↑ 

Блог им. smmedved1611 и ранее; Великолукский Введенский девичий монастырь

Просматривая Псковские епархиальные ведомости за 1899г.

наткнулся на одну интересную для меня публикацию, связанную с женскими монастырями г. В.Луки, и в частности — с Великолукским Введенским девичьем монастырем (Великолуцкій Введенскій дѣвичій монастырь).

Как указано в примечании к ней, «Печатаемый материал представляет точную копию с тетради, писанной 21 июня 1821 года «усердным рачением и старанием и рукою смотрителя Стефана Троицкого». Копия надлежаще засвидетельствована нынешнею игумениею Великолуцкого Вознесенского девичьего монастыря Людмилою.

_______________________________________________________________
»Великолукский Введенский девичий монастырь находился внутри города Великих Лук, на торговой стороне, недалеко от нынешней церкви второго собора, во имя св.Николая Чудотворца.

В смутные времена России он разорен до основания поляками и литовцами, помогавшими Лжедимитрию (как думают). В 7119 (1611) году; а место того монастыря, слывшее после разорения Космодемьянским Боевищем, отдано в 7128 (1620) г. воеводою Григорием Кокоревым под строение нового соборного храма Николая Чудотворца Плиского и под дворы и огороды четырех попов и причетников того Плискаго собора.

Старицы же того Введенскаго монастыря скиталась по городу, где день — где ночь, не имея никакого себе пристанища по 7183 (1675) г., в котором грамотою Корнилия, митрополита новгородского и великолукского, к игумену Троицкаго Сергиевскаго монастыря Варлааму велено по челобитной тех стариц отдать им для жительства опустевший от разорения литовцами мужской в Великих Луках Ильинский монастырь, переименовав его женским.

Когда, кем и по какому случаю тот Введенский монастырь достроен, и какое в нем было настоятельство, — из документов, хранящихся в монастыре, не видно; древние памятники не простираются далее древнего разорения Великих Лук, бывшего в начале XVII века. Сказано только в челобитной тех скитавшихся без пристанища монахинь к Питириму, митрополиту новгородскому и великолукскому, что строение того Введенскаго девичьего монастыря было прежних царей."
_________________________________________________________________

Примечания
Игумения Людмила
— управляла монастырем с 1890г, а с 1894 — после смерти игумении Палладии (см. здесь) назначена игуменией монастыря.

«Церковь второго собора, во имя св.Николая Чудотворца»
— речь идет, вероятно, о cоборе Богоявления Господня

Ранее, на его месте, находилась деревянная церковь Николая Чудотворца Никольского монастыря. Один из престолов собора назывался престолом Святителя и Чудотворца Николая; горожане называли собор Николаевской либо Никольской церковью — вторым собором Николая Чудотворца
Григорий Кокорев
В разрядной записи за 1618/1619 г. впервые после Смуты указаны Великие Луки и воевода этого города: «На Луках Великих воевода Григорей Иванов сын Кокорев. Предположительно с 1628 года — воевода Мангазеи — первого русского заполярного города (см. здесь — Златокипящая Мангазея: война воевод в столице русского Заполярья).

Николая Чудотворца Плиского
Кто такой Николай Чудотворец — пояснять не надо, а вот что значит «Плиского»- для меня пока загадка, но написано именно так:


Митропролит Корнилий
(в миру Косма; ум. 26 февраля (8 марта) 1698, Зеленецкий-Троицкий монастырь) — митрополит Новгородский и Великолуцкий (1674—1695), митрополит Казанский и Свияжский (1673—1674) (см. здесь)

Хотелось бы найти документы, свидетельствующие если не об основании монастыря, то хотя бы о его существовании до 1611 года — не все они еще детально описаны и оцифрованы, а ведь от этой даты до 1580г. — один шаг. Могли быть какие-то зацепки в польских, литовских источниках, да и археологи, еще надеюсь, своего последнего слова не сказали.

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения