Блог им. AgentJester → Alterflugplatz
Давненько я не писал сюда ничего, но вот сегодня хотел бы рассказать об одном небольшом изыскании, касающемся темы, не раз поднимавшейся на этом сайте.
Как всем здесь давно известно, существует ненулевая вероятность того, что после обстрела самолёта Рибентроппа в августе 1939 года над Великими Луками оный был посажен на великолукский аэродром.
Но вот вопрос: на какой именно? Тот, который до сих пор является городским аэропортом, или военный, который, судя по всему, находился несколько поодаль?
Волею судеб мне удалось раздобыть старый немецкий план города, рассматривая который я обнаружил любопытную деталь: между деревнями Баландино и Максимово выделен участок земли, подписанный как «Alterflugplatz» — «Старое лётное поле».
По логике, немцы, вероятно, назвали так место советского военного аэродрома, и как раз на него, согласно ряду версий, садился самолёт германского министра.
Дабы проанализировать, что именно находится сейчас на этом месте, я наложил эту карту на современный гугловский снимок и получил приблизительные границы поля в современных реалиях.
Но гугл это гугл. Разумеется, я не мог не отправиться туда лично, дабы воочию узреть то, что представляет сейчас собой это место.
Что ж, сказано-сделано. Заходил я со стороны «Транснефтемаша», мимо заводов, по узкой асфальтовой дороге, ведущей к Максимову. День выдался не очень солнечный, тем не менее, всё, что можно было увидеть, я увидел. Далее несколько впечатлений:
1. Эта дорога у городской черты превращена в помойку. Серьёзно, там просто горы всяческого мусора, в основном — строительного.
2. То и дело в заболоченном поле (а почти всё пространство, отмеченное на карте, сейчас является болотом) виднелись некие фрагменты бетонных конструкций. Я бы предположил, что это — остатки старого центрального моста, но его, насколько мне известно, утопили в другом болоте — у Братского кладбища. На фотографиях видно, что конструкции довольно большие и напоминают части каких-то бетонных строений.
3. Как я уже сказал — поле заболочено. На фотографиях ниже представлена его панорама. Трудно представить, что когда-то здесь садились и взлетали самолёты.
Возможно ли, что именно здесь когда-то посадили тот самый «Кондор»? Я считаю, что да. По крайней мере, логически всё сходится. Старое лётное поле — старый военный аэродром, бетонные конструкции — остатки сооружений, взорванных либо советскими войсками, либо немецкими. Болото могло образоваться из-за воронок от бомб. Теоретически, война могла изменить это место до неузнаваемости.
А как думаете вы?
P.S. и разумеется, фото, иллюстрирующие всё написанное выше.
Те самые бетонные конструкции:
Панорамы поля:
UPD: кстати, на карте нет современного аэропорта (на гугл-картах его полоса торчит справа вверху, а на старой немецкой — никак не обозначен).
Зато, кстати, есть церковь в Максимово, на месте которой стоит сейчас поклонный крест. Но это уже просто наблюдение. А вот про аэропорт — занятно. Немцы не могли просто не отметить его.
И ещё небольшое дополнение о конструкциях. Та, что на четвёртом фото, выглядит монолитной, но на самом деле, это не так. Насколько я сумел разглядеть, в ней есть вход, но подобраться к нему из-за болот трудно, а сфоткать его на мой фотик не получилось — далековато. В целом она напоминает ДОТ на Богдановском мосту, только очень большой.
Что до остальных конструкций — кроме как аэродромом мало чем можно объяснить их появление. Город в эту сторону не расширялся, никаких предприятий или капитальных сооружений на болоте не было, а значит они появились, вероятнее всего, раньше, чем местность заболотилась. Вообще, у меня есть три основных версии того, что это:
1. Остатки какого-либо здания или моста. В таком случае их могли привезти сюда, скажем, при расчистке города после освобождения, или в дальнейшем, с больших строек и реконструкций. Версия логичная, но во-первых, конструкции слишком далеко друг от друга разбросаны, а во-вторых, в их расположении прослеживается некоторая… неслучайность, так скажем. Объяснить не могу, но там, на месте, чувствуется, что они расположены не совсем как попало. Да и вышеупомянутый ДОТ не вписывается в это предположение.
2. Это остатки немецких или советских укреплений, построенных для обороны города какой-либо из сторон. Тоже логично, возможно именно так и есть. Но сюда не вписывается та старая немецкая карта, на которой линия укреплений обозначена севернее Максимова, здесь она не проходила. Другое дело, если это какие-нибудь тыловые объекты, или советская линия — не исключаю такой вариант. Предполагаемый вход в ДОТ, кстати, смотрит в сторону города, что играет на руку этой теории.
3. Ну и наконец — это всё-таки может быть инфраструктура военного аэродрома. А может и не только военного — учитывая отсутствие на карте аэропорта на современном месте, гражданский аэропорт тоже вполне мог быть здесь же, рядом.
Какая из этих версий верная — сказать трудно. Хорошо бы найти очевидца, хоть раз бывавшего на старом лётном поле в те времена, когда оно ещё было лётным. Уверен, его рассказ помог бы внести ясность.
На данный же момент лично у меня вопросов по этому поводу больше, чем ответов, поэтому предлагаю всем вместе приступить к решению данной загадки.
Как всем здесь давно известно, существует ненулевая вероятность того, что после обстрела самолёта Рибентроппа в августе 1939 года над Великими Луками оный был посажен на великолукский аэродром.
Но вот вопрос: на какой именно? Тот, который до сих пор является городским аэропортом, или военный, который, судя по всему, находился несколько поодаль?
Волею судеб мне удалось раздобыть старый немецкий план города, рассматривая который я обнаружил любопытную деталь: между деревнями Баландино и Максимово выделен участок земли, подписанный как «Alterflugplatz» — «Старое лётное поле».
По логике, немцы, вероятно, назвали так место советского военного аэродрома, и как раз на него, согласно ряду версий, садился самолёт германского министра.
Дабы проанализировать, что именно находится сейчас на этом месте, я наложил эту карту на современный гугловский снимок и получил приблизительные границы поля в современных реалиях.
Но гугл это гугл. Разумеется, я не мог не отправиться туда лично, дабы воочию узреть то, что представляет сейчас собой это место.
Что ж, сказано-сделано. Заходил я со стороны «Транснефтемаша», мимо заводов, по узкой асфальтовой дороге, ведущей к Максимову. День выдался не очень солнечный, тем не менее, всё, что можно было увидеть, я увидел. Далее несколько впечатлений:
1. Эта дорога у городской черты превращена в помойку. Серьёзно, там просто горы всяческого мусора, в основном — строительного.
2. То и дело в заболоченном поле (а почти всё пространство, отмеченное на карте, сейчас является болотом) виднелись некие фрагменты бетонных конструкций. Я бы предположил, что это — остатки старого центрального моста, но его, насколько мне известно, утопили в другом болоте — у Братского кладбища. На фотографиях видно, что конструкции довольно большие и напоминают части каких-то бетонных строений.
3. Как я уже сказал — поле заболочено. На фотографиях ниже представлена его панорама. Трудно представить, что когда-то здесь садились и взлетали самолёты.
Возможно ли, что именно здесь когда-то посадили тот самый «Кондор»? Я считаю, что да. По крайней мере, логически всё сходится. Старое лётное поле — старый военный аэродром, бетонные конструкции — остатки сооружений, взорванных либо советскими войсками, либо немецкими. Болото могло образоваться из-за воронок от бомб. Теоретически, война могла изменить это место до неузнаваемости.
А как думаете вы?
P.S. и разумеется, фото, иллюстрирующие всё написанное выше.
Те самые бетонные конструкции:
Панорамы поля:
UPD: кстати, на карте нет современного аэропорта (на гугл-картах его полоса торчит справа вверху, а на старой немецкой — никак не обозначен).
Зато, кстати, есть церковь в Максимово, на месте которой стоит сейчас поклонный крест. Но это уже просто наблюдение. А вот про аэропорт — занятно. Немцы не могли просто не отметить его.
И ещё небольшое дополнение о конструкциях. Та, что на четвёртом фото, выглядит монолитной, но на самом деле, это не так. Насколько я сумел разглядеть, в ней есть вход, но подобраться к нему из-за болот трудно, а сфоткать его на мой фотик не получилось — далековато. В целом она напоминает ДОТ на Богдановском мосту, только очень большой.
Что до остальных конструкций — кроме как аэродромом мало чем можно объяснить их появление. Город в эту сторону не расширялся, никаких предприятий или капитальных сооружений на болоте не было, а значит они появились, вероятнее всего, раньше, чем местность заболотилась. Вообще, у меня есть три основных версии того, что это:
1. Остатки какого-либо здания или моста. В таком случае их могли привезти сюда, скажем, при расчистке города после освобождения, или в дальнейшем, с больших строек и реконструкций. Версия логичная, но во-первых, конструкции слишком далеко друг от друга разбросаны, а во-вторых, в их расположении прослеживается некоторая… неслучайность, так скажем. Объяснить не могу, но там, на месте, чувствуется, что они расположены не совсем как попало. Да и вышеупомянутый ДОТ не вписывается в это предположение.
2. Это остатки немецких или советских укреплений, построенных для обороны города какой-либо из сторон. Тоже логично, возможно именно так и есть. Но сюда не вписывается та старая немецкая карта, на которой линия укреплений обозначена севернее Максимова, здесь она не проходила. Другое дело, если это какие-нибудь тыловые объекты, или советская линия — не исключаю такой вариант. Предполагаемый вход в ДОТ, кстати, смотрит в сторону города, что играет на руку этой теории.
3. Ну и наконец — это всё-таки может быть инфраструктура военного аэродрома. А может и не только военного — учитывая отсутствие на карте аэропорта на современном месте, гражданский аэропорт тоже вполне мог быть здесь же, рядом.
Какая из этих версий верная — сказать трудно. Хорошо бы найти очевидца, хоть раз бывавшего на старом лётном поле в те времена, когда оно ещё было лётным. Уверен, его рассказ помог бы внести ясность.
На данный же момент лично у меня вопросов по этому поводу больше, чем ответов, поэтому предлагаю всем вместе приступить к решению данной загадки.
- +19
- AgentJester
- 11 июля 2017, 20:44
Комментарии (48)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
Навскидку пару нестыковок — какие бетонные, столь внушительные, конструкции могли быть на довоенном аэродроме?
Мой отец неоднократно рассказывал про болото на данном месте после войны?
Но может кто больше знает.
свернуть ветку
Болото, я полагаю, обусловлено близостью озера Божно. Если моя гипотеза о воронках верна, то воды озера могли заполнить их, и таким образом почва заболотилась.
Думаю, кто-то точно знает. Вот бы поспрашивать местных старожилов — из Максимова и Баландина. По-любому же видели что-нибудь. Или от родителей слышали.
свернуть ветку
свернуть ветку
Выходит, старое лётное поле — старый аэродром 1928 — 1931 годов. Бетонные конструкции — остатки его строений. Про осушку — тоже всё сходится, в итоге поле всё же стало болотом окончательно.
Значит «Кондор» всё же садился в Максимово. Если, конечно, здесь не осталось военного аэродрома, ведь насколько мне известно, он был не совсем на месте современного городского.
Однако место всё равно историческое, ведь оно связано непосредственно с началом воздушного сообщения Великих Лук с другими городами и странами. Именно сюда ступила нога первых прибывавших в город пассажиров и отсюда улетали первопроходцы-путешественники, направлявшиеся как в Европу, так и на восток.
Но по-прежнему непонятно одно: почему немцы на своей карте обозначили старое поле и совершенно никак не выделили действовавший на тот момент аэропорт?
свернуть ветку
свернуть ветку
Спасибо за интересную информацию!
А скважины прямо на поле, я так понимаю?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
В смысле, я не отрицаю Ваши слова, вероятнее всего, многие из бетонных останков — действительно останки лесопилки. Но есть среди них те, что явно выбиваются. Опять же, у этой штуке на четвёртом фото даже цвет другой, а значит и материал, либо же время изготовления.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Да, тогда вопрос конструкций на поле, фактически, снимается.
Кстати, раз уж зашла тема обо всяких бетонных остатках: я выше уже говорил, что слыхал, что старые части центрального моста во время реставрации утопили в болоте рядом с Братским кладбищем. А не знаете, случаем, они прямо под дорогой, в качестве её основы, или просто где-то в стороне скинуты были? Просто я и ту и ту версию слышал.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Попробовал сравнить план с аэрофотосъемкой.
lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey11#14
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
«Но по-прежнему непонятно одно: почему немцы на своей карте обозначили старое поле и совершенно никак не выделили действовавший на тот момент аэропорт?»
Предложу свою версию — немцы
просто секретничали,
и не пожелали на карте (картах)
этого тиража 1942-1943) показывать реальный аэродром…
Согласны?
свернуть ветку
Можно ещё списать на человеческий фактор: картограф попросту забыл нанести на карту объект. Но здесь тоже не складывается — всё-таки это не просто поле или обычная постройка, а стратегический объект. За такие забывания и наказать могли, по идее. Да и дорисовали бы, если бы считали нужным, так как видно, что пометки на карте сделаны не одной рукой и, очевидно, дорисовывались как раз-таки по мере надобности.
свернуть ветку
lukigrad.ru/files/karty/nplan1942-43.jpeg
свернуть ветку
свернуть ветку
Здесь первоисточник этой карты.
свернуть ветку
Но по сути, да. Это именно тот архивный документ.
С другой стороны, у нас в городе, ведь, появилась откуда-то рукописная версия. Вряд ли кто-то просто сидел и перерисовывал её постфактум, мне кажется, что это именно наследие оригинала, с которого потом отпечатали эту самую карту, ссылка на которую выше.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
«дорисовали бы, если бы считали нужным»
свернуть ветку
свернуть ветку
На фактор забывчивости или простого рас… не тянет.
Согласны?
свернуть ветку
Смотрите: Максимово находится в верхнем краю карты (фрагмент, приведённый в посте — верхний правый угол плана), как мы видим на аэрофотосъёмке, немецкими наблюдателями аэропорт привязан не к Максимово, а к Беседино, находящемуся чуть севернее, за границей плана. А Беседино ещё и не одно, и вот тут уже перепутать можно было вполне — в том случае, если картограф ориентировался на ограниченное количество данных, что не исключено в условиях боёв за город. В итоге аэропорт мог просто не попасть на карту, так как он должен был, как и Малое Беседино, быть чуть севернее, выше её границ.
Эта версия кажется мне наиболее вероятной.
свернуть ветку
Вверху картинки фиолетовым крестиком я отметила место, где в 70-е(думается, что и раньше) — 80-е годы у нас там был огород (сейчас этот берег реки просто травяной берег, без него земли под огород хватает).
Так вот на участке размером примерно с сотку находились два куска рельса примерно метровой высоты, вбетонированные в землю вертикально (один вывернули, а второй до сих пор торчит). На мой вопрос: что это за рельсы, зачем они здесь — отец как-то, тогда в 70-80-е, ответил, что к ним привязывали самолеты. Семья отца на это место жительства вернулась из эвакуации, после освобождения города, до отъезда их дом был недалеко от церкви.
… Может, еще одна загадка об аэродроме…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
войны — до первой оккупации города, например,
402-м иап он…
После первого освобождения города использовали ли наши лётчики Великолукский аэродром для базирования?
Лётчики 29-го иап (1-й гвардейский иап) в августе 1941 базировались на аэродроме в Старой Торопе и полевых аэродромх (в Великополье,...)
Как использовали в оккупация Великолукский аэродром немцы?
Когда его стали использовать после освобождения города?
свернуть ветку
свернуть ветку
А понял — скорее всего уже с января 1942
линия фронта проходила рядом-рядом!!!
Где тогда приземлялись немецкие самолёты
на ближних подступах к Вел. Лукам
за 1 год и более 3-х месяцев оккупации?
свернуть ветку
Вот этого не знаю. Предположу, что на каком-либо военном аэродроме, находившемся чуть дальше от линии фронта, но неподалёку от города.
Либо на старом поле, отмеченном на карте выше. Его не зря отметили всё же.
свернуть ветку
Ау, краеведы, откуда взлетали немецкие самолёты вблизи Вел. Лук пока город был в оккупации?
По всей видимости с замаскированных лесных, полевых аэродромов, где, возможно, потом базировались и наши лётчики, а зимой и с замёрзших озёр…
Жалко, что ветеранов-очевидцев все меньше и меньше…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Отличная статья, рассказывающая об эпизодах участия военных лётчиков в нашей истории!
свернуть ветку
4 вернулись с задания…
свернуть ветку