↑ 

История Великих Лук и окрестностейКуньинский район. Встеселово

Итак, продолжаю рассказ о своей субботней поездке по Куньинскому району.
Встеселово — вторая остановка в нашем пути. Встеселово — это уникальное название, второго такого в России точно нет. Встеселово — это 20 квадратных километров живописного ландшафта вокруг одноименного озера, признанные природным памятником местного значения и 70 квадратных метров, обозначенных в реестре природных и историко-культурных объектов Псковской области, как архитектурный культовый памятник. 70 квадратных метров — такова площадь церкви Николая Чудотворца. В прошлом году начаты работы по её реставрации, поэтому сейчас здание храма окружено строительными лесами.



Как рассказала нам очень общительная местная жительница, часть храма после войны хотели разобрать на кирпичи, сняли крышу, а вот разрушить древнюю кладку не смогли, в итоге церковь устояла.



Снаружи купол уже полностью покрыт новой штукатуркой. Та же местная жительница рассказала, что на куполе несколько десятилетий жили аисты. Когда начали реставрацию, никто не мог решится снять гнездо с купола. Так и соседствовало гнездо лесами, пока один из студентов-строителей не решился всё же убрать его. Аисты к тому времени уже улетели — была поздняя осень. Очень надеюсь, что птицы поймут людей и соорудят новое гнездо неподалеку.



Церковь построена в 1779 году
«… на средства помещика Алексея Петровича Кармолина, но по его желанию». Капитальный ремонт произведен в 1897 г. Имела три престола: в главном храме – во имя святителя и чудотворца Николая, в предельных – во имя святого Дмитрия митрополита Ростовского и во имя Тихвинской иконы Божией Матери. На колокольне висело 8 колоколов, на самом большом из которых (весом 118 пудов) имелась надпись «1839 января 19 дня лили сей колокол осташевский мещанин Михаил Свинкин и Александр Проскуряков». В храме находилась древняя местно почитаемая икона свт.Николая. Причт состоял из священника, дьячка, псаломщика и просфорни. Церковной земли — 99 десятин. Церковь имела неприкосновенного капитала 2015 р. Храму были приписаны две часовни: на кладбище и в д.Гломаздине, построенные местными крестьянами(не сохранились).
Церковь была закрыта в 1936 году. Имевшееся вокруг нее старинное кладбище разорено в послевоенное врямя.



Всюду пишут о том, что в храме видны остатки росписей: изображения святых князей Владимира Святославовича, Бориса и Глеба, Александра Невского, но я их что-то не нашла. Даже как-то обидно и хочется ещё раз всё облазить и найти-таки.



Вообще, Встеселово — очень интересное место. С 1796 по 1917 год Встеселово было центром Встеселовской волости Торопецкого уезда. К волости оносилась 101 деревня и одно село — Встеселово, при озере Встеселове, где к началу 20-го века проживало около ста человек, было 15 лавок. Волостное правление находилось рядом в селе Большое Аннино, где проживало шестьдесят человек. Если верить карте, то современное Встеселово вобрало в себя Аннино, например тамошняя школа так и называется «Аннинская».



Было во Встеселове питейное заведение, а в 19 веке здесь было создано общество трезвости, которое просуществовало до 1924 года.

В 1898 году в селе Встеселово была открыта 2-х годичная церковно-приходская школа грамоты, впоследствии преобразованная в 4-х годичную земскую школу. В 1914 году в деревне Большое Аннино было создано земское училище.



Были в этих краях кирпичный завод и красильное заведение. Вот фото внизу — как раз вид на бывшее Аннино.



И всегда поражаюсь вот такой кладке: когда вообще непонятно как кирпичи держатся. Да ещё столько веков.



Кстати, где тут древнее кладбище, я так и не поняла. Но зимой, наверное и не увидишь. Непременно заверну сюда по весне, когда и травы мало и видно всё. А то сейчас кругом сугробы, даже внутри церкви. Не все дыры ещё залатали.



И вот снова вид из окна. Вот люблю я такие фото. Они для меня как символ перехода из одной реальности в другую. И каждый раз думаю: «А вдруг это то самое окно, через которое можно попасть в прошлое и увидеть руины во время их „звездного часа“!»



Вся церковь вокруг заросла деревьями. Часть из них строители срубили, помнится, много березок было на крыше — теперь нет. Красиво будет летом, когда храм забелеет новыми стенами среди зелёной листвы.



Жаль, но «окна — машины времени» я в этот раз не нашла. Не пришлось увидеть крестного хода, что совершали в престольные праздники жители всей округи.
После литургии в храме крестный ход шел в Большое Аннино к дому волостного правления, который освящался.



Да и ярмарку я не увидела. А ведь бывало!
Ежегодно в селе Встеселово проходили две ярмарки. С 1 октября проходила семидневная Покровская ярмарка. Торговали мануфактурой, галантереей, шерстью, одеждой, обувью. А так же скотом, хлебом, мукой, мясом, рыбой, медом. Продавались изделия местных ремесленников, гончарная посуда и уголь. С 1 января приходила семидневная Рождественская ярмарка. На ней торговали всякой мелочью.



Местная жительница рассказала, что службы в храме сейчас проходят в престольный праздник. Приезжает батюшка, привозят колокола и собирается вся округа и особенно радуется ребятня, которой дозволяют позвонить.

А ещё местные лепят настоящих снеговиков. Я прихватила одного. Может кому нужен — берите, у нас ведь конкурс, не забыли?

Комментарии (54)

rss свернуть / развернуть
Спасибо огромное!
свернуть ветку
Спасибо, интересно все описали, а на счет росписей — сейчас не знаю, а в 90-х, когда там был — видел. Вот на фото, сделанное мною в то время, можно с трудом различить св.Владимира и князя Бориса (прошу прощения за качество)


свернуть ветку
Вот спасибо огромное. Теперь понятно в чём дело: сейчас окна второго и третьего яруса заделаны, и когда с солнца заходишь этих фресок не увидеть. Отличнейшее дополнение!!!
свернуть ветку
Пожалуйста, очень рад!
свернуть ветку
познавательно
свернуть ветку
  • avatar
  • Amur
  • 02 марта 2011, 04:46
  • #
  • 0
Очень интересно. Спасибо.
свернуть ветку
Содержательно! Velikolu4anka молодец! Моя прабабушка с 1910 г. была в работницах у попадьи, т.к. девочек в школу не брали.У священника было 6 ребятишек, попадья была очень строгая, имели 10 коров, выращивали много свеклы, картошки.Во время Первой Мировой священник уехал к родне в Польшу взяв прабабушку с собой, потом возвратилась уже после революции домой во Встеселово.
свернуть ветку
Почему в школу девочек не брали? Моя прабабушка закончила в те времена 3 класса, а потом пришлось учебу бросить, т.к. было много работы по хозяйству, а еще поденщина. Дети работали наравне со взрослыми, на учебу времени не оставалось.
свернуть ветку
Спасибо! Рассказ впечатлил. Как будто побывала в тех местах, где прошла молодость моей прабабушки, представила, как семнадцатилетней она шла под венец с парнем, которого видела лишь один раз — при сватовстве.
свернуть ветку
Извиняюсь, неправильно смысл написал.Просто в семье было 12 детей, большинство мальчики, прабабушка была старше и её отдали к попу в работницы.
свернуть ветку
Наверное я неправильно поняла смысл Вашего комментария.

В больших семьях ребенка отдавали «в люди», где он получал профессию, ну и минус один рот.
свернуть ветку
Так точно!
свернуть ветку
Кстати у меня бабушка жила в деревне Лазарево, она находится в 3км. от Встеселово. Я к ней ездил на каникулах летом. Кстати колокольню все таки завалили. Это мне рассказывала бабушка. Кладбище находится левее церкви, У меня там похоронены дедушка и бабушка и много родни. И еще если кому интересно. Если свернуть в Ущицах направо то через 8км. будет деревня Лукино. В не сейчас тоже восстанавливают церковь. Там у меня жила вторая бабушка.
свернуть ветку
Говорят, что почти восстановили (это я про Лукино), внешне, по крайней мере. Большое спасибо за дополнение. Может быть, летом удастся съездить.
А ещё расскажите чего-нибудь? А про помещиков, что бабушка рассказывала? А правда, что во время войны церкви Лукино, немцы держали местных и пленных и расстреривали, когда их много собиралось?
свернуть ветку
Доброго утра. По поводу растрилов не знаю, никто ничего такого не рассказывал. Знаю что после того как закрыли церковь там был сначала клуб. Потом уже на моей памяти был зерноток. кто не в курсе, это место где обрабатывают зерно. Потом церковь долго стояла пустая и где то с середины 90г. начали восстанавливать. В Лукино сейчас живет мой двоюродный брат, от родителей остался хороший дом, а он на пенсии.
свернуть ветку
Дедушка который жил в Лазарево до революции, как тогда говорили батрачил на помещика в деревне Харитоново 5лет. Когда закончился договор или как он тогда назывался, дед построил в Лазарево добротный дом, хлев, амбар, поветь и поставил забор вокруг хутора из круглого леса. Этот дом я еще помню. даже недавно со своими детьми ездили на место бывшего хутора, там еще остался старый сад.
свернуть ветку
Земляки значит, мои тоже почти все с Лазарево.А еще были деревни-Кузьмихино, Разбойницы, Палашково.
свернуть ветку
А еще были деревни Никулино, Банево. В банево была начальная школа. Даже знаю человека который ходил в эту школу.
свернуть ветку
Гбанево. так на школьных тетрадках писали. В Гбанево была и семилетка. Мой дед и бабушка учительствовали в этой школе. Есть фото учителей. Я еще помню эту школу… Сейчас там лес… просто лес…
свернуть ветку
Привет землякам!
Моя бабушка жила на хуторе Печоры, ходила в школу в деревню Разбойницы.
свернуть ветку
Кладбище находилось рядом с церковью, летом там можно увидеть могильные плиты, датированные 1700 — 1800 годами. Торопецкий уезд. Я точно об этом знаю, я там жила около кладбища с 1987 года.
свернуть ветку
Добро пожаловать!
Спасибо за уточнение, непременно загляну туда летом и поищу плиты.
Может быть, ещё что-то интересно вспомните — расскажите обязательно!
свернуть ветку
У Вас два предпоследних фото с сарайчиком как раз с кладбища и сделаны, а в кустах сирени рядом с сарайчиком лежал памятник черного мрамора действительного стацкого советника(почти генерал по табелю о рангах), а хлевушки рядом стоят на кладбище… там и плиты под фундамент приспособлены… Лет 5 назад там местные коней держали… не немцы, о которых так любят писать — встеселовские жители держали…
На развилке пред храмом есть поворот налево по старому тракту на Боровинку. Там сейчас большое кладбище, но его часть от дороги обнесена каменной кладкой, там есть захоронения 19 века точно. дома сохранилось фото этого храма сбеланное в конце 19-начале 20 века вримерно от дома перед ручьем на подъезде к храму от Встеселова… А Вы чуть в Слоново не оказались, о котором admin 186 расспрашивал. Это вперед от церкви через еще один ручей, примерно столько же, как от дороги до храма.
свернуть ветку
Так я ж опять зимой — под снегом не видать ничего.
Нет, В Слоново мы не собирались, мы только до храма и доехали.
свернуть ветку
Сегодня удалось снова побывать в этом месте.
Изменения за два года: вставлены оконные рамы, установлен купол и крест, покрыта крыша, ведутся внутренние работы. Внутрь не попали, рабочие бывают только на неделе, службы — только по определённым праздникам, все двери в иные дни закрыты.


свернуть ветку
Какое чудо, что сегодня в такой глуши делается что-то подобное.
свернуть ветку
Да, почитай невероятная глушь, но как нарядно смотрится купол среди серо-бело-зелёного леса. Для местных — целое событие.
свернуть ветку
Завидую по доброму местным и выходцам с тех мест… Когда приезжаю на родину своих предков, то ужас берет от запустения и разрухи(
свернуть ветку
А вы откуда, не секрет если, конечно?
свернуть ветку
Я родился в Луках, но одно из родовых кладбищ находится в Западнодвинском районе, Тверской обл., разоренный погост Пожоги. Места родные, безумно красивые, но заброшенные на глухо( Езжу каждый год, обманываю себя, ничего уже нет, никого почти нет…
свернуть ветку
Дух есть, наверное. Вообще, Встеселово, скорее, исключение, чем правило и для наших мест… увы.
свернуть ветку
Конечно… я понимаю это, хорошее исключение. Много говорили о возможном восстановлении церкви в Усмыни, и состояние там относительно не плохое, но...(
свернуть ветку
Усмынская, кстати, по состоянию намного крепче, но что-то не нашлось охотников ею заняться. Средства-то нужны немалые. А главное — люди-двигатели, в них, наверное, основная проблема.
свернуть ветку
И я про это, там и село не маленькое и почти ещё живое, но… Здесь очень много зависит от самой церкви, вот маленький пример sobory.ru/article/?object=07169
свернуть ветку
Ваш пример, как раз-таки, пример активных людей.
свернуть ветку
Да) А ещё там очень интересный молодой и активный настоятель.
свернуть ветку
Вы так рассказываете… поехать захотелось =)
свернуть ветку
В Усмыни начаты работы по консервации. На ремонт -нет средств.


свернуть ветку
Добрые вести! Хоть что-то делается.
Консервируют специалисты? Хуже не сделают?
свернуть ветку
К сожалению нет. Этим занимается один местный житель пенсионного возраста. И еще — один помощник. Основной источник средств -пенсия.


свернуть ветку
О, Боже мой. На пенсию…

Мне кажется, что иногда неумелыми действиями можно вреда нанести больше, чем бездействием. Клеёнку, смотрю, настилают, а под ней сухо? гнить не станет?

Впрочем, я в этом мало что понимаю. Крышу бы сделать, да окна заложить. Увы, крыша — это половина ремонта.
свернуть ветку
расскажи Великолучаночка- что на сегодняшний день про восстановление храма в Пухново?
Нет у тебя новостей?
свернуть ветку
Да кроме службы, проведённой там в июле больше ничего и не слыхать, увы.
свернуть ветку
Чуть дальше за церковью есть заброшенная деревня Слоново вроде название. Бывал там. Печальная картина
свернуть ветку
увы, печальных мест полно…
свернуть ветку
Один дом остался и тропинка к нему… летом был… а запомнил из детства достаточно большую деревню с пыльной дорогой…
свернуть ветку
Оживим картину прошлого. Привожу сведения, представленные монахиней Гавриилой (saiteparhiapskov@mail.ru
ВСТЕСЕЛЫ, Николаевская церковь
Свящ. Антоний Сахаров. Уволен за штат в 1867 году. В 1851 году в погосте Встеселы родился его сын — митрофорный протоиерей Владимир Антонович Сахаров — ректор Орловской духовной семинарии ( ПЕВ,1916,9,196)
Свящ. Петр Черепнин
Свящ. Петр Феодорович Архангельский. Служил в 1868 году.
Прот. Гавриил Алексеев. Служил в 1896 году.
Свящ. Михаил Алфеев. На место священника к погосту Встеселы Торопецкого уезда определен бывший дьякон погоста Немоево Островского уезда. Рукоположен в сан священника 14 апреля 1896 года (ПЕВ,1896,9,138)
Свящ. Симеон Феодорович Краснопевцев. Назначен духовным следователем в 5-м округе Торопецкого уезда, 3 января 1905 года (ПЕВ,1905,3-4,67); награжден скуфьёй в мае 1905 года (ПЕВ,1905,10,201); числился настоятелем в 1913 году (ПК,1914,39); назначен благочинным 5-го округа Торопецкого уезда с 22 мая 1917 года (ПЕВ,1917,12-13,98)
Священник Петр Поспелов
Дьякон Димитрий Просовецкий. Заштатному дьякону назначена пенсия с 1898 года (ПЕВ,1898,1,13); заштатный дьякон умер 5 марта 1900 года (ПЕВ,1900,8,122)
Дьякон Владимир Беллавин. К Николаевской церкви погоста Встеселы 14 апреля 1896 года рукоположен в сан дьякона псаломщик погоста Горожани Великолукского уезда (ПЕВ,1896,9,138); дьякон Владимир Беллавин служил до марта 1900 года, определен на священническое место в погост Медведково Торопецкого уезда (ПЕВ,1900,7,110)
Дьякон Нил Бороздинский. На дьяконское место в погост Встеселы 15 марта 1900 года определен псаломщик погоста Серетин Псковского уезда (ПЕВ,1900,9,110); рукоположен в сан дьякона 30 мая 1900 года (ПЕВ,1900,10,152); служил до 10 марта 1904 года, уволен от места за поступлением священником в Бакинскую губернию (ПЕВ,1904,8,129)
Дьякон Никандр Петрович Попов. В сан дьякона к Николаевской церкви погоста Встеселы рукоположен псаломщик этого же погоста 6 июня 1904 года (ПЕВ,1904,12,192); Благословение Священного Синода с грамотой в мае 1907 года (ПЕВ,1907,9,123); служил до июля 1907 года, определен на священническое место к церкви Севастианово Торопецкого уезда (ПЕВ,1907,12,162)
Дьякон Феодор Ильинский. На дьяконское место в погост Встесела определен псаломщик погоста Великие Пустыни Псковского уезда 21 ноября 1907 года (ПЕВ,1907.22.301)
Дьякон Алексий Гаврилович Георгиев. Числился штатным дьяконом в 1913 году (ПК,1914,39); служил до апреля 1913 года, определен на священническое место в погост Серебряницы Великолукского уезда (ПЕВ,1913,10,131) и 14 мая 1913 года в Кафедральном соборе Пскова
свернуть ветку
Много труда проделано. Монашеское терпение и нужно, чтобы ПЕВ пролистать. Спасибо вам и Гаврииле.

А батюшки-то частенько менялись…
свернуть ветку
Добрый день, Velikolu4anka, подскажите, где вы брали информацию о Церкви в д. Встеселово, конкретно данные о том кто основал, в каком году и т.д. это какие то архивные данные?
свернуть ветку
Доброго. Данные из книги Орлова „Храмы Псковской земли”. Владимир Викторович, полагагаю, сведения взял в ГАВЛ либо ГАПО.
свернуть ветку
Добрый день, подскажите пожалуйста, где вы брали информацию о церкви, в каких то церковных книгах?
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения