История Великих Лук и окрестностей → Великие Луки. Кинотеатр "Рекорд" - "Дом Просвещения" (1915 - 1941(?). Продолжение расследования...
Продолжаем расследование о том, где в городе Великие Луки,
находился второй дореволюционный
кинотеатр «Рекорд» — послереволюционный «Дом Просвещения» — Гортеатр(?)
На его сцене кроме показа фильмов, ставили и спектакли,
выступали музыканты и гастролирующие артисты…
Начало расследования возникло в топике Алексеича:
myvl.ru/blog/15704.html#comment418093
Продолжение расследование: сделан новый топик для удобства…
находился второй дореволюционный
кинотеатр «Рекорд» — послереволюционный «Дом Просвещения» — Гортеатр(?)
На его сцене кроме показа фильмов, ставили и спектакли,
выступали музыканты и гастролирующие артисты…
Начало расследования возникло в топике Алексеича:
myvl.ru/blog/15704.html#comment418093
Продолжение расследование: сделан новый топик для удобства…
- +2
- AXA
- 02 октября 2017, 14:23
Комментарии (156)
rss свернуть / развернутьиз предыдущего расследования
в топике Алексеича:
1. «Кинематограф «Рекорд» размещался на правом берегу Ловати, на углу Никольской улицы,
в одноэтажном деревянном здании, крытом железом…
В здании было два подвальных помещения, в одном находился буфет, а в другом – кладовые...»
2. Алексеич ссылается,
что в телефонном справочнике
указан адрес кинотератра — ул. Ленинская, 2
Вопросы к Алексеичу:
1. Справочник за какой год?
2. Как указан абонент в справочнике:
просто — кинотеатр,
кинотеатр «Рекорд»,
или…
свернуть ветку
что рядом с кинотеатром располагался чахлый садик,
куда зрители выходили в перерым…
свернуть ветку
о пвервых кинотеатрах города
и истории КИНО в Великих Луках:
vlkino.blogspot.ru/p/blog-page_71.html
свернуть ветку
myvl.ru/blog/local_history/11190.html
Справочник 1936г.
Гортеатр ул. Ленинская 2
vivaldi.pskovbook.ru/spisok-abonentov-velikoluk-telefon-seti-1122479.pdf/details
свернуть ветку
Кстати, это неоценимая информация для нашего
Агента — Игоря
(одна из тематик его исследований — улицы города)
и всех ценителей истории Великих Лук:
Изменения название улицы: Богоявленская — Никольская — Ленинградская (?) (1928) — Ленинская, 2 (1936) — проспект Ленина (сегодня)…
Нет под рукой книги К. Карпова
«Улицы Великих Лук» поэтому спросим
у эксперта Агента:
Когда улица Никольская стала называться Ленина?
Когда улица Спартака стала называться пр. Ленина?
Интересно и изменение названий кинотеатра:
в 1915 — до революций «РЕКОРД»,
в 1918-19 — «РЕКОРД» переименовали в «Дом Просвещения»,
потом вернули название РЕКОРД(?) 1928
и Гортеатр в 1936 — для театралов интересная информация.
Возникает вопрос, где было с 1919 и до 1941 основное здание/сцена Великолукского театра?
свернуть ветку
свернуть ветку
Наши краеведы — практически не собираются на круглые столы для коллективного обсуждения интересных проблем — белых пятен
великолукской славной истории.
На нашем сайте у нас своего рода:
НАСТОЯЩИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ
ИСТОРИИ ВЕЛИКИХ ЛУК
И ОКРЕСТНОСТЕЙ…
И это ЗДОРОВО!
свернуть ветку
А про «Рекорд» — думается мне, что тут не всё гладко. В городе была улица Петроградская, в её пределах у реки был кинотеатр «Модерн», на базе которого начал формироваться городской театр, когда «Модерн» стал «Коммуной». Уж не перепутали ли по традиции тех лет авторы справочника? Возможно, Петроградская, 2, зимний театр «Коммуна» имелся в виду?
Хотя и улица с 19 года уже была Розы Люксембург. Но и «Рекорда» не было. Был Дом Просвещения.
свернуть ветку
Допустим — один раз перепутали в 1928,
но неужели и в 1936 опять напутали с Ленинской, 2?
Вопрос к Алексеичу:
А в справочниках нет телефонов и адресов
ещё одно кинотеатра и (или) театра в городе?
свернуть ветку
нашёл Алексеич. СПАСИБО!
Всем рекомендую его полистать — не пожалеете!
МАССА интересной информации по довоенным:
организациям, жителям Великих Лук, адресам…
Например, пл. Ленина называлась пл. Урицкого (?),
была и площадь Физкультуры (Юбилейная?)
Прослезился, что сушествовал
отдельный зубной кабинет для партактива — проблемы у них были с зубами.
Много телефонов в НКВД,
причём с указанием фамилий сотрудников…
Насчет темы, приводится следующая информация:
Гортеатр — Ленинская, 2
Кинотеатр — Краснофлотская, 3
ВСЁ ЧЁТКО! Без ошибок!
свернуть ветку
vivaldi.pskovbook.ru/spisok-abonentov-velikoluk-telefon-seti-1122479.pdf/details
свернуть ветку
располагался ДКА (так в справочнике) — Дом Красной Армии — Октябрьский, 42
свернуть ветку
Её информация подтвердилась благодаря справочнику:
№ (тел) 24
Дудиков Е.В. (врач)ул. Энгеля, 1
(сейчас УЛ. Энгельса).
Как она и рассказывала на углу Пушкинской и Энгеля дом 1, жил врач Дудик
(так его звали, по-видимому, в народе)
В алфавитном абонентском разделе — отмечались врачи, что было сделано для удобства жителей!
Сегодня Международный день врачей!
С ПРАЗДНИКОМ! УСПЕХОВ, ЗДОРОВЬЯ, СВЕТА…
Для Агента:
Логинов А.К. Спартака, 17
свернуть ветку
Да, вижу. Телефон 1-20. В принципе немудрено, что он у него был — на тот момент Логинов уже стал директором электростанции, что давало не только привилегии, но и перспективу быть вызванным на работу в любое время в случае какого-нибудь чп.
свернуть ветку
и сделали открытие для себя и для нас.
Это хорошо! Так держать! Новых вам находок!
А вы читали этот справочник раньше?
Да, фамилии, телефоны, адреса всех врачей,
адреса и телефоны лечебных организаций
и медтехникума (сегодня медучилище)
выпишите и презентуйте г. Шуоаеву,
и подарите в музей медицины в медучилище…
И не только телефон, но и адрес места жительства
указан — СПАРТАКА, 17
свернуть ветку
Площадь Физкультуры — не Юбилейная, а бывшая Дворцовая. Юбилейная была Тимирязева, а до этого — Пятницкая.
А если всё без ошибок, то значит театр был в Доме Просвещения, а не в «Модерне» — только и всего. Про ДКА, думаю, все знают — это уже где только не писали.
свернуть ветку
А как вам Урицкого — Ленина?
А адрес Логинова в 1936?
А насчёт, что все всё всегда знают,
так не надо никогда говорить!
Урок на будущее, если изволите услышать.
Мало кто из краеведов и ценителей истории
этот справочник листал.
Вот я не листал до этого.
Он для меня — кладезь информации!
Маму С ПРАЗДНИКОМ!
свернуть ветку
НЕ ДОПУСКАЙ ПЬЯНОГО К ТЕЛЕФОНУ!
стр. 13
свернуть ветку
Адрес Логинова — это здорово, да.
Ну почему же всё и всегда? Лично меня этот справочник тоже многим порадовал, это факт. Однако то, что Дом Красной Армии был на месте Драмтеатра — это действительно очень и очень популярный факт, который упоминается практически во всех книгах о городе, множестве статей и периодически повторяется, в частности — в прессе к открытию обновлённого театра об этом много раз писали. Так что это вполне нормально: есть факты неизвестные, есть общеизвестные. Любая наука устроена таким образом.
Спасибо. Передам.
свернуть ветку
Но, в справочнике приведены: адрес, телефоны, структурные подразделения ДКА на 1936 год.
Уверен, что такой информации по ДКА
НИ В ОДНОЙ КНИГЕ, НИ ОДНИМ АВТОРОМ
до сих пор не приводилось!
А вы как думаете?
свернуть ветку
и про НКВД,
и весь СПРАВОЧНИК уникальный!!!
свернуть ветку
А если серьёзно — да, с такого ракурса о нём, вероятно, не писали.
свернуть ветку
Перефразируя классика:
О сколько нам открытий чудных,
готовит изучение истории Великих Лук...
Всем спокойной ночи и счастливых снов…
свернуть ветку
свернуть ветку
был: Никольская, 2.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Мне думается, что всё-таки он был с другой стороны
улицы, хотя всё возможно…
Продолжаем все вместе поиски…
свернуть ветку
свернуть ветку
что под стрелкой Светланы мы видим?
Расшифруйте…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
avatar alekceich 03 октября 2017, 14:27#
свернуть ветку
свернуть ветку
Непонятно с фундаментом, а ракурс тут ни причем.
Куда делся длинный фундамент! Или деревянный кинотеатр был построен на старых фундаментах прежде стоявших домов, что тоже возможно т.к.
его строили в 1915 году, была война и тоже экономили…
свернуть ветку
свернуть ветку
Довожу до вас свои мысли подкреплённые
авторитетами краеведения и архивистами.
Где-то уже отмечал, но повторю:
1. Маловероятно, что в непосредственной близости
от собора/церкви в 1915 разрешили построить увеселительное заведение.
С этим согласен и Орлов В.В.
2. Если бы это всё же произошло, то, наверняка,
в описаниях современников, отмечен был бы сей факт примерно такими словами:
«кинотеатр „РЕКОРД“ расположен прямо под собором» или «кинотеатр „РЕКОРД“ расположен между Ловатью и собором».
Таких описаний нет!
3. Самый главный факт — телефонные справочники 1928 и 1936 гг… (СПАСИБО, Алексеичу!) прямо указывают адрес «Рекорда» — Ленинская (Ленина), 2.
Дом №2 был справа от ул. Ленина если стоять лицом к центру города — ОДНОЗНАЧНО!
Подтверждено сегодня архивистами.
Если не верите — в том же справочнике адрес
ДКА (сегодня Драмтеатр) — Октябрьская, 42
Чётная нумерация домов на улицах была СПРАВА!
4. Посмотрел сегодня в нашем архиве перепись города 1895 года (Ф.130, О.1) — на тот период,
жилой дом на левом углу пересечения Правой набережной и Никольской улице (под собором),
на который указывает стрелка Великолучанки, принадлежал мещанину Браману К.А. — так что, кинотеатр был на правой стороне Никольской улицы.
свернуть ветку
1. В.В. Орлов не далее как вчера сказал мне, что бревенчатое длинное здание на снимке В.А. Волгова вполне может быть кинотеатром «Рекорд».
2. Согласно А.П. Лопырёву: Дом Брамана — тот, что отметила изначально Великолучанка на аэрофотоснимке. Соответственно, кинотеатр был на его участке — на левой стороне, если стоять спиной к реке.
3. Это абсолютно не однозначно, так как в большинстве городов нумерация различалась на разных улицах. Октябрьская могла быть левонечётной, Никольская — правонечётной. И у меня есть идея, как проверить это.
4. В том-то и дело, что дворянин Браман К.А. — основатель «Рекорда», а значит кинотеатр, вероятнее всего, был на его участке, на той же стороне, где и дом.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
есть на правой стороне Ленина…
Смотрите здесь снимки Алексеича — этот дом выделен:
myvl.ru/blog/15704.html#comment418093
свернуть ветку
между двумя кинотеатрами в Великих Луках
шла крутая конкурентная борьба за зрителей.
Поэтому, чем ближе к центральной Торговой
площади, тем выгоднее было для кинотеатра.
Сегодня разговаривал в краеведческом музее
с научным сотрудником С.П. Ткачёвой,
она занималась изучением истории
театра и кинотеатров в городе.
Она предположила, что в 30-х годах, возможно,
кинотеатр «Рекорд» утратил свои функции,
спектакли в нём ставились не регулярно,
кинофильмы может быть перестали показывать…
свернуть ветку
никак не располагается на Ленинской, 2
Или справочники врут…
свернуть ветку
свернуть ветку
Быть ближе к Торговой площади может и выгоднее, но давайте не будем фантазировать. В большинстве источников твёрдо сказано «у Ловати» и «на Никольской улице», то же здание определённо относится к Борисоглебской.
Зависит от системы счёта. Оно стояло во дворах. Если нумерация всё же была левонечётной и дом Брамана был домом №1, то кинотеатру, расположенному за ним вполне могли дать №2.
Жилой дом. Самый обычный. Вероятнее всего, дом Борткевича или кого-то из его соседей.
свернуть ветку
свернуть ветку
на правой стороне,
на фото 1941 от него остались 4 трубы…
свернуть ветку
в воспоминаниях современников…
+
и как уже отмечал выше
Если бы это всё же произошло, то, наверняка,
в описаниях современников, отмечен был бы сей факт примерно такими словами:
«кинотеатр „РЕКОРД“ расположен прямо под собором» или «кинотеатр „РЕКОРД“ расположен между Ловатью и собором».
Таких описаний нет!
ПРАВДА ВСЁ БЫВАЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ…
Поэтому мы тут рассматриваем пока лишь версии…
свернуть ветку
Он не расположен перед собором. Он расположен перед новой баней, а до собора там ещё были домовладения.
свернуть ветку
Если Вы о том доме, от которого осталось 4 трубы — я ответил выше.
свернуть ветку
свернуть ветку
Здесь немного про Дом Красной Армии:
aria-art.ru/0/P/Pskovskaja%20oblast'.%20Kadastr/38/1.html
свернуть ветку
www.opskove.ru/object/104386874?lc=ru
свернуть ветку
Они не предъявляли. Их направили с пакетом, но так как немцы тянули время, пакет у них так и не взяли. В итоге их отправили обратно без переговоров.
свернуть ветку
0gnev.livejournal.com/500705.html
свернуть ветку
aria-art.ru/0/P/Pskovskaja%20oblast'.%20Kadastr/38/1.html
свернуть ветку
В общем, я к тому, что слишком однозначно тут написано про не до конца известные факты.
свернуть ветку
www.vluki.ru/city/streets/
свернуть ветку
pskovmir.edapskov.ru/index.php?q=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B7+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8&page=9&flag=1
свернуть ветку
pravdapskov.ru/rubric/1/1505
свернуть ветку
Константин Степанович Елисеев
artnow.ru/ru/gallery/0/22904.html
biography.wikireading.ru/285732
свернуть ветку
Молодец фотограф, его снимок передаёт
энергию молодости,
стремление к творческому познанию мира.
Это он молодой ещё — лет 17-22
(снимок, скорее всего, в Питере сделан).
В Великие Луки художник приехал со своей семьёй,
в возрасте 28 лет, уже довольно зрелым мастером.
Жил, творил, преподавал в нашем городе
с января 1919 по июнь 1920 — около 1,5 лет.
И Великие Луки помогали Елисеевым выживать
в непростых реалиях Гражданской войны.
Взаимопомощь и взаимолюбовь!
Оставил отличные воспоминания о С.М. Эйзенштейне, в краеведческом музее есть письма его жены…
В толстой книге-альбоме, посвящённой ВДТ,
есть интересное групповое фото артистов театра
1919 — 1920 гг.., где есть и К.С. Елисеев.
свернуть ветку
Елисеев К.С.
1927 год
свернуть ветку
С.М.Эйзенштейн. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Марат». Великие Луки, 1920 г.
С.М.Эйзенштейн. Эскизы декораций к спектаклю «Взятие Бастилии». Великие Луки, 1920 г.
fotki.yandex.ru/search.xml?text=%20%D0%B3.%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B8&search_author=enlightment2005&
свернуть ветку
свернуть ветку
vk.com/photo-51954378_321208538
свернуть ветку
свернуть ветку
vk.com/photo-51954378_321208706
свернуть ветку
Левая оконечность здания после седьмого окна (если считать справа) — пристройка, кинопроекционная будка из кирпича и машинное отделение (если присмотреться, на фотографии в большом разрешении видно, что пристройка действительно кирпичная, а не бревенчатая).
Полагаю, это свидетельство можно считать неопровержимым доказательством того, что «Рекорд» стоял именно здесь и на фото именно он.
За сим расследование завершено.
свернуть ветку
Но, тогда это противоречит Лопырёву,
тоже коренной великолучанин был.
И как вы объясните адрес — Ленинская, 2?
свернуть ветку
Я уже объяснял. Адрес мог быть присвоен всему участку. Кинотеатр находился на участке Брамана, соответственно и сам считался тем же номером.
свернуть ветку
параллельно ей стоит?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
тоже 7 — 8 окон, он ближе к Ленинской
и к дому Брамана (крайний справа?)
И он точно стоял на клумбе,
как упоминал Лопырёв…
Свой красный прямоугольник сдвиньте правее…
свернуть ветку
Лопырёв мог указывать и не на первую от моста клумбу. Перед баней они тоже были. Вот этого у него, как раз, конкретно не сказано.
К тому же я ещё раз повторяю: Е.И. Находка абсолютно чётко указала на здание, о котором говорю я. Это зафиксировано в описи негативов. Помнится, не далее как пару дней назад Вы призывали опрашивать очевидцев, а теперь, имея прямое свидетельство очевидца (взрослого на тот момент, заметьте), не совпадающее с Вашим мнением, Вы изо всех сил с ним спорите. Какие ещё Вам нужны доказательства?
свернуть ветку
свернуть ветку
Давненько я не парился…
свернуть ветку
и для бани многовато?!
свернуть ветку
Пытаюсь докопаться до истины!
Как старый разведчик, не могу поверить одному свидетелю, даже если это уважаемая Е.И. Находка!
А вы меня точно цитируете;
«Надо опрашивать ОЧЕВИДЦЕВ!»
Нескольких свидетелей...........................
свернуть ветку
свернуть ветку
Тоже 7 — 9 окон…
Надо собирать все фото и с В.И. Кудревым встречу провести…
свернуть ветку
Количество окон разное, но это не главное. Пристройки нет. А в кинотеатре была.
Свидетелей гораздо больше одного. Вы забываете про А.П. Лопырёва. Это если об очевидцах. В.В. Орлов тоже склоняется к версии того, что кинотеатр именно там, на фото Волгова.
В.И. Кудрев вряд ли поможет — я разговаривал с ним. Он не ходил в «Рекорд» в детстве и не особо помнит его. Только по названию и общей информации.
То, что выделил Алексеич — на правой стороне от моста. Мы же однозначно говорим о левой.
Странно Вы пытаетесь до истины докопаться. Свидетельствам Лопырёва и Находки не доверяете, а свои догадки вроде
и прочее, вроде совсем уж фантастического «у площади было бы выгоднее строить кинотеатр» ставите во главу угла. Я понимаю, что все люди могут ошибаться, но прямые и однозначные свидетельства двух очевидцев, а также мнение самого именитого из городских краеведов всё-таки имеют вес. Для Вас же — очевидно, нет.
Это больше похоже не на поиск, а на упорное утверждение собственных выводов наперекор существующим фактам.
свернуть ветку
ИМЕЕТ ПРАВО отстаивать СВОЮ ВЕРСИЮ.
Это называется свобода мнений.
По 3 пункту обвинений: признаю поторопился
с ОДНОЗНАЧНОСТЬЮ.
Но такое было и у вас в ходе
НАШЕГО ОБЩЕГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
Винить друг друго за это — не очень хорошо.
А пункты 1 и 2 вполне имеют право
на существование. Спросите у Орлова.
И он говорлил, что рядом с церковью маловероятно.
Предупреждая новый поток обвинений сразу скажу: да, тот дом, который вы выделили на
сегодня, как приоритетный, расположен на более далёком расстоянии от собора, но по идее,
он никак не подходит под адрес Ленинская, 2
в связи с этой удалённостью.
Правда, как я указывал не раз здесь — всё в нашей жизни может быть!
Два свидетельства — одно однозначное (Находка),
второе — примерное(Лопырёв) — на месте клумбы,
а клумб было много — это ваша фраза — этого пока маловато для старого разведчика.
Особенно смешно туманное — Орлов склоняется.
Склоняется — не значит твёрдо и неопровержимо уверен.
Сегодня склоняется в одну сторону, а завтра в другую.
Да, я упорствую на том, чтобы наш СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ещё продолжился, а не почивал на лаврах.
В ходе его МЫ ПОДНЯЛИ, ЕЩЁ РАЗ ПОДТВЕРДИЛИ очень много ИНТЕРЕСНОЙ исторической информации о Великих Луках,
которая сегодня и в будущем, пригодится многим краеведам, архивистам, музейщикам и всем великолучанам — ценителям истории своего города!
Активное участие принимали и принимают в обсуждении: Алексеич, Агент, Орлов, Великолучанка, АХА.
Присоединяйтесь и другие.
Лично буду очень рад, когда ваша версия
или версия другого исследователя со временем
ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРДИТСЯ!
УСПЕХОВ в поисках всем...
свернуть ветку
Двойные стандарты. Потому что сегодня маловероятно, а завтра всё же вероятно.
Адрес подходит как адрес участка. Да и не можем мы сейчас точно сказать, по какому именно принципу их присваивали на тот момент, так что адрес пока не столь существенен — его трудно привязать из-за непонимания самого механизма.
Свидетельство Лопырёва довольно однозначно. Справа от моста, если стоять лицом к реке, под горкой, на месте клумбы. Не указана только конкретная клумба, хотя учитывая размеры здания люфт выходит всего на десяток метров в сторону моста/бани.
Я бы и рад продолжить наш совместный поиск, но, боюсь, что мы уже нашли. По крайней мере, на основе той информации, которой я располагаю, факт нахождения «Рекорда» там достаточно очевиден для меня. И выходит, дальше мы будем топтаться на месте.
Давайте искать что-нибудь следующее — это интересный процесс.
свернуть ветку
и новую открою тему.
Мы ещё не совсем определились с нумерацией домов на улицах Великих Лук.
Из телефонного справочника 1936
По ул «Спартака»:
Логинов, д 17
медтехникум, д 19
Значит нечётная нумерация справа?
По ул. Ленинской (Ленина)
Артель Труженик д.18
Гостиница №1 д.12
Гостиница №2 д.13
Ресторан д.13
База д.11
Столовая, д.17
свернуть ветку
Да, выходит, справа. Велика вероятность, что Ленина также была правонечётной улицей. Участок Брамана был первым от реки, а значит имел номер 2, и кинотеатр, стоящий на нём, мог его перенять. Даже будучи в глубине квартала.
По Ленина, к сожалению, не знаю, где эти учреждения были. Знать бы хоть одно — можно было бы определить сторону.
Как вариант — можно найти адрес собора.
свернуть ветку
Творческих Высот, Здоровья и Радостей…
А вы не знаете адрес собора?
свернуть ветку
Банк на ул. Некрасова тоже имел четный номер д.8,
сейчас это нечетная сторона.
Остальное так для информации, может еще что-нибудь отыщется.
ул.Ленина д. 2 кинотеатр
ул.Ленина д. 8 склад пива и пивная
ул.Ленина д. 10 магазин бакалея, кондитерский
ул.Ленина д. 12 винный магазин
ул.Ленина д.16 гостиница Рига
ул.Ленина д.18 парикмахерская Косачева П.С.
ул.Ленина д.5 портная Любавина Р.М. и Рабского
ул.Ленина д.9 скупка продажа клюквы
ул.Ленина д.11 слесарная мастерская
ул.Ленина д.13 портная Рабский М.А.
ул.Ленина д.17 Столовая
свернуть ветку
Здесь чётная нумерация справа!
свернуть ветку
для музыкантов, который был в неуд. состоянии — мог обрушиться и раздавить зрителей... — значит здание должно было быть высоким?
свернуть ветку
свернуть ветку
полагаю также и на Октябрьской…
свернуть ветку
Значит нумерация в городе начала века действительно была правонечётной, или преимущественно правонечётной.
свернуть ветку
Однако, учитывая №42 у ДКА, полагаю, что отсчёт шёл всё же от въезда в город.
По поводу балконов в Доме Просвещения — А.П. Лопырёв упоминал, что будучи кинотеатром, «Рекорд» имел балконы для зрителей. Не думаю, что они располагались очень высоко, потому что по свидетельству того же Лопырёва «Рекорд» был «невысоким одноэтажным зданием».
свернуть ветку
Гостиница Рига ул. Ленинская 16.
Пивная Эльстинга ул.Ленинская 18А
Я думаю вопрос с «нумерологией» закрыт :-)
свернуть ветку
свернуть ветку
Как я поняла, постановили, что «Рекорд» — это здание ниже «новой» бани?
А почему тогда адрес не наб. Шмидта, а ул. Ленина?
Или я чего-то не так поняла? =)))
свернуть ветку
Надо узнать адрес или собора или новой бани?
свернуть ветку
Про нумерацию всё просто и понятно, не понял, по-моему, только АХА. Адрес, судя по всему, присвоен не конкретному зданию, а домовладению в целом, ведь театр стоял за домом Брамана, фактически, во дворе. Дом Брамана, учитывая доказательство того, что слева по улице шли нечётные номера, будучи первым от реки, определённо носил №2. Соответственно, тот же №2 носил и кинотеатр, несмотря на то, что был на удалении от улицы Ленина, в глубине квартала — ведь они были частями одного участка.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Я всё прекрасно понял, не понял НЕ ОДИН,
но в компании — даже супер опытный городской краевед ВЕЛИКОЛУЧАНКА тоже не поняла!
А если бы участок Брамана был полкилометра длиной,
и между домом и театром были бы эти полкилометра?
Кстати, уже тогда присваивали литеры:
дом 2, дом 2а
свернуть ветку
Посмотрите на фото, на аэрофотосъёмку с вашим выделением — если дом Брамана стоял на самом углу,
то между Рекордом и домом много других построек…
свернуть ветку
Это-то и смущает нас с великолучанкой!
А так, мы всем довольны, особенно,
НАШИМ СОВМЕСТНЫМ КРАЕВЕДЧЕСКИМ
ИССЛЕДОВАНИЕМ — виртуальным круглым столом
по истории Великих Лук, истории культурной жизни города в минувшем ХХ веке.
ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
свернуть ветку
Впрочем, не суть. Меня тоже несколько смущает несоответствие адресов.
В таком случае я почти уверен, что как Браман владел «Рекордом» до революции, так и «Рекорд», став Домом Просвещения, унаследовал имущество самого Брамана. Ленина, 2 — это именно его дом. И в справочнике, по логике, дан адрес администрации, а не непосредственно сценической площадки. Следовательно, там она и разместилась, отсюда путаница. Ведь настоящего адреса настоящего дореволюционного «Рекорда» мы нигде не видели, а А.П. Лопырёв описывает его в контексте прогулки по набережной, а не по Никольской улице.
свернуть ветку
Да, вполне возможно, что в доме поселилась администрация театра со временем, возможно, там жили и актёры…
Вот у Борткевича ( №1) на другой стороне был действительно огромный участок в № раза превышавший уч. Брамана.
Баню можно было там ставить.
свернуть ветку
А там и была баня. Самая первая, кстати. Баня Борткевича.
свернуть ветку
Пивной ларек
Пивной склад в церкви, это в духе того времени.
свернуть ветку
myvl.ru/blog/local_history/12549.html
Если с нумерацией все ясно, то с местонахождением театра пока наоборот.
Слишком большой участок у Брамана получается.
свернуть ветку
+ — Никольская церковь (Богоявленский собор).
У Брамана участок (№9), как раз под собором и на самом углу Никольской и Правой набережной на 1895 г.
(это по квартальная схема переписи 1895 г.),
был небольшой.
Участки 10. и 1 которы располагались рядом принадлежали другим людям.
Но, вполне, за 20 лет (1895 — 1915)
Браман мог их прикупить.
И тогда, если по версии Агента, РЕКОРД располагался под новой баней то это участок №1
кварталв №79.
Кстати, Агент, моя и Орлова уверенность, что кинотеатр не разрешат построить прямо перед собором ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ.
свернуть ветку
Подтверждается.
свернуть ветку
Все, приговорили :-)
свернуть ветку
Помывшись в бане,
приняв на грудь сотик,
ехали на велосипеде прям в кино…
Согласен!
свернуть ветку
свернуть ветку
и комментарий к нему А.П. Лопырёва.
Полюбуйтесь и залитой весенним половодьем
Правой набережной Великих Лук в 1915 г.
от торговой площади (Ленина) до Старой бани…
Этот материал принадлежит и хранится в
отделении ГКУПО «Государственный архив Псковской области» в г. Великие Луки.
Архивная коллекция материалов по истории
г. Великие Луки. Фотоальбом А.П. Лопырёва
свернуть ветку
Под номером 79 есть фото зданий Старой
и Новой (построена в 1935-1937) бань
и под ним длинное здание, которое сейчас
мы рассматриваем, как главную версию
расположение РЕКОРДА.
Что характерно, про бани Лопырёв пишет подробно, про длинное здание под Новой баней
НЕТ НИ СЛОВА.
Это не характерно для внимательного Лопырёва.
Он мог бы написать несколько слов:
А под Новой баней мы видим здание театра «Рекорд»...
Этих слов он не написал?!
свернуть ветку
пересмотрев все фото ещё раз,
считаю что театр РЕКОРД находился
на углу Ленина и Правой набережной…
Это прекрасно видно на аэрофотосъёмке представленной Великолучанкой, продублированной Алексеичем выше…
И адрес Ленинская, 2 совпадает на все 100.
свернуть ветку
большое и необычное в своих формах…
свернуть ветку
Это про дом. Про «Рекорд»:
Это раз. То, что он не упомянул его на фото №79 — логично, он упоминал его на фото №72.
Второе: если выбирать между тем, что помнила Е.И. Находка и тем, что думаете Вы, без обид, но я склонен поддерживать её точку зрения. Она очевидец и не зря именно к ней обращались после войны для того, чтобы определить, что находится на том или ином фото.
И, наконец, третье: мы, насколько я знаю, уже пришли к достаточно логичному консенсусу о том, что в доме Брамана размещалась дирекция театра, тогда как сама сцена — «Рекорд» — могла быть не телефонизирована. Таким образом, адрес Ленина, 2 относился именно к доме Брамана, а не к кинотеатру, прямого адреса которого пока, увы, никто не находил.
Таким образом лично я считаю Вашу гипотезу несостоятельной и остаюсь при тех же логических и фактических выводах, что были сделаны ранее: кинотеатр «Рекорд» — одноэтажное здание перед новой баней.
Интересно, что по этому поводу скажут Алексеич и Великолучанка.
свернуть ветку
новые находки случаются по теме.
Так ВПЕРВЫЕ здесь на сайте, для просмотра всеми читателями, и вами в частности, может быть,
и вообще в краеведческих статьях, приведена фотография И.Г. Колесова 1915 г. с комментариями А.П. Лопырёва из его коллекции,
хранящейся в нашем городском архиве.
На ней ТОЧНО (на сколько позволяет качество и ракурс снимка) локализуется театр «Рекорд».
Поэтому это фото уникально!
Да, у нас пока нет фотографии (фотографий)
угла ул Ленина и Правой набережной.
Выше отмечал следующее:
Здание,возможно комплекс зданий,
большое и необычное в своих формах…
занимало (занимали) этот угол…
по данным аэрофотосъёмки
и фото с частью углового дома.
Лично у меня на сегодня только две версии расположения театра «Рекорд»:
1. под Новой баней длинное здание;
2. на углу Ленина и Правой набережной
(современное место под «Баязетом»)
Поищём ещё...
Просто делюсь здесь со всеми новыми находками.
Ваше мнение услышано.
Ждём с интересом мнения Великолучанки, Алексеича… и остальных великолучан…
свернуть ветку
не углу Ленина и Правой набережной,
под Никольской церковью?
Особенно, №2 с большими окнами?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
правда окна и дверь
у него очень-очень большие…
А вот с чего вы решили, что дом №1 на другой стороне улицы Ленина?
Он стоит на этой стороне.
свернуть ветку
современного БАЯЗЕТА…
свернуть ветку
Исходя из ракурса похоже на ту сторону.
Что нам даёт Баязет? И вообще, что нам даёт всё это, если «Рекорд» — здесь же, но левее? Мы ищем уже найденное, имхо.
свернуть ветку
Сразу отмечу, что он обладал отличной памятью,
художественным талантом (ходил в Великих Луках
в худож. кружок вместе с Сулимо-Самуйло, Лядсбергом и Ганкевичем…
Он сделал отличные схемы площадей и улиц города 100-летней давности со своими комментариями — можете посмотреть и почитать их в нашем городском в архиве.
Лопырёв пишет: РЕКОРД находился справа(если идти на современный мост)от моста — почти под мостом и на месте клумбы разбитой у реки
(то есть самый угол Ленина и Правой набережной, что вполне соответствует адресу ул. Ленина, 2).
РЕКОРД был современен: ЭКРАН находился на торцевой части повёрнутой к реке,
А СЦЕНА для спектаклей и опереток была
на противоположной стороне к НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ!!!
В зале были венские стулья:
если идёт кино они повёрнуты в одну сторону,
если спектакль — в другую…
Были двухъярусные ложи.
Ещё он пишет, что РЕКОРД был более вместительным, чем МОЛДЕРН-КОММУНА…
ИСХОДЯ из вышеприведённых фактов, можно говорить, что РЕКОРД присутствует в виде
большого здания(комплекса зданий)
на аэрофотоснимке 1941 г., как отмечал выше и, возможно, часть РЕКОРДА представлена на снимке выше под №1.
Что ещё говорит в пользу этого.
Уже отмечал отличную память и художественный дар Андрея Павловича.
Если бы РЕКОРД находился под зданием Новой бани (сегодня ПТС), то он ОБЯЗАТЕЛЬНО СРАЗУ БЫ УКАЗАЛ НА ЭТО МЕСТО и дело с концом.
Хотя — любой человек может ошибаться и забыть, тем более, что он много лет не был в городе,
вид которого изменила война.
свернуть ветку
А про место его расположения он говорит неуверенно в деталях:
Цветник был не один и трудно сказать, какой конкретно он имел в виду.
Касательно вместительности — «Рекорд» мог быть банально длиннее «Модерна», потому и вместительнее. Здание у бани достаточно длинное.
Впрочем, был у меня когда-то и ещё один вариант. Вот он.
Это одноэтажное бревенчатое здание, стоящее прямо во дворе дома Брамана. Торцом к реке. Похоже? Вполне.
Но как тогда быть со свидетельством Евгении Ивановны, которая, судя по всему, тоже очень хорошо знала город и вряд ли могла ошибиться в зданиях. Ведь в какой-то мере их распознавание было частью её работы в архиве.
свернуть ветку
Надо искать ещё свидетелей…
Изучая газеты 1926, 1927 сделал вывод, что как КИНО функционировал КОММУНА (Модерн) в те годы,
КИНО — ТЕАТР, зимний театр (по тел. справочнику, кстати, зимний театральный сезон начинался с ноября и по апрель) функционировал РЕКОРД, которому вернули его дореволюционное название
(в первые годы Советской власти он назывался Домом просвещения имени Ленина).
Поэтому при опросе 85-95 коренных великолучан надо спрашивать отдельно:
Где вы смотрели кино?
Где вы смотрели спктакли, оперетки?
Помещения и КОММУНЫ, и РЕКОРДА использовались при многочисленных для того времени съездах, заседаниях, праздниках…
свернуть ветку
Великих Лук 2 июля 1941
Смотрите слева, как раз под Никольской церковью,
наблюдается комплекс больших (на фото белые)
зданий: одно ближнее к церкви расположено параллельно реке, другое идет перпендикулярно реке и вполне соответствует адресу Ленина, 2
Этот же комплекс зданий чётко просматривается и
на немецкой аэрофотосъёмке…
свернуть ветку
свернуть ветку
Поэтому и неверные выводы делаете.
Баня Борткевича находится справа от двухэтажного здания она хорошо просматривается на фото уже разбомблённого и сгоревшего центра города 1941 г. — длинное здание вдоль реки. Посмотрите и убедитесь.
Комплекс белых зданий слева 100% находится слева по Ленина и соответствует Ленина, 2 и даже Ленина 4.
Предположу что Никольская церковь — Богоявленский собор имел адрес Ленина, 6 (или 4)
Посмотреть в самом лучшем качестве это фото можно набрав в поисковике ПЕРВАЯ БОМБЁЖКА ВЕЛИКИХ ЛУК…
Поиск продолжается…
ЕСТЬ ЗНАКОМЫЕ коренные великолучане
1925 — 1933 гг. рождения спросите их:
1. Куда они ходили в кино?
2. Где был кинотеатр до войны?
3. Где был театр до войны?
Жаль Вишнякова не спросили?
свернуть ветку
ТЕАТР «РЕКОРД»
свернуть ветку
Поиск завершён. Светлана Юрьевна уже советовала Вам не фантазировать и не тянуть догадки за уши. У нас есть свидетельства очевидцев и полностью подходящее здание, мы уже далеко не раз обсудили и переобсудили все моменты этой темы и пришли к консенсусу. Не понимаю, зачем поднимать старые, уже отвергнутые гипотезы и снова выводить их на обсуждение.
Богоявленский собор носил адрес Ленина, 8 — об этом писал Алексеич выше.
свернуть ветку
пока только одна Находка…
Над вашим кружком чётко видна крыша (белая) — это двухэтажное здание с адресом Ленина, 3.
Да вы правильно обвели кружком здание
по адресу Ленина, 1 — это одноэтажное здание
на углу Ленина и Правой набережной перед двухэтажным зданием — оно чётко видно на фото
первой бомбёжки и стоит вдоль набережной.
По-прежнему утверждаю, что исходя из ракурса и здравого смысла, комплекс белых зданий
это левая сторона Ленина с адресами 2, 4, возможно, 6
А как думают другие краеведы?
свернуть ветку
Верно, Ленина, 3. Вот он.
Хорошо, допустим. Но в таком случае подтверждается моя первоначальная гипотеза, написанная ещё в прошлой теме:
Но тогда ещё считал, что чётная сторона — правая, потому и отбросил этот вариант.
свернуть ветку
пробудились у вас, Агент.
Честно скажу очень рад, ибо «бодание» надоело!
Да, мне по большому барабану всё-равно сейчас кто выдвинул первый, но потом от неё отрёкся и присягнул новой версии. Тем более, что её подтвердила уважаемая Находка.
Не в этом суть — вы и все поймите это!
Лично я, также выдвигал разные версии,
но по мере накопления материалов, споров,
В КОТОРЫХ УЧАСТВОВАЛИ ВСЕ МЫ,
нам удалось достичь определённых результатов.
Главное — по тем снимкам, которые есть на сегодня в нашем распоряжении, установить истину — где точно располагался театр «Рекорд»!
На сегодня продолжают «бороться» две версии:
1. длинное здание под Новыми банями — ПТС свидетельство Находки;
2. комплекс зданий на углу пересечения Правой набережной и вдоль по Ленина № 2, 4 (?), 6(?)
по направлению к собору (Никольской церкви)
свидетельство Лопырёва
Будем искать дальше…
свернуть ветку
По крайней мере, примерно так звучит Ваш покровительственный тон. И он как-то не очень корректен, по-моему. Хотя, не мне с моим разумом судить.
На самом деле, мне просто надоело спорить, поэтому проще принять Вашу версию. Да и бессмысленно это, пока не появятся новые свидетельства. Толочь воду в ступе и гадать без них — занятие бесплодное, как по мне. Хотя… это же вывод моего разума, могу и ошибаться.
Свидетельство Лопырёва неоднозначно. Но опять же, допустим.
свернуть ветку
На обиженных…
УСПЕХОВ ВСЕМ В ПОИСКАХ
и не обижайтесь
пацаны!
свернуть ветку
Не очень-то приятно пытаться вести дискуссии, когда собеседник ведёт себя некорректно. Если считаете это обидой — считайте, опять же, проще согласиться, чем что-то доказывать.
свернуть ветку
ваши родственники, ваши соседи
1925 — 1933 гг. рождения спросите их:
1. Куда они ходили в кино в городе до войны?
2. Где был кинотеатр до войны?
3. Где был театр до войны?
Справка:
кинотеатр «Коммуна» находился на Левой набережной, слева от довоенного моста, примерно там где сегодня памятник чернобыльцам
театр «Рекорд» находился на другом берегу — на Правой набережной, примерно под Богоявленским собором(Никольской церковью),
сегодня примерно под «Баязетом».
свернуть ветку
Удалось побеседовать с коренной великолучанкой
Раисой Ивановной Андреевой
(в девичестве Егоровой).
Она родилась в Великих Луках 18.09 1927 г.
Семья жила в доме на правой набережной,
недалеко за современным военкоматом.
До войны успела закончить 6 классов школы №7,
которая располагалась на улице Ботвина — сегодня в этом старинном здании находится ЦЭВ.
В годы войны семья жила в оккупированном фашистами городе.
После изгнания немцев закончила 10 классов.
С 1948 по 1950 училась в Великолукском пединституте. Стала учителем истории…
Когда показал ей снимки довоенной правой набережной и спросил, где находился театр «Рекорд», она указывала ВСЕГДА не на длинное здание под новой баней, а на правый угол снимков, где расположен комплекс зданий
под Никольской церковью по ул. Ленина.
По её воспоминаниям создам новый интересный топик…
Беседуйте с ветеранами-старожилами Великих Лук!!!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Очень интересно и информативно…
свернуть ветку
МИЛИЦИЯ, конный отряд — Дворцовая, 12
свернуть ветку
Не ли новой информации
про кинотеатр- театр «Рекорд»?
свернуть ветку