Блог им. smmedved → 1480 -1522 Многострадальный Иоанн от Великих Лук - св. Игнатий Прилуцкий.
Начало см.здесь — " 1480 Многострадальный Иоанн от Великих Лук"
Вот еще один документ — Вторая Псковская летопись 1480г. (6988г.)
В 1480 г. (6988г.) родные братья Великого князя Московского, Государя всея Руси, Ивана Васильевича *(в историографии также Ивана Великого) Андрей Горяй (в историографии еще — Андрей Васильевич Углицкий)(удельный князь углицкий) и Борис (удельный князь Волоцкий) вместе со своими семьями и огромным сопровождением приезжают в наш город, остаются здесь, и подвергают его с окрестностями разграблению. Здесь важны дата, занесенная для памяти в базу исторических великолукских данных и наличие с ними жен.
В чем же причина такого переселения? — Мятеж братьев Ивана III.
Жажда власти не может утолиться. Желание править на все большей территории старшим братом Великим князем Иваном III привело к завладению им земель, выделенных ранее их отцом скончавшемуся брату без выделения из них доли другим братьям.
И еще один конфликт, также связанный с нашим городом повлиял на начало мятежа.
Назначенный великолукским наместником князь Иван Владимирович Лыко — Оболенский, допускал, если мягко говорить современным языком, существенное превышение властных должностных полномочий., т.е как мог притеснял и грабил местных жителей. Житья от него не было и когда стало совсем невмоготу — пожаловались на него самому Великому князю, государю всея Руси -Ивану III.
Удивительно, но этот самый Лыко получил по заслугам; назначенный им суд, присудил ему вернуть неправильно отнятое имущество. Но, как водится, жалобщиках тоже досталось. Да и Лыко недолго хаживал опале.
Вот возьмем, например, наш город. Впрочем, об этом можно говорить очень долго, поэтому, как-нибудь в другой раз.
«Не стерпев обиды князь Иван Владимирович решил перейти на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу, надеясь на его защиту. Иван III требовал от князя Бориса Васильевича выдачи Лыко, а когда тот отказался, послал своего наместника в Боровске Василия Образца, который захватил Лыко в его имении и в кандалах доставил в Москву к Ивану III.» «покусился на одно из старинных прав удельных князей —это нарушило право принимать к себе отъехавших бояр. Целью вооружённого мятежа было восстановление традиционных прав.»
И вот братья собрались, пошли к западной границе, предпринимая меры для соединения с польско-литовским войском на фоне уже идущей войны с Ливонией, и пришли в Луки.
По свидетельству псковского летописца, «грабиша и плениша, токмо мечи не секоша». Захват Великих Лук стал настоящим бедствием для населения: «А Луки без останка опустыша, и бе видети многым плач и рыдание»
(это фрагментарно из Википедии — перепроверять и пересказывать лень.)
Вот такая длинная предистория с последующим продолжением.
Теперь возвращаюсь к «Многострадальному Иоанну».
Дальше были разные книжки напрямую не связанные с данной темой: Жизнеописания достопамятных людей земли русской, Жития святых, перечень которых (святых) и краткое описаний их деяний приведен в приобретенном в Ростове-на-Дому православном церковном календаре — тут уж — интернет в помощь.
И вот — попадается такая книга
А там написано:
Осталось всего лишь свериться с базой великолукских событий и сделать напрашивающийся вывод — будущий преподобный чудотворец Игнатий и Иоанн, сын Андрея Васильевича Углицкого, родившийся и окрещенный в период нахождения в Великих Луках — одно лицо.
Ну, это просто, если говорить только о родившемся ребенке. А в чем же святость?
Снова возвращаемся в 15 век к указанным выше событиям.
Братья вместе с государем постояли на Угре против татар, получили прощение, пришли к компромиссу и вроде бы, как конфликт был исчерпан. Но кто сказал что эти самые князья обиды забывают? И вот, братец Андрей уже в тюрьме.
Сопровождение для потомков (куда уж без этого) -«Жаль мне брата и очень я не хочу погубить его и на себя положить упрёк; но освободить его не могу, потому что не раз он замышлял на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал замышлять и моих людей к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения под внуком моим и если сам не добудет, то смутит детей моих и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить и дань опять наложат и кровь христианская опять литься будет, как прежде, и все труды мои останутся напрасны и вы будете рабы татар»
Через пару лет Андрей в тюрьме и умер.
А вот тут как раз и «начинается кино»
Сыновья Андрея, включая Иоанна к этому времени уже подросли и в дальнейшем — могли предъявить претензии на трон, да и на дядю-государя Иоанна, скорее всего затаили обиду; словом — представляли потенциальную опасность.
Послали в Углич; схватили сыновей Андреевых Иоанна и Димитрия засмолили, покатили и пустили; нет, не так: заковали в цепи, свезли в Переяславль и посадили их вместе в темницу. Иоанну было тогда 13 лет от роду, а Димитрию – 12.
Потом были Белоозеро, потом Вологда — Спасо-Прилуцкий монастырь.
Первым умер Иоанн сорока пяти лет от роду в 1522г, а его брат Димитрий в тюрьме пятьдесят лет. Так говорит Житие.
И говорит Житие:
Иоанн проводил в молении день и ночь, имея непрестанно в уме своем память смертную, в сердца веру крепкую в промыслъ Божественный, и стяжалъ блаженный даръ умиления и слезъ. Когда братъ его Димитрий начиналъ изнемогать и предаваться среди скорбей унынию, онъ yтешалъ Димитрия: напоминалъ ему о Бoге Милостивомъ, о терпениии и злостраданияхъ святыхъ. о будущем воздаянии безропотно терпящимъ беды. „Не скорби, брате мой. Богъ внушилъ дядЪ нашему, государю великому князю Iоанну Васильевичу позаботиться о польза душъ нашихъ, отлучить насъ отъ сего суетнаго света, чтобы отнять отъ насъ заботу о немъ. Недостойны мы того, чтобы жить намъ на семъ cвете по воле своей, на свободе; будемъ же молиться о томъ, чтобы неволя эта послужила намъ въ пользу, чтобы далъ Богъ силу съ радостью до конца преrepпеть ее во имя Господа нашего Iисуса Христа, чтобы избавиться намъ чрезъ то муки вечныя. Должны мы молиться и о государе, дяде нашемъ, и о детяхъ его, потому что они сделались ходатаями и виновниками нашего спасения и пекутся о душахъ и телахъ нашихъ, приготовивъ намъ это покойное меcro, чтобы внимать намъ себе во псалмахъ и пении и чтении книгъ, какъ отцы святые жили. Они шествовали путемъ сксрбнымъ, перенося голодъ и жажду, стужу и наготу, въ темницахъ и ранахъ и во всякомъ лишении, но не унывали о томъ, а присно радовались. Такъ и намъ подобаетъ, уничижая самихъ себя, поревновать имъ, безропотно подражать ихъ злострадажямъ болезнямъ и терпению. Святыхъ Апостоловъ побивали камнями, такъ же и святые мученики потерпели различныя муки, а преподобные отцы сами себя мучили, оставляя отца, мать, жену и детей и весь миръ, терпели для Бога и голодъ и жажду; а мы, грешные, не сделали ничего добраго на Cвете, не поревновали житию и страданию святыхъ и потому поистинЪ достойны всякаго осуждения, и раны, и мучения.»
Так говорит Житие.
Незадолго до смерти Иоанн постригся в иноческий образ с наречением имени Игнатий. с последующим облечением в схиму.
Жители окрестных мест зная о жизни Иоанна, приходили в темницу и провожали к месту погребения. Брату же не позволили выйти за пределы тюрьмы.
Похоронен Игнатий был в алтаре, в Прилуцком монастыре, рядом с основателем монастыря прп. Димитрием Прилуцким и чудеса происходили у его гроба
По Житию, почитание Иоанна-Игнатия возникло сразу после смерти княжича. О чудотворениях у гроба князя-инока говорят и летописные сообщения, Сам Иоанн-Игнатий Вологодский или Прилуцкий почитается как в числе святых вологодских, так и в сонме углических святых.
Чудотворения Иоанна-Игнатия описывать не буду — желающим предлагаю скачать Житие по данной ссылке
Свидетельства почитания Игнатия сохранились преимущественно от того времени, когда на царском троне более не находились потомки Ивана III Васильевича.
Еще один момент, на котором хотелось бы остановить внимание
Через пять лет по кончине преп. Игнатия, когда гроб его сделался источником чудес, и слава о святости страдальца-князя распространилась всюду, приехал в Вологду великий князь Василий Иванович. Однако он не посчитал возможным для себя встретиться со своим двоюродным братом безвинно проведшим в тюрьме почти всю жизнь по воле его отца, проявив жестокость и бессердечие.
Великая власть и великая мораль шагают по параллельным путям, которые, как известно не пересекаются.
Итак, Великие Луки — это родина двух святых
Преподобный Мартирий Зеленецкий и преподобный Игнатий Прилуцкий ( именуется как Вологодским, или Прилуцким, так и Углицким)
Предлагаю так же ознакомиться желающим с академическим изданием С.-Петербургского университета " ЖИТИЯ ИГНАТИЯ ВОЛОГОДСКОГО, ИГНАТИЯ ЛОМСКОГО, ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО И КАССИАНА УГЛИЧСКОГО Тексты и словоуказатель" см.здесь
Вот еще один документ — Вторая Псковская летопись 1480г. (6988г.)
В 1480 г. (6988г.) родные братья Великого князя Московского, Государя всея Руси, Ивана Васильевича *(в историографии также Ивана Великого) Андрей Горяй (в историографии еще — Андрей Васильевич Углицкий)(удельный князь углицкий) и Борис (удельный князь Волоцкий) вместе со своими семьями и огромным сопровождением приезжают в наш город, остаются здесь, и подвергают его с окрестностями разграблению. Здесь важны дата, занесенная для памяти в базу исторических великолукских данных и наличие с ними жен.
В чем же причина такого переселения? — Мятеж братьев Ивана III.
Жажда власти не может утолиться. Желание править на все большей территории старшим братом Великим князем Иваном III привело к завладению им земель, выделенных ранее их отцом скончавшемуся брату без выделения из них доли другим братьям.
И еще один конфликт, также связанный с нашим городом повлиял на начало мятежа.
Назначенный великолукским наместником князь Иван Владимирович Лыко — Оболенский, допускал, если мягко говорить современным языком, существенное превышение властных должностных полномочий., т.е как мог притеснял и грабил местных жителей. Житья от него не было и когда стало совсем невмоготу — пожаловались на него самому Великому князю, государю всея Руси -Ивану III.
Удивительно, но этот самый Лыко получил по заслугам; назначенный им суд, присудил ему вернуть неправильно отнятое имущество. Но, как водится, жалобщиках тоже досталось. Да и Лыко недолго хаживал опале.
Вот возьмем, например, наш город. Впрочем, об этом можно говорить очень долго, поэтому, как-нибудь в другой раз.
«Не стерпев обиды князь Иван Владимирович решил перейти на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу, надеясь на его защиту. Иван III требовал от князя Бориса Васильевича выдачи Лыко, а когда тот отказался, послал своего наместника в Боровске Василия Образца, который захватил Лыко в его имении и в кандалах доставил в Москву к Ивану III.» «покусился на одно из старинных прав удельных князей —это нарушило право принимать к себе отъехавших бояр. Целью вооружённого мятежа было восстановление традиционных прав.»
И вот братья собрались, пошли к западной границе, предпринимая меры для соединения с польско-литовским войском на фоне уже идущей войны с Ливонией, и пришли в Луки.
По свидетельству псковского летописца, «грабиша и плениша, токмо мечи не секоша». Захват Великих Лук стал настоящим бедствием для населения: «А Луки без останка опустыша, и бе видети многым плач и рыдание»
(это фрагментарно из Википедии — перепроверять и пересказывать лень.)
Вот такая длинная предистория с последующим продолжением.
Теперь возвращаюсь к «Многострадальному Иоанну».
Дальше были разные книжки напрямую не связанные с данной темой: Жизнеописания достопамятных людей земли русской, Жития святых, перечень которых (святых) и краткое описаний их деяний приведен в приобретенном в Ростове-на-Дому православном церковном календаре — тут уж — интернет в помощь.
И вот — попадается такая книга
А там написано:
Осталось всего лишь свериться с базой великолукских событий и сделать напрашивающийся вывод — будущий преподобный чудотворец Игнатий и Иоанн, сын Андрея Васильевича Углицкого, родившийся и окрещенный в период нахождения в Великих Луках — одно лицо.
Ну, это просто, если говорить только о родившемся ребенке. А в чем же святость?
Снова возвращаемся в 15 век к указанным выше событиям.
Братья вместе с государем постояли на Угре против татар, получили прощение, пришли к компромиссу и вроде бы, как конфликт был исчерпан. Но кто сказал что эти самые князья обиды забывают? И вот, братец Андрей уже в тюрьме.
Сопровождение для потомков (куда уж без этого) -«Жаль мне брата и очень я не хочу погубить его и на себя положить упрёк; но освободить его не могу, потому что не раз он замышлял на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал замышлять и моих людей к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения под внуком моим и если сам не добудет, то смутит детей моих и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить и дань опять наложат и кровь христианская опять литься будет, как прежде, и все труды мои останутся напрасны и вы будете рабы татар»
Через пару лет Андрей в тюрьме и умер.
А вот тут как раз и «начинается кино»
Сыновья Андрея, включая Иоанна к этому времени уже подросли и в дальнейшем — могли предъявить претензии на трон, да и на дядю-государя Иоанна, скорее всего затаили обиду; словом — представляли потенциальную опасность.
Послали в Углич; схватили сыновей Андреевых Иоанна и Димитрия засмолили, покатили и пустили; нет, не так: заковали в цепи, свезли в Переяславль и посадили их вместе в темницу. Иоанну было тогда 13 лет от роду, а Димитрию – 12.
Потом были Белоозеро, потом Вологда — Спасо-Прилуцкий монастырь.
Первым умер Иоанн сорока пяти лет от роду в 1522г, а его брат Димитрий в тюрьме пятьдесят лет. Так говорит Житие.
И говорит Житие:
Иоанн проводил в молении день и ночь, имея непрестанно в уме своем память смертную, в сердца веру крепкую в промыслъ Божественный, и стяжалъ блаженный даръ умиления и слезъ. Когда братъ его Димитрий начиналъ изнемогать и предаваться среди скорбей унынию, онъ yтешалъ Димитрия: напоминалъ ему о Бoге Милостивомъ, о терпениии и злостраданияхъ святыхъ. о будущем воздаянии безропотно терпящимъ беды. „Не скорби, брате мой. Богъ внушилъ дядЪ нашему, государю великому князю Iоанну Васильевичу позаботиться о польза душъ нашихъ, отлучить насъ отъ сего суетнаго света, чтобы отнять отъ насъ заботу о немъ. Недостойны мы того, чтобы жить намъ на семъ cвете по воле своей, на свободе; будемъ же молиться о томъ, чтобы неволя эта послужила намъ въ пользу, чтобы далъ Богъ силу съ радостью до конца преrepпеть ее во имя Господа нашего Iисуса Христа, чтобы избавиться намъ чрезъ то муки вечныя. Должны мы молиться и о государе, дяде нашемъ, и о детяхъ его, потому что они сделались ходатаями и виновниками нашего спасения и пекутся о душахъ и телахъ нашихъ, приготовивъ намъ это покойное меcro, чтобы внимать намъ себе во псалмахъ и пении и чтении книгъ, какъ отцы святые жили. Они шествовали путемъ сксрбнымъ, перенося голодъ и жажду, стужу и наготу, въ темницахъ и ранахъ и во всякомъ лишении, но не унывали о томъ, а присно радовались. Такъ и намъ подобаетъ, уничижая самихъ себя, поревновать имъ, безропотно подражать ихъ злострадажямъ болезнямъ и терпению. Святыхъ Апостоловъ побивали камнями, такъ же и святые мученики потерпели различныя муки, а преподобные отцы сами себя мучили, оставляя отца, мать, жену и детей и весь миръ, терпели для Бога и голодъ и жажду; а мы, грешные, не сделали ничего добраго на Cвете, не поревновали житию и страданию святыхъ и потому поистинЪ достойны всякаго осуждения, и раны, и мучения.»
Так говорит Житие.
Незадолго до смерти Иоанн постригся в иноческий образ с наречением имени Игнатий. с последующим облечением в схиму.
Жители окрестных мест зная о жизни Иоанна, приходили в темницу и провожали к месту погребения. Брату же не позволили выйти за пределы тюрьмы.
Похоронен Игнатий был в алтаре, в Прилуцком монастыре, рядом с основателем монастыря прп. Димитрием Прилуцким и чудеса происходили у его гроба
По Житию, почитание Иоанна-Игнатия возникло сразу после смерти княжича. О чудотворениях у гроба князя-инока говорят и летописные сообщения, Сам Иоанн-Игнатий Вологодский или Прилуцкий почитается как в числе святых вологодских, так и в сонме углических святых.
Чудотворения Иоанна-Игнатия описывать не буду — желающим предлагаю скачать Житие по данной ссылке
Свидетельства почитания Игнатия сохранились преимущественно от того времени, когда на царском троне более не находились потомки Ивана III Васильевича.
Еще один момент, на котором хотелось бы остановить внимание
Через пять лет по кончине преп. Игнатия, когда гроб его сделался источником чудес, и слава о святости страдальца-князя распространилась всюду, приехал в Вологду великий князь Василий Иванович. Однако он не посчитал возможным для себя встретиться со своим двоюродным братом безвинно проведшим в тюрьме почти всю жизнь по воле его отца, проявив жестокость и бессердечие.
Великая власть и великая мораль шагают по параллельным путям, которые, как известно не пересекаются.
Итак, Великие Луки — это родина двух святых
Преподобный Мартирий Зеленецкий и преподобный Игнатий Прилуцкий ( именуется как Вологодским, или Прилуцким, так и Углицким)
Предлагаю так же ознакомиться желающим с академическим изданием С.-Петербургского университета " ЖИТИЯ ИГНАТИЯ ВОЛОГОДСКОГО, ИГНАТИЯ ЛОМСКОГО, ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО И КАССИАНА УГЛИЧСКОГО Тексты и словоуказатель" см.здесь
- +10
- smmedved
- 14 октября 2023, 06:49
Комментарии (7)
rss свернуть / развернутьКак Иоанн (Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий он отнесен к Вологодским святым (см. здесь)
Иоанн (Игнатий) внесен для поминовения в православный календарь — святцы как святой благоверный князь Иоанн угличский, нереченный во иноках Игнатием, вологодский чудотворец
Он внесен в православную энциклопедию под редакцией Патриарха Московского и всея Руки Кирилла как «Игнатий» "(Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский см. здесь
Но официально, через акт высшей церковной власти, посредством которого узаконивается его чествование Церковью как святого с внесением его в список святых он не канонизирован.
Ведь при этом надо будет признать ( пусть и не официально), что «собиратель земель» Великий князь Московский Иоанн (Иван III Васи́льевич (в историографии также Ива́н Вели́кий — великий князь Московский ) — царь — ирод, уничтожавший свою семью, изуверским способом. У кого на это рука поднимется.
«История учит тому, что она ничему не учит»
свернуть ветку
Как Иоанн (Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий он отнесен к Вологодским святым (см. здесь)
Иоанн (Игнатий) внесен для поминовения в православный календарь — святцы как святой благоверный князь Иоанн угличский, нереченный во иноках Игнатием, вологодский чудотворец
Он внесен в православную энциклопедию под редакцией Патриарха Московского и всея Руки Кирилла как «Игнатий» "(Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский см. здесь
Но официально, через акт высшей церковной власти, посредством которого узаконивается его чествование Церковью как святого с внесением его в список святых он не канонизирован.
Ведь при этом надо будет признать ( пусть и не официально), что «собиратель земель» Великий князь Московский Иоанн (Иван III Васи́льевич (в историографии также Ива́н Вели́кий — великий князь Московский ) — царь — ирод, уничтожавший свою семью, изуверским способом. У кого на это рука поднимется.
«История учит тому, что она ничему не учит»
свернуть ветку
И сегодня её нет, и завтра не будет…
СПАСИБО за находку ещё одного
святого — великолучанина, Сергей!
Царственный узник, святой княжич, народный целитель…
Только в русском языке явлено миру и людям
палиндромное слово:
УживагоБогавижУ
Следуйте ему, как главной заповеди
в человеческих жизнях и взаимоотношениях…
Vale!
свернуть ветку
«Ах, Машенька, Маша,
Да ладно тебе!
Смотри, как все краше
Живется везде:
И в море, и в поле — Вперед, к рубежам!
И глянь, сколько воли
Ежам да стрижам!
— Да!..
А бедный чижик — Он все сидит в клетке,
Не поет, не скачет,
Плачет!..»
свернуть ветку
Поясните, пожалуйста, что означает «схватили сыновей Андреевых Иоанна и Димитрия засмолили, покатили и пустили;» и Зачем Вы это написали? Вы нашли это в источнике, но источник показался вам недостоверным?
свернуть ветку
это всего лишь попытка выстроить некий ассоциативный ряд властно-нравственных отношений посредством привлечения А.С. Пушкина с его боярами, тужившими о государе.
свернуть ветку
Спасибо.
свернуть ветку