История Великих Лук и окрестностей → Великолукский аэропорт на немецкой аэрофотосъёмке
Пока искал по просьбе Кота Василия фотографии аэрокомплекса «Удрайского», вспомнил об одной авиационной теме, о которой давно хотел написать. Причём, не просто авиационной, а связанной с нашим аэропортом напрямую. Тема эта незамысловатая, лежит, в принципе, на поверхности, но ранее здесь я её вроде не встречал. Это надписи и обозначения на аэрофотосъёмке.
Дело тут в том, что подробные фотографии нашего аэропорта, каким он был до и во время войны, если и остались, то где-то в частных альбомах, краеведческая общественность на данный момент располагает лишь двумя снимками, выложенными на Лукиград (которые я сегодня также приведу. Да и вообще, все фото в сегодняшнем посте оттуда — с Лукиграда). Но ведь интересно же, как он выглядел почти восемьдесят лет назад!
Когда я впервые увидел АФС аэропорта, заметил небольшую легенду из четырёх пунктов и заинтересовался ей. Немецкий я знаю не особо хорошо, но более-менее перевести всё это смог. Далее стал смотреть немецкие карты, и из их анализа выросла тема про старое лётное поле — myvl.ru/blog/15551.html — которую я сюда размещал уже больше года назад. Предлагаю вернуться к данному материалу и пройтись немного по аэрофотоснимкам нашего аэропорта, чтобы поподробнее взглянуть на то, что и где находилось.
Итак:
1. 13 июля 1941 года.
На этом снимке между деревнями Беседино и Зимари есть кружок, подписанный как «feldbefestigung», что означает «полевые оборонительные сооружения», и находились они приблизительно здесь:
Это могли быть ДЗОТы, шанцы, окопы и прочие укрепления, в зависимости от того, для какой функции они были возведены. В данном случае они, вероятно, прикрывали аэропорт с севера.
Интересный момент здесь касается устройства самого аэропорта. На снимке явно видны два огромных здания, одно из которых соединяется дорожкой с ВПП, а другое отстоит от неё и находится чуть севернее. Далее, на послевоенных снимках эти здания будут подписаны как ангары — и действительно, в работе Л.С. Семёновой ( vuz-24.ru/nex/vuz-66998.php ), на которую уже ссылались в одной из тем, упоминается, что
1. Дальний, большой ангар. Сфотографирован после освобождения города. Разрушен, однако определяется по выносным консолям и форме крыши, отличной от ангара, находившегося у ВПП:
2. Ангар, соединённый с ВПП дорожкой. Сфотографирован с самолёта в 1939 году:
Я не зря расположил их именно в таком порядке — на втором фото есть ещё кое-что, заслуживающее внимание: это здание аэровокзала. Местные старожилы, видевшие аэропорт до войны, описывали его как большое и красивое деревянное здание с ажурным декором, стоявшее на месте нынешнего вокзала с диспетчерской вышкой. В торце взлётно-посадочной полосы на фото отчётливо видно невысокое, но просторное светлое здание из нескольких секций. Это и был вокзал.
Странно на этом фото только одно — правее второго ангара большое пустое пространство — как раз на том месте, где должен стоять первый. Возможно, дело в ракурсе, и он за кадром, или же на тот момент его только собирались построить на этом месте и сделали это позднее, а до этого он располагался где-нибудь ещё. Трудно сказать однозначно, и для меня данный вопрос пока остаётся загадкой.
2. Далее уже фото после освобождения Великих Лук — 18 марта 1943 года.
Я взял только часть снимка, оригинал в хорошем разрешении легко находится на Лукиграде вот в этом альбоме: lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey11#1
Надписи повёрнуты на 90 градусов, посему идём как бы снизу вверх — точнее, слева направо:
Flugzeughalle — ангары. Видно, что крыша осталась только у северного, южный, как и здание вокзала рядом с ним, разрушен практически полностью.
Startbahn — взлётно-посадочная полоса.
В сторону Медвёдково раскинулось Flugplatz — лётное поле. Ниже мелким почерком дописано «anscheinend unbel...» — «вероятно не...». Прерванное слово может продолжаться как «unbelastet» — «незагруженное» или «unbeliebt» — «непопулярное», оба слова в смысловой адаптации можно свести к «редко используемое».
Выше (то есть правее) написано слово «Rollpuren», вероятно, относящееся либо к лётному полю, либо к дороге через него, либо к нарисованной вдоль неё пунктирной линии, но перевода этого слова, к сожалению, я не знаю, как, кстати, и интернет-словари. Если кто-то хорош в немецком — помогите пожалуйста решить эту задачку.
3. Наконец посмотрим на снимок от 15 июня 1943 года.
Здесь прежде всего нужно сказать, что название местности несколько неочевидно: Максимово подписано как Беседино (севернее Максимова к нему примыкало Малое Беседино, по которому, судя по всему, и сделана подпись), а восточнее обозначена деревня Овечкино, ставшая в наше время улицей другой соседней деревни — Демидово, которая видна на северо-востоке, но не подписана.
Учитывая обозначенные расстояния, взлётная полоса путём нехитрых расчётов, исходя из масштаба, получается длиной примерно в 204 метра.
По подписям:
Keine beleg. erkannt — не совсем понятно, но по смыслу что-то вроде «данные не подтверждены» (?)
1. Zerstörte Hallen — разрушенные ангары.
2. Betriebs u. Nebengebäude — Служебное помещение (дословно — рабочая пристройка). Небольшое здание на северо-западе территории, возможно, мастерская по ремонту и обслуживанию самолётов, заправочная станция или здание метеорологической службы. Хотя, мне думается, что это всё-таки диспетчерская — на предыдущей фотографии на этом месте отчётливо видна небольшая вышка.
3. Rollstraße — ВПП.
Отдельным значком выделены так называемые «Abstellboxen». Дословно — «коробчатые парковки», а на самом деле — защищённые места стоянки самолётов. Они были достаточно сильно разбросаны, вероятно для того, чтобы при внезапном налёте противник не мог разбомбить все самолёты сразу.
Мест таких на фото 15, таким образом, аэропорт на тот момент вмещал целую эскадрилью советских самолётов, принадлежавшую, судя по всему, к 118-му гвардейскому штурмовому авиационному Курскому полку.
Ну и напоследок попробуем наложить аэрофотоснимки на современную карту и понять расположение зданий:
Исходим из тезиса о том, что старый вокзал находился на месте современного. В таком случае он на схеме под номером 1.
2. Ангар, соединённый с ВПП. Находился на месте нынешнего нового здания, а сама взлётно-посадочная полоса ныне, по-видимому, стала частью рулёжной дорожки.
3. Северный ангар. На современной карте аккурат на его месте находится пустое пространство с небольшими постройками.
4. Диспетчерская вышка (?).
5 и прочие похожие отметки. Стоянки самолётов. Отмечены довольно приблизительно, но общее местоположение всё же старался выдерживать.
Вот такой получился анализ исторического облика нашего аэропорта. Надеюсь, с его помощью удалось ещё немного приоткрыть завесу тайны над устройством великолукской воздушной гавани того, уже далёкого, времени. Буду очень рад продолжить обсуждение в комментариях. Если у вас есть дополнения, уточнения или новые сведения на эту тему — добро пожаловать!
Дело тут в том, что подробные фотографии нашего аэропорта, каким он был до и во время войны, если и остались, то где-то в частных альбомах, краеведческая общественность на данный момент располагает лишь двумя снимками, выложенными на Лукиград (которые я сегодня также приведу. Да и вообще, все фото в сегодняшнем посте оттуда — с Лукиграда). Но ведь интересно же, как он выглядел почти восемьдесят лет назад!
Когда я впервые увидел АФС аэропорта, заметил небольшую легенду из четырёх пунктов и заинтересовался ей. Немецкий я знаю не особо хорошо, но более-менее перевести всё это смог. Далее стал смотреть немецкие карты, и из их анализа выросла тема про старое лётное поле — myvl.ru/blog/15551.html — которую я сюда размещал уже больше года назад. Предлагаю вернуться к данному материалу и пройтись немного по аэрофотоснимкам нашего аэропорта, чтобы поподробнее взглянуть на то, что и где находилось.
Итак:
1. 13 июля 1941 года.
На этом снимке между деревнями Беседино и Зимари есть кружок, подписанный как «feldbefestigung», что означает «полевые оборонительные сооружения», и находились они приблизительно здесь:
Это могли быть ДЗОТы, шанцы, окопы и прочие укрепления, в зависимости от того, для какой функции они были возведены. В данном случае они, вероятно, прикрывали аэропорт с севера.
Интересный момент здесь касается устройства самого аэропорта. На снимке явно видны два огромных здания, одно из которых соединяется дорожкой с ВПП, а другое отстоит от неё и находится чуть севернее. Далее, на послевоенных снимках эти здания будут подписаны как ангары — и действительно, в работе Л.С. Семёновой ( vuz-24.ru/nex/vuz-66998.php ), на которую уже ссылались в одной из тем, упоминается, что
В 1931 – 1934 годах <...> начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). Строятся аэровокзал, склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) с механизированной заправкой самолетов топливом, два ангара, гараж, жилые дома, столовая, клуб.Оба этих здания попали на фотографии:
1. Дальний, большой ангар. Сфотографирован после освобождения города. Разрушен, однако определяется по выносным консолям и форме крыши, отличной от ангара, находившегося у ВПП:
2. Ангар, соединённый с ВПП дорожкой. Сфотографирован с самолёта в 1939 году:
Я не зря расположил их именно в таком порядке — на втором фото есть ещё кое-что, заслуживающее внимание: это здание аэровокзала. Местные старожилы, видевшие аэропорт до войны, описывали его как большое и красивое деревянное здание с ажурным декором, стоявшее на месте нынешнего вокзала с диспетчерской вышкой. В торце взлётно-посадочной полосы на фото отчётливо видно невысокое, но просторное светлое здание из нескольких секций. Это и был вокзал.
Странно на этом фото только одно — правее второго ангара большое пустое пространство — как раз на том месте, где должен стоять первый. Возможно, дело в ракурсе, и он за кадром, или же на тот момент его только собирались построить на этом месте и сделали это позднее, а до этого он располагался где-нибудь ещё. Трудно сказать однозначно, и для меня данный вопрос пока остаётся загадкой.
2. Далее уже фото после освобождения Великих Лук — 18 марта 1943 года.
Я взял только часть снимка, оригинал в хорошем разрешении легко находится на Лукиграде вот в этом альбоме: lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey11#1
Надписи повёрнуты на 90 градусов, посему идём как бы снизу вверх — точнее, слева направо:
Flugzeughalle — ангары. Видно, что крыша осталась только у северного, южный, как и здание вокзала рядом с ним, разрушен практически полностью.
Startbahn — взлётно-посадочная полоса.
В сторону Медвёдково раскинулось Flugplatz — лётное поле. Ниже мелким почерком дописано «anscheinend unbel...» — «вероятно не...». Прерванное слово может продолжаться как «unbelastet» — «незагруженное» или «unbeliebt» — «непопулярное», оба слова в смысловой адаптации можно свести к «редко используемое».
Выше (то есть правее) написано слово «Rollpuren», вероятно, относящееся либо к лётному полю, либо к дороге через него, либо к нарисованной вдоль неё пунктирной линии, но перевода этого слова, к сожалению, я не знаю, как, кстати, и интернет-словари. Если кто-то хорош в немецком — помогите пожалуйста решить эту задачку.
3. Наконец посмотрим на снимок от 15 июня 1943 года.
Здесь прежде всего нужно сказать, что название местности несколько неочевидно: Максимово подписано как Беседино (севернее Максимова к нему примыкало Малое Беседино, по которому, судя по всему, и сделана подпись), а восточнее обозначена деревня Овечкино, ставшая в наше время улицей другой соседней деревни — Демидово, которая видна на северо-востоке, но не подписана.
Учитывая обозначенные расстояния, взлётная полоса путём нехитрых расчётов, исходя из масштаба, получается длиной примерно в 204 метра.
По подписям:
Keine beleg. erkannt — не совсем понятно, но по смыслу что-то вроде «данные не подтверждены» (?)
1. Zerstörte Hallen — разрушенные ангары.
2. Betriebs u. Nebengebäude — Служебное помещение (дословно — рабочая пристройка). Небольшое здание на северо-западе территории, возможно, мастерская по ремонту и обслуживанию самолётов, заправочная станция или здание метеорологической службы. Хотя, мне думается, что это всё-таки диспетчерская — на предыдущей фотографии на этом месте отчётливо видна небольшая вышка.
3. Rollstraße — ВПП.
Отдельным значком выделены так называемые «Abstellboxen». Дословно — «коробчатые парковки», а на самом деле — защищённые места стоянки самолётов. Они были достаточно сильно разбросаны, вероятно для того, чтобы при внезапном налёте противник не мог разбомбить все самолёты сразу.
Мест таких на фото 15, таким образом, аэропорт на тот момент вмещал целую эскадрилью советских самолётов, принадлежавшую, судя по всему, к 118-му гвардейскому штурмовому авиационному Курскому полку.
Ну и напоследок попробуем наложить аэрофотоснимки на современную карту и понять расположение зданий:
Исходим из тезиса о том, что старый вокзал находился на месте современного. В таком случае он на схеме под номером 1.
2. Ангар, соединённый с ВПП. Находился на месте нынешнего нового здания, а сама взлётно-посадочная полоса ныне, по-видимому, стала частью рулёжной дорожки.
3. Северный ангар. На современной карте аккурат на его месте находится пустое пространство с небольшими постройками.
4. Диспетчерская вышка (?).
5 и прочие похожие отметки. Стоянки самолётов. Отмечены довольно приблизительно, но общее местоположение всё же старался выдерживать.
Вот такой получился анализ исторического облика нашего аэропорта. Надеюсь, с его помощью удалось ещё немного приоткрыть завесу тайны над устройством великолукской воздушной гавани того, уже далёкого, времени. Буду очень рад продолжить обсуждение в комментариях. Если у вас есть дополнения, уточнения или новые сведения на эту тему — добро пожаловать!
- +10
- AgentJester
- 02 декабря 2018, 15:14
Комментарии (8)
rss свернуть / развернутьДлинная стена справа — это стена того довоенного ангара. Осталась и вторая стена напротив.
свернуть ветку
кусок старой схемы, где отмечены места ангаров и схема рулежной дорожки.
свернуть ветку
2008 год. Аэропорт Великие Луки.
свернуть ветку
Особенно удивило первое фото: честно говоря, не думал, что от ангаров сохранилось что-либо кроме бетонных площадок-оснований.
И судя по масштабу стены (а это, исходя из старого фото всего ангара, лишь небольшая её часть, до окон) они действительно были огромными!
А последнее фото — с непривычного ракурса. Выходит, примерно так видели наш аэропорт те, кто прилетал в него.
За схему отдельное спасибо. Очень наглядная и расставляет все точки над «и» в плане того, что и где стояло, и потому очень информативно ценная в данном вопросе!
Скажите пожалуйста, а она каких годов примерно?
свернуть ветку
Вот штамп того чертежа, там есть год.
свернуть ветку
Не разглядел их сразу. Да, теперь сориентировался в масштабе. Оказывается, его размеры более реалистичны. Но от этого сам факт того, что стены сохранились, не менее крутой=)
За год спасибо! Значит, план времён реконструкции 50-х годов.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку