История Великих Лук и окрестностей → "РУССКАЯ РУЛЕТКА" в небе Великих Лук
«Гусарская рулетка – жестокая игра.
Гусарская рулетка, дожить бы до утра…»
Н. Олев
«Ру́сская руле́тка, также гуса́рская рулетка — экстремальная азартная игра или пари с летальным исходом]. По правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок. В разных модификациях количество патронов в барабане может быть различным, от одного до пяти (так как обычно предполагается шестизарядный револьвер). В обычных азартных играх для имитации русской рулетки используется игрушечный револьвер.
Количество смертей от этой игры неизвестно.
Выражение «русская рулетка» иногда применяется в переносном смысле для обозначения неких потенциально опасных действий с труднопредсказуемым исходом, а также для обозначения храбрости, граничащей с безрассудством».
Википедия – «Русская рулетка».
В истории многих дипломатических событий большую роль играет фактор случайности. Уже первое упоминание нашего города в летописи в 1166 году связано с игрой случая «Пришел на зиму Ростислав на Луки и позвал новгородцев на поряд (на переговоры – В.П.)». Великий князь киевский Ростислав ехал из Киева в Новгород, чтобы разрешать конфликт новгородцев со своим сыном Святославом, посаженным там на княжение. По дороге князь Ростислав заболел, поэтому он и остановился в Луках и призвал к себе новгородцев. А если бы не заболел великий князь, то и неизвестно когда бы ещё появилось первое упоминание нашего города в летописи.
Знаменательно, что великие игры случайностей, связанные с историей советской и мировой дипломатии, проявились в небе Великих Лук. В «русскую рулетку» играли министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп и нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Первый, пролетая 23 августа 1939 года над Великими Луками на переговоры в Москву на высоте 2-3 тысяч метров, видя разрывы зенитных снарядов и слыша как их осколки, бухали по обшивке его самолёта. Второй, пролетая 19 мая 1942 года в районе Великих Лук на переговоры в Англию, затем в США, пересекал линию фронта на высоте около 7 тысяч метров в кислородной маске и кутаясь от холода (тогда самолёты не были герметичными и температура на борту была такая же как за бортом – 20-30 градусов ниже нуля.
Слово свидетелям и участникам этих событий.
Событие 1. Вот о чём пишет в своей статьеВячеслав Иванович Дашичев профессор, писатель, доктор исторических наук, политолог, участник Великой Отечественной войны:
«23 августа 1939 г. мне довелось быть свидетелем необычайного события, которое могло резко изменить ход истории в Европе. Оно до сего времени оставалось неизвестным — как для историков, так и для широкой общественности.
Дело было в Великих Луках, где я жил в то время с родителями. Отец (Дашичев Иван Федорович (1897 – 1963) – В.П.) командовал там стрелковым корпусом. Утром (выделено – В.П.) в этот день я направился в школу, где собирались ученики накануне нового учебного года. По дороге я вдруг услышал пушечную канонаду. Посмотрев вверх, увидел в небе самолет с необычными очертаниями. Он летел довольно низко (выделено – В.П.). Мне показалось, что на его крыльях были кресты. Вокруг самолета хорошо виднелись облачка от разрывавшихся снарядов. Самолет взревел, резко пошел в сторону и вскоре исчез из виду. Когда вечером отец вернулся из штаба, я рассказал ему о случившемся и спросил, что бы это значило. Он тяжело вздохнул и сказал: «Наши зенитчики по ошибке обстреляли самолет Риббентропа, направлявшегося в Москву. Их не предупредили о маршруте полета, они были застигнуты врасплох и стреляли даже без прицелов. Не знаю, как еще закончится для меня эта история» (выделено – В.П.). Но все обошлось. А если бы самолет Риббентропа сбили? С уверенностью можно сказать, что дело не дошло бы до заключения советско-германского пакта и это спутало бы все карты Гитлера в его безумной игре.
На инцидент над Великими Луками никакого демарша с немецкой стороны не последовало. Еще бы: ведь 3 апреля 1939 г. директивой командования вермахта был установлен срок нападения на Польшу — 1 сентября. Гитлеру срочно был нужен договор со Сталиным о советском нейтралитете на период войны против Польши, чтобы, разделавшись с ней, приступить к сокрушению Франции и Англии, захвату остальных стран Западной Европы. Освободив свой тыл на Западе, заполучив в свои руки громадные ресурсы Западной Европы, Гитлер планировал начать широкомасштабную агрессию против Советского Союза. Таков был общий стратегический план установления нацистского господства в Европе». («Между Молотовым и Риббентропом», «Новая газета» №32 от 05.05.2005 г.)
Эти воспоминания дополняют и воспоминания великолучанина Юрия Никифоровича Богданова участника Великой Отечественной войны и войны с Японией:
«Перед началом Великой Отечественной войны Великие Луки являлись приграничным городом, где размещался военный гарнизон…
Здесь стояла дивизия. Её штаб располагался на Октябрьской улице (теперь в этом здании Дом детского творчества), через дорогу Дом Красной Армии (теперь – драмтеатр). В районе 8-го городка находился 73-й гаубичный полк, массив мебельной фабрики занимал 128-й пехотный полк, около деревни Максимово базировался авиаполк истребителей И-16. И вот берег Ловати, где в наше время находятся строительный колледж, заводы «Велмаш», «Лесхозмаш», был занят 129-м зенитным полком, в котором служил мой дядя, Николай Фёдорович Чихачев, заместителем командира полка…
В один из августовских дней я находился дома. Было это 23 августа 1939 года, когда в середине дня (выделено – В.П.) в небе показался самолёт и вокруг него начали рваться снаряды. Стреляли зенитчики 129-го полка. Самолёт летел на высоте примерно 2-3-х тысяч метров. Зенитчики «вели» его очень грамотно с точки зрения военного искусства. Обстрел прекратился на окраине города, когда появилось звено истребителей И-16, которые взяли самолёт в «клещи» и повели на посадку на аэродром. Один лётчик из этого звена был моим родственником. На следующий день я пошёл в Рябики, чтобы узнать о вчерашнем происшествии, которое не прошло бесследно для горожан. У одного моего товарища, к примеру, осколком снаряда пробило крышу, у другого – убило курицу. По военным законам, вести обстрел противника над городом не разрешалось. К тому же в мирное время!
Информация о произошедшем, которую я узнал, вызвала у меня удивление. Оказалось, что в самолёте находился министр иностранных дел Германии Риббентроп. Он летел в Москву для заключения с советским правительством договора, известного как «Пакт о ненападении». Его самолёту был строго определён воздушный коридор полёта, то есть вторгаться в воздушное пространство над Великими Луками, германский лётчик не имел права. Но ведь это были наглые фашисты. Очевидно, у них была цель: проверить боеготовность нашей армии и, в то же время заснять приграничный военный гарнизон. Поэтому пилот резко взял курс на город, облетев пост наблюдения и зенитную батарею. Тогда и «заговорили» даже запасные орудия, на которые я обратил внимание у клуба. Борис и Леонид (двоюродные братья Юрия – В.П.) в тот день сидели в клубе (казарма оборудованная экраном и киноустановкой – В.П.), смотрели фильм «Чапаев». В зал вбежал дежурный по полку и объявил боевую тревогу. Все красноармейцы высыпали на улицу, а моим братьям приказали оставаться в клубе. Орудия же начали вести обстрел самолёта. Посыпались оконные стёкла, а потом вылетели и рамы. Но всё это были такие мелочи по сравнению с тем, что началось потом в июне 1941 года.
Следует отметить, что Риббентроп и его экипаж здорово струхнули. Когда ситуация прояснилась и была команда «сверху» исчерпать этот конфликт в небе Великих Лук, авиамеханики полка «подзалатали» многочисленные пробоины немецкого самолёта, дозаправили его, и он полетел на Москву. Международный инцидент «замяли» — и наше, советское правительство, и немцы. Дело в том, что через неделю, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу. Началась вторая мировая война». («Подвиг зенитчиков», «Великолукское обозрение» №17 от 04.05.2011)
Событие 2. Оно также связано с подписанием союзного договора, но теперь уже направленного против гитлеровской Германии. 19 мая 1942 года в 18.40 аэродрома в Щёлково стартовал тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (ТБ-7). Экипажу самолёта, которым командовалмайор Эндель Карлович Пуусэпп (Пусэп) было приказано доставить советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым в Великобританию, а затем в США для проведения переговоров и подписания важнейших соглашений. Пролетать надо было над территориями занятыми немецкими войсками. Линию фронта самолёт пересекал в районе Великих Лук.
Вот отрывок из книги Энделя Пусэпа «Тревожное небо»:
«Гроза продолжала неистовствовать где-то слева, сзади нас. Внизу под нами проплывали разорванные облака.
— Подходим к линии фронта, — сообщает Романов.
Ну что ж, линия так линия. Проходим мы ее в районе реки Ловать. Вдруг облака начинают подсвечиваться снизу. Ага! Заметили. Вернее, услышали. Светлое пятно на облаках двигается туда-сюда. Прожектор!
— Пассажиры интересуются, что это там сверкает, — запрашивает Кожин.
— Разрывы зениток, — лаконично сообщаю я.
— Они спрашивают: есть ли опасность для нас?
— Никакой, — как всегда спешит с ответом Штепенко. — Пока фашисты выпустят десять тысяч снарядов, мы будем уже далеко.
— Почему так много? — не унимается Кожин.
— А потому, что на каждые десять тысяч — одно попадание. Доказано».
Перелёт до Великобритании прошёл успешно и 26 мая 1942 года В. Молотов с министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом подписали «Англо-советский союзный договор». Через несколько дней, совершив трансатлантический перелёт, сделав промежуточные посадки в Рейкьявике (Исландия) и Гус-Бее (Канада), 29 мая советская делегация прилетела в США. Переговоры прошли успешно. Надо отметить, что в честь наших лётчиков делали приёмы первые лица наших союзников Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Обратный путь пролегал практически тем же маршрутом. «За отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта» командиру Э.К. Пусэпу, двум штурманам — А.П. Штепенко, С.М. Романову было присвоено звание Героя Советского Союза. Второй пилот В.М. Обухов, борттехники – А.Я. Золотарёв, С.Н. Дмитриев были награждены орденом Ленина, остальные члены экипажа награждены орденами и медалями.
Вот ещё одно свидетельство, об этом героическом полёте найденное в безднах Интернета. Приведу отрывки из статьи «Секретный перелёт» в газете «Речь» (Вологда, №50 от 20.03.2008) Валентина Адрианова:
«Но, как оказалось, в нашем городе живет участник этого полета — 86¬летний ветеран Великой Отечественной войны подполковник в отставке Николай Иванович Меньков. Предлагаем вашему вниманию его рассказ об этом полете.
— С началом войны была создана авиация дальнего действия, ее возглавил Герой Советского Союза генерал¬-лейтенант авиации Шевелев. Его вызвал к себе Сталин и приказал обеспечить перелет в Англию и Америку нашей правительственной делегации. Хороших пассажирских самолетов у нас тогда не было, поэтому генерал предложил использовать бомбардировщик «ТБ¬-7» («Пе-8»). И хотя удобств для пассажиров там не было никаких, но самолет был надежный, скорость около 300 км/час, «потолок» до 7000 м, дальность примерно 11 — 12 часов. Сталин дал «добро». Он приказал выделить три самолета: первый — разведчик погоды, на втором полетит делегация, и третий — резервный, в таком дальнем перелете все может случиться.
…25 апреля 1942 года мы вернулись с боевого задания на аэродром в городе Моршанске Тамбовской области. Я тогда был бортовым техником, воинское звание — младший лейтенант. На второй день нас вызвал командир полка полковник Лебедев. Заявил, что нам предстоит очень дальняя дорога, и предупредил, чтобы об этом никто не знал. Командир полка приказал особо тщательно подготовить самолет, инженер полка должен с комиссией осмотреть его и дать оценку. Затем оставил у себя командира экипажа и штурмана, сказал, что об этом разговоре не должен знать даже экипаж. И сообщил, что нам предстоит перелет в Англию и Америку, представлять нашу правительственную делегацию.
19 мая нам поступил приказ на вылет, а накануне вылетели еще два самолета нашего полка. Они полетели в Щелково, под Москвой, а мы в Мигалово, возле Калинина. В наш самолет сели человек десять в гражданском, в том числе и переводчики. И только тогда командир самолета Князев объявил, что мы летим в Англию. Летели на предельной высоте, 7000 м, по маршруту Великие Луки, Каунас, Кенигсберг и дальше над Балтийским морем. Линию фронта пересекли удачно. Когда приземлились в Глазго, увидели два наших самолета. Там мы видели только аэродром и гостиницу. На четвертый день с небольшим интервалом улетели те два самолета, часа через четыре-¬пять были готовы к полету и мы».
За этот кругосветный перелёт — возвращался самолёт Менькова домой через Аляску, Николай Иванович был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Следует отметить, что о перелёте нашей делегации в Англию и в США снят документальный фильм « Лётчик для Молотова. Один шанс из тысячи».
После своего трансатлантического перелёта экипаж Энделя Пусэпа, экипажи двух сопровождающих самолётов встали в один ряд с экипажами Валерия Чкалова и Михаила Громова, с той лишь разницей, что эти экипажи совершили свой перелёт с необходимыми остановками и с большим риском — пролетая в военное время над вражеской территорией.
Подведём итоги. Министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп и нарком иностранных дел ССР В.М. Молотов, пролетая на важнейшие межгосударственные переговоры, которые решали судьбы многих стран, в небе Великих Лук, играли со своей личной судьбой (волей случая) в «русскую рулетку». Обоим министрам крупно повезло – им удалось избежать гибели, которая ходила, практически, рядом с перевозившими их самолётами.
Владимир Павлов
Великие Луки, ноябрь 2012
Гусарская рулетка, дожить бы до утра…»
Н. Олев
«Ру́сская руле́тка, также гуса́рская рулетка — экстремальная азартная игра или пари с летальным исходом]. По правилам игры в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок. В разных модификациях количество патронов в барабане может быть различным, от одного до пяти (так как обычно предполагается шестизарядный револьвер). В обычных азартных играх для имитации русской рулетки используется игрушечный револьвер.
Количество смертей от этой игры неизвестно.
Выражение «русская рулетка» иногда применяется в переносном смысле для обозначения неких потенциально опасных действий с труднопредсказуемым исходом, а также для обозначения храбрости, граничащей с безрассудством».
Википедия – «Русская рулетка».
В истории многих дипломатических событий большую роль играет фактор случайности. Уже первое упоминание нашего города в летописи в 1166 году связано с игрой случая «Пришел на зиму Ростислав на Луки и позвал новгородцев на поряд (на переговоры – В.П.)». Великий князь киевский Ростислав ехал из Киева в Новгород, чтобы разрешать конфликт новгородцев со своим сыном Святославом, посаженным там на княжение. По дороге князь Ростислав заболел, поэтому он и остановился в Луках и призвал к себе новгородцев. А если бы не заболел великий князь, то и неизвестно когда бы ещё появилось первое упоминание нашего города в летописи.
Знаменательно, что великие игры случайностей, связанные с историей советской и мировой дипломатии, проявились в небе Великих Лук. В «русскую рулетку» играли министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп и нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов. Первый, пролетая 23 августа 1939 года над Великими Луками на переговоры в Москву на высоте 2-3 тысяч метров, видя разрывы зенитных снарядов и слыша как их осколки, бухали по обшивке его самолёта. Второй, пролетая 19 мая 1942 года в районе Великих Лук на переговоры в Англию, затем в США, пересекал линию фронта на высоте около 7 тысяч метров в кислородной маске и кутаясь от холода (тогда самолёты не были герметичными и температура на борту была такая же как за бортом – 20-30 градусов ниже нуля.
Слово свидетелям и участникам этих событий.
Событие 1. Вот о чём пишет в своей статьеВячеслав Иванович Дашичев профессор, писатель, доктор исторических наук, политолог, участник Великой Отечественной войны:
«23 августа 1939 г. мне довелось быть свидетелем необычайного события, которое могло резко изменить ход истории в Европе. Оно до сего времени оставалось неизвестным — как для историков, так и для широкой общественности.
Дело было в Великих Луках, где я жил в то время с родителями. Отец (Дашичев Иван Федорович (1897 – 1963) – В.П.) командовал там стрелковым корпусом. Утром (выделено – В.П.) в этот день я направился в школу, где собирались ученики накануне нового учебного года. По дороге я вдруг услышал пушечную канонаду. Посмотрев вверх, увидел в небе самолет с необычными очертаниями. Он летел довольно низко (выделено – В.П.). Мне показалось, что на его крыльях были кресты. Вокруг самолета хорошо виднелись облачка от разрывавшихся снарядов. Самолет взревел, резко пошел в сторону и вскоре исчез из виду. Когда вечером отец вернулся из штаба, я рассказал ему о случившемся и спросил, что бы это значило. Он тяжело вздохнул и сказал: «Наши зенитчики по ошибке обстреляли самолет Риббентропа, направлявшегося в Москву. Их не предупредили о маршруте полета, они были застигнуты врасплох и стреляли даже без прицелов. Не знаю, как еще закончится для меня эта история» (выделено – В.П.). Но все обошлось. А если бы самолет Риббентропа сбили? С уверенностью можно сказать, что дело не дошло бы до заключения советско-германского пакта и это спутало бы все карты Гитлера в его безумной игре.
На инцидент над Великими Луками никакого демарша с немецкой стороны не последовало. Еще бы: ведь 3 апреля 1939 г. директивой командования вермахта был установлен срок нападения на Польшу — 1 сентября. Гитлеру срочно был нужен договор со Сталиным о советском нейтралитете на период войны против Польши, чтобы, разделавшись с ней, приступить к сокрушению Франции и Англии, захвату остальных стран Западной Европы. Освободив свой тыл на Западе, заполучив в свои руки громадные ресурсы Западной Европы, Гитлер планировал начать широкомасштабную агрессию против Советского Союза. Таков был общий стратегический план установления нацистского господства в Европе». («Между Молотовым и Риббентропом», «Новая газета» №32 от 05.05.2005 г.)
Эти воспоминания дополняют и воспоминания великолучанина Юрия Никифоровича Богданова участника Великой Отечественной войны и войны с Японией:
«Перед началом Великой Отечественной войны Великие Луки являлись приграничным городом, где размещался военный гарнизон…
Здесь стояла дивизия. Её штаб располагался на Октябрьской улице (теперь в этом здании Дом детского творчества), через дорогу Дом Красной Армии (теперь – драмтеатр). В районе 8-го городка находился 73-й гаубичный полк, массив мебельной фабрики занимал 128-й пехотный полк, около деревни Максимово базировался авиаполк истребителей И-16. И вот берег Ловати, где в наше время находятся строительный колледж, заводы «Велмаш», «Лесхозмаш», был занят 129-м зенитным полком, в котором служил мой дядя, Николай Фёдорович Чихачев, заместителем командира полка…
В один из августовских дней я находился дома. Было это 23 августа 1939 года, когда в середине дня (выделено – В.П.) в небе показался самолёт и вокруг него начали рваться снаряды. Стреляли зенитчики 129-го полка. Самолёт летел на высоте примерно 2-3-х тысяч метров. Зенитчики «вели» его очень грамотно с точки зрения военного искусства. Обстрел прекратился на окраине города, когда появилось звено истребителей И-16, которые взяли самолёт в «клещи» и повели на посадку на аэродром. Один лётчик из этого звена был моим родственником. На следующий день я пошёл в Рябики, чтобы узнать о вчерашнем происшествии, которое не прошло бесследно для горожан. У одного моего товарища, к примеру, осколком снаряда пробило крышу, у другого – убило курицу. По военным законам, вести обстрел противника над городом не разрешалось. К тому же в мирное время!
Информация о произошедшем, которую я узнал, вызвала у меня удивление. Оказалось, что в самолёте находился министр иностранных дел Германии Риббентроп. Он летел в Москву для заключения с советским правительством договора, известного как «Пакт о ненападении». Его самолёту был строго определён воздушный коридор полёта, то есть вторгаться в воздушное пространство над Великими Луками, германский лётчик не имел права. Но ведь это были наглые фашисты. Очевидно, у них была цель: проверить боеготовность нашей армии и, в то же время заснять приграничный военный гарнизон. Поэтому пилот резко взял курс на город, облетев пост наблюдения и зенитную батарею. Тогда и «заговорили» даже запасные орудия, на которые я обратил внимание у клуба. Борис и Леонид (двоюродные братья Юрия – В.П.) в тот день сидели в клубе (казарма оборудованная экраном и киноустановкой – В.П.), смотрели фильм «Чапаев». В зал вбежал дежурный по полку и объявил боевую тревогу. Все красноармейцы высыпали на улицу, а моим братьям приказали оставаться в клубе. Орудия же начали вести обстрел самолёта. Посыпались оконные стёкла, а потом вылетели и рамы. Но всё это были такие мелочи по сравнению с тем, что началось потом в июне 1941 года.
Следует отметить, что Риббентроп и его экипаж здорово струхнули. Когда ситуация прояснилась и была команда «сверху» исчерпать этот конфликт в небе Великих Лук, авиамеханики полка «подзалатали» многочисленные пробоины немецкого самолёта, дозаправили его, и он полетел на Москву. Международный инцидент «замяли» — и наше, советское правительство, и немцы. Дело в том, что через неделю, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу. Началась вторая мировая война». («Подвиг зенитчиков», «Великолукское обозрение» №17 от 04.05.2011)
Событие 2. Оно также связано с подписанием союзного договора, но теперь уже направленного против гитлеровской Германии. 19 мая 1942 года в 18.40 аэродрома в Щёлково стартовал тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (ТБ-7). Экипажу самолёта, которым командовалмайор Эндель Карлович Пуусэпп (Пусэп) было приказано доставить советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым в Великобританию, а затем в США для проведения переговоров и подписания важнейших соглашений. Пролетать надо было над территориями занятыми немецкими войсками. Линию фронта самолёт пересекал в районе Великих Лук.
Вот отрывок из книги Энделя Пусэпа «Тревожное небо»:
«Гроза продолжала неистовствовать где-то слева, сзади нас. Внизу под нами проплывали разорванные облака.
— Подходим к линии фронта, — сообщает Романов.
Ну что ж, линия так линия. Проходим мы ее в районе реки Ловать. Вдруг облака начинают подсвечиваться снизу. Ага! Заметили. Вернее, услышали. Светлое пятно на облаках двигается туда-сюда. Прожектор!
— Пассажиры интересуются, что это там сверкает, — запрашивает Кожин.
— Разрывы зениток, — лаконично сообщаю я.
— Они спрашивают: есть ли опасность для нас?
— Никакой, — как всегда спешит с ответом Штепенко. — Пока фашисты выпустят десять тысяч снарядов, мы будем уже далеко.
— Почему так много? — не унимается Кожин.
— А потому, что на каждые десять тысяч — одно попадание. Доказано».
Перелёт до Великобритании прошёл успешно и 26 мая 1942 года В. Молотов с министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом подписали «Англо-советский союзный договор». Через несколько дней, совершив трансатлантический перелёт, сделав промежуточные посадки в Рейкьявике (Исландия) и Гус-Бее (Канада), 29 мая советская делегация прилетела в США. Переговоры прошли успешно. Надо отметить, что в честь наших лётчиков делали приёмы первые лица наших союзников Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Обратный путь пролегал практически тем же маршрутом. «За отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта» командиру Э.К. Пусэпу, двум штурманам — А.П. Штепенко, С.М. Романову было присвоено звание Героя Советского Союза. Второй пилот В.М. Обухов, борттехники – А.Я. Золотарёв, С.Н. Дмитриев были награждены орденом Ленина, остальные члены экипажа награждены орденами и медалями.
Вот ещё одно свидетельство, об этом героическом полёте найденное в безднах Интернета. Приведу отрывки из статьи «Секретный перелёт» в газете «Речь» (Вологда, №50 от 20.03.2008) Валентина Адрианова:
«Но, как оказалось, в нашем городе живет участник этого полета — 86¬летний ветеран Великой Отечественной войны подполковник в отставке Николай Иванович Меньков. Предлагаем вашему вниманию его рассказ об этом полете.
— С началом войны была создана авиация дальнего действия, ее возглавил Герой Советского Союза генерал¬-лейтенант авиации Шевелев. Его вызвал к себе Сталин и приказал обеспечить перелет в Англию и Америку нашей правительственной делегации. Хороших пассажирских самолетов у нас тогда не было, поэтому генерал предложил использовать бомбардировщик «ТБ¬-7» («Пе-8»). И хотя удобств для пассажиров там не было никаких, но самолет был надежный, скорость около 300 км/час, «потолок» до 7000 м, дальность примерно 11 — 12 часов. Сталин дал «добро». Он приказал выделить три самолета: первый — разведчик погоды, на втором полетит делегация, и третий — резервный, в таком дальнем перелете все может случиться.
…25 апреля 1942 года мы вернулись с боевого задания на аэродром в городе Моршанске Тамбовской области. Я тогда был бортовым техником, воинское звание — младший лейтенант. На второй день нас вызвал командир полка полковник Лебедев. Заявил, что нам предстоит очень дальняя дорога, и предупредил, чтобы об этом никто не знал. Командир полка приказал особо тщательно подготовить самолет, инженер полка должен с комиссией осмотреть его и дать оценку. Затем оставил у себя командира экипажа и штурмана, сказал, что об этом разговоре не должен знать даже экипаж. И сообщил, что нам предстоит перелет в Англию и Америку, представлять нашу правительственную делегацию.
19 мая нам поступил приказ на вылет, а накануне вылетели еще два самолета нашего полка. Они полетели в Щелково, под Москвой, а мы в Мигалово, возле Калинина. В наш самолет сели человек десять в гражданском, в том числе и переводчики. И только тогда командир самолета Князев объявил, что мы летим в Англию. Летели на предельной высоте, 7000 м, по маршруту Великие Луки, Каунас, Кенигсберг и дальше над Балтийским морем. Линию фронта пересекли удачно. Когда приземлились в Глазго, увидели два наших самолета. Там мы видели только аэродром и гостиницу. На четвертый день с небольшим интервалом улетели те два самолета, часа через четыре-¬пять были готовы к полету и мы».
За этот кругосветный перелёт — возвращался самолёт Менькова домой через Аляску, Николай Иванович был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Следует отметить, что о перелёте нашей делегации в Англию и в США снят документальный фильм « Лётчик для Молотова. Один шанс из тысячи».
После своего трансатлантического перелёта экипаж Энделя Пусэпа, экипажи двух сопровождающих самолётов встали в один ряд с экипажами Валерия Чкалова и Михаила Громова, с той лишь разницей, что эти экипажи совершили свой перелёт с необходимыми остановками и с большим риском — пролетая в военное время над вражеской территорией.
Подведём итоги. Министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп и нарком иностранных дел ССР В.М. Молотов, пролетая на важнейшие межгосударственные переговоры, которые решали судьбы многих стран, в небе Великих Лук, играли со своей личной судьбой (волей случая) в «русскую рулетку». Обоим министрам крупно повезло – им удалось избежать гибели, которая ходила, практически, рядом с перевозившими их самолётами.
Владимир Павлов
Великие Луки, ноябрь 2012
- -9
- AXA
- 26 ноября 2012, 00:15
Комментарии (17)
rss свернуть / развернуть23 августа 1939 года
Москва
свернуть ветку
в «русскую рулетку» в небе Великих Лук
свернуть ветку
подписали «Англо-советский союзный договор»
26 мая 1942 года
Лондон
свернуть ветку
свернуть ветку
И здесь, как и в случае с полётом Риббена, надо проводить разбор полётов…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Но всё же, больше всего похоже на сбитый тараном, ибо немецнеплохо сохранился…
Так думаю… Если это так, то в немецких архивах можно точно узнать об экипаже по точной дате потери самолёта — 2 июля…
Ваше мнение…
КК — командир корабля?
Алексеич, если возможно как-то связаться с товарищем, пусть почитает и нашу информацию здесь…
свернуть ветку
свернуть ветку
Дальше сами… очень много интересного!
свернуть ветку
свернуть ветку
В первой половине ИЮЛЯ 1941 года:
небо Великих Лук защищали лётчики
11 — иап 6-го иак ПВО Московского округа
(скорее всего эскадрилья — 10-15 Як-1)
Бозировались на аэродроме Великие Луки.
2 июля 1941, в день первой бомбардировки немцами Великих Лук лейтенант Гошко С.С. таранным ударом,
сбил немецкий Хе-111
Считается, что это был первый воздушный таран в авиации ПВО страны в Великой Отечественной войне.
Наш лётчик успешно приземлился,
Приказом от 24 июля 1941 награждён
орденом Ленина,
прошёл-пролетал всю войну.
Проживал в городе Речица Гомельской области.
Поискать бы родственников, порасспросить…
(по данным Сизова А.И.)
Вполне возможно, что об самолёте и идёт речь в воспоминаниях…
свернуть ветку
второй таранил-сбил
лётчик-истребитель 11-го иап
Мазепин П.А.
Свой Як-1 лётчик сумел посадить, но от полученных ранений скончался в городской больнице.
Посмертно награждён орденом Ленина
свернуть ветку
небо Великих Лук защищали лётчики и
402-го иап особого назначения — лётчики-испытателииз НИИ ВВС (командир Стефановский П.М.)
В начале месяца они базировались
на аэродроме в Идрице, потом перелетели
на аэродром в Великие Луки…
Ниже приведём их победы:
свернуть ветку
(1912 – 16.08.1941)
Ст. лейтенант, летал на МиГ-3
Авиачасть – 402 иап, июль-август 1941
Список воздушных побед:
03.07.41 – 1 – Ю-88 – ст. Идрица,
04.07.41 – 1 – До-217 – ст.Идрица,
05.07.41 – 1 – Ю-88 – Великие Луки,
07.07.41 – 1 – Ме-110 – Великие Луки,
08.07.41 – 1 – Ме-110 – Великие Луки,
08.07.41 – 1 – Ю-88 – Пустынька,
10.07.41 – 1 – До-217 – Поречье
Всего сбитых самолётов – 7+0
Погиб 16 августа 1941 – сбит в воздушном бою.
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 )
Кто знает местечкоПУСТЫНЬКА или созвучное ему название?
свернуть ветку
(1908 – 09.02.1943)
Майор, летал на МиГ-3
Командир 402 иап с 15.07.41 — 19.11.41
Авиачасть – 402 иап, июль-август 1941
Список воздушных побед:
02.07.41 – 1/3 – Ю-88 – ст. Идрица,
03.07.41 – 1 – Ю-88 – ст.Идрица,
04.07.41 – 1/2 – До-217 – ст.Идрица,
05.07.41 – 1 – До-217 – Великие Луки,
…
Всего сбитых самолётов – 9+6; боевых вылетов – 261
Боевые награды: ордена Ленина, Красного Знамени (2)
Погиб в авиакатастрофе 9 февраля 1943 г. при испытании самолёта «Аэрокобра»
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 )
Сбивали немецкие самолёты и другие лётчики этого полка...
Скорее всего, когда появилась угроза первого захвата города — 16 — 18(?) июля
лётчики перелетели на другие аэродромы…
свернуть ветку