Блог им. smmedved → 1914 Гибель драгоценной старины
Тот факт, что в период насаждения религии под названием «Коммунизм», в целях воспитания «новой исторической общности людей» — вулгарис хомо сапиенс совьетикус — со стороны действующей власти велась непримиримая борьба со всеми атрибутами традиционной религиозной жизни — храмы уничтожались, использовались под склады, конюшни; иконы сжигались, переименовывались улицы, отражавшие в своем названии факты религиозной жизни — разрушалась культура, стиралась история — это общеизвестно; и Великие Луки в этой части не были исключением — см. здесь — Разрушение Великолукских храмов — «ценнейших памятников русского зодчества»
Но и в «Святой Руси», в дооктябрьский период (хотел написать дореволюционный, да вовремя одумался) в части сохранения исторического наследия не все было благополучно. Утилитарное отношение к культовым предметам и сооружениям без надлежащих искусствоведческих, реставрационных познаний у церковных служителей («ибо не ведают, что творят») приводило к разрушению исторических памятников, а зачастую — к их утрате. Ну и с материальной точки зрения — отсутствие необходимых средств не обеспечивало сохранение их от разрушения; исключало возможность должной эксплуатации.
К сожалению, с этим приходится сталкиваться и в настоящее время. Восстановление старых храмов в первую очередь преследует цели быстрого приспособления их для службы.
Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» безвозмездно передает государственное или муниципальное имущество религиозного назначения для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, которое не всегда обеспечивается достойными условиями эксплуатации и ведет к его разрушению.
В этой связи хочу обратить внимание на заметку, опубликованную в Известиях Императорской археологической комиссии (прибавление к выпуску 52 от 1914 г. Раздел «Археологическая хроника» стр. 127), точнее — переписанную с другого печатного издания -«Свет 26 сентября номер 252» следующего содержания.
«Гибель драгоценной старины.
В Великих Луках, одном из древнейших на Руси городов,бывшем пригороде, идёт форменный разгром остатков драгоценных реликвий прошлого, полных поэтических и величественных преданий и легенд. Во всех церквах иконостасы — работы позднейшего времени, подновляемые при всякой «материальной возможности», древние прекрасные иконы покрыты слоями новейшей, самой посредственной, ремесленной живописи, а те, что еще уцелели, сложены грудами где-нибудь в кладовках на колокольне и обречены на сожжение.
В церкви Николы большая прекрасно сохранившаяся икона »Успения Божьей матери", — одна из тех, перед которыми молились навещавшие здешние храмы святители Новгородские, помещена на паперти; а из церкви вытеснена религиозными произведениями новой и бездарной живописи.
На той же паперти на противоположной стене помещена большая икона «Крещение Господне», очевидно древнего письма, впоследствии — до того обновлённая, что уже с трудом можно угадать её первоначальную живопись.
Утварь, продырявившаяся от веков употребления, идёт в лом. И таким образом, один собиратель, заменив подобный «лом» новой, с виду роскошной утварью, приобрёл сравнительно за ничтожную сумму серебряные ковшички работы Бенвенуто Челлини.
Свет 26 сентября номер 252"
Раздел «Археологическая хроника» стр. 127
Читая в журнале данную заметку, очевидно написанную не великолучанином, поймал себя на мысли, что материал в чем-то мне знаком. Возможно, даже читал его на этом сайте (хотя поиск по ключевым словам ничего не дал).
Может сам когда-то с этой публикацией работал. Бывает, что своевременно нет возможности обработать найденный материал, сохранить и описать его и он уходит, либо где-то лежит «до лучших времен» и забывается за текущими делами.
Если найдется материал — за ссылку буду благодарен.
Церковь Николы — Богоявленский собор (утрачен; современный адрес — г. Великие Луки, проспект Ленина, 29 (подробнее см. здесь и здесь)
P.S. Опубликовал ссылку на Лукиград, перечитал содержимое и увидел там этот материал; но переделывать уже не буду — предлагаю рассматривать его в качестве дополнения.
Но и в «Святой Руси», в дооктябрьский период (хотел написать дореволюционный, да вовремя одумался) в части сохранения исторического наследия не все было благополучно. Утилитарное отношение к культовым предметам и сооружениям без надлежащих искусствоведческих, реставрационных познаний у церковных служителей («ибо не ведают, что творят») приводило к разрушению исторических памятников, а зачастую — к их утрате. Ну и с материальной точки зрения — отсутствие необходимых средств не обеспечивало сохранение их от разрушения; исключало возможность должной эксплуатации.
К сожалению, с этим приходится сталкиваться и в настоящее время. Восстановление старых храмов в первую очередь преследует цели быстрого приспособления их для службы.
Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» безвозмездно передает государственное или муниципальное имущество религиозного назначения для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, которое не всегда обеспечивается достойными условиями эксплуатации и ведет к его разрушению.
В этой связи хочу обратить внимание на заметку, опубликованную в Известиях Императорской археологической комиссии (прибавление к выпуску 52 от 1914 г. Раздел «Археологическая хроника» стр. 127), точнее — переписанную с другого печатного издания -«Свет 26 сентября номер 252» следующего содержания.
«Гибель драгоценной старины.
В Великих Луках, одном из древнейших на Руси городов,бывшем пригороде, идёт форменный разгром остатков драгоценных реликвий прошлого, полных поэтических и величественных преданий и легенд. Во всех церквах иконостасы — работы позднейшего времени, подновляемые при всякой «материальной возможности», древние прекрасные иконы покрыты слоями новейшей, самой посредственной, ремесленной живописи, а те, что еще уцелели, сложены грудами где-нибудь в кладовках на колокольне и обречены на сожжение.
В церкви Николы большая прекрасно сохранившаяся икона »Успения Божьей матери", — одна из тех, перед которыми молились навещавшие здешние храмы святители Новгородские, помещена на паперти; а из церкви вытеснена религиозными произведениями новой и бездарной живописи.
На той же паперти на противоположной стене помещена большая икона «Крещение Господне», очевидно древнего письма, впоследствии — до того обновлённая, что уже с трудом можно угадать её первоначальную живопись.
Утварь, продырявившаяся от веков употребления, идёт в лом. И таким образом, один собиратель, заменив подобный «лом» новой, с виду роскошной утварью, приобрёл сравнительно за ничтожную сумму серебряные ковшички работы Бенвенуто Челлини.
Свет 26 сентября номер 252"
Раздел «Археологическая хроника» стр. 127
Читая в журнале данную заметку, очевидно написанную не великолучанином, поймал себя на мысли, что материал в чем-то мне знаком. Возможно, даже читал его на этом сайте (хотя поиск по ключевым словам ничего не дал).
Может сам когда-то с этой публикацией работал. Бывает, что своевременно нет возможности обработать найденный материал, сохранить и описать его и он уходит, либо где-то лежит «до лучших времен» и забывается за текущими делами.
Если найдется материал — за ссылку буду благодарен.
Церковь Николы — Богоявленский собор (утрачен; современный адрес — г. Великие Луки, проспект Ленина, 29 (подробнее см. здесь и здесь)
P.S. Опубликовал ссылку на Лукиград, перечитал содержимое и увидел там этот материал; но переделывать уже не буду — предлагаю рассматривать его в качестве дополнения.
- +6
- smmedved
- 20 апреля 2021, 10:06
Комментарии (5)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
kalakazo.livejournal.com/3953681.html
свернуть ветку
В продолжение темы «Великолукская епархия...»
kalakazo.livejournal.com/3954862.html
свернуть ветку