↑ 

История Великих Лук и окрестностейСколько церквей было в Великих Луках и где они стояли?

Так сколько же было храмов в Великих Луках? Участники осады города 1580 года говорят, что в городе было от 30 до 40 церквей, но все они были деревянными и до нас, естественно, не дошли. Но храмы жители восстанавливали. Юрасов А. В., когда писал книгу о средневековых Великих Луках, и то мало, что смог найти о церквях, стоявших в городе до 17 века. Много у него слов «возможно», «предположительно». Так что уж не будем пока лезть в дебри, а разберемся с тем, что поближе, с веком 19.
Андреева Тамара Михайловна (бывший директор и по сути создатель музея Виноградова) в серии статей в ВП описывает все храмы, имевшиеся в городе на начало 20 века.
Было их всего 16, включая костел, кирху и синагогу. Таким образом, православных — 13. Под храмами подразумеваются отдельностоящие здания (оговорку я делаю потому, что в большинстве православных храмов имелось несколько церквей, находящихся под одной крышей). Читайте ниже и всё станет ясно.

1. Троицкая церквь (1600 год). Двухярусная. Верхняя церквовь Троицкая, нижняя — Рождественская. Храм имел пять престолов: Живоначальной Троицы (в верхнем этаже), Рождества Христова в нижнем, с двумя приделами Антиппы и Мартирия, в колокольне — во имя Михаила. Троицкая церковь находилась на месте теперешнего главного корпуса ВГСХА.



2. Введенская (официально: Введения во храм Пресвятой Богородицы). (1670-1777). Находилась в районе дома №9 по ул. Ботвина. Единственная не каменная на тот момент в городе. Нижняя часть и колокольня были кирпичными, верхняя — деревянная.



3. Первый Воскресенский собор (1682-1692). Имел два придела: во имя Рождества Богородицы (1816) и во имя Владимирской иконы Божией Матери (1826) (располагался с северной строны). Собор находился в крепости, на этом месте сейчас видны остатки фундамента.



4. Богоявленский собор (1757, перестроен 1784). В народе назывался вторособорной Николаевской церковью. Имел два престола: Богоявления и Святого Николая.



5. Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре (1690-1712). Пятиглавая церковь с двухярусной колокольней (перестойка 1781 года). В храме был придел Сергия Радонежского.



6. Надвратная церковь Иоанна Воина в Троице-Сергиевском монастыре (1754). Построеа в память о пожаре 30.07.1738.

7. Двухэтажная церковь Иоанна Предтечи (1786) в Троице-Сергиевском монастыре. Первый этаж — церковь Ионна Предтечи, второй — церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.

8. Вознесенская церковь (1752) имела три престола: Вознесенский, пророка Илии, Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Подробнее о храме читайте тут.



9. Пятницкая. В 1731 построена одноэтажной, в 1784 перестроена в двухэтажную. В первом этаже — церкви Пятницкая и Богородицы Одигитрии, во втором — Входоиерусалимская. Разобрана в 1953 году.



10. Спасо-Преображенская (1765). На первом этаже была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором — церквь Преображения Господня.



11. Каменный храм Покрова (1751). Два престола: Покрова и Великомученика Геория.



12. Успения Божией Матери на Коломенском кладбище (1795-1798).



13. Церковь Казанской Иконы Божией Матери (1821) с приделом Всех Святых.



Карта (как умею, если неточно — поправьте).



Вот, что есть у меня. Давайте разбираться вместе пока с этими. Отлично будет, если дополните фотографиями и данными (реальными, конечно, а не мифическими).

Комментарии (90)

rss свернуть / развернуть
Ну вот! Наконец-то! Спасибо огромное!
свернуть ветку
Пожалуйста, чем могу, так сказать )))
свернуть ветку
Не понял, а Никольская = 4? Или что-то я упустил?
свернуть ветку
Всё правильно, Никольская — народное название.
свернуть ветку
Классный пост)
свернуть ветку
На втором фото (3. Первый Воскресенский собор) это виселица или качели?
свернуть ветку
Вопрос, конечно, интересный. Виселица, вряд ли (рядом какой-то хозсарай, за ним дрова, как-то неподходяще местечко). Качели тоже маловероятны. Может быть, било висит какое-нибудь, стучать — на обед созывать?
свернуть ветку
для «било» высоковата конструкция, мне кажется.
20-ый год, люди в форме…
свернуть ветку
Согласна высоковато, но и для качелей тоже и высоко и не место. А почему 20-ый год?
свернуть ветку
не место — может. Чем выше качели, тем больше амплитуда.
На фото слева, внизу ..20.
свернуть ветку
Это номер фото в комплекте фотографий города.
свернуть ветку
справа реальное училище, если мне память не изменяет, люди в форме — учащиеся. соответственно можно предложить что «виселица» спортивный снаряд
свернуть ветку
samosval, точно изменяет. В крепости были, помимо церкви: пороховой погреб, казармы, гауптвахта, магазины, амбары, кузница, комендантский двор, канцелярия, тюрьма, продовольственные склады.
Реальное училище было рядом с Пятницкой )))
свернуть ветку
ой магазины
свернуть ветку
да, погуглил похоже это казарма местного гарнизона

свернуть ветку
Как раз искала эту фоторафию))) Тут ещё ни сарая, ни перекладины загадочной.
свернуть ветку
про спортивный снаряд тоже подумал (если предположить, что дальше, тоже часть спорт. сооружений(прямоугольные окна).
А так, наличие и назначение только одной лестницы/каната/колец непонятно.
свернуть ветку
А подразмяться утречком? Вышли из казармы и на снаряд. Как вам идея?
свернуть ветку
Да, наверное снаряд. А утречком или вечерком -это как прикажут)
свернуть ветку
Больше похоже на качели, вон и студент стоит раскачивает.


свернуть ветку
Ух, и впрямь на качели очень похоже.
свернуть ветку
Velikolu4anka, здорово! Просто молодчина! Где-то я видела изображение Введенской церкви (не фото, а рисунок). Найду, скину.
свернуть ветку
Буду очень благодарна. Власов, если не перевираю фамилию, делал графические рисунки всех наших церквей. Но я не помню, где их видела, а может быть, и не видела.
свернуть ветку
Где я видела её изображение — я вспомнила. Как-то пораньше, лет 10 (или уже больше) назад к Великолукским Ведомостям выходило приложение «Великолукские были». Там печатались многие интересные исторические заметки. В том числе там я впервые прочитала про Введенскую церковь и что рядом с ней было кладбище. Вот там и было изображение её в виде рисунка. Запомнилось очень хорошо, прямо до сих пор перед глазами. Эти Были я собирала. Но вот где теперь эта папака?!!! Порылась дома, найти не могу. Может у родителей? Попросила маман поискать, может где отыщется.
свернуть ветку
Не Ведомости выпускали, а Стерх (ну это так, ради справедливости).
свернуть ветку
Главное, найти )))
свернуть ветку
  • avatar
  • Amur
  • 17 марта 2011, 16:59
  • #
  • 0
Мне очень понравились слова Карамзина.
Приведу на эту тему слова Сэра Вальтера Скотта:
«Breathess there a man with soul so dead,
Who never to himself hath said,
'This is my own, my native land!'
Whose heart hath never within him burned,
As home his footsteps he hath turned
From wandering on a foreign strand
свернуть ветку
Breathes — с одним S на конце.
свернуть ветку
Молодец! как всегда-шедеврально!
Все же еще с прошлого топика «Сколько храмов на фото?» не понять мне, что за
церковь Великомученика Георгия (Егорьевская) Объясните, пож-та.
свернуть ветку
Не по теме малость, но я тут нашла такой альбом
vkontakte.ru/albums-1618775#/album7004600_121963022
И правда сквозь время! Парень молодец!
свернуть ветку
И впрямь молодец. К нам его надо!
свернуть ветку
Судя что он отсюда часть фоток взял и не показал нам свои шедевры, значит ВКонтактах ему интересней.
свернуть ветку
Думаешь, отсюда? У меня только по поводу одной такая мысль возникла.
свернуть ветку
Мы, конечно все тут молодцы, кто бы спорил, но «В Контакте» есть группа «Город на Ловати» и в ней есть пара альбомов с этими же фотографиями и еще всякими разными. Так что и там ребята интересуются прошлым нашего города.
свернуть ветку
Город на Ловати, Великие Луки — мой город родной, СПАСЁМ ДРЕВНИЙ ГОРОД, ★★★Великие Луки★★★, Краеведческий музей города Великие Луки — все группы великолукские и все участники свой город любят, и везде есть фотоальбомы. Никто не говорит, что мы лучше или хуже. Кому где уютнее — тот там и сидит.
А одно фото у А. Ш. 100% отсюда. Как ни крути.
свернуть ветку
Да я даже и не спорю! Так попыталась малость заступиться за этого А.Ш.
значит ВКонтактах ему интересней.
Просто очень мне его работы понравились. Некоторые так вообще очень удачные.
свернуть ветку
Так, а чего заступаться? Это нормально: одним нравится одно, другим другое. Работы хорошие. Но, что жалко ему было с нами поделиться? Тем более, что мы это обсуждали. Правда, никто так и не сделал(((
свернуть ветку
половина работ ниачем
свернуть ветку
А мне аптекарский дом с людьми на крыше понравился
свернуть ветку
да, пара фоток оч хорошо совмещены, а остальное отстой
свернуть ветку
У меня и так не получилось(((
свернуть ветку
Ну уж сильно критично — я насчет отстоя. Покажите, что умеете Вы.
Какие-то действительно фотографии неудачны, но многие отлично сделаны, именно в плане стыковки «старого» и «нового» изображения.
Без обид, но критиковать всегда легче.
Человек сходил, нашел точку — ракурс, снял фотографии, отредактировал снимки. За одно это молодец.
свернуть ветку
зачем выкладывают неудачные фотографии?
свернуть ветку
Я когдато жил в двухэтажном доме который стоял на валу, потом этот дом в 90годах снесли. Адреа унас был у. Урицкого дом 2. Уехали мы оттуда в 1967году. Учился в средней школе №3.
свернуть ветку
А я вот этот дом плохо помню, но на фото видела. Он, если не ошибаюсь, был из числа монастырских построек.
свернуть ветку
Да все точно! Переехали мы с родителями в этот дом в 1957 году. Я даже немножко помню когда ломали колокольню. В соборе в те года находилась овощная база. А один вход занимал склад гастронома который был в том 4этажном доме, где сейчас Магнит.
свернуть ветку
Да забыл добавить. Стены первого этажа были толщиной около 1,5 метров. а второй этаж надстраивали немецкие военнопленные после войны. Он был из железнодорожных шпал. Мы жили на первом этаже и подоконник шириной около метра служил мне писменным столом!
свернуть ветку
Подоконник в метр — моя мечта. А сколько же вам тогда было?
свернуть ветку
Я пошел в школу в 1959 году. Старый уже!
свернуть ветку
Да так, чтобы очень и старый. Тут и постарше найдутся. )))
свернуть ветку
Карта Орлова: крестики — церкви.


свернуть ветку
Вы тоже ходили на встречу?
А я фотик не взяла (так на работе и валяется) к сожалению, т.к. там демонстрировались пара фоток, которые я вижу впервые.
свернуть ветку
Ходили, снимала, но так как без вспышки почти всё неудачно вышло. А мы с alinjuk гадали: есть кто с muvl-а кроме нас или нет?
свернуть ветку
Я была (как уже смогли догадаться). Стдела, правда далековато от экрана.
свернуть ветку


Нумерация 1-13 соответствует принятой в начале поста и не требует особых пояснений, за исключением №10-Спаса-Прображенской церкви. Карта составлялась по материалам 1926-1933гг. и поскольку в 1929 года ее уже не существовало, то и на карту она не была нанесена.

№14 По расположению совпадает с лютеранской кирхой, но поскольку кирха в 1920 г. уже была закрыта, то это скорее всего Екатерининская часовня, находящаяся невдалеке.
№15 -Католический костел
№17 -Благовещенская часовня
№18 -Часовня Флора и Лавра
№19 -по расположению — синагога, но учитывая, что после революции здание не относилось к культовым, идентификация, возможно не точна.

Что касается №16 — пока никаких данных нет, надо разбираться.

Кстати на сайте Lukigrad есть хорошая карта со старыми наименованиями улиц и культовыми сооружениями. (см. здесь)
свернуть ветку
Приятно, что поднимаются старые темы =)
свернуть ветку
Не нашел на сайте фотографии более — менее приемлемого качества не разрушенной Пятницкой церкви.


свернуть ветку
Да, плохо как-то с фотографиями Пятницкой. Эту откуда вырезали?
свернуть ветку
Фотографию нашел у себя в архиве, куда фото скачал, скорее всего, из проектной документации по реставрации крепости.
свернуть ветку

Взяли его отсюда.
свернуть ветку
Совершенно верно. Вырезал с такой фотографии
свернуть ветку
Спасибо, утащила =)))
свернуть ветку
Дополнительная информация о Католическом костеле св. Антония Падуанского (карте -№15)





А вот о нем информация с одного католического сайта.

«Первоначально католики Великолукского уезда окормлялись пастырями соседнего Сокольниковского прихода Витебской губернии (вероятно, стихийно, с 1849 г. уезд формально присоединен к Сокольниковскому приходу, причем, за неимением в Великих Луках католического кладбища, с 1856 г. тела усопших предавали земле на кладбище Сокольников).
2 апреля 1858 г. прихожане Сокольниковской церкви, проживавшие в Великолукском и Торопецком уездах Псковской губернии, подали прошение на имя Могилевского митрополита, сообщая о необходимости их же иждивлением построить в Великих Луках отдельную часовню. В марте 1861 г. (в Великих Луках и уезде тогда проживало 2456 католиков) прошение повторно было рассмотрено Римско-Католической Духовной Коллегией, в 1862 г. — Священным Синодом. По сведениям, поступившим от архиепископа Псковского, в городе числился только 131 католик, из них 68 — временнопроживающих, состоящих на службе в четвертом резервном батальоне Смоленского полка; участок под сооружение часовни был расположен всего в 19 саженях от Вознесенского девичьего монастыря; отдельный священник в город не назначался, поэтому Синод не удовлетворил просьбу католиков. МВД прошение также отклонило.
История храма
В 1864 г. более 1000 католиков Великих Лук и Торопецкого уездов просили не передавать Сокольническую католическую церковь православным, но все же это произошло в 1867 г. Ходатайства об устроении католической часовни повторились в 1872 г. В то время в городе и уезде было 400 католиков, их опекали псковские викарии, с местопребыванием в Великих Луках.
Последнее прошение, датированное 1844 г., было успешным. 23 мая 1884 г. митрополит Могилевский разрешил викарию Псковского прихода о. Телесфору Забореку освятить закладной камень молитвенного дома во имя Преподобного Антония Падуанского и Святого Имени Богородицы (название полностью повторяло посвящение бывшей Сокольнической церкви). Отведенное для постройки место как было сказано в документах,… находится среди незаселенной части города..., возле… крепостного вала,… во 2 части, 74 квартала, под №3…. Католический храм св. Антония находился на Дворцовой площади. Содержание священников обеспечивалось с 1883 г. доходами от имения Кулево — Болото, принадлежавшем Луизе Боровской. 10 сентября 1888 г. молитвенный дом освятил викарий псковского прихода Михаил Грекович. По неуточ-ненным данным в 1894 г. (или в 1898 г.?) священником Давадовским было учреждено в Великих Луках Католическое благотворительное общество помощи бедным, а еще раньше окончен ремонт дома священика. Ранее 1908 г. в городе было организовано частное римско-католическое училище 3-го разряда, попечителем и преподавателем Закона Божиего был в свое время о. Августин Юхно, а заведующими — Станислава Викторовна Станкевич и Ядвига Болеславовна Квятковская.
В 1906-1910 гг. в Великих Луках был построен каменный храм.
Поляков в Великих Луках насчитывалось к концу XIX — началу XX века около 3% городского населения, то есть около четырех тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны руины храма использовались как бомбоубежище.
Духовенство
В разные годы в Великих Луках служили: с 1883-1888 гг. — о. Телесфор Заборек, капеллан, викарий псковского прихода, бернардинец. В 1888 г. — отец Михаил Грекович, капеллан, викарий псковского прихода, а в 1888-1895 гг. — отец Давадович, капеллан, викарий псковского прихода. Имена священников, служивших в городе в 1895-1908 гг. не уточнены.
С 1908 по 1912 г. настоятелем прихода был о. Франциск Левговд.
С 1912 по 1917 г. в городе служил администратор о. Августин Юхно.
С 1918 по 1921 г. настоятелем был о. Казимир Сивицкий, отправленный в 1921 г. в лагерь.
С 1925 по 1932 г. настоятелем был о. Антоний Ярмолович, впоследствии арестованный.
Часовни
Торопец (ныне — Тверская область): домовая часовня
Первоначально уезд был в составе Псковского прихода и обслуживался священниками из Сокольников. С 1849 г. (тогда здесь было 96 католиков) он относится к Велижскому приходу. Начиная с 1858 г. приход упоминается в связи с Великими Луками, с 1872 г. обслуживается викариями Псковского прихода, пребывающими в Великих Луках, а с 1904 г. часовня — в составе Великолукского прихода.
Новосокольники: молитвенный дом Святейшего Сердца Иисуса
Построение часовни для рабочих и служащих железной дороги разрешено в 1907 г. (при станции проживало более 75 семейств католиков). Молельня устроена стараниями Великолуцкого настоятеля Франциска Левговда в 1908 г., а освящена 11 апреля того же года.
Служили: о. Франциск Левговд (1908-1912 гг.), о. Маневский (1917 г.), о. Казимир Сивицкий (1918-1923(1921) гг.), о. Антоний Ярмолович (1925-1932 гг.). Возможно, в 1919 г. был образован филиальный приход. Он был закрыт в 1932 г. Не исключено также, что богослужения совершались и во время Великой Отечественной войны.
От распада до возрождения
24 июня 1928 г. община заключила договор на использование здания церкви, но в 1930 г. от него вынуждены были отказаться, и храм 16 января 1930 г. был передан культурно-просветительным учреждениям.
Летом 1994 г. священник Кшиштоф Пожарский, настоятель Псковского прихода, впервые посетил Великие Луки. 14 августа 1996 г. местные католики решили восстановить приход и в настоящее время община, которую окормляют священники из Пскова, зарегистрирована.
Согласно приходской статистике, в 1872 г. число прихожан достигало 300-400 человек, в 1895 г. их было 1000, а в 1915 — 3560 человек. В 1997 году их было более 30.
(см.здесь)
свернуть ветку
И снова спасибо Орлову В.В. — он позвовлил переснять имеющую в его архиве статью о Введенской с картинкой!!! (вставили прямо в пост, а не в комменты, чтобы весь материал в одном месте был).
Вот она какая была, оказывается!
Есть ещё картина Власова цветная, у Орлова её ч/б снимок, но получился похуже, чем этот карандашный рисунок. Переснимать глянцевые фотографии фотоаппаратом не очень продуктивно)))
свернуть ветку
Сколько храмов на фото?

свернуть ветку
А какой храм художник подразумевал, нарисовав самый правый, там где ленточка заканчивается?
свернуть ветку
Я думаю, что это у него монастырь.
свернуть ветку
6 февраля в центре Великих Лук под асфальтом обнаружены скелетированные останки людей,
«Вчера около 13.00 при прокладке кабеля у дома 29 по проспекту Ленина обнаружены скелетированные останки предположительно нескольких человек», — отметили в региональном СУ.

Согласно архивной справке, на этом месте в 1757 году вместо некогда существовавшего Никольского монастыря был построен Богоявленский собор с престолами Богомоления Господня и в теплом приделе — Николая Чудотворца. По главному престолу Николая Чудотворца собор у великолучан стал именоваться просто Никольской церковью.

«В старину было принято погребать покойников при церквях и при монастырях, при которых обыкновенно и находились кладбища. По одной из версий, найденные останки принадлежат людям, похороненным сотни лет назад на кладбище при церкви Николая Чудотворца»

(См.источник)
свернуть ветку
Спасибо, интересная новость.
А вот это улыбнуло как-то недобро:
с престолами Богомоления Господня

свернуть ветку

ул.Ставского, 63\4 Здание духовного училища

бывшая церковь, вид на алтарную часть
www.opskove.ru/object/104386858?lc=ru
свернуть ветку
а я и на чердаке была. Там ого-го…
свернуть ветку
А я на этом чердаке пол детства провел, а в актовом зале, когда там еще облисполком был, фильм про Белку и Стрелку смотрел.
свернуть ветку
ну, вас ничем не удивить.
свернуть ветку
А как туда проникли, через лестничную клетку или по пожарной лестнице.
свернуть ветку
по нормальной лестнице, через дверь.
свернуть ветку
А мы через слуховое окно, о пожарной лестнице.
свернуть ветку
ну, я ж не тайком. Меня водили =)
свернуть ветку
а чё там, чё там?
свернуть ветку
чё-чё? Кирпичи и голуби
свернуть ветку
50 лет назад, тоже самое…
свернуть ветку
ну, утеплитель появился современный
свернуть ветку


Здание больницы Общины сестер милосердия Красного Креста и церковь на
втором этаже в левом крыле.
свернуть ветку
И в женской семинарии домовая церковь была
свернуть ветку
не помню.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения