк – Седльце» за авторством Людмилы Пост, взятой отсюда ok.ru/polotsk.history/topic/66559914953584
Также ряд фото взят с сайтов rusbestrailways.ru и pskovrail.ru

Итак:

Бологое-Полоцкая линия пролегла по безлюдной дикой местности, но при этом её внешний вид поистине впечатляет: все постройки, от мостов до подсобных сарайчиков, от вокзалов до паровозных депо, были выдержаны в своём, особом стиле, едином и авторском, спроектированном специально для этой дороги. Интересен тот факт, что у каждой дороги стиль был индивидуальным, неповторимым и не похожим на стили других железных дорог России.

Я не зря называю этот стиль именно авторским. Обратимся к статье «Сверхдальняя стратегическая железная дорога Бологое-Полоцк-Седльце»:
Известному историку транспорта, петербуржцу Ю.Л. Ильину удалось установить фамилии архитекторов, создавших столь самобытные здания. Это – Станислав Воловский и Владимир Мышак, поляки по происхождению.
Первый был достаточно хорошо известен в России и за рубежом, причем далеко за пределами железнодорожной отрасли.
Получив образование в Петербурге в институте гражданских инженеров, С. Воловский был одним из известных архитекторов Киева, представителем плеяды именитых мастеров модерна. Так или иначе, все это представители сугубо европейской ориентации в культуре.
Еще будучи студентом, С. Воловский выиграл конкурс на строительство в Киеве знаменитого костела св.Николая, сохранившегося до наших дней. Это был яркий архитектор, тонко понимавший внутреннюю суть возводимых объектов.
С. Воловский и В. Мышак передали в зданиях и сооружениях Бологое-Полоцкой взаимосвязь российского и западноевропейского зодчества, подчеркнув таким образом западное направление дороги, европейский колорит. В кирпичных объектах присутствуют и элементы польской готики, и помпезность официального европейского городского стиля рубежа ХIХ–ХХ веков (высокие окна с орнаментикой, монументальность и затейливость кирпичной кладки). Все объекты отличаются сугубо железнодорожной основательностью – усилены контрфорсами и дополнительными балками для защиты от содрогания и вибраций при проходе поездов.

Для визуального подтверждения мастерства С. Воловского — фото костёла святого Николая в Киеве.



Если же говорить о вокзалах, как об одних из главных элементов станционного ансамбля, то здесь можно особо выделить здания с элементами готики на основных станциях – III класса. Именно к ним принадлежали Великие Луки и Невель I.


Пассажирские здания на них были кирпичными в отличие от деревянных вокзалов линейных станций IV класса, кстати, несущих в себе элементы модерна.


Как метко выразился один мой коллега, вокзал в Великих Луках до войны больше напоминал сказочный дворец: тонкий декор окон, множество украшений, общая изящность форм – всё это делало пассажирское здание особо нарядным и торжественным, идеально подходящим к тону других больших и малых построек. А что же находилось внутри? Снова обратимся к статье по этому поводу:
В каждом вокзале имелись следующие отдельные помещения: крытые козырьком сени для входа со стороны вокзала и со стороны площади, почта, ламповая, в которой хранили и заправляли керосином фонари, контора начальника станции, телеграф, касса, багажное отделение, помещение дежурного сторожа.
Пассажирам первого и второго классов предоставлялись в пользование мужской и дамский ватерклозеты (канализация!) с умывальниками (причем дамская уборная была весьма внушительного размера, целая комната, которая так и называлась – дамская).
В вокзале было два зала ожидания: отдельно для пассажиров I-II и III классов. Вокзалы отапливались как изразцовыми прямоугольными, так и круглыми, так называемыми унтермарковскими печами. Они отапливались дровами и в любой мороз хорошо обогревали вокзальные и жилые помещения, несмотря на высокие потолки и большие окна здания. В залах ожидания титаны с холодной водой и кружкой на цепочке, имелись массивные деревянные скамьи с прямыми спинками и резными вензелями «М.П.С.»
В вокзалах III класса, помимо перечисленных объектов, были дополнительные комнаты для коменданта и его канцелярии, а также непременно буфет с «деревянным, обсыпанным землею ледником» во дворе для хранения провизии.

И действительно, если вспомнить наш современный вокзал, ещё сохранивший основные объёмы со времён первоначального, погибшего в войну, в нём чётко прослеживаются и два зала, и перечисленные служебные помещения, многие из которых сохранили своё назначение до сих пор, а в Невеле (в Луках, возможно, были, но не припомню) до сих пор в зале ожидания станции Невель I стоят такие огромные и всегда холодные скамьи. Естественно, вероятнее всего, не те, что были на станции с самого начала, но крайне похожие по описанию.
Интересно также и то, что если двигаться из Бологого в Полоцк, то все вокзалы кроме Осташкова и все платформы для пассажиров окажутся по левую сторону. Также несмотря на то, что дорога была однопутной, все опоры мостов и насыпи были заранее рассчитаны по ширине на возможную укладку второго пути. Это хорошо видно, например, на участке Великие Луки — Невель.

К сожалению, с течением времени старинные постройки уходят от нас. Перестроен после войны вокзал Великих Лук — он по-прежнему красив, но от былого прекрасного декора и авторского стиля не осталось практически ни следа.

Невельскому вокзалу повезло больше: он всего лишь успел сменить все возможные цвета, побывав на моей памяти не только красным, как задумано было изначально, но и розовым, жёлтым, кремовым…
Уходят и малые здания. Например, вот такой домик ещё стоял неподалёку от Сеньковского переезда в октябре 2016 года:

Месяц назад я нашёл от него лишь это:


Бологое-Полоцкую железную дорогу называют заповедной не зря: она, несмотря ни на что, не только одна из самых красивых, но и одна из самых сохранившихся в архитектурном плане, хотя с каждым годом эта сохранность всё больше находится под угрозой. Хочется верить, что это временно и в дальнейшем как можно больше зданий, принадлежащих дороге, получат статус выявленных объектов культурного наследия, будут отреставрированы и приведены в порядок.

Комментарии (2)

rss свернуть / развернуть

lukigrad.ru/res/albums/skvoznemecobektiv/131.jpg

Невельский вокзал. По ошибке попал на Лукиград.
свернуть ветку
Точно, Невель. Спасибо! А я искал его старую фотографию, но не смог найти, пришлось постить почти современную. Оказывается, она была ближе, чем я думал=)
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения