↑ 

Блог им. smmedved1675 Великолуцкий Вознесенский Ильинский девичий монастырь

Возвращаюсь к теме, связанной с женскими (девичьими) монастырями в г. В.Луки
«1747г. Проект Вознесенского женского монастыря» см.здесь
«1894 Игумения Палладия» см. здесь

Данная публикация является непосредственным продолжением статьи
«1611 и ранее; Великолукский Введенский девичий монастырь» см. здесь, по материалам, опубликованным в Псковских епархиальных ведомостях 1 сентября 1899г. «Печатаемый материал представляет точную копию с тетради, писанной 21 июня 1821 года «усердным рачением и старанием и рукою смотрителя Стефана Троицкого и касается девичьего Воскресенского монастыря, как указано в Ведомостях и представлен мною в адаптированном к современному написанию виде в текстовом формате. С оригинальной редакцией можно ознакомиться, скачав ее по ссылке, приведенной в конце обзора.

Обращаю внимание на одну тонкость, первоначально не очевидную для меня.


План вознесенского ДЕВИЧЬЕГО монастыря.
Девичий монастырь и женский монастырь — это не терминологические синонимы и для понимания их места в конкретные исторические периоды необходимо четко разграничивать системы их функционирования, различия, взаимоотношения и обусловленность их создания, возраст монахинь в момент пострижения и связанные с этим причины разрыва с мирской жизнью, не только субъективного, но и объективного характера. Последнее — может служить косвенным материалом изучения демографических изменений, связанных с определенными историческими катаклизмами.

Но, к сожалению, изучая документы и работы, связанные с женскими монастырями, зачастую, сталкиваюсь со смешением типов монастырей в данной части, подчас в одних и тех же работах, не говоря уже о конкретизации именно девичьих монастырей, как особой части женских монастырей.

Акцентируя внимания на различие в типах, отраженных в наименованиях, нет большой необходимости описывать их назначение; девичий — это только для непорочных девиц, никогда не бывших замужем.
Отношения между девичьими и женскими монастырями строились по строгим монастырским правилам, вплоть до полного запрета контактов между монахинями этих типов монастырей.

_______________________________________________________________

«Великолуцкий Вознесенский Ильинский девичий Псковской епархии, 3-го класса,—издревле мужской монастырь, переименованный но грамоте Корнилия, митрополита новгородскаго и великолуцкаго, в 7188 (1675) году девичьим монастырем, находится и ныне на том же месте, где был до литовскаго разорения, внутри города Великих Лук, на посадской торговой стороне, и окружен обывательскими домами.
Этот монастырь так же, как и Введенский женский, во время междуцарствия разорен поляками и литовцами.

Вероятно, жители, избежавшие меча злодеев, возвращаясь на древние пепелища и захватывая опустевшие места погибших сограждан, притесняли старцев, спасшихся от погибели и желавших также по возвращении возобновить тот Ильинский свой монастырь. Поэтому в 7148 (1685) году грамотою Киприана, митрополита Новгородского и великолуцкого, велено старосте поповскому, попу Ивану с Луцкими старожильцами обозначить все места бывшего в Великих-Луках до литовского разорения Ильинскаго монастыря по старым межам и отдать оныя во владения старцам и вкладчикам того монастыря.

С течением времени тот Ильинский монастырь обветшал и число старцев уменьшилось в нем до двух. Тогда же скитавшиеся по городу без пристанища старицы разоренного Введенского девичьего монастыря били челом митрополиту Питириму, описывая плачевное свое состояние, а потом в 7183 (1675) году били челом с ними жители всех состояний города Великие-Луки митрополиту Корвилию Новгородскому и Великолуцкому отдать им в Великих-Луках обветшавший мужской Ильинский монастырь для жительства, а двух чернецов, в нем оставшихся, перевести в Троицкий Сергиев монастырь.

От последнего архипастыря в том же (1675) году грамотою к игѵмену Троицкого Сергиева монастыря Варлааму велено сделать опись всему того Ильинского монастыря имуществу; а после онагов том же году вторительною грамотою его, митрополита Корнилия, к тому игумену Варлааму, велено тот мужской Ильинский монастырь устроить девичьим: построить кельи, обнесть оградою и прочее но чину монастырскому и отдать для жительства тем бывшего Введенскаго монастыря старицам. Тою же грамотоювелено им избрать между себя крепкого жития старицу в строительницы, которой передать по описи все имущество церковное и монастырское, для чего и избрана оными старица Анисия. (У Строева основание Великолукского Вознесенского девичьего монастыря относится ко времени около 1670 года и первою строительницею показана Еффимия (1671 г.) См. в Списке иерархов и настоятелей монастырей Росс. Церкви СПБ 1877 г. стр. 397 Примеч. редакции)
В 7191 (1683) году грамотою Корнилия же митрополита по челобитной игуменьи Мавры с сестрами позволено на место обветшавшей церкви Спасова Нерукотвореннаго Образа в том Вознесенском Ильинском монастыре построить новую и из вклада Луцкаго посадского человека Игнатия Базова на том же месте в 7200 (1692) году.
Грамотою того же митрополита позволено было, по челобитной той же игуменьи Мавры с сестрами, по причине обветшавшей того монастыря в настоящей церкви Вознесения Господня церковной утвари, собирать оную от христолюбцев по Новгородской епархии.
В 1700 году игуменья Ираида с сестрами того монастыря, надеясь на обещанное вспомоществование Христолюбцев города Великих-Лук, била челом митрополиту Иову Новгородскому о построении новой деревянной церкви вместо обветшавшей настоящей Вознесения Господня с приделами, что и было позволено, но неизвестно, по каким причинам не исполнилось.
В 1714 году игуменья Марфа с сестрами вторично били челом тому же Иову митрополиту, что жители города Великих-Лук разных чинов желают вместо совсем обветшавшей настоящей церкви в том монастыре Вознесения Господня построить новую, которая, по получении указа, на том же месте и с тем же наименованием построена, а в следующем 1715 году Сергиевскаго монастыря архимандритом Рувимом освящена при игумении Анфисе. В 1717 году, вместо обветшавшей в том монастыре Спаса Нерукотворенного образа церкви, построена и освящена новая по благословению Аарона, епископа Корельскаго и Ладожскаго.
В 1719 году в сентябре месяце от происшедшегого в городе пожара сгорел весь Ильинский монастырь и церкви со всеми утварьми; на месте оных по благословению того же епископа Аарона построена и освящена Сергиева монастыря архимандритом Иосифом в 1720 году поставленная маленькая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотвореннаго образа доколе построена будет настоящая Вознесения Господня.
В 1724 году по челобитной игуменьи Анфисы с сестрами преосвященный Феодосий Новгородский указал чрез игумена Сергиева монастыря Тарасия построить в том монастыре на прежнем месте настоящую церковь Вознесения Господня с приделами; в продолжении двух лет опая построена, а в 1726 году по указу преосвященного Феофана, архиепископа Новгородскаго, освящена того монастыря священником; маленькая же Нерукотворного образа разобрана в сожжена.

Ныне в монастыре сем каменное строение следующее:
1} соборная с колокольнею церковь во имя Вознесения Господня с приделами: св. пророка Илии и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, построенная на сборную сумму от доброхотных дателей, старанием игуменьи Маргариты Карцевой и казначеи Александры Подчертковой, по указу преосвященного Амвросия, архиепископа Новгородскаго; строение оной продолжалось с 1741 по 1751 год, а в сем последнем, по грамоте Стефана, архиепископа Новгородскогого, освящена Сергиева монастыря архимандритом Макарием.
После сия церковь отчасти игуменьею Феодотиею на выданные ей из казны 500 р. в 1778 году, частью — от доброхотных дателей, но паче оной распространена игуменьею Агнею Нязовцовою, которая сделали пристройки в настоящей, а церковь св. пророка Илии вновь пристроила, покрыла всю листовым железом, обогатила оную ризницею и иным благолепием украсила.
2) Настоятельницы кельи, построенныя собственным иждивением той игуменьи Агнии со вкладом сержантской жены Костиковой.
3) Ограда с 19 лавками, построенная помянутою игуменьею Феодотиею на пожалованные монастырю Государынею Императрицею Екатериною 1500 р. в проезд Её через В.-Луки 1780 года; а сестрам особенно 200 р.;.прочее строение все деревянное ветхое.
Пахатной земли и сенного покоса оброчных; обмежеванных под монастырь, находится 26 и 3/4 десятины; сеннаго покоса оброчных и обмежеванных под монастырь находится 26 и 1/4 десятин.
В 1797 году именным Государя Императора Павла указом отведены, монастырю 29 ¾ десятин сенного покоса и рыбной ловли в Псковском уезде.
О построения сего Вознесенскаго Ильинскаго монастыря (первоначально мужским) не сохранилось в монастырских свидетельствах ни малейшаго известия.
Настоятельство в ном до переименования в женский было, кажется, строительское, а по переименовании в женский было, кажется строительницкое, но вскоре установлено игуменийское, которое и до ныне продолжает существовать.

(Кроме выше упомянутых здесь настоятельниц Вознесенского девичьего, в г. Великих-Луках монастыря, у Строева показаны; строительницами Евфимия (1678—-80 г г.), Марфа (169І г, и 1662г.) и Пелагия (в декабре 1695г. игумениями Калисеения (1840—48, 54) и Палладия (с 1855 г.) См. у Строева, стр. 397— 398. Примеч. редакции.)

Все повествуемое о монастырях извлечено со строжайшею историческою точностию из подлинных грамот, наручных челобитных, указов, писцовой книги и других весомнительных свидетельств, хранящихся в казенной того Вознесенского Ильинского девичьего монастыря.»

Примечания

1. Еще раз обращаю внимание, что данный монастырь являлся не просто женским, как часто указывают, а девичьим, что придавало ему определенную специфику.
2. Дата основания монастыря. Полагаю, что годом основания данного монастыря должен считаться 1675 год, как год переименования монастыря и выбора ее строительницы, а не 1692, как указано в ряде источников (например см.здесь)
3 Название монастыря на момент публикации статьи -21 июня 1821 не Вознесенский, а Вознесенский — Ильинский
4. Строев — Па́вел Миха́йлович Стро́ев — русский историк, археограф и библиограф, действительный член Петербургской Академии наук; автор в том числе упоминавшейся книги «Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви»




5. Аарон (Афанасий Владимирович Еропкин), епископ Корельский и Ладожский с 1616г; с 3 февраля 1716 по 6 января 1721 года, после смерти митрополита Великоновгородского и Великолуцкого Иова управлял Новгородской епархией; прославился большими расходами на благотворительность и образование.

Оригинальный текст см. здесь
  • +8
  • smmedved
  • 15 августа 2020, 02:04

Комментарии (2)

rss свернуть / развернуть
Приведу в дополнение отрывок из статьи Людмилы Скатовой "«Монастырь был белый, Свято-Вознесенский…»" опубликованной в газете «Великолукская правда Новости» 06.11.2014г.

…Когда-то на этом месте жил и молился Ильинский мужской монастырь. В Смутное время он, находившийся за пределами великолукского посада, был разграблен и сожжен польскими интервентами. Возродиться и иметь прежнее влияние ему было не суждено. И только в 1675 году, по челобитной монахинь Введенской женской обители (находилась в районе «Восьмого городка»), Митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий постановил воздвигнуть на месте прежнего Ильинского Вознесенский монастырь.
К концу XIX века тихая женская обитель занималась не только духовным просветительством, но прививала юным великолучанкам трудолюбие: обучала мастерству белошвеек, ковроткачеству, искусству вышивания золотой нитью и шелком. Здесь же, при монастыре, была прекрасная библиотека, утраченная после революции, церковно-приходская школа на 50 человек, а также содержались девочки-сироты и неимущие пожилые женщины.
В свою очередь, 24 монахини, включая игуменью Людмилу и казначею Аполлинарию, 6 рясофорных послушниц (исполняющих монастырские правила, но без пострижения – прим. Л. С.) и 7 послушниц-белиц (согласно ведомости 1909 г.), занимались обработкой садов и огородов, сбором хлебов, вели молочное хозяйство, следили за поддержанием в своей обители благолепия и порядка. Так, в конце XIX века на оставленные средства умершей монахини Мартирии (Дураковской) и тайных благотворителей был построен деревянный двухэтажный флигель в 16 комнат, с отделением монастырской больницы (на три кровати). Игуменский же дом, сохранившийся до наших дней, возведен в 1830-м году.
Были у Свято-Вознесенского монастыря и свои местночтимые святыни: икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», частицы от мощей Святого великомученика и целителя Пантелеимона, Святого апостола Андрея Первозванного, Святого мученика князя Михаила Черниговского, Священные камни от Гроба Господня, привезенные матушкой Мартирией (Дураковской) со Святой Земли. Над благоукрашением обители трудились все ее насельницы, но, несомненно, одно: основные заботы об ее устройстве ложились на плечи настоятельниц. Имена далеко не всех дошли до нас, но мы не можем не вспомнить таких достойных матушек, как Маргарита, Калисфения, Паладия, Ксенофонта, Людмила, духовно воскрешавших и пестовавших монастырь и его собор с тремя приделами: Вознесенским, Ильинским и Борисоглебским. Еще недавно были живы те, кто помнил и последнюю мать настоятельницу Вознесенской обители – игуменью Людмилу, и уроки ее благочестия, не позволявшие жить вне молитвенности и в праздности. Монахини с драматической судьбой – Селафиила и Рафаила, тайная монахиня в миру Антонина – из этого числа.
К сожалению, святыни монастыря после его закрытия в 1918-м оказались расхищены, а вознесенские сестры были поражены в гражданских правах. До восстановления – воздвижения первого креста на соборе и еще одного – на колокольне – дожили лишь схимонахиня Рафаила (Булынина), воспитанница игуменьи Людмилы, да монахиня Антонина (Кириллова).
Чем же руководствовалась новая революционная власть, когда лишала сестер-монахинь их родного и единственного на земле дома – Вознесенской обители?
Ныне покойная великолукская исследовательница Т. М. Андреева обнаружила в городском архиве секретные документы фонда «Великолукский уисполком. 1917-1927 гг.» и опубликовала фрагменты некоторых из них на страницах местных СМИ.
«Для Великолукского рев. трибунала требуется помещение… не менее 8-9 комнат, для чего признали реквизировать необходимое помещение в Великолукском женском Вознесенском монастыре. 12 августа 1918 г.». В другом документе Троице-Сергиевский мужской и Вознесенский монастыри новой властью называются «вертепами ослепления трудового народа» и «очагами антисоветской культуры», а монашествующие сестры – чуть ли не бездельницами. Но, согласно все той же монастырской ведомости за 1909 г., видится совсем иная картина. Поскольку денежные средства, которые выделяла городская казна на содержание монашествующих, а также непрерывнодоходные билеты, поступавшие на нужды церковных певчих и причта, были невелики, сестры обители вместе со своими трудницами и воспитанницами занимались ковроткачеством, разнообразной вышивкой и сбытом плодов своего рукоделия горожанам. Они также выпекали просфоры, ухаживали за больными и престарелыми, преподавали в церковно-приходской школе. Одним словом, казавшаяся внешнему миру тихой и незаметной монастырская жизнь несла в себе огромное напряжение и сосредоточенное собирание духа.
И все-таки для революционной власти этого явно было недостаточно. «Церковный звон, — как раздраженно писал секретарь уисполкома Н. Н. Изотов, — вредно действует на расшатанные нервы» рабочих, а посему в марте 1924 г. было решено закрыть и Свято-Вознесенскую церковь, пока что действовавшую, чтобы приспособить ее и другие монастырские помещения под культурно-просветительские учреждения. За этим последовала еще одна жесткая мера: 12 апреля 1924 г. служащие станции Великие Луки приняли решение «…выселить монашек из Вознесенского монастыря, предоставив жилье рабочим». Куда выселить – никого не интересовало.
Как рассказывала мне матушка Рафаила (Булынина) в начале 90-х, путь многих великолукских монахинь прошел через мытарства «тюрем-коммун», и не все дожили до светлых дней, когда прекратилось явное гонение на Церковь в России. Сама же Рафаила пыталась устроиться то в детском саду, то в других местах, выполняя порой самые грязные работы, но везде была гонима, и только в дни обороны Великих Лук в 1941-м израненным воинам Красной армии и ополченцам пригодились ее утешающая забота и тайно творимая молитва. После войны она жила вместе с сестрой-сотаинницей Селафиилой в одной из монастырских келий (таков был Промысел Божий о ней!) и убирала по благословению алтарь единственной в городе Казанской церкви."
Полный текст статьи см. здесь
свернуть ветку
Спасибо за информацию. Еще девочкой шли с мамой в Спутник(теперь библиотека Семевского) каждый раз спрашивала про вал, хотя много раз слышала. И всегда хотелось знать кто живет там за валом. Пошли с подругой на «разведку» и увидели там двухэтажные дома)), нас прогнали и многого мы не успели увидеть. Нам было лет по 10 и был конец 60х. Но было интересно, одна я не решалась, а общества для похода не было.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения