↑ 

История Великих Лук и окрестностейВеликие Луки в истории ВВС России. №1

100 ЛЕТИЮ ВВС РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

«12 августа 1912 года в составе русской армии был создан специальный орган военного управления авиацией и воздухоплаванием. Этот день официально установлен в России как День Военно-воздушных сил»
Из интервью с главнокомандующим ВВС России Виктором Бондаревым
«АиФ» №27, 2012

-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-1941-

И ПАВШИЕ СРАЖАЛИСЬ С ЖИВЫМИ…
29-й -1-й гвардейский истребительный авиаполк

В этой статье рассказывается об одном лётчике-истребителе 29 — 1 гвардейского
истребительного авиаполка (иап), о его боевых товарищах — все они в 1941 году стали
ПЕРВЫМИ ГВАРДЕЙЦАМИ ЛЁТЧИКАМИ-ИСТРЕБИТЕЛЯМИ в истории ВВС нашей страны.
Произошло это событие во время жарких схваток с немецкими захватчиками на
и над территорией тогда Калининской области в июле — октябре 1941 года

«Но когда затворили гати туземцы,
Каждый из них умолк.
И диким ужасом исказились лица немцев,
Увидя страшный русский полк.»
Велимир Хлебников «Смерть в озере»

Родился будуший военный лётчик Александр Попов в 1917 году в деревне Иванцево Великолукского района. Учился в Великолукской железнодорожной школе, работал в депо, «заболел» небом, авиацией — занимался в городском аэроклубе. В 1939 году поступил в Одесскую школу военных лётчиков. После её окончания был направлен в 29-й Краснознамённый истребительный авиаполк базировавшийся тогда на Дальнем Востоке.

В первых числах июля 1941 года 29-й иап в составе 31-й смешанной дивизии под командованием полковника С.И. Руденко (в будущем стал маршалом авиации и написал книгу мемуаров «Крылья Победы», в которой первую главу посвятил свои лётчикам и сражениям в 1941) вылетел на прифронтовые ародромы в районе Бологое, Андреаполя, Старой Торопы. Боевые действия лётчики начинают с 12 июля 1941 года. Они с воздуха прикрывают боевые действия 22-й (район города Великие Луки) и 29-й (район города Западная Двина) армий.29-й иап был оснащён устаревшими к тому времени «ишаками» и «чайками» — истребителями И-16 и И-153.

В отчёте о боевой деятельности 29-го иап указано, что
младший лейтенант Александр Васильевич Попов за время боевых действий
с 13 июля по 3 сентября 1941 года совершил 150 боевых вылетов (в среднем по три боевых вылета в день! — В.П.).
Провёл 22 воздушных боя.
Лично сбил 4 самолёта и 10 в паре (по другим источникам — лично сбил 3 и 11 в паре).

Из статьи в красноармейской газете «Вперёд за Родину» 22-й армии от 3 сентября 1941 года:
«Тов. Попов прекрасно знает район боевых действий. Часто пролетает над родным городом Л (буквой зашифрован город Великие Луки — В.П.), над своим домом. Здесь в аэроклубе, Попов — молодой слесарь-автоматчик — впервые стал летать на самолёте У-2. Теперь он первостатейный истребитель, гроза фашистских лётчиков, мужественно защищает Родину».
В день когда вышла эта статья в газете лётчик-истребитель А.В. Попов погиб в воздушном бою защищая свою Родину.
Газета «Вперёд за Родину» будет продолжать публиковать фотографии своего фотокора А. Зверева, на которых присутствует А.В. Попов и 14 сентября (фото) и 21 сентября (фото с политруком)…
И так на страницах красноармейской газеты погибший лётчик ещё 20 дней будет сражаться с фашистскими оккупантами…

Звание Героя Советского Союза присвоено лётчику-истребителю А.В. Попову 22 октября 1941 (посмертно). В этот день оно присвоено ещё и четырём его однополчанам.
9 ноября 1941 года 29-й Кранознамённый иап награждён орденом Ленина.
6 декабря 1941 года 29-й Краснознамённый ордена Ленина иап переименован в 1-й Краснознамённый ордена Ленина гвардейский иап. А его лётчики живые и мёртвые стали первыми лётчиками-истребителями гвардейцами в истории ВВС нашей страны.

Стал гвардейцем (посмертно) и наш земляк Герой Советского Союза лётчик-истребитель 29-го — 1-го гвардейского иап Александр Васильевич Попов.

Именем славного лётчика в Великих Луках названы улица, проезд и школа, на которой располагается памятная доска.
Приказом Министра Обороны от 15 мая 1967 года А.В. Попов навечно зачислен в списки личного состава авиационного полка.

Интересный и символичный факт. В ноябре 1942 года на Калининский фронт в 3-ю воздушную армию на новых самолётах Як-7б вернулся 1-й гвардейский иап. «Орлы» вернулись, чтобы в память о своих погибших здесь в 1941 году товарищах сокрушить фашистов и освободить Великие Луки. Лётчики-гвардейцы летали в составе 2-го истребительного авиакорпуса и поддерживали войска, наступавшие севернее города. 9-го января 1943 года 1-й гвардейский иап перебазировался на Волховский фронт и принял участие в прорыве блокады Ленинграда.

Под гвардейским знаменем лётчики-истребители полка долетели до Берлина, Праги и Великой Победы!

Владимир Павлов
Великие Луки

Почитать по теме «29-й — 1-й гвардейский иап»:
Руденко С.И. «Крылья Победы»
lib.rus.ec/b/217528/read
militera.lib.ru/prose/russian/moskovsky_vp/01.html
www.lib.mn/blog/_/134318.html
Сборник «Северный Сталинград. Великие Луки в Великой Отечественной войне 1941 — 1945» (Великие Луки, 2008):
1941 — с. 45-49, с. 61-67
militera.lib.ru/h/dyachenko_gh/01.html

Почитать по теме «ВВС России и Великолукская земля» на myvl.ru:
1. myvl.ru/blog/local_history/6228.html
КАРАБАС «Илья Муромец в Новосокольниках»;
2. myvl.ru/blog/local_history/2460.html
ВЕЛИКОЛУЧАНКА «1 мая и великолукская авиация»;
3. myvl.ru/blog/local_history/2486.html
БАКУГАН «Аэродром Сталина»
  • +2
  • AXA
  • 25 июля 2012, 22:09

Комментарии (26)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • AXA
  • 25 июля 2012, 22:11
  • #
  • 0
О сотрудниках газеты «Вперёд за Родину»
22-й армии, в частности, о фотокоре
Александре Афанасьевиче Звереве
прочитать можно здесь:
voenspez.ru/index.php?topic=10667.40
свернуть ветку
Странно, ФИО героя статьи упоминается 10 раз, а ваше собственное только 3 (три) раза — непорядок какой-то…

P.S.
«Орлы» вернулись, чтобы в память о своих погибших здесь в 1941 году
Скорее «соколы», ну да ладно.
свернуть ветку
Благодарю за внимательное прочтение.
Вы первый оставили коммент, поэтому вам +++
«Орлы», «соколы», лётчики — все они птицы, поскольку летают…
Хотелось бы, ваших историй о военных лётчиках, которые так или иначе связаны с Великими Луками…
Ждите следующих частей по этой теме…
свернуть ветку
«Орлы», «соколы», лётчики — все они птицы, поскольку летают…
Начиная с 30-х годов прошлого века, т.е. со времен полетов на рекордные расстояния, спасения «челюскинцев» и т.д. Военных летчиков (гражданских пилотов тогда просто не было) стали именовать «сталинские соколы» и другими всевозможными производными со словом сокол…

Ждите следующих частей по этой теме…
Давайте только не про Николая Гастелло. Есть желание — можем об этом поговорить позже.
свернуть ветку
Отличные добавления!
Особенно, про «соколов»
«Орлов» придумал сам, честно признаюсь.
Они не такие историчные как «соколы».
Но с другой стороны, если человек сделал хорошее дело, мы с вами коротко и ёмко восклицаем похвалу: «Орёл!»
Так что примите и орлов, тем более — они избавлены от прилагательного сталинский…

На счёт Гастелло тема большая и не однозначная…

Жду ваших новых любых комментов.

В городе много людей связанных с авиацией, её знатоков, коллекционеров моделей самолётов…

И ЭТО ЗДОРОВО!!!
свернуть ветку
Слышал, что в районе Плотично был аэродром с которого летал Маресьев… может легенда?
свернуть ветку
А где это Плотично находится?

580 иап, в котором воевал Маресьев до ранения, базировался на Северо-Западе. Сбили его в районе Старой Руссы.
свернуть ветку
Плотично находится на старом Торопецком тракте. От нас с М9 поворот на Жижицу направо с 1 км.
свернуть ветку
Далековато для Як-1 (и вообще для фронтовых истребителей времен ВОВ) на которых летал полк Маресьева, но… Утверждать обратное не буду, надо смотреть историю 580 иап, что сложно для полка не просуществовавшего и трех месяцев.
свернуть ветку
Еще аэродром был на Жижицком озере между Михайловским и Раонью справа от дороги ведущей в Раонь от Михайловского. Сейчас узнаваемо место.
свернуть ветку
А где поточнее?


свернуть ветку
Ответил в личку.
свернуть ветку
Аэродромов было много. Вполне мог быть и в Плотично. Например, в августе 1941 г., 29-й иап (полк
А. Попова) базировался в Старой Торопе и летал на задания в районы Великих Лук, Новосокольников и Невеля.
Хотя существовали и полевые аэродромы — например в Великополье.
Про аэродромы напишу в следующей части…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 27 июля 2012, 00:06
  • #
  • 0
Вот тут интересно про 29-й, А.Попова и Великие Луки
ПРОЧИТАЙТЕ:
militera.lib.ru/h/dyachenko_gh/01.html
свернуть ветку
За ссылку спасибо, но как-то не так…

Могу Вам посоветовать прочесть — Википедия о кардиологии — не думаю, что Вы согласитесь с написанным.

А по авиации, кроме меамуров (зачастую вымышленных и приписанных), можно почитать, из наших, господина Драбкина — его книги тут (много документалистики)… Надо и фрицев еще читать (сразу не вспомнил и на полке не вижу).

Из последнего прочитанного

свернуть ветку
Из фрицев лучше всех. имхо. тему раскрыл Вальтер Швабедиссен. Драбкина читать интересно. Но если хочется серьезного анализа — его становится маловато…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 28 июля 2012, 23:11
  • #
  • +2
ПЕРВЫЙ ТАРАН

Первая массированная бомбёжка Великих Лук была 2 июля 1941 года
И в этот же день лейтенант, старший лётчик 11-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО Степан Семёнович Гошко возле Великих Лук ( в Великих Луках) таранным ударом сбил немецкий бомбардировщик Xе-111, а свой самолёт Як-1 благополучно приземлил. Это был первый таран среди лётчиков ПВО страны (Московской зоны ПВО)
По мнению краеведа А.И. Сизова это был, возможно, первый воздушный бой в ходе Великой Отечественной войны в небе Великих Луки. Причём бой — удачный для нашего лётчика.
5 июля наш «сокол» приземлил и ещё одного немца — в Великих Луках был сбит Ю-88
Указом от 24 июля 1941 года награждён орденом Ленина. Орден вручён 22 августа в Москве.

За время войны С.С. Гошко сбил 8 + 7 (8 + 2) самолётов противника, совершил 215 боевых вылетов.

Боевые награды: ордена Ленина, красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медали.

После увольнения в запас проживал в городе Речица Гомельской области.

Использованы материалы А.И. Сизова и другие источники…

Кстати в наградном листе к ордену Ленина от 24 июля 1941 в графе за что награждён написано:
«За отражение вражеской авиации на Москву)
В небе Великих Лук уже в первый месяц войны наши лётчики защищали столицу…
свернуть ветку
ВТОРОЙ ТАРАН

Совершил через день 3 июля младший лейтенант Пётр Александрович Мазепин. Прикрывая станцию Великие Луки он смело атакует группу бомбардировщиков, один самолёт сбивает, рассеивает их строй. Но один немецкий бомбер упорно следует к станции, чтобы сбросить свой смертоносный груз на скопление эшелонов с грузами, с ранеными бойцами, уезжающими мирными жителями мирными…

Нагнав врага, Мазепин стремительным ударом таранит его самолёт. После удара оба самолёта падают, но нашему «соколу» удаётся посадить свой Як-1.

Когда боевые друзья вытащили лётчика из кабины, он был без сознания. Его направили в городскую больницу. Здесь он скончался.

За мужество, проявленное в бою в небе Великих Лук лётчик-истребитель младший лейтенант Пётр Александрович Мазепин удостоен высшей награды Советского Союза — ордена Ленина (посмертно).

(использована статья В. Кузнецова (г. Подольск) из газеты «Псковская правда»)
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 04 августа 2012, 23:43
  • #
  • 0
  • avatar
  • AXA
  • 13 августа 2012, 18:49
  • #
  • 0
«Не мы, а правнуки наши будут лететь по воздуху, аки птицы»…
Пётр Великий
свернуть ветку
Вы заболели?
свернуть ветку
Вместе с Петром…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 14 ноября 2012, 18:22
  • #
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения