История Великих Лук и окрестностей → Сколько церквей было в Великих Луках и где они стояли?
Так сколько же было храмов в Великих Луках? Участники осады города 1580 года говорят, что в городе было от 30 до 40 церквей, но все они были деревянными и до нас, естественно, не дошли. Но храмы жители восстанавливали. Юрасов А. В., когда писал книгу о средневековых Великих Луках, и то мало, что смог найти о церквях, стоявших в городе до 17 века. Много у него слов «возможно», «предположительно». Так что уж не будем пока лезть в дебри, а разберемся с тем, что поближе, с веком 19.
Андреева Тамара Михайловна (бывший директор и по сути создатель музея Виноградова) в серии статей в ВП описывает все храмы, имевшиеся в городе на начало 20 века.
Было их всего 16, включая костел, кирху и синагогу. Таким образом, православных — 13. Под храмами подразумеваются отдельностоящие здания (оговорку я делаю потому, что в большинстве православных храмов имелось несколько церквей, находящихся под одной крышей). Читайте ниже и всё станет ясно.
1. Троицкая церквь (1600 год). Двухярусная. Верхняя церквовь Троицкая, нижняя — Рождественская. Храм имел пять престолов: Живоначальной Троицы (в верхнем этаже), Рождества Христова в нижнем, с двумя приделами Антиппы и Мартирия, в колокольне — во имя Михаила. Троицкая церковь находилась на месте теперешнего главного корпуса ВГСХА.
2. Введенская (официально: Введения во храм Пресвятой Богородицы). (1670-1777). Находилась в районе дома №9 по ул. Ботвина. Единственная не каменная на тот момент в городе. Нижняя часть и колокольня были кирпичными, верхняя — деревянная.
3. Первый Воскресенский собор (1682-1692). Имел два придела: во имя Рождества Богородицы (1816) и во имя Владимирской иконы Божией Матери (1826) (располагался с северной строны). Собор находился в крепости, на этом месте сейчас видны остатки фундамента.
4. Богоявленский собор (1757, перестроен 1784). В народе назывался вторособорной Николаевской церковью. Имел два престола: Богоявления и Святого Николая.
5. Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре (1690-1712). Пятиглавая церковь с двухярусной колокольней (перестойка 1781 года). В храме был придел Сергия Радонежского.
6. Надвратная церковь Иоанна Воина в Троице-Сергиевском монастыре (1754). Построеа в память о пожаре 30.07.1738.
7. Двухэтажная церковь Иоанна Предтечи (1786) в Троице-Сергиевском монастыре. Первый этаж — церковь Ионна Предтечи, второй — церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.
8. Вознесенская церковь (1752) имела три престола: Вознесенский, пророка Илии, Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Подробнее о храме читайте тут.
9. Пятницкая. В 1731 построена одноэтажной, в 1784 перестроена в двухэтажную. В первом этаже — церкви Пятницкая и Богородицы Одигитрии, во втором — Входоиерусалимская. Разобрана в 1953 году.
10. Спасо-Преображенская (1765). На первом этаже была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором — церквь Преображения Господня.
11. Каменный храм Покрова (1751). Два престола: Покрова и Великомученика Геория.
12. Успения Божией Матери на Коломенском кладбище (1795-1798).
13. Церковь Казанской Иконы Божией Матери (1821) с приделом Всех Святых.
Карта (как умею, если неточно — поправьте).
Вот, что есть у меня. Давайте разбираться вместе пока с этими. Отлично будет, если дополните фотографиями и данными (реальными, конечно, а не мифическими).
Андреева Тамара Михайловна (бывший директор и по сути создатель музея Виноградова) в серии статей в ВП описывает все храмы, имевшиеся в городе на начало 20 века.
Было их всего 16, включая костел, кирху и синагогу. Таким образом, православных — 13. Под храмами подразумеваются отдельностоящие здания (оговорку я делаю потому, что в большинстве православных храмов имелось несколько церквей, находящихся под одной крышей). Читайте ниже и всё станет ясно.
1. Троицкая церквь (1600 год). Двухярусная. Верхняя церквовь Троицкая, нижняя — Рождественская. Храм имел пять престолов: Живоначальной Троицы (в верхнем этаже), Рождества Христова в нижнем, с двумя приделами Антиппы и Мартирия, в колокольне — во имя Михаила. Троицкая церковь находилась на месте теперешнего главного корпуса ВГСХА.
2. Введенская (официально: Введения во храм Пресвятой Богородицы). (1670-1777). Находилась в районе дома №9 по ул. Ботвина. Единственная не каменная на тот момент в городе. Нижняя часть и колокольня были кирпичными, верхняя — деревянная.
3. Первый Воскресенский собор (1682-1692). Имел два придела: во имя Рождества Богородицы (1816) и во имя Владимирской иконы Божией Матери (1826) (располагался с северной строны). Собор находился в крепости, на этом месте сейчас видны остатки фундамента.
4. Богоявленский собор (1757, перестроен 1784). В народе назывался вторособорной Николаевской церковью. Имел два престола: Богоявления и Святого Николая.
5. Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре (1690-1712). Пятиглавая церковь с двухярусной колокольней (перестойка 1781 года). В храме был придел Сергия Радонежского.
6. Надвратная церковь Иоанна Воина в Троице-Сергиевском монастыре (1754). Построеа в память о пожаре 30.07.1738.
7. Двухэтажная церковь Иоанна Предтечи (1786) в Троице-Сергиевском монастыре. Первый этаж — церковь Ионна Предтечи, второй — церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.
8. Вознесенская церковь (1752) имела три престола: Вознесенский, пророка Илии, Святых Благоверных князей Бориса и Глеба. Подробнее о храме читайте тут.
9. Пятницкая. В 1731 построена одноэтажной, в 1784 перестроена в двухэтажную. В первом этаже — церкви Пятницкая и Богородицы Одигитрии, во втором — Входоиерусалимская. Разобрана в 1953 году.
10. Спасо-Преображенская (1765). На первом этаже была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором — церквь Преображения Господня.
11. Каменный храм Покрова (1751). Два престола: Покрова и Великомученика Геория.
12. Успения Божией Матери на Коломенском кладбище (1795-1798).
13. Церковь Казанской Иконы Божией Матери (1821) с приделом Всех Святых.
Карта (как умею, если неточно — поправьте).
Вот, что есть у меня. Давайте разбираться вместе пока с этими. Отлично будет, если дополните фотографиями и данными (реальными, конечно, а не мифическими).
- +7
- Velikolu4anka
- 17 марта 2011, 12:22
Комментарии (94)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
20-ый год, люди в форме…
свернуть ветку
свернуть ветку
На фото слева, внизу ..20.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Реальное училище было рядом с Пятницкой )))
свернуть ветку
магазинысвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А так, наличие и назначение только одной лестницы/каната/колец непонятно.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Приведу на эту тему слова Сэра Вальтера Скотта:
«Breathess there a man with soul so dead,
Who never to himself hath said,
'This is my own, my native land!'
Whose heart hath never within him burned,
As home his footsteps he hath turned
From wandering on a foreign strand
свернуть ветку
свернуть ветку
Все же еще с прошлого топика «Сколько храмов на фото?» не понять мне, что за
церковь Великомученика Георгия (Егорьевская) Объясните, пож-та.
свернуть ветку
свернуть ветку
vkontakte.ru/albums-1618775#/album7004600_121963022
И правда сквозь время! Парень молодец!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А одно фото у А. Ш. 100% отсюда. Как ни крути.
свернуть ветку
Просто очень мне его работы понравились. Некоторые так вообще очень удачные.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Какие-то действительно фотографии неудачны, но многие отлично сделаны, именно в плане стыковки «старого» и «нового» изображения.
Без обид, но критиковать всегда легче.
Человек сходил, нашел точку — ракурс, снял фотографии, отредактировал снимки. За одно это молодец.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А я фотик не взяла (так на работе и валяется) к сожалению, т.к. там демонстрировались пара фоток, которые я вижу впервые.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Нумерация 1-13 соответствует принятой в начале поста и не требует особых пояснений, за исключением №10-Спаса-Прображенской церкви. Карта составлялась по материалам 1926-1933гг. и поскольку в 1929 года ее уже не существовало, то и на карту она не была нанесена.
№14 По расположению совпадает с лютеранской кирхой, но поскольку кирха в 1920 г. уже была закрыта, то это скорее всего Екатерининская часовня, находящаяся невдалеке.
№15 -Католический костел
№17 -Благовещенская часовня
№18 -Часовня Флора и Лавра
№19 -по расположению — синагога, но учитывая, что после революции здание не относилось к культовым, идентификация, возможно не точна.
Что касается №16 — пока никаких данных нет, надо разбираться.
Кстати на сайте Lukigrad есть хорошая карта со старыми наименованиями улиц и культовыми сооружениями. (см. здесь)
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Взяли его отсюда.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А вот о нем информация с одного католического сайта.
«Первоначально католики Великолукского уезда окормлялись пастырями соседнего Сокольниковского прихода Витебской губернии (вероятно, стихийно, с 1849 г. уезд формально присоединен к Сокольниковскому приходу, причем, за неимением в Великих Луках католического кладбища, с 1856 г. тела усопших предавали земле на кладбище Сокольников).
2 апреля 1858 г. прихожане Сокольниковской церкви, проживавшие в Великолукском и Торопецком уездах Псковской губернии, подали прошение на имя Могилевского митрополита, сообщая о необходимости их же иждивлением построить в Великих Луках отдельную часовню. В марте 1861 г. (в Великих Луках и уезде тогда проживало 2456 католиков) прошение повторно было рассмотрено Римско-Католической Духовной Коллегией, в 1862 г. — Священным Синодом. По сведениям, поступившим от архиепископа Псковского, в городе числился только 131 католик, из них 68 — временнопроживающих, состоящих на службе в четвертом резервном батальоне Смоленского полка; участок под сооружение часовни был расположен всего в 19 саженях от Вознесенского девичьего монастыря; отдельный священник в город не назначался, поэтому Синод не удовлетворил просьбу католиков. МВД прошение также отклонило.
История храма
В 1864 г. более 1000 католиков Великих Лук и Торопецкого уездов просили не передавать Сокольническую католическую церковь православным, но все же это произошло в 1867 г. Ходатайства об устроении католической часовни повторились в 1872 г. В то время в городе и уезде было 400 католиков, их опекали псковские викарии, с местопребыванием в Великих Луках.
Последнее прошение, датированное 1844 г., было успешным. 23 мая 1884 г. митрополит Могилевский разрешил викарию Псковского прихода о. Телесфору Забореку освятить закладной камень молитвенного дома во имя Преподобного Антония Падуанского и Святого Имени Богородицы (название полностью повторяло посвящение бывшей Сокольнической церкви). Отведенное для постройки место как было сказано в документах,… находится среди незаселенной части города..., возле… крепостного вала,… во 2 части, 74 квартала, под №3…. Католический храм св. Антония находился на Дворцовой площади. Содержание священников обеспечивалось с 1883 г. доходами от имения Кулево — Болото, принадлежавшем Луизе Боровской. 10 сентября 1888 г. молитвенный дом освятил викарий псковского прихода Михаил Грекович. По неуточ-ненным данным в 1894 г. (или в 1898 г.?) священником Давадовским было учреждено в Великих Луках Католическое благотворительное общество помощи бедным, а еще раньше окончен ремонт дома священика. Ранее 1908 г. в городе было организовано частное римско-католическое училище 3-го разряда, попечителем и преподавателем Закона Божиего был в свое время о. Августин Юхно, а заведующими — Станислава Викторовна Станкевич и Ядвига Болеславовна Квятковская.
В 1906-1910 гг. в Великих Луках был построен каменный храм.
Поляков в Великих Луках насчитывалось к концу XIX — началу XX века около 3% городского населения, то есть около четырех тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны руины храма использовались как бомбоубежище.
Духовенство
В разные годы в Великих Луках служили: с 1883-1888 гг. — о. Телесфор Заборек, капеллан, викарий псковского прихода, бернардинец. В 1888 г. — отец Михаил Грекович, капеллан, викарий псковского прихода, а в 1888-1895 гг. — отец Давадович, капеллан, викарий псковского прихода. Имена священников, служивших в городе в 1895-1908 гг. не уточнены.
С 1908 по 1912 г. настоятелем прихода был о. Франциск Левговд.
С 1912 по 1917 г. в городе служил администратор о. Августин Юхно.
С 1918 по 1921 г. настоятелем был о. Казимир Сивицкий, отправленный в 1921 г. в лагерь.
С 1925 по 1932 г. настоятелем был о. Антоний Ярмолович, впоследствии арестованный.
Часовни
Торопец (ныне — Тверская область): домовая часовня
Первоначально уезд был в составе Псковского прихода и обслуживался священниками из Сокольников. С 1849 г. (тогда здесь было 96 католиков) он относится к Велижскому приходу. Начиная с 1858 г. приход упоминается в связи с Великими Луками, с 1872 г. обслуживается викариями Псковского прихода, пребывающими в Великих Луках, а с 1904 г. часовня — в составе Великолукского прихода.
Новосокольники: молитвенный дом Святейшего Сердца Иисуса
Построение часовни для рабочих и служащих железной дороги разрешено в 1907 г. (при станции проживало более 75 семейств католиков). Молельня устроена стараниями Великолуцкого настоятеля Франциска Левговда в 1908 г., а освящена 11 апреля того же года.
Служили: о. Франциск Левговд (1908-1912 гг.), о. Маневский (1917 г.), о. Казимир Сивицкий (1918-1923(1921) гг.), о. Антоний Ярмолович (1925-1932 гг.). Возможно, в 1919 г. был образован филиальный приход. Он был закрыт в 1932 г. Не исключено также, что богослужения совершались и во время Великой Отечественной войны.
От распада до возрождения
24 июня 1928 г. община заключила договор на использование здания церкви, но в 1930 г. от него вынуждены были отказаться, и храм 16 января 1930 г. был передан культурно-просветительным учреждениям.
Летом 1994 г. священник Кшиштоф Пожарский, настоятель Псковского прихода, впервые посетил Великие Луки. 14 августа 1996 г. местные католики решили восстановить приход и в настоящее время община, которую окормляют священники из Пскова, зарегистрирована.
Согласно приходской статистике, в 1872 г. число прихожан достигало 300-400 человек, в 1895 г. их было 1000, а в 1915 — 3560 человек. В 1997 году их было более 30.
(см.здесь)
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Сколько в городе было часовен?
Он ответил: 11, а церквей 16…
свернуть ветку
Вот она какая была, оказывается!
Есть ещё картина Власова цветная, у Орлова её ч/б снимок, но получился похуже, чем этот карандашный рисунок. Переснимать глянцевые фотографии фотоаппаратом не очень продуктивно)))
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
«Вчера около 13.00 при прокладке кабеля у дома 29 по проспекту Ленина обнаружены скелетированные останки предположительно нескольких человек», — отметили в региональном СУ.
Согласно архивной справке, на этом месте в 1757 году вместо некогда существовавшего Никольского монастыря был построен Богоявленский собор с престолами Богомоления Господня и в теплом приделе — Николая Чудотворца. По главному престолу Николая Чудотворца собор у великолучан стал именоваться просто Никольской церковью.
«В старину было принято погребать покойников при церквях и при монастырях, при которых обыкновенно и находились кладбища. По одной из версий, найденные останки принадлежат людям, похороненным сотни лет назад на кладбище при церкви Николая Чудотворца»
(См.источник)
свернуть ветку
А вот это улыбнуло как-то недобро:
свернуть ветку
ул.Ставского, 63\4 Здание духовного училища
бывшая церковь, вид на алтарную часть
www.opskove.ru/object/104386858?lc=ru
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Здание больницы Общины сестер милосердия Красного Креста и церковь на
втором этаже в левом крыле.
свернуть ветку
свернуть ветку
было?
свернуть ветку
свернуть ветку