↑ 

Блог им. TiranozavrДостаю из комментов...

Оно того стОит!

Чуть не пропустил такое «вкусное» фото найденное комрадом Star1900 на просторах сети

Озеро Иван (у наци Ivan See) в 1942 году:
Январь 1943 года, на аэродроме 1/JG51, в раионе Великих Лук.

меня заинтересовало это фото и вот что я нарыл

Моделька — копия самоля с заглавного фото

А чем же оно интересно?

Во-первых, тем, что на фото Fw-190… О чем это я?

Люфтваффе нацистской Германии использовала два основных типа истребителей — это Bf.109 (Ме-109, Мессершмитт, «худой»)


Bf.109 «Двойной черный шеврон и стрелы» К.-Г. Нордмана, командира эскадры JG51 «Мельдерс» (о нем самом чуть ниже).


и Fw.190 (ФВ-190, Фокке-Вульф-190, «Фокер»). Если первый был более массовым (читай «дешевым» в производстве) и более простым в эксплуатации, то второй считался «элитным» и в большинстве своем использовался частями укомплектованными летчиками имеющими на своем счету не один десяток побед, ассами.

И именно Fw-190 видны на фото в начале. Если помните, то именно этим типом самолетов пугали «желторотиков» в фильме «В бой идут одни старики».

Fw.190 «Двойной черный шеврон» командира 1/JG51 Г.Краффта


Впервые cамолет ФВ-190 появился на Восточном фронте осенью 1942 года в составе 1 группы 51 эскадры (1/JG51), в дальнейшем этот тип продолжал поступать в действующие части на восточном фронте, но в весьма ограниченном количестве, а уже к осени 1943 года они практически исчезли с нашего театра военных действий, так и не снискав здесь боевой славы. Да и I./JG51 к марту 1944 года в боях за небо Белоруссии уже полностью пересел на Ме-109 Густав (Bf.109G).


Генрих «Гауди» Краффт


Не лишним вспомнить и командиров I./JG51 в момент боев за Великие Луки — жизнь обоих закончилась именно здесь. Это капитан Генрих «Гауди» Краффт (фото выше), кавалер Рыцарского Креста, имел на своем счету 78 воздушных побед, командирствовал 6,5 месяцев, 14.12.42 г. был сбит зенитной артилерией Красной Армии, совершил вынужденную посадку на нашей территории и был унитожен пленившими его красноармейцами, возраст на момент гибели — 28 лет.

Следующим командиром стал капитан Рудольф Буш, одержавший 40 побед, командирствовал 1 месяц, погиб 17.01.1943 г. в результате «дружественного тарана» выполненного ведущим, очевидно летчик был серьезно ранен и не смог покинуть самолет, его самолет взорвался на земле, второй самолет-таран пилотировал командир эскадры JG51, подполковник Карл-Готтфрид Нордман

Карл-Готтфрид Нордман

Он выбросился с парашютом и выжил, после долгого лечения сумел снова занять пост командира 51-й эскадры, но за штурвал самолета больше не садился, его возраст на момент аварии 27 лет, количество воздушных побед — 78.

Fw.190 «Двойной черный шеврон» командира 1-ой группы 51 эскадры Р.Буша. Возможно этот самолет тараненный Нордманом лежит в озере.


У летчиков истребителей считается дурным тоном быть подбитым зенитным огнем с земли, а уж глупо погибнуть от дружественного огня, тем более нелепого тарана, пускай и не преднамеренного, совершенного непосредственным командиром у которого ты летел ведомым и подавно. Погибнуть асс может только в воздухе и только в воздушной дуэли. А вот это обоим групеннкомандирам и не удалось.


Fw.190 Восточного фронта, видимо, совершивший вынужденную посадку.


Не даром будущий маршал Савицкий в своих мемуарах всегда подчеркивал, что сбили его 2 раза, один раз наземная артиллерия, а второй раз стрелок с бомбардировщика… А сбитые пилоты люфтваффе и взятые в плен всегда мечтали увидеть истребителя сбившего его.

Но вернемся к начальной фотографии, найденной Star1900. Мне захотелось идентифицировать самолет с заглавного фото, что оказалось не так просто — его обозначения не свойственны Люфтваффе



Вероятнее всего это штабной «фоккер» принадлежащий Stab/JG51, LwKdo Ost.

Похож?

Но вот кто летал на нем и его дальнейшую судьбу, установить мне так и не удалось.

P.S. Нашел я и первоначальный источник заглавного фото, это книжка на аглицком языке «Немецкие ассы на восточном фронте», а наблюдать фото можно тут

Комментарии (27)

rss свернуть / развернуть
Предположу, что самолет принадлежит адъютанту IV группы в составе эскадры.

взято отсюда
свернуть ветку
Обозначение IV группы в виде волнистой линии с обоими концами смотрящими вверх наносилось ПОСЛЕ креста.
свернуть ветку
Эта фотография с описанием www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/35/Pictures/06.jpg
Использована в иилюстрациях к 35 номеру «Войны в воздухе»
свернуть ветку
Это описание взято из английского оригинала, ссылку на который я давал в конце:

Dispersal on a frozen surface of LakeIvan, west of Moscow, during the
winter of 1942-43 for a detachmentof Fw 190A-3s from I./JG 51. Note
that the aircraft furthest from thecamera is having its BMW enginechanged background left. The
Gruppenstab
machines on the rightclearly wear their distinctivechevron markings, as well as yellowtheatre bands beneath the fuselagecrosses. These aircraft were heavilyinvolved at the time protecting Ju
87s 'dive bombing' supplies to the
besieged defenders of Velikiye Luki

свернуть ветку
Фото красивое. В самолётах ничего не понимаю, но пишите интересно.
свернуть ветку
Тож понравилось.
Спасибо.Интересная работа.
А с Чего (с какого объекта) фото заглавное сделано? Вышку на льду соорудили?
свернуть ветку
Вряд ли вышка, зачем привлекать лишнее внимание к «точке» не нужными строительством.

Скорее всего фотограф на дерево залез, ветки в нижней части снимка говорят за эту версию.
свернуть ветку

передвижные теплушки, аэродром Остров-42год
тоже вариант
свернуть ветку
В принципе да.

Учитывая, что высота «тетушки Ю» 4,65 метра, т.е. и высота теплушки столько же.
свернуть ветку


после гибели своего командира получила название «Мельдерс»
свернуть ветку
Серьезный мужчина — слов нет, но не нравятся мне летчики, которые перестают летать после занятия высоких постов.

Курьезен эпизод его смерти, разбился на самолете (от судьбы не уйдешь не смотря на приказы Геринга), когда летел на похороны Удета. Впоследствии именем Удета так же назовут летную эскадру JG3.
свернуть ветку

Люфтваффе Оберст Вернер Мельдерс его Ме-109, после миссии. Командир Jagdgeschwader 51 (JG 51),
свернуть ветку
На капоте виден орлик с клювом — отличительный знак JG51
свернуть ветку
об отказных и раздаточных книгах себежским служилым-. Ивашко Апухлики – Опухлики: Невельский район -предисловие:
немецкий аэродром находился на озере Б.Иван вблизи окрестностей деревни Заиванье.На озере Каратай сохранились позиции зенитной артиллерии(по данным местного населения.
72-74г.г. подводная археологическая на
Б.И.-найдены остатки более 10 самолётов (в основном Илы)
свернуть ветку
Тоже интересно: По архивным документам удалось установить, что в первые годы войны Л. Хрущёв на военном самолёте бомбардировал немецкие войска под Пустошкой и недалеко от Великих Лук. 22 июля 1941 года его сбил фашистский истребитель, и самолёт совершил аварийную посадку в районе южной столицы региона.

В результате штурман судна погиб, а Л. Хрущёв( старший сын советского государственного и партийного деятеля, первого секретаря КПСС (1953-1964) Никиты Хрущёва) сломал ногу. Пролежав в госпитале до полного выздоровления, он переучился на пилота истребителя и погиб в 1945 году.
свернуть ветку
Спасибо. Не знал вообще об этом.

Правда Википедия толкует все несколько иначе.

Посмотрю на специализированных сайтах из Избранного, что там пишут
свернуть ветку
Запущено как все. Настолько информация противоречивая, мама не горюй…

Итак, если коротко проанализировать всю эту информацию, то получается: Леонид Хрущев до войны был в банде «мокрушников», за что получил десять лет тюрьмы, в 1942 году в Куйбышеве по пьянке застрелил офицера, был осужден опять и отправлен в штрафбат, примерно в это же время служил в РОА генерала Власова, участвовал в массовых расстрелах пленных красноармейцев и мирных жителей, за что был позднее расстрелян, в 1943 году в воздушном бою был сбит, попал (в другом варианте – сдался) в плен, служил немцам, за что был расстрелян партизанами (или выкраден, доставлен в Москву и расстрелян там).
Отсюда.

Для самостоятельного изучения рекомендую прочитать здесь и тут.

Лично от себя добавлю, что еще учась в школе прочитал книшку Гнездилов Ф. С. «На высотах мужества». Автор служил начальником штаба 168 иап. В марте-апреле 1943 года (дата гибели(?) Л.Хрущева), так вот в это время полк автора базировался на одном аэродроме с 18 гиап в котором и служил Хрущев… НИ ОДНОГО УПОМИНАНИЯ о Хрущеве в книги нет. Более того в последствии автор был переведен служить в 18 гиап и в связи с этим перечислял заметные вехи в истории полка, опять ни слова.
свернуть ветку
Да геройский парень он был. Поклеп. Погиб он.
Немцы б уж всяко не молчали б о пленении и тем более сотрудничестве сын видного парт деятеля СССР.
свернуть ветку
Что сын члена военсовета, когда есть Яков
свернуть ветку

снято по просьбе -17.01.2012 Гавриловым М.Д… Если интересно можно скинуть и позиции нем.
свернуть ветку
Не буду комментировать…

А можно точку съемки на яндекс-картах?
свернуть ветку
а как то и похоже(пригорок справа)
свернуть ветку
местные жители рассказывали- после взятия аэродрома всех убитых, лежавших на льду, стащили в один блиндаж
свернуть ветку

как мне объяснили-съёмка произведена там где *
свернуть ветку
Ни фига себе, ты, Алексеич, как гугл, у которого «ничего и не терялось»… Я уже и забыл про этот текст.

По ходу там фото сделано — факт. На подписи не понял два первых слова ( я по аглицки размовляю): первое видимо ICH, но это не точно, а вот второе…
Дальше понятно, озеро Иван, Великие Луки, january 1943.

Смотрю с телефона и не вижу, что там у ганса за звание и знаки? Он люфтвафее вообще?
свернуть ветку
Да там, не по аглицки, а по гансовски написано, похоже на großen — большой.
А звание я тоже не разобрал.

свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения