↑ 

История Великих Лук и окрестностей"Илья Муромец" в Новосокольниках

Ровно 98 лет назад (хоть и не кругло – а все равно давно) в Ново-Сокольниках (именно так они тогда писАлись) приземлился «ероплан», да не простой! Дальше под катом – много букв, есть картинки и немного авторской фантазии…

Лето четырнадцатого года выдалось жарким. Недолгая прохлада коротких ночей уже через пару часов после восхода сменялась душным пеклом. В воздухе висело дымное марево – горели леса, горели болота…
На станции слышался мерный перестук молотков обходчиков, у водокачки деловито попыхивал паровоз. Господа в вокзальном буфете в ожидании поезда шелестели газетами и спорили о политике: всех занимали убийство эрцгерцога и новый балканский кризис.
И тут вдруг сквозь перестук молотков и обычный железнодорожный лязг послышалось ровное рокотание. Оно нарастало, оборачивалось не рокотанием уже – ревом, и доносилось не с железнодорожных путей, не с Сокольницкой дороги – с неба!
Господа побросали газеты, трости и бросились вон из вокзала. Станционные рабочие оставили работу. Какой-то мужичонка хватал за узду храпящую и норовящую встать на дыбы лошадь. И все, задрав головы, смотрели в небо. А там, рокоча четырьмя своими моторами, описывала круги и снижалась над станцией огромная птица…

Если бы было принято начинать отсчет нового столетия с самого важного изобретения, то началом ХХ века, вне всякого сомнения, стало бы 17 декабря 1903 года. В этот день в небо поднялся первый аэроплан братьев Уильбура и Орвилла Райтов. С этого дня «аппараты тяжелее воздуха» все более активно начали теснить ставшие уже привычными аэростаты. То было время безоглядной романтики. Первые самолеты напоминали колумбовы каравеллы – на них, построенных наугад из тонкой фанеры и парусины, первые авиаторы отправлялись покорять пятый океан. Одним из пионеров авиации в России стал поляк по рождению, потомок православного священника, сын дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета Игорь Иванович Сикорский.

Первый построенный им аэроплан БИС-2 (Былинкин, Иордан, Сикорский) поднялся в воздух 3 июня 1910 года в Киеве. За ним последовали второй, третий, четвертый… Машины усложнялись и совершенствовались, на Второй Международной воздухоплавательной выставке в Москве самолет Игоря Сикорского поднимал в воздух 5 пассажиров и летал с «сумасшедшей» по тем временам скоростью в 117 км/ч. Вскоре его пригласили в столицу, где, наконец, он смог заняться осуществлением своей мечты – постройкой большого многомоторного самолета…
Так в январе 1914 года появился на свет первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». После ряда испытательных полетов в окрестностях Санкт-Петербурга было решено устроить машине настоящее испытание. Им стал перелет Санкт-Петербург – Киев и обратно.
Сикорский на фоне «Ильи Муромца»

Он же — за его штурвалом

«Белой» петербургской ночью с 16 на 17 июня экипаж в составе пилота капитана Х.Ф.Пруссиса, штурмана лейтенанта Г.И.Лаврова, механика В.С.Панасюка и самого И.И.Сикорского поднялись в небо и взяли курс на Киев. В те времена не было ни диспетчерской службы, ни тем более спутниковой навигации – аэроплан вели по картам, компасу и ориентирам на земной поверхности. Главными ориентирами были реки и …железные дороги. Именно вдоль линии Санкт-Петербург – Витебск и направился «Илья Муромец» на юг. По истечении восьми с половиной часов полета воздушный корабль достиг Орши, где его заправили горючим, и он продолжил путешествие. К сожалению, сразу после взлета в Орше возникла поломка в одном из двигателей, из-за разлившегося бензина вспыхнул пожар. Пришлось спуститься на деревенском поле и потратить день на устранение неисправности, так что в Киев авиаторы прибыли только спустя сутки.

Полторы недели «Илья Муромец» провел в Киеве, совершая ежедневные демонстрационные полеты, и вот наступило 29 июня (это по старому стилю, по новому – как раз 12 июля), когда он поднялся в воздух в очередной раз и взял курс на север. На это раз местом промежуточной посадки должна была стать маленькая железнодорожная станция Новосокольники. Тут мы предоставим слово самому герою:

…Корабль по-прежнему шел спокойно. Полет приходил к концу. Уже вдали можно было различить Новосокольники, где и предполагалось спуститься.
Когда корабль приблизился, можно было без труда увидеть поле, где был заготовлен бензин. На нем, согласно уговору, была разостлана полоса белого полотна, около аршина ширины и аршин двадцать длиною. Эта белая полоска была отчетливо видна с полутораверстной высоты, на которой находился «Илья Муромец».
Начался спуск. С моторами, работавшими самым малым ходом, воздушный корабль быстро скользил вниз, описывая большие круги примерно над местом, куда предполагалось опуститься. На высоте в 1,5 версты было полное спокойствие. Ниже началась качка, и чем дальше спускался корабль, тем резче и сильнее становились воздушные вихри. Приходилось все время выравнивать корабль от резких движений и наклонов. Особенно сильными сделались эти порывы и вихри ниже 300 саженей. Одновременно с этим свежесть и прохлада верхних слоев сменилась душной летней жарой. Эти несколько минут управления кораблем на малой высоте были более утомительны, чем 7,5 часов полета в спокойном прохладном воздухе наверху. Впрочем, это все продолжалось недолго, т. к. вскоре аппарат опустился на землю. Было 11 часов утра. Было очень жарко. Сейчас же начали наливать бензин. На этот раз работа была выполнена очень скоро, т. к. поехавший от завода инженер, заготовил заранее бутылки с сжатым воздухом. Последний был пущен в железные бочки с бензином и в результате бензин через широкие трубы полился сильной струей в резервуары воздушного корабля и все было закончено в полчаса. В это время участники полета совещались между собой относительно дальнейшего пути. Дело в том, что в воздухе на небольшой высоте было очень неспокойно, а перегруженная бензином машина не сможет сразу подняться высоко. Но главное, из разговоров с железнодорожными служащими, собравшимися в большом числе, чтобы посмотреть на воздушный корабль, выяснилось, что севернее Новосокольников вскоре начинается обширная полоса лесных пожаров.
Душный летний день, земля, накаленная палящим солнцем и пожарами, и при этом большое количество озер и болот — все это должно было создать в воздухе сильнейшие вихри и воздушные ямы. Время приближалось к 12 часам дня. Корабль был уже готов. Я сказал Лаврову, что может быть лучше будет подождать несколько часов и вылететь под вечер. Однако штурман настаивал на том, чтобы вылетать немедля, чтобы, таким образом, весь путь от Киева до Петрограда совершить в более короткое время.
Так и было решено поступить. Вновь зашумели моторы, и через несколько минут «Илья Муромец» снялся с поля и полетел на север…»

И.И.Сикорский. Воздушный путь. (http://militera.lib.ru/research/sikorsky/index.html)
Увы, не случилось в те времена рядом фотографов. Или случились — да фотографии до наших дней не дошли. А могло это выглядеть, например, вот так:

Или так:

Путешествие окончилось благополучно. Весь путь (с учетом дозаправок) воздушный корабль проделал за тринадцать с небольшим часов, вдвое быстрее, чем самый скорый курьерский поезд. Так, в самом начале нового века, пересеклись судьбы двух его ровесников – маленького станционного поселка Новосокольники, которому от роду шел всего тринадцатый год, и авиации, которая моложе его всего на полтора года.
Этот полет побил сразу несколько рекордов: и на дальность. И на длительность, и т.д… К сожалению, событие осталось почти незамеченным – мир был занят другим. Спустя три недели Европу охватила Первая Мировая война…
Вместе с Сикорским в этом полете был один из первых русских военных летчиков, морской лейтенант Георгий Иванович Лавров. Интересно, что чувствовал он, пролетая всего-то в двадцати верстах от родового имения, которое находилось в деревне Говорово (нынешнее Руново), где на старом кладбище покоился прах его предков?

Г.И. Лавров происходил из старинного и разветвленного дворянского рода. Более известна другая ветвь, владевшая селами вблизи нынешней Насвы – из нее вышли знаменитый профессор Ленинградской консерватории Н.С.Лавров, и еще более известный «народник» П.Л.Лавров, известный всем по учебникам истории как основоположник одного из трех течений «народничества» — «пропагандистского»…
Представителей же этой ветви Лавровых более привлекало небо. Отец лейтенанта Лаврова, вице-адмирал Иван Михайлович Лавров, был в свое время градоначальником Севастополя, а также комендантом крепости Кронштадт. Был у Георгия Ивановича и старший сводный брат – Михаил, закончивший Морской кадетский корпус в 1894 году вместе со знаменитым впоследствии «АДМИРАЛОМЪ» Колчаком. Михаила, в отличие от младшего брата, более привлекали летательные аппараты легче воздуха: он был одним из первых моряков, окончивших Учебный воздухоплавательный парк военного ведомства в 1902 году. В 1904 году, оказавшись в осажденном японцами Порт-Артуре, предпринял попытку создать там из подручных материалов воздушные шары для корректировки артиллерийского огня по японским позициям. Погиб при отражении японской атаки. Сохранилось завещание, в котором Михаил Иванович просил похоронить его в запаянном металлическом ящике на территории воздухоплавательного парка, чтобы жена или родственники могли после войны перевезти его тело в родовое имение (с. Говорово Псковской губ.).
Год спустя в севастопольское небо поднялся воздушный шар Черноморского воздухоплавательного отделения, названный в честь него «Лейтенант Лавров». Ау, воздухоплаватели! Вот и еще одна фамилия «основоположника», в дополнение к Нилу Кирпичеву. Вот бы возродить славную традицию, и поднять именной шар в честь лейтенанта Лаврова теперь уже над Великими Луками!

Историческая справка:
«Илья Муромец» — первый в мире тяжелый бомбардировщик, серийное воплощение проектов И.И.Сикорского «Гранд» и «Русский Витязь». Всего было построено около 80 машин. С 1914 года – в составе Воздушного флота Императорской армии, участвовал в сражениях I Мировой войны. Состоял на вооружении ВВС РККА до 1923 года.
И.И.Сикорский (1889-1972)– известный авиаконструктор, начавший с неудачных попыток построить первый вертолет (Киев, 1909-1910гг.). После 1917 года эмигрировал из охваченной Гражданской войной России во Францию, затем в США, где основал преуспевающую авиастроительную компанию «Сикорски аэроинжиниринг корпорейшн». В 40-е гг. вернулся к своей давней мечте и начал строить вертолеты, первым в США освоил их промышленный выпуск уже в годы Второй Мировой войны для нужд американской армии. На долгие годы фирма Сикорского стала законодателем авиационной моды в этой области. Достаточно сказать, что все американские президенты неизменно вот уже более полувека летают исключительно на вертолетах компании Sikorsky Aircraft…
Г.И.Лавров (1889 – 1917) – Один из первых русских военных летчиков. В 1915 году перешёл из морской авиации в Эскадру Воздушных Кораблей. Там он вначале командовал одним из «Муромцев», а затем возглавил 2-й боевой отряд. Лавров был одним из лучших лётчиков и командиров Эскадры. Увы, 12 мая 1917 года у г.Микулиста у бомбардировщика, пилотируемого Лавровым, сломалась в воздухе одна из стоек. Г.И.Лавров разбился со всем экипажем. Стойку подпилили «рэвалюционные» солдаты, распропагандированные большевиками. Россия стремительно скатывалась в Смуту…
  • +43
  • karabas
  • 12 июля 2012, 01:23

Комментарии (6)

rss свернуть / развернуть
Годный пост, "+" однозначна!

А вот к Сикорскому, пшеку хохляцкого происхождения, у меня довольно сложное отношение.
свернуть ветку
познавательно, спасибо
свернуть ветку
Ух. Еле осилила. Спасибо огромное!!! Безумно интересно.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 12 июля 2012, 22:06
  • #
  • 0
СПАСИБО, Карабас!
Отличная статья к 100 летию ВВС России…
Про лейтенанта Лаврова (пилота аэростатов) делал доклад и краевед А.И. Сизов.
Идея с именным аэростатом ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!!! Творческих Высот и Откровений…
свернуть ветку
Дык… Не за что. Статья эта (в основной ее части) лет семь назад еще была опубликована в «Великолукских былях», да и в Сети «висит». Только про Лавровых добавил…
свернуть ветку
Дык… за Лавровых и спасибо…
100 лет ВВС России будут широко отмечать в августе…
При желании можете на авиасалон в Жуковский сьездить…
БУДЕМ…
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения