↑ 

Блог им. AgentJesterAlterflugplatz

Давненько я не писал сюда ничего, но вот сегодня хотел бы рассказать об одном небольшом изыскании, касающемся темы, не раз поднимавшейся на этом сайте.
Как всем здесь давно известно, существует ненулевая вероятность того, что после обстрела самолёта Рибентроппа в августе 1939 года над Великими Луками оный был посажен на великолукский аэродром.
Но вот вопрос: на какой именно? Тот, который до сих пор является городским аэропортом, или военный, который, судя по всему, находился несколько поодаль?

Волею судеб мне удалось раздобыть старый немецкий план города, рассматривая который я обнаружил любопытную деталь: между деревнями Баландино и Максимово выделен участок земли, подписанный как «Alterflugplatz» — «Старое лётное поле».



По логике, немцы, вероятно, назвали так место советского военного аэродрома, и как раз на него, согласно ряду версий, садился самолёт германского министра.
Дабы проанализировать, что именно находится сейчас на этом месте, я наложил эту карту на современный гугловский снимок и получил приблизительные границы поля в современных реалиях.



Но гугл это гугл. Разумеется, я не мог не отправиться туда лично, дабы воочию узреть то, что представляет сейчас собой это место.
Что ж, сказано-сделано. Заходил я со стороны «Транснефтемаша», мимо заводов, по узкой асфальтовой дороге, ведущей к Максимову. День выдался не очень солнечный, тем не менее, всё, что можно было увидеть, я увидел. Далее несколько впечатлений:
1. Эта дорога у городской черты превращена в помойку. Серьёзно, там просто горы всяческого мусора, в основном — строительного.
2. То и дело в заболоченном поле (а почти всё пространство, отмеченное на карте, сейчас является болотом) виднелись некие фрагменты бетонных конструкций. Я бы предположил, что это — остатки старого центрального моста, но его, насколько мне известно, утопили в другом болоте — у Братского кладбища. На фотографиях видно, что конструкции довольно большие и напоминают части каких-то бетонных строений.
3. Как я уже сказал — поле заболочено. На фотографиях ниже представлена его панорама. Трудно представить, что когда-то здесь садились и взлетали самолёты.

Возможно ли, что именно здесь когда-то посадили тот самый «Кондор»? Я считаю, что да. По крайней мере, логически всё сходится. Старое лётное поле — старый военный аэродром, бетонные конструкции — остатки сооружений, взорванных либо советскими войсками, либо немецкими. Болото могло образоваться из-за воронок от бомб. Теоретически, война могла изменить это место до неузнаваемости.
А как думаете вы?

P.S. и разумеется, фото, иллюстрирующие всё написанное выше.

Те самые бетонные конструкции:









Панорамы поля:









UPD: кстати, на карте нет современного аэропорта (на гугл-картах его полоса торчит справа вверху, а на старой немецкой — никак не обозначен).
Зато, кстати, есть церковь в Максимово, на месте которой стоит сейчас поклонный крест. Но это уже просто наблюдение. А вот про аэропорт — занятно. Немцы не могли просто не отметить его.

И ещё небольшое дополнение о конструкциях. Та, что на четвёртом фото, выглядит монолитной, но на самом деле, это не так. Насколько я сумел разглядеть, в ней есть вход, но подобраться к нему из-за болот трудно, а сфоткать его на мой фотик не получилось — далековато. В целом она напоминает ДОТ на Богдановском мосту, только очень большой.
Что до остальных конструкций — кроме как аэродромом мало чем можно объяснить их появление. Город в эту сторону не расширялся, никаких предприятий или капитальных сооружений на болоте не было, а значит они появились, вероятнее всего, раньше, чем местность заболотилась. Вообще, у меня есть три основных версии того, что это:
1. Остатки какого-либо здания или моста. В таком случае их могли привезти сюда, скажем, при расчистке города после освобождения, или в дальнейшем, с больших строек и реконструкций. Версия логичная, но во-первых, конструкции слишком далеко друг от друга разбросаны, а во-вторых, в их расположении прослеживается некоторая… неслучайность, так скажем. Объяснить не могу, но там, на месте, чувствуется, что они расположены не совсем как попало. Да и вышеупомянутый ДОТ не вписывается в это предположение.
2. Это остатки немецких или советских укреплений, построенных для обороны города какой-либо из сторон. Тоже логично, возможно именно так и есть. Но сюда не вписывается та старая немецкая карта, на которой линия укреплений обозначена севернее Максимова, здесь она не проходила. Другое дело, если это какие-нибудь тыловые объекты, или советская линия — не исключаю такой вариант. Предполагаемый вход в ДОТ, кстати, смотрит в сторону города, что играет на руку этой теории.
3. Ну и наконец — это всё-таки может быть инфраструктура военного аэродрома. А может и не только военного — учитывая отсутствие на карте аэропорта на современном месте, гражданский аэропорт тоже вполне мог быть здесь же, рядом.
Какая из этих версий верная — сказать трудно. Хорошо бы найти очевидца, хоть раз бывавшего на старом лётном поле в те времена, когда оно ещё было лётным. Уверен, его рассказ помог бы внести ясность.
На данный же момент лично у меня вопросов по этому поводу больше, чем ответов, поэтому предлагаю всем вместе приступить к решению данной загадки.

Комментарии (48)

rss свернуть / развернуть
Я в этих краях на велике частенько катаюсь, и тоже всегда интересовали эти нелогичные куски бетона и хаотичные болотца. А оно эвон как…
свернуть ветку
Тема интересная, плюс.
Навскидку пару нестыковок — какие бетонные, столь внушительные, конструкции могли быть на довоенном аэродроме?
Мой отец неоднократно рассказывал про болото на данном месте после войны?
Но может кто больше знает.
свернуть ветку
Насчёт конструкций — я думаю, дело в том, что аэродром всё же был военным. Соответственно, из бетона могли быть построены какие-никакие укрепления или бункеры (при постройке аэродрома граница была не так далеко, Прибалтика, отодвинувшая её, только-только присоединилась), склады боеприпасов и различного инвентаря, и всё в таком духе. В принципе, это может быть даже вывернутыми внутренностями тех же самых бункеров, навсегда ушедших в глубины болот — достаточно сильные взрывы могли разворотить их очень сильно.

Болото, я полагаю, обусловлено близостью озера Божно. Если моя гипотеза о воронках верна, то воды озера могли заполнить их, и таким образом почва заболотилась.

Думаю, кто-то точно знает. Вот бы поспрашивать местных старожилов — из Максимова и Баландина. По-любому же видели что-нибудь. Или от родителей слышали.
свернуть ветку
Мой отец, 1914? г.р., непосредственного участия в войне не принимал. Строил какой-то очень секретный военный аэродром под городом Великие Луки. По окончании этого строительства всем его участникам было предложено выбрать другое место жительства, но только обязательно за Уралом.
myvl.ru/blog/local_history/2460.html

свернуть ветку
Как же я сразу не заметил этого! Спасибо Вам! В этом топике есть почти все ответы:

в 1926 году было принято решение о строительстве аэродрома в городе Великие Луки. <...> строительство аэродрома, аэровокзала и служебных зданий <...>. Под строительство аэродрома из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны было выделено 25 десятин сенокосных угодий. <...> Строительные работы велись в течение 1926-1927 годов. В январе 1928 года аэродром был принят комиссией, и днем его открытия можно считать 28 января 1928 года. <...> Однако эксплуатация аэродрома требовала дополнительных работ по осушке. Только с 1931 года авиалиния выполняется через Великие Луки.
А затем аэродром и вовсе было решено перенести. В 1931 – 1934 годах здесь же, в районе деревни Максимово, но по правую сторону реки Вскувица, начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочной полосы

Выходит, старое лётное поле — старый аэродром 1928 — 1931 годов. Бетонные конструкции — остатки его строений. Про осушку — тоже всё сходится, в итоге поле всё же стало болотом окончательно.
Значит «Кондор» всё же садился в Максимово. Если, конечно, здесь не осталось военного аэродрома, ведь насколько мне известно, он был не совсем на месте современного городского.
Однако место всё равно историческое, ведь оно связано непосредственно с началом воздушного сообщения Великих Лук с другими городами и странами. Именно сюда ступила нога первых прибывавших в город пассажиров и отсюда улетали первопроходцы-путешественники, направлявшиеся как в Европу, так и на восток.

Но по-прежнему непонятно одно: почему немцы на своей карте обозначили старое поле и совершенно никак не выделили действовавший на тот момент аэропорт?
свернуть ветку
Поле ещё заболачивается по той причине, что в этих местах идёт водозабор из скважин для города, и есть старые незаглушенные скважины, из которых поступает сероводородная вода и в виде незамерзающего ручья вечно втекает в остатки озера божно.
свернуть ветку
Кстати, да! Там в некоторых местах, если идти по дороге, чувствуется довольно заметный запах сероводорода, прям как в Никулино на улицах. Я поначалу не придал этому значения, но теперь вижу, что это тоже важная деталь.
Спасибо за интересную информацию!
А скважины прямо на поле, я так понимаю?
свернуть ветку
Нет, скважина на огороженной территории водоканала, ручей берёт своё начало из за забора, источник там.
свернуть ветку
Про бетонные конструкции. Лет 20 тому на этом месте была пилорама, которую закрыли и разобрали. Вот она и стояла на этих конструкциях. Разбирали постепенно. Все, что можно, увезли. Ну а что не смогли, то и осталось. А военный аэродром (по рассказам участников событий) действительно был где-то там. ИМХО.
свернуть ветку
Про лесопилку — интересная ремарка, не знал об этом. Но вот в чём несостыковка: есть там конструкции, напоминающие ДОТы. Зачем лесопилке, например, огромный каменный параллелепипед с единственным входом?
В смысле, я не отрицаю Ваши слова, вероятнее всего, многие из бетонных останков — действительно останки лесопилки. Но есть среди них те, что явно выбиваются. Опять же, у этой штуке на четвёртом фото даже цвет другой, а значит и материал, либо же время изготовления.
свернуть ветку
Бетонный параллелепипед может быть фундаментом например для пилорамы Р63.
свернуть ветку
А какая высота может быть у подобного фундамента? У этого навскидку 2,5 метра где-то.
свернуть ветку
Пилорамы и двухэтажные бывают, там наверное фундамент как раз такой высоты и есть.
свернуть ветку
Верно, и «вход в огневую точку», для транспортерной ленты удаляющей опилки. Если она ломается, человекис лопатой в перерывах выкидывает стоя в полныйирост. Фундамент под маятниковую раму очень массивный, на нем вся нагрузка от вибраций.
свернуть ветку
Вот оно как. Интересно! Спасибо, что подсказали!
Да, тогда вопрос конструкций на поле, фактически, снимается.

Кстати, раз уж зашла тема обо всяких бетонных остатках: я выше уже говорил, что слыхал, что старые части центрального моста во время реставрации утопили в болоте рядом с Братским кладбищем. А не знаете, случаем, они прямо под дорогой, в качестве её основы, или просто где-то в стороне скинуты были? Просто я и ту и ту версию слышал.
свернуть ветку
В основании дороги.Читал интервью тогдашнего начальника ДСУ
свернуть ветку
Благодарю! А не подскажете, можно ли где-нибудь с ним ознакомиться?
свернуть ветку
Если не изменяет память, читал в Великолукской Правде в начале 90-х.
свернуть ветку

Попробовал сравнить план с аэрофотосъемкой.

lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey11#14
свернуть ветку
Интересно! Насколько я вижу по расположению аэропорта и угадывающейся церкви в Максимово, фрагмент старого поля — слева внизу.
свернуть ветку
Пошаманил я с аэрофотосъёмкой и современной картой, поприкидывал их друг к другу — и не пойму. Беседино что ли южнее было раньше, или это Максимово у немцев ошибочно как Беседино подписано, но посмотрите сами, насколько оно сейчас дальше от аэропорта, чуть раньше.



свернуть ветку
Ну и ещё попытался на современном аэродроме направление старой полосы воссоздать. Фотошопер из меня такой себе, потому как вышло. Но в целом — занятно то, что взлётная полоса поменяла своё направление почти на 90 градусов.
свернуть ветку
Теперь всё ясно, спасибо!
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 13 июля 2017, 20:56
  • #
  • 0
Игорь, вы задали выше вопрос:
«Но по-прежнему непонятно одно: почему немцы на своей карте обозначили старое поле и совершенно никак не выделили действовавший на тот момент аэропорт?»

Предложу свою версию — немцы
просто секретничали,
и не пожелали на карте (картах)
этого тиража 1942-1943) показывать реальный аэродром…

Согласны?
свернуть ветку
Версия хорошая, но несоответствие в том, что это — рисованная от руки карта для внутреннего пользования. То есть, это план города для немецких же офицеров. Мне кажется, вряд ли они стали бы скрывать данные от своих же, тем более, по объекту, который прекрасно видно с самолётов.
Можно ещё списать на человеческий фактор: картограф попросту забыл нанести на карту объект. Но здесь тоже не складывается — всё-таки это не просто поле или обычная постройка, а стратегический объект. За такие забывания и наказать могли, по идее. Да и дорисовали бы, если бы считали нужным, так как видно, что пометки на карте сделаны не одной рукой и, очевидно, дорисовывались как раз-таки по мере надобности.
свернуть ветку
Это уже прокачанная версия карты. А вот здесь — явно от руки. Я с этой, собственно, и брал.

свернуть ветку
Немного не точная ссылка. На самом деле здесь wwii.germandocsinrussia.org/de/nodes/819-akte-848-stadtplan-von-welikije-luki-m-1-20-000#page/2/mode/inspect/zoom/9
Но по сути, да. Это именно тот архивный документ.

С другой стороны, у нас в городе, ведь, появилась откуда-то рукописная версия. Вряд ли кто-то просто сидел и перерисовывал её постфактум, мне кажется, что это именно наследие оригинала, с которого потом отпечатали эту самую карту, ссылка на которую выше.
свернуть ветку
Нет ссылка точная, именно с этой карты была снята калька. Увеличьте и все станет понятно.
свернуть ветку
Сходство, несомненно, есть — всё же один и тот же город и там, и там. Но я бы поспорил, что отдельный план рисовали именно с этой карты. Что брали за основу общие черты — возможно, но что снимали кальку — сомневаюсь.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 13 июля 2017, 21:54
  • #
  • 0
Ключевые ваши слова:
«дорисовали бы, если бы считали нужным»
свернуть ветку
Думаете, они не считали нужным отразить на карте действующий аэропорт, при том, что недействующий нарисовали?
свернуть ветку
Всё возможно.
На фактор забывчивости или простого рас… не тянет.
Согласны?
свернуть ветку
Согласен. Но тянет другой.
Смотрите: Максимово находится в верхнем краю карты (фрагмент, приведённый в посте — верхний правый угол плана), как мы видим на аэрофотосъёмке, немецкими наблюдателями аэропорт привязан не к Максимово, а к Беседино, находящемуся чуть севернее, за границей плана. А Беседино ещё и не одно, и вот тут уже перепутать можно было вполне — в том случае, если картограф ориентировался на ограниченное количество данных, что не исключено в условиях боёв за город. В итоге аэропорт мог просто не попасть на карту, так как он должен был, как и Малое Беседино, быть чуть севернее, выше её границ.
Эта версия кажется мне наиболее вероятной.
свернуть ветку
Используя вашу карту, могу подкинуть еще одну загадку, интересовавшую меня с детства.
Вверху картинки фиолетовым крестиком я отметила место, где в 70-е(думается, что и раньше) — 80-е годы у нас там был огород (сейчас этот берег реки просто травяной берег, без него земли под огород хватает).

Так вот на участке размером примерно с сотку находились два куска рельса примерно метровой высоты, вбетонированные в землю вертикально (один вывернули, а второй до сих пор торчит). На мой вопрос: что это за рельсы, зачем они здесь — отец как-то, тогда в 70-80-е, ответил, что к ним привязывали самолеты. Семья отца на это место жительства вернулась из эвакуации, после освобождения города, до отъезда их дом был недалеко от церкви.
… Может, еще одна загадка об аэродроме…
свернуть ветку
Заслужиавае внимания версия, что самолеты привязывали к рельсам.Но почему только два рельса? И вообще был ли такая практика того времени привязывать самолеты?? Кто его украдет, тем более, что обьект охранямый?? Или ветром кгонит??
свернуть ветку
Если учесть, из чего были первые самолеты типа АН-2, то скорее последнее, тем более, что река рядом. Меня это тогда больше удивляло: на берегу реки стоянка самолетов? Но в те далекие 40-е-ли? годы, это, оказывается был не совсем берег реки…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 21 июля 2017, 08:15
  • #
  • 0
Великолукский аэродром (аэродромы) использовались нашими лётчиками в первый месяц
войны — до первой оккупации города, например,
402-м иап он…
После первого освобождения города использовали ли наши лётчики Великолукский аэродром для базирования?
Лётчики 29-го иап (1-й гвардейский иап) в августе 1941 базировались на аэродроме в Старой Торопе и полевых аэродромх (в Великополье,...)

Как использовали в оккупация Великолукский аэродром немцы?

Когда его стали использовать после освобождения города?
свернуть ветку
По имеющимся у меня данным, после первого захвата города немцами аэропорт не использовался никак ни нашими, ни немцами. После освобождения его стали использовать примерно с 1946 года.
свернуть ветку
А почему не использовали — непригодны были?

А понял — скорее всего уже с января 1942
линия фронта проходила рядом-рядом!!!


Где тогда приземлялись немецкие самолёты
на ближних подступах к Вел. Лукам
за 1 год и более 3-х месяцев оккупации?
свернуть ветку
Верно, из-за близости к фронту и небезопасности использования — пво у немцев, всё-таки, тоже было. И, полагаю, даже не с января 1942, а с августа 1941.

Вот этого не знаю. Предположу, что на каком-либо военном аэродроме, находившемся чуть дальше от линии фронта, но неподалёку от города.
Либо на старом поле, отмеченном на карте выше. Его не зря отметили всё же.
свернуть ветку
Согласен, возможно и с августа 1941, предполагая, что наши его будут бомбить…

Ау, краеведы, откуда взлетали немецкие самолёты вблизи Вел. Лук пока город был в оккупации?

По всей видимости с замаскированных лесных, полевых аэродромов, где, возможно, потом базировались и наши лётчики, а зимой и с замёрзших озёр…

Жалко, что ветеранов-очевидцев все меньше и меньше…
свернуть ветку
… Из Сидоровщины 118-й полк, в котором я уже служил, 18 марта перелетел на аэродром Медведково, находившийся на окраине Великих Лук...
gm-vicsv.narod.ru/memory/velikie_luki.htm
свернуть ветку
Так то наши.
свернуть ветку
СПАСИБО, Алексеич!

Отличная статья, рассказывающая об эпизодах участия военных лётчиков в нашей истории!
свернуть ветку
8 Ил — 2 вылетели,
4 вернулись с задания…
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения