↑ 

История Великих Лук и окрестностейГероическая оборона, которая была

В свете недавнего спора не могу умолчать об одной замечательной книге, расставляющей все недостающие точки над i. Называется она «22 Армия: от первых до победных дней Великой Отечественной войны. Воспоминания участников боевых действий». Вышла в 2016 году в Екатеринбурге и, насколько я знаю, в наших краеведческих кругах до сего времени широко известна не была.
elar.urfu.ru/bitstream/10995/41252/1/978-5-7996-1797-4_2016.pdf
Книга содержит в себе очерки, письма и воспоминания ветеранов 22-й армии, непосредственных участников боевых действий, в том числе на территории Великих Лук, некоторые из которых были написаны ещё в 80-х годах (это к слову о том, что об обороне якобы начали говорить только в последние 10-15 лет).
В этом посте я приведу наиболее показательные выдержки из данной книги, но вообще всем интересующимся историей войны в целом и 22-й Армии в частности советую ознакомиться с ней целиком по ссылке данной выше. Фотографии и схема взяты оттуда же.
Во всех цитатах и заголовках курсив — мой, остальное — так, как напечатано в книге, без изменений.
Итак:

Дергачев Иван Алексеевич, подполковник запаса, бывший офицер связи штаба 22-й армии.

Боевой путь 22-й армии (с. 16–17)
Противник, встречая сопротивление лишь действующей в качестве стрелковой дивизии неполного состава 48-й танковой, рвался к Великим Лукам, важному стратегическому узлу. 179-я дивизия вела бои в районе г. Невеля (после этих боев в дивизии осталось 200 активных штыков). В обороне Великих Лук приняли участие 48-я танковая дивизия (комполка – Шукшин), ополченцы и сводный отряд, состоящий из связистов и солдат других специальных частей. Сложилось тяжёлое положение. Враг ворвался в город, завязались уличные бои, которые шли два дня (18 и 19 июля).
20 июля за нами оставалось лишь депо. Был получен приказ Ставки: «Великие Луки не сдавать». При участии подходящих к городу частей 214-й с.д. противник был выброшен из Великих Лук и оттеснён на 5–6 километров от его окраин. Началась месячная оборона города. <…> Армия продолжала жить и сражаться, стойко отражая все попытки прорыва на Великолуцком направлении. Так было до 21 августа. 212-я, 186, 214, 126-я с.д. перешли по приказу командования в наступление. Армия была вдохновлена поражением немцев под Ельней. Части этих дивизий уже продвинулись на 6 км. Но фашисты собрали здесь большой кулак. Против армии действовало, кроме пехотной, две танковых дивизии полного состава и одна механизированная. Они смяли боевые порядки наступающих, вышли на временный пункт управления армии в совхозе «Ушицы», стали окружать части и соединения, развёртывая наступление и на Великие Луки, и на Торопец. Армия в тяжёлых условиях окружения снова была вынуждена, ведя арьергардные бои силами артиллерийских полков, связистов и отдельных частей, прорывающихся из окружения, отходить на восток. Много мужества проявили солдаты и офицеры армии, продолжая сражаться в этих условиях, не пропуская врага, не давая совершить ему марш, отдавая с боем каждую пядь земли. Командующий армией Ф.А. Ершаков вышел из окружения только 10 сентября.

На рубежах у Великих Лук (С. 41)
Наши войска, вышедшие из окружения, а также 256-я стрелковая дивизия, прибывшая из резерва фронта, 27 июля создали прочный фронт обороны северо-западнее города и к юго-востоку от него до озера Двинье.
На этих рубежах, несмотря на многократные попытки немцев вновь прорвать фронт обороны и занять Великие Луки, армия удержалась до двадцатых чисел августа.
Действия 22-й армии были высоко оценены командованием фронта.

Об эпизодах военных действий 22-й армии в районе Великих Лук. Письмо от 26.05. 1982 г. (с. 293)
<…> С Великими Луками у меня связано много воспоминаний. Впервые я увидел город на рассвете 30 июня после бомбежки станции. Затем, когда отходили от Невеля в середине июля. С 16 июля штаб 22-й армии находился в 4 км к северу от станции Назимово (насколько помню, сразу же за березовым леском, где были штабные блиндажи, лежало село Точилово). Там я был все сорок дней героической обороны Великих Лук.

Слово за историками (с. 297).
Отдельные части армии и её дивизий начали бои 22 июня, а 7 июля уже вся армия целиком вела кровопролитные бои с фашистами, нанося им сильные удары, перемалывая технику и живую силу противника. Она разбила несколько танковых дивизий немцев, рвавшихся в глубь страны. Затем соединения армии держали сорокадневную оборону Великих Лук, выполняя приказ Верховного главнокомандующего: «Великие Луки не сдавать». Впрочем, офицерам армии и самим было ясно, каким ключом к Москве являлись в ту пору Великие Луки.


Махинов Е. Л., с 1940 года старший помощник начальника оперативного отдела Уральского военного округа.

Письмо от 15 ноября 1980 г. Хранится в Музее боевой славы Урала (г. Екатеринбург). (с. 223)
…в начале августа фронт обороны армии проходил по линии Великие Луки и южнее [н.п.] Кунья. Противнику на пару дней удавалось ворваться в город В[еликие] Луки, но героическими действиями 48-й т.д. (танковой дивизии. – Сост.) он был выбит <…> и положение стабилизировалось. Всю первую половину августа армия вела тяжёлые оборонительные бои, особенно сильные за высоту, что юго-западнее города, которая более 30 раз переходила из рук в руки, и у виадука ж.д., что южнее города. Здесь, под мостом ж.д., проходила полевая дорога, и немцы неоднократно подымались в атаку под мост, так как полотно было пристреляно и для них недоступно. Долина у моста была буквально завалена трупами, которые долго не убирались как нами, так и немцами. По вечерам от трупного запаха тошнило и кружилась голова. Да, тяжело было нашим воинам у В[еликих] Лук, но нелегко было и врагу.
Оперативное положение нашей армии было равносильно бельму на глазу немцев. Армия нависала над его ударной группировкой, рвавшейся к Смоленску и Москве. Здесь немцы против 22-й армии должны были держать достаточные силы для защиты своего левого крыла, и от 22-й армии требовались активные действия для того, чтобы сковать врага, не дать ему возможности снимать соединения от 22-й армии и усиливать ими главные силы на Смоленском направлении.


Сухотин Николай Петрович, в годы Великой Отечественной войны старший помощник и начальник разведки штаба артиллерии 22-й армии.


Справка о формировании 22-й армии и вступлении её войск в бои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (с. 54–55).
В течение двух месяцев на огромной площади в 12–13 тысяч квадратных километров войска 22-й армии вели упорные бои с бронетанковыми силами противника. 15 отборных дивизий фашистских захватчиков, рвавшихся на восток, к рубежам нашей столицы – Москвы, были скованы (удерживались в боях) войсками 22-й армии, наносившими им ощутимый урон. За проявленные доблесть, мужество и отвагу в боях многие воины-уральцы были удостоены правительственных наград и повышения в званиях, а дивизии за стойкость и активные действия с врагом были соответственно отмечены военными Советами армии (170-я, 112, 98-я стрелковые дивизии) и Западного фронта (112-я, 174 и 153-я стрелковые дивизии).

Краткая историческая справка о боевом пути 22-й армии в Великой Отечественной войне (к книге о 22-й армии) (с. 85-86).
К 22 июля 1941 года дивизии 62-го стрелкового корпуса, выйдя из окружения и сосредоточившись в указанных районах, приводили себя в порядок и, приняв пополнение своих рядов из армейского резерва, были в состоянии готовности к выполнению новых оборонительных задач.
Соединения и артиллерийские части 51-го стрелкового корпуса в своих действиях отставали и к этому времени продолжали ещё прорываться из окружения, одновременно отбиваясь от наседавших сил врага. Исходя из сложившейся новой обстановки в борьбе с фашистскими захватчиками и сохранявшейся перед войсками задачи о «недопущении продвижения врага на восток», Военный совет 22-й армии принимает решение об организации нового оборонительного рубежа по линии: пос. Веретье 1-е, 2-е и 3-е, Еремеево, Веснинское (все в 8–10 километрах северо-западнее города Великие Луки) и далее на юг и юго-восток по пунктам: Городище, Рожково, Макаровка, Горки, Курилово, оз. Едрица, Карпово (у оз. Двинье) общей протяжённостью 80 километров с размещением штаба армии в районе ст. Назимово, и к 25 июля 1941 года армия занимает этот рубеж.


Расположение на местности оборонительного рубежа №2 (протяженностью 70 км) в период с 18.07.1941 г. – 25.08.1941 г. Включал населенные пункты: Великие Луки, Веретье, Шабалдино, Рыжково, Макаровка, Дреки, Карпово.

Да, разумеется, спорить можно с чем угодно. Можно говорить многое, пересматривать любое событие тысячи раз, искать подвох везде, но я всё же искренне надеюсь, что после прочтения этой книги ни у кого больше не повернётся язык сказать:
Не было никакой героической 33-х дневной обороны

Комментарии (8)

rss свернуть / развернуть
Спасибо, очень интересно. Для этих скотов либерастов нет ничего святого. Для них ложь, это их хлеб.
свернуть ветку
Вот тута myvl.ru/blog/local_history/6291.html еще несколько этих скотов-либерастов и пишут гады исключительно за деньги! )))))
Представляется такая картина. Заслышав о приближении немцев и войска и гражданское управление покинуло город, когда им по голове настучали они выбили из города части немецкого разведбата — передового отряда в количестве как правило ок. двух усиленных рот. все. вот и все освобождение.

свернуть ветку
Спасибо, уже начитались о «безумной» Зое Космодемьянской, недоподвиге Александра Матросова, необходимой сдачи Ленинграда и т. д. от либеров, что уже нет веры иудам.
свернуть ветку
Не нужно валить все в одну кучу! Напомню, если вы забыли, разговор шел о действиях Красной армии при защите Великих Лук, в период июль- август 1941 года.
Приведите хотя-бы один исторический документ, изданный до 2000 года, в котором оборона Великих Лук, была бы признана героической!
свернуть ветку
Кхм. Вы не читали пост? Я же писал, что воспоминания и письма участников событий, на которых построена книга, были написаны в основном в советский период. И это далеко не один документ.
свернуть ветку
Принимается только так
Как в первые дни вторжения интервентов, так и в период 33-х дневной обороны Великих Лук (с 21 июля по 24 августа 1941 г.) активно боролся с врагом Великолукский городской отряд народного ополчения, насчитывающий более тысячи человек.
Полина Иванова
Великие Луки
1968 год

Раньше люди поскромнее были и называли вещи своими именами.
Я тоже учился в Советской школе и тоже ничего
не слышал о героической обороне города частями
22 армии.
свернуть ветку
От смены формулировки не меняется суть.

И потом, при всём моём огромном уважении к Полине Ефимовне, здесь я всё же доверяю первоисточнику — очевидцам, цитаты которых приведены выше.
свернуть ветку
"… А где-то через месяц ночью весь лагерь подняли по тревоге – «Немедленно грузиться и уходите в тыл! Немцы наступают!» Но там не только мы бежали. Те генералы, которые обороняли Великие Луки сами потом признали, что это был великий драп… Но мы успели уйти..."
iremember.ru/memoirs/drugie-voyska/gavrilenko-aleksandr-fedorovich/
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения