↑ 

История Великих Лук и окрестностейИстория дипломатии: 23 августа 1939 года - пролёт и обстрел немецкой дипломатической делегации над городом Великие Луки. Свидетель Скорняков Николай Иванович

Пролог. 4-й свидетель Николай Иванович Скорняков

Публикую ФРАГМЕНТАМИ статью ветерана Великой Отечественной войны, великолучанина
Николая Ивановича Скорнякова (1911 — 1998), которую нашла в его фонде,
хранящемся в Великолукском отделении Государственного архива Псковской области (ВЛО ГАПО)
архивист Ирина Владимировна Артемьева.
Об этой находке сотрудницы архива рассказали мне 23 августа 2019 года,
в Великолукском краеведческом музее, после моей лекции, посвящённой 80-летию пролёта
и обстрела самолёта с немецкой делегацией советскими зенитчиками,
в небе над городом Великие Луки, по пути следования её в Москву 23 августа 1939 года
для подписания знаменитого пакта о ненападении между СССР и Германией,
больше известного, как пакт Молотова – Риббентропа.
СПАСИБО вам, Ирина Владимировна, за эту находку!
Один краевед, каким бы талантливым он не был, не может владеть всей информацией!
Только при содружестве, добром взаимодействии краеведов, архивистов, историков,
музейных и библиотечных сотрудников,
журналистов, всех ценителей истории, мы можем создать наиболее полную и точную картину истории:
посёлка, района, города, области и всей нашей страны — России…

Нет, не зря мы собрались в Великолукском краеведческом музее 23 августа 2019 года!
Новая и старая, но позабытая информация про этот великолукский инцидент
стала поступать уже в ходе лекции, при её обсуждения и после неё.
Да ещё какая!!!
Друзья, читаем, дополняем, обсуждаем статью НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СКОРНЯКОВА
«Как в Великих Луках обстреляли самолёт Риббентропа»,

ИСТОЧНИК: газета «Великолукская правда» №236 от 9 декабря 1989 года:

Часть 1. Обстрел самолёта с немецкой делегацией 23 августа 1939 года

«В августе текущего года наша центральная пресса, радио и телевидение много внимания уделили событиям
полувековой давности, когда в августе 1939 года в Москве между Советским Союзом и Германией
был подписан «Договор о ненападении», сроком на 10 лет.

События эти обрадовали и одновременно насторожили советский народ, который воспринял это как надежду отсрочки
военного конфликта с Германией, неизбежность которого все понимали.
Всё это, разумеется, не могло не вызвать разного рода толкований и суждений.
Однако пусть лучше этим вопросом занимаются историки и дают ему свою оценку.
Мне же хотелось бы рассказать читателям о событиях, которые имели место в нашем городе.

НЕБОЛЬШАЯ справка. В 1935 году в составе Российской Федерации была образована Калининская область,
тогда же был образован Великолукский пограничный округ.
Имевшийся в городе аэропорт стал пограничным, через который тогда проходили международные авиалинии:
Москва – Берлин, Москва – Стокгольм, Москва – Латвия, Литва, Эстония.

Рано утром 22 августа (читайте 23 августа – В.П.) 1939 года автору этих строк
по долгу службы довелось находиться в аэропорту,
чтобы встретить и провести литерный самолёт, летевший из Берлина в Москву,
на борту которого находился министр иностранных дел Германии – фон Риббентроп со свитой.

Уже был слышен прерывистый звук двухмоторного «юнкерса»
(немецкая делегация летела на двух четырёхмоторных Fw 200 «Кондор» — В.П.),
который входил в воздушные «ворота», готовясь к посадке.
И тут в считанные секунды обстановка непредвиденно изменилась.
Не веря глазам, отчётливо вижу круги белой дымки от разрывов зенитных снарядов,
обкладывавших самолёт Риббентропа.

Бегу к телефону, чтобы доложить о случившемся по службе.
В ответ слышу голос дежурного: «Срочно умчался к зенитчикам».
В это время с облегчением слышу звуки удаляющегося самолёта,
который прикрыла спасительное облако.
Минуя великолукское «гостеприимство» самолёт взял курс на Москву".

Часть 2. Несвоевременный завтрак и 5 бутылок водки

«Во второй половине дня (23 августа(?) – В. П.) в нашем аэропорту приземлился самолёт из Москвы,
которым спецрейсом прилетели два высокопоставленных правительственных лица:
В.П. Потёмкин и И.А. Серов.
Прилетели они по заданию Сталина и Молотова, чтобы выяснить причину обстрела самолёта Риббентропа.

Что же произошло? Раннее воскресное утро.
Дежурный офицер зенитной батареи ПВО в районе Воробецких высот,
оставив за себя младшего командира, отлучился на квартиру, чтобы позавтракать.
В его отсутствие дежурному по штабу было дано указание
о подлёте самолёта «юнкерс» к воздушным воротам.
Переусердствовавший сержант, не выслушав до конца переданное распоряжение,
поспешил нажать кнопку, подав на батарею сигнал «боевой тревоги».
Расчехлив стволы, зенитчики открыли боевую стрельбу,
посылая снаряды вокруг самолёта, принуждая его к посадке.
Так поступают с теми, кто нарушает наше воздушное пространство.

Перед отъездом из Великих Лук Потёмкин, подводя итоги проверки, сказал:
«Придётся Вячеславу Михайловичу (Молотову – В.П.) принести извинения
господину Риббентропу за происшедшее недоразумение».
Виновников «ЧП» было приказано наказать властью командира великолукского гарнизона.

В первой половине дня 24 августа, возвращаясь в Берлин,
самолёт Риббентропа приземлился в Великолукском аэропорту (!!!).
После короткой прогулки у самолёта, которому проводили дозаправку,
он направился в здание аэропорта, где зашёл в буфет,
там купил ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ (выделено – В.П.).

Закончилась дозаправка. Все снова зашли в самолёт. Откатили трап.
Взвыли моторы «юнкерса» и он покатил на взлётную полосу».

Часть 3. После пакта: банкет и самолёт в подарок маршалу Ворошилову

Вслед за Риббентропом из Берлина спешил новый визитёр.
На этот раз им был военный. Его «юнкерс» благополучно приземлился в нашем аэропорту.

В Москву спешил главнокомандующий сухопутными войсками Германии фельдмаршал Браухич
в сопровождении группы генералов. Пока производили дозаправку самолёта, фельдмаршал молча,
в одиночку, прогуливался у самолёта, погружённый в свои размышления.
Спустя несколько дней он также возвращался в Берлин.

Не более недели спустя после возвращения Браухича,
в Москву спешил новый «юнкерс» с немецким генералом и группой офицеров.
Следом за ним в аэропорту приземлился спортивный самолёт, управляемый немецким офицером.
Москва в тот день их не приняла. Гости были вынуждены заночевать в нашем аэропорту.
Во второй половине дня немецкий генерал пожелал познакомиться с нашим городом.
Его просьбу удовлетворили.

Вечером неугомонный генерал пожелал дать банкет
для «господина городского партийного лидера и господина мэра города».
Стол был накрыт на втором этаже здания аэропорта, за которым находились немецкий генерал
со своей свитой и их гости: Ермолович М.П. – первый секретарь городского комитета партии,
и Лебедев Г.М. – председатель горисполкома.
Пошли тосты. Немецкие гости. Изрядно навалились на «русскую горькую»,
наши товарищи из вежливости пригубили бокалы.
В разгар банкета генерал с помощью своих офицеров забрался на стол.
Давя посуду своими лакированными сапогами, хриплым голосом произносил тосты,
обращённые к своему фюреру и к Сталину.
Заметив неловкость своих гостей, генеральский переводчик поспешил объяснить им,
что у них в Германии принято самый торжественный тост произносить, стоя на столе.

На следующий день рано утром «гости» улетели в Москву.
Провожать их в аэропорт приехали М.П. Ермолович и Г.М. Лебедев.
Прощаясь с нашими товарищами, генерал сообщил, что он выполняет приказ фельдмаршала Браухича,
сопровождая спортивный самолёт, подарок фельдмаршала маршалу Ворошилову.

После того, как в Москве был подписан с Германией договор о ненападении,
изменилась обстановка и в наших соседних прибалтийских государствах.

3 августа 1940 года в нашем аэропорту приземлился литерный самолёт,
на борту которого летела в Москву правительственная делегация Литовского государства,
чтобы выразить волю своего народа о добровольном вхождении в состав СССР.

5 августа с такой же миссией через наш аэропорт летела в Москву
правительственная делегация Латвийского государства.

Затем в нашем аэропорту приземлился новый литерный самолёт,
на борту которого летела в Москву правительственная делегация Эстонского государства,
с той же просьбой – о добровольном вхождении в состав СССР».

Часть 4. Маршал Александр Василевский: " На самолёте… были пробоины..."

«Спустя 28 лет вспоминая великолукские события 1939 года, в беседе с писателем Константином Симоновым
маршал Советского Союза А.М. Василевский расказал:
»Когда в тридцать девятом году Риббентроп летел в Москву на своём самолёте,
по дороге, в районе Великих Лук, он был обстрелян нашей зенитной батареей…
… Мало того, что была открыта стрельба, на самолёте, как впоследствие выяснилось,
уже после посадки в Москве, БЫЛИ ПРОБОИНЫ (выделено — В.П.)от попадания осколков.
Я знаю всю эту историю потому, что был направлен с комиссией
для расследования этого дела на месте.

Но самое иитересное, что хотя мы ждализаявления от немцев их протеста,
ни заявления, ни протеста с их стороны не последовало.
Ни Риббентроп, ни сопровождающие его лицани сотрудники Германского посольства в Москве
никому не сообщили ни одного слова об этом факте"…

«Мои собственные соображения, — пишет Константин Симонов, — что реакция немцев
очень показательная. Видимо, они решили добиться заключения договора
во чтобы то ни стало, невзирая ни на что, именно поэтому не заявили протеста,
который мог хотя бы в какой-то мере помешать намеченному»
(Журнал «Знамя» №5, май 1988).

Надо отметить, что и в опубликованных уже после войны мемуарах
ни Риббентроп, ни пилот пилот «Кондора» Баур также ни словом
не обмолвились о великолукском обстреле 23 августа 1939 года.

Эпилог. Краевед Владимир Павлов: «Пора открыть архивы...»

Прошло 80 лет со времени, которым посвящены две мои пубикации:
«Русская рулетка для Риббентропа. Часть 1 и Часть 2».
Они анализируют ТОЛЬКО ЛОКАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ — великолукский инцидент
с немецкой дипломатической делегацией 23 августа 1939 г.
в небе над Великими Луками и последующие события в Великолукском аэропорту.

Представляете себе картину, над мирным провинциальным городом,
где 85 — 90% застройки — одноэтажные деревянные дома,
где детишки, собираются на первые посещения школ перед новым учебным годом,
жители убирают огороды или заняты на других работах,
разыгралась воздушная охота зенитчиков на огромную, «неопознанную птицу»…

Полагаю, что это МОЖЕТ БЫТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ в ИСТОРИИ МИРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ,
когда самолёт с дипломатической делегацией, летяшей на важнейшие переговоры,
БЫЛ ОБСТРЕЛЯН ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИЕЙ одной из сторон в небе НАД мирным городом!

Интереснейшие воспоминаия оставили нам
ЧЕТЫРЕ СВИДЕТЕЛЯ тех событий в Великих Луках:
Н.И. Скорняков, В.И. Дашичев, Ю.Н. Богданов, Б.Х. Вишняков.
СПАСИБО им за сохранение нашей истории!


Надеюсь, что после ряда публикаций, мероприятий, общений-бесед в ближайшее время,
мы получим ещё много любопытной информации.

Пора открыть российские и немецкие архивы по этой теме…

Владимир Павлов (АХА)
краевед
Великие Луки
2010 — 2019 — 2020

Данную тему мы обсуждали на сайте в 2012 году:
myvl.ru/blog/local_history/7438.html
  • +6
  • AXA
  • 21 мая 2020, 11:51

Комментарии (7)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • AXA
  • 13 августа 2020, 12:25
  • #
  • 0
Да, появились сомневающиеся в обстреле товарищи, поэтому заострю ещё раз внимание читателей
на личности пятого свидетеля событий
августа 1939 года:
Пятый свидетель — маршал Советского Союза
А.М. Василевский, который в то время служил
в Генштабе и возглавлял комиссию,
прилетавшую для разбота этого случая
в Великие Луки.

свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 24 августа 2020, 08:49
  • #
  • 0
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПЕРВОГО ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ВОИСК ПОЛКОВНИКА Р. МААЗИНГА:

… Во второй половине сентября у штаба войск Эстонии сложилось ясное представление о войсках и оружии Советской России, подведенных к границам Эстонии; это были:
На Нарвском направлении в Кингисеппском районе:
10-я пехотная дивизия 16-я пехотная дивизия
24-я моторизованная дивизия
12-я танковая бригада 13-я танковая бригада 18-я танковая бригада
2-й моторизованный противовоздушный полк
225-й моторизованный артиллерийский дивизион 110-й артиллерийский полк
На Изборском направлении в Псковском районе: 56-я пехотная дивизия
90-я пехотная дивизия 161-я пехотная дивизия
1-я танковая дивизия 2-я танковая дивизия
20-я танковая бригада
96-й и 133-й артиллерийские полки
На аэродромах у наших границ:
10-я, 55-я и 78-я авиационные бригады
15-й, 35-й, 50-й, 63-й и 80-й авиационные полки. <...> Общее количество войск Советской России во второй
половине сентября на границе с Эстонией составляло: 160 000 человек
700 орудий
600 танков
600 самолетов. <...>

Маазинг Р. Переговоры военной делегации Эстонпи и Советского Союза в октябре 1939 года.
Эстонское государство и народ во мпровой войне. (На эст. яз.). Т. П. Стокгольм, 1955. С. 46-48.
свернуть ветку
Вот и новый, интересный документ
по аэропорту всплыл:
luki.ru/news/588427.html
свернуть ветку
Документ по Великолукскому аэропорту в 1939 — 1940:
luki.ru/news/588427.html
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения