История Великих Лук и окрестностей → Первые самолёты в Великих Луках...
Из книги краеведа, Почётного гражданина города Великие Луки
Андрея Павловича Лопырёва «Город моего детства» (Л., 1985):
« Первый в истории города самолёт попал в Великие Луки зимой 1918 года случайно. Он заблудился. Уже темнело, падал снег, у него кончался бензин. Он несколько раз пролетел над городом, заходя на посадку, снёс трубу у какого-то дома в Веденщине и сел на лёд Ловати немного выше винокуренного завода. Лёд не выдержал, проломился, самолёт поломал шасси и застрял, привалившись на крыло. К самолёту сбежались люди, а лётчик с пистолетом в руке кричал: «Не подходите! Не подходите!» Он боялся, что великолучане в порыве восторженного любопытства разнесут самолёт на куски».
Второй раз самолёт прилетел в Великие Луки с агитационной целью в 1923 году. Он был организован ОДВФ – Обществом друзей воздушного флота, которое было создано в марте 1923 года.
Вновь обратимся к воспоминаниям А.П. Лопырёва:
«Как-то по городу разнёсся слух, что прилетел самолёт и сел на луга около Торопецкого шоссе (сегодня проспект Гагарина) и что завтра нам нём будут катать желающих…».
Компания ребят с вечера отправилась смотреть самолёт. «Пришли мы на место когда уже стемнело. Как только село солнце, стало холодно, всё вокруг заволокло сырым туманом, а мы были босиком, в трусах и рубашках. Ночевали, стуча зубами, в стоге сена, сбившись в кучку, как щенята, чтобы хоть немного согреться».
Утром, в лучах восходящего солнца, ребята увидели самолёт. «Вокруг него в землю были вбиты колья и натянута верёвка, а за верёвкой покуривал милиционер.
Мы подбежали к верёвке и, разинув рты, в молчании глазели на самолёт… Это был французский самолёт «Вуазен», деревянный, обтянутый материей. Впереди двухэтажных крыльев выдавалась открытая, похожая на галошу кабина для лётчика и наблюдателя. За кабиной сверкал медными рубашками охлаждения звездообразный мотор с пропеллером. И пропеллер был не спереди, тянущий, как мы видели на фотографиях в журналах, а позади кабины, толкающий…
Часам к 12 собралась огромная толпа…
Полетать на самолёте нам, конечно, не удалось. Но какие-то мужчины и женщины, видимо выделенные ещё накануне представители каких-то коллективов, забирались в галошеобразную кабину, на сиденье позади лётчика, и самолёт, взревев мотором, разбегался по лугу, неуверенно подпрыгивая на кочках и качая крыльями, взлетал. Он делал два круга над толпой, которая кричала «ура».
С самолёта бросали листовки.
Они призывали всех великолучан вступать в ОДВФ».
ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по истории Великолукского аэродрома,
авиации в окрестностях Великих Луках,
лётчиках, техниках,… :
myvl.ru/blog/local_history/2460.html#comment411235
myvl.ru/blog/local_history/15095.html
myvl.ru/blog/local_history/14742.html
Андрея Павловича Лопырёва «Город моего детства» (Л., 1985):
« Первый в истории города самолёт попал в Великие Луки зимой 1918 года случайно. Он заблудился. Уже темнело, падал снег, у него кончался бензин. Он несколько раз пролетел над городом, заходя на посадку, снёс трубу у какого-то дома в Веденщине и сел на лёд Ловати немного выше винокуренного завода. Лёд не выдержал, проломился, самолёт поломал шасси и застрял, привалившись на крыло. К самолёту сбежались люди, а лётчик с пистолетом в руке кричал: «Не подходите! Не подходите!» Он боялся, что великолучане в порыве восторженного любопытства разнесут самолёт на куски».
Второй раз самолёт прилетел в Великие Луки с агитационной целью в 1923 году. Он был организован ОДВФ – Обществом друзей воздушного флота, которое было создано в марте 1923 года.
Вновь обратимся к воспоминаниям А.П. Лопырёва:
«Как-то по городу разнёсся слух, что прилетел самолёт и сел на луга около Торопецкого шоссе (сегодня проспект Гагарина) и что завтра нам нём будут катать желающих…».
Компания ребят с вечера отправилась смотреть самолёт. «Пришли мы на место когда уже стемнело. Как только село солнце, стало холодно, всё вокруг заволокло сырым туманом, а мы были босиком, в трусах и рубашках. Ночевали, стуча зубами, в стоге сена, сбившись в кучку, как щенята, чтобы хоть немного согреться».
Утром, в лучах восходящего солнца, ребята увидели самолёт. «Вокруг него в землю были вбиты колья и натянута верёвка, а за верёвкой покуривал милиционер.
Мы подбежали к верёвке и, разинув рты, в молчании глазели на самолёт… Это был французский самолёт «Вуазен», деревянный, обтянутый материей. Впереди двухэтажных крыльев выдавалась открытая, похожая на галошу кабина для лётчика и наблюдателя. За кабиной сверкал медными рубашками охлаждения звездообразный мотор с пропеллером. И пропеллер был не спереди, тянущий, как мы видели на фотографиях в журналах, а позади кабины, толкающий…
Часам к 12 собралась огромная толпа…
Полетать на самолёте нам, конечно, не удалось. Но какие-то мужчины и женщины, видимо выделенные ещё накануне представители каких-то коллективов, забирались в галошеобразную кабину, на сиденье позади лётчика, и самолёт, взревев мотором, разбегался по лугу, неуверенно подпрыгивая на кочках и качая крыльями, взлетал. Он делал два круга над толпой, которая кричала «ура».
С самолёта бросали листовки.
Они призывали всех великолучан вступать в ОДВФ».
ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по истории Великолукского аэродрома,
авиации в окрестностях Великих Луках,
лётчиках, техниках,… :
myvl.ru/blog/local_history/2460.html#comment411235
myvl.ru/blog/local_history/15095.html
myvl.ru/blog/local_history/14742.html
- +4
- AXA
- 26 января 2017, 21:25
Комментарии (8)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Есть и про нашего земляка
Героя Советского Союза Матвея Кузьмина:
rg.ru/tema/rodina/sudby/
свернуть ветку
свернуть ветку
www.province-pskov.ru/forpost/2010/11/131
свернуть ветку
www.vluki.ru/news/2012/06/29/182945.html
свернуть ветку