История Великих Лук и окрестностей → Мои корни-в Лукино и Пустошке
Дорогие великолучане!
История моей семьи неразрывно связана с историей великолукского края.Пусть мой рассказ будет поклоном моим родным, их светлой памяти.А еще я надеюсь, что кто-нибудь узнает лица со старых фото, т.к. предполагаю, что потомки родственников поныне проживают в В.Луках.Буду благодарна любым сведениям, предположениям, догадкам.
Прошу прощения за возможные ляпсусы-я публикуюсь первый раз и не отношу себя к продвинутым пользователям ПК.
В.Луки 1929 год
Это моя бабушка по матери-Большакова (в девичестве-Андреева) Пелагея Григорьевна.Родилась 11.10.1911 года в деревне Лукино Куньинского района или где-то в ее окрестностях, точно неизвестно.
Бабушка из семьи зажиточных крестьян, которая имела большое крепкое хозяйство, но батраков они не держали, работали сами, своей семьей.На ногах стояли крепко, даже сочли возможным отправить Полину (почему-то ее все называли Полиной или Паней) учиться в школу, но через год забрали,-надо было работать,-я так понимаю, что наступили годы лихолетья.Всегда бабуля переживала недостаток образования, и всю жизнь училась: сначала со своими дочерьми, потом с нами, внучками.
Не могу удержаться, чтобы не сказать немного хвалебных слов о бабушке, потому что она была удивительным человеком.Бабуля много читала, была любознательна, умна, имела живой светлый ум, сохранив его до старости.Даже на закате жизни, в 85 лет, я не замечала за ней старческой ограниченности.Она была веселой, улыбчивой, обладала хорошей речью, была прекрасным рассказчиком.И прекрасным воспитателем: учила нас с сестрой рукоделию; держать осанку; ходить мелким шагом(«что вы маршируете, как солдаты»); не смеяться громко; быть сдержанными; чистоплотными; беречь честь; никогда не унывать(я это наше свойство называю кретинистическим оптимизмом).Мы с сестрой шутим, что в лице бабушки у нас был институт благородных девиц.Откуда все это в простой крестьянке? Вот таких женщин рождала и растила великолукская земля.
Кстати, бабуля не очень признавала изменения в территориальном делении и, хотя
после войны и до конца жизни, проживала в Торопце, к Твеской (Калининской) области его не относила: говорила, что даже тверской прогноз погоды им не соответствует.
Это бабушка со своей сестрой Нюрой.Знаю, что тетя Нюра, как ее звали в семье, здравствовала долгие годы, имела детей и внуков и проживала в В.Луках.Сестры поддерживали довольно тесные отношения, ездили друг к другу в гости.А потом, видно по их старости, связь была потеряна.Вот одна из последних фото из нашего архива.Может, кто-нибудь узнает?
На следующем фото нет надписи, публикую опять же с надеждой на узнавание
А это семья одного из братьев и надпись на обратной стороне
Есть бабушкино фото с надписью на обратной стороне: Клаве и Феде 1959 год.Значит, в 1959 году они оба здравствовали?
Для меня загадка, почему у них разные фамилии, хотя все Григорьевичи? Бабушка-Пелагея Андреева, брат-Федор Григорьев (я так понимаю старший, раз в 1933 году у него уже была семья).Знаю еще о двух братьях: Михаил Григорьевич Адреев уехал до войны на заработки в Питер, там его следы потерялись, а другой брат (видимо, младший)-Степанов Алексей Григорьевич,1920 г.р., в 1941 призван Куньинским РВК.Находясь на фронте(повар, нашла на ОБД Мемориал), пропал без вести в марте 1942 года.Есть сведения, что в/ч была в г.Кингисепп, Ленобласти.21 год, семьи, наверное, еще не было, поэтому извещение пришло сестре.
Следующее фото с мужем, моим дедом:
1937 год
Большаков Василий Яковлевич родился 31.12.1909 г. в д.Лукино.С 1930 (ему был 21 год!) по 1937 год был председателем колхоза «Красная Заря» в Лукино.В 1940 году переехали в г.Торопец, где он работал завхозом на маслосырзаводе.Мобилизован 7 июля 1941 года, младший сержант артиллерии,945 полевая почта,549 отдельной артиллерийской дивизии.Пропал без вести под Вязьмой г.Сычевка в сентябре 1941 года.
На фото (вверху) на левом лацкане пиджака видна какая-то награда-медаль или орден.Что это могло быть в 1937, если для Гражданской войны он явно был маловат?
Подписано: Большаковы В.Я. и Н.Я.Слева-мой дед, а справа-, видимо, брат-мне ничего о нем неизвестно.Даты нет.Кто может определить по форме, когда сделано фото?
Обратите внимание: на печати область называется Западной, я еще дилетант в истории В.Лук, было и такое название в 1935 году?
Бабуля рассказывала, что нравился ей другой парень, Андрей:«брови черные, чуб кудрявый-краса-а-вец...»А выдали ее замуж за моего будущего деда, потому что он был председателем колхоза,-боялись раскулачивания.Но и он не избежал беды: где-то между 1937 и 1940 был арестован за то, что в голодную зиму, когда нечем стало кормить колхозный скот, раздал его по дворам.Бабуля ходила на свидания к мужу в В.Луки пешком.
Есть интересный рассказ бабушки: в девушках она гадала на Крещение: из деревяшек построила мостик под кроватью и, ложась спать, произнесла:
Ряженый мой, суженый,
Приходи ко мне ужинать.
Возьми меня под локоток,
Переведи через мосток.
И приснился ей мой будущий дед.
Но, судя по ее рассказам, отношения сложились.Говорила, что муж «ее не обижал», относился с уважением.Даже разрешил ей иконку повесить, т.к. бабуля была верующей, а он, видимо, как председатель колхоза икон дома не имел.Судя по его биографии, дед был не просто грамотным, а имел какое-то образование.
Успели они родить четырех детей.Двое старших (сын и дочь) умерли маленькими (причин не знаю).В 1939 году родилась моя мама-Евгения.Когда дед уходил на войну, сказал, что будут у них еще три дочери: Вера, Надежда и Любовь.И девочка, которая родилась уже без него, в начале февраля 1942 года, была названа Надеждой.С ними-то на саночках бабуля и ушла зимой 1942 из Торопца в Лукино.Раньше я не задавала вопрос, что ее погнало зимой, пешком, с маленькими детьми? Наверное, голод.Знаю, что жили они в Торопце в то время в одной комнате с другими семьями.Их место было под столом у окна, и моя маленькая мама была ранена в голову осколком снаряда во время обстрела.
По пути в Лукино бабулю с детьми остановили немцы и заставили раздеть детей прямо на морозе-хотели убедиться, что это девочки, потому что мальчиков собирались убить.
Летом 1942 они вернулись из Лукино обратно в Торопец.
Благодаря этому сайту, узнала о событиях того времени в Лукино-хорошо, что вы есть.
Замуж бабушка больше так и не вышла, хотя женщиной была видной.Всю жизнь она пыталась узнать о судьбе мужа, писала запросы, даже обращалась на радио.Уже на моей памяти, я ей помогала составлять запросы.Собственно, из этих запросов я и имею свои скудные сведения про деда.
Можно сказать, что бабушка посвятила свою жизнь дочерям, внучкам и работе.Она многие годы проработала в протезной мастерской г.Торопца.Да-да, была такая мастерская, в которой на стенах висели макеты различных конечностей и их частей.Я ее помню-значит в 70-е мастерская еще работала,-вот такое долгое эхо войны.
Кроме наших с сестрой семей, родных по линии матери у нас больше не осталось (или я о них не знаю), поэтому огромной радостью для меня будет что-нибудь о них узнать, ведь сейчас я знаю катастрофически мало!
Еще хочу немного рассказать о моем отце и его родителях.О линии отца я знаю много, у нас много родственников и, соответственно, сведений больше.Рассказываю, потому что этот род тоже из великолукской земли и жизнями их мне и землякам можно гордиться, а также моя повесть пример того, какие удивительные узоры плетет судьба, чтобы встретились и шли по жизни вместе земляки.
Мой отец из рода Кузьминых, родился в д.Михальки Пустошкинского района.Его родители из тех мест, но бабушка имела родных в Питере (сестра прабабушки даже была фрейлиной при дворе), поэтому уехала туда учиться, а дед получал там военное образование. Поэтому после женитьбы они жили в Ленинграде.В 1941 году мой дед, Кузьмин Иван Кузьмич, если не ошибаюсь, был военкомом г.Смоленска.
Бабушка с двумя сыновьями Валерием и Анатолием (моим папой) на лето приехали в Пустошку.Когда началась война, муж прислал ей весточку с наказом возвращаться в Ленинград, потому что «его не сдадут».Логика железная, но ужасов блокады он, конечно, предположить не мог.Так они оказались в блокадном Ленинграде.
Мой отец 1939 г.р., ему было два года с хвостиком, он уже вовсю ходил и разговаривал, но от голода перестал говорить и не ходил, только вставал в кроватке и раскачивался.Бабушка, пока могла, работала на оборонном заводе.Когда их эвакуировали, она уже слегла.Но, слава Богу, выжили.
Дед попал в окружение, вышел из него, и, конечно, попал в руки органов.Сохранились его объяснительные с рассказом, как он выходил из окружения.Отделался он относительно легко (может, благодаря дяде в НКВД)-был отослан в Сибирь, в Новокузнецк, восстанавливать эвакуированные заводы.После войны был назначен в г.Торопец, работал председателем Горисполкома, потом начальником Архива, много сделал для восстановления церквей.И поныне фамилию Кузьминых в Торопце знают и уважают.Рассказывали, что в последний путь деда провожали пол-Торопца (меня не взяли-была мала).
Семья с моей бабушкой не сложилась, они разошлись, и оба имели по второму браку: она-в Питере, он-в Торопце.Потомки от второго брака и принимают нас с сестрой и наших детей в Торопце, за что я им безмерно благодарна.
Не все знают, что после войны, родственникам бывших в плену или на оккупированной территории въезд в Питер в 100-километровой зоне был запрещен.Но бабушка не сдалась, поселилась сначала в 100 км в Приветнинском, а потом перебралась таки в Питер и даже получила там квартиру (старая пропала, хотя дом на М.Морской цел до сих пор).Она вышла замуж, родила еще четырех детей (всего шесть).Ей было нелегко, а мой будущий отец оказался трудным подростком, потому, после предварительной переписки, был отправлен в Торопец к родному отцу на воспитание, благодаря чему оказался в одном классе с моей мамой.И на всю жизнь.Так оба моих родителя оказались родом из великолукской земли.
Отец закончил Пушкинское военное училище, и мама разделила с ним все тяготы жизни офицерской жены (жили в бараках и, даже, было дело, в вагончике).Поэтому меня произвели на свет не в Ленинграде, а под Плесецком, Архангельской области, в космическом городке, где отец на тот момент служил.Чтобы мы с сестрой не меняли школы, нас поселили в Питере с бабушкой, а родители окончательно осели там только в 80-е.
После выхода на пенсию отец продолжал служить начальником артиллеристкого расчета Петропавловской крепости.Для тех, кто не знает: с петровских времен (с перерывом на войну и до 1957 года) в Питере существует традиция-в полдень с Петропавловской крепости стреляет пушка.Сейчас это арт.орудие, но называют, по-прежнему, пушкой.В последние десятилетия эта традиция приобрела популярность.Многие значимые личности к своему юбилею или во время визита в Питер стремились произвести этот выстрел, что неизменно освещало телевидение, поэтому мы смеялись, что наш отец стал одним из самых показываемых людей в России.
Это мой отец-Кузьмин Анатолий Иванович.
Его не стало 27 января 2008 года, в день снятия блокады, но более 10 лет он хранил традицию нашей страны, символ нашей силы и порядка.Вот такой человек из д.Михальки.
Очень жаль, что у меня не получилось вставить сюда запись его интервью телеканалу Россия-он там произносит очень простые и хорошие слова.А на вопрос, гордяться ли им дети и внуки отвечает с улыбкой утвердительно.
Конечно, мы гордимся.
Я горжусь своим родом и предлагаю вам гордиться вместе со мной-ведь это ваши земляки.
Я считаю великолукскую землю своей родной и пытаюсь сейчас восстановить порванные ниточки связей, интересуюсь историей не только своей семьи, но и историей края.
Благодарю сайт за помощь!
История моей семьи неразрывно связана с историей великолукского края.Пусть мой рассказ будет поклоном моим родным, их светлой памяти.А еще я надеюсь, что кто-нибудь узнает лица со старых фото, т.к. предполагаю, что потомки родственников поныне проживают в В.Луках.Буду благодарна любым сведениям, предположениям, догадкам.
Прошу прощения за возможные ляпсусы-я публикуюсь первый раз и не отношу себя к продвинутым пользователям ПК.
В.Луки 1929 год
Это моя бабушка по матери-Большакова (в девичестве-Андреева) Пелагея Григорьевна.Родилась 11.10.1911 года в деревне Лукино Куньинского района или где-то в ее окрестностях, точно неизвестно.
Бабушка из семьи зажиточных крестьян, которая имела большое крепкое хозяйство, но батраков они не держали, работали сами, своей семьей.На ногах стояли крепко, даже сочли возможным отправить Полину (почему-то ее все называли Полиной или Паней) учиться в школу, но через год забрали,-надо было работать,-я так понимаю, что наступили годы лихолетья.Всегда бабуля переживала недостаток образования, и всю жизнь училась: сначала со своими дочерьми, потом с нами, внучками.
Не могу удержаться, чтобы не сказать немного хвалебных слов о бабушке, потому что она была удивительным человеком.Бабуля много читала, была любознательна, умна, имела живой светлый ум, сохранив его до старости.Даже на закате жизни, в 85 лет, я не замечала за ней старческой ограниченности.Она была веселой, улыбчивой, обладала хорошей речью, была прекрасным рассказчиком.И прекрасным воспитателем: учила нас с сестрой рукоделию; держать осанку; ходить мелким шагом(«что вы маршируете, как солдаты»); не смеяться громко; быть сдержанными; чистоплотными; беречь честь; никогда не унывать(я это наше свойство называю кретинистическим оптимизмом).Мы с сестрой шутим, что в лице бабушки у нас был институт благородных девиц.Откуда все это в простой крестьянке? Вот таких женщин рождала и растила великолукская земля.
Кстати, бабуля не очень признавала изменения в территориальном делении и, хотя
после войны и до конца жизни, проживала в Торопце, к Твеской (Калининской) области его не относила: говорила, что даже тверской прогноз погоды им не соответствует.
Это бабушка со своей сестрой Нюрой.Знаю, что тетя Нюра, как ее звали в семье, здравствовала долгие годы, имела детей и внуков и проживала в В.Луках.Сестры поддерживали довольно тесные отношения, ездили друг к другу в гости.А потом, видно по их старости, связь была потеряна.Вот одна из последних фото из нашего архива.Может, кто-нибудь узнает?
На следующем фото нет надписи, публикую опять же с надеждой на узнавание
А это семья одного из братьев и надпись на обратной стороне
Есть бабушкино фото с надписью на обратной стороне: Клаве и Феде 1959 год.Значит, в 1959 году они оба здравствовали?
Для меня загадка, почему у них разные фамилии, хотя все Григорьевичи? Бабушка-Пелагея Андреева, брат-Федор Григорьев (я так понимаю старший, раз в 1933 году у него уже была семья).Знаю еще о двух братьях: Михаил Григорьевич Адреев уехал до войны на заработки в Питер, там его следы потерялись, а другой брат (видимо, младший)-Степанов Алексей Григорьевич,1920 г.р., в 1941 призван Куньинским РВК.Находясь на фронте(повар, нашла на ОБД Мемориал), пропал без вести в марте 1942 года.Есть сведения, что в/ч была в г.Кингисепп, Ленобласти.21 год, семьи, наверное, еще не было, поэтому извещение пришло сестре.
Следующее фото с мужем, моим дедом:
1937 год
Большаков Василий Яковлевич родился 31.12.1909 г. в д.Лукино.С 1930 (ему был 21 год!) по 1937 год был председателем колхоза «Красная Заря» в Лукино.В 1940 году переехали в г.Торопец, где он работал завхозом на маслосырзаводе.Мобилизован 7 июля 1941 года, младший сержант артиллерии,945 полевая почта,549 отдельной артиллерийской дивизии.Пропал без вести под Вязьмой г.Сычевка в сентябре 1941 года.
На фото (вверху) на левом лацкане пиджака видна какая-то награда-медаль или орден.Что это могло быть в 1937, если для Гражданской войны он явно был маловат?
Подписано: Большаковы В.Я. и Н.Я.Слева-мой дед, а справа-, видимо, брат-мне ничего о нем неизвестно.Даты нет.Кто может определить по форме, когда сделано фото?
Обратите внимание: на печати область называется Западной, я еще дилетант в истории В.Лук, было и такое название в 1935 году?
Бабуля рассказывала, что нравился ей другой парень, Андрей:«брови черные, чуб кудрявый-краса-а-вец...»А выдали ее замуж за моего будущего деда, потому что он был председателем колхоза,-боялись раскулачивания.Но и он не избежал беды: где-то между 1937 и 1940 был арестован за то, что в голодную зиму, когда нечем стало кормить колхозный скот, раздал его по дворам.Бабуля ходила на свидания к мужу в В.Луки пешком.
Есть интересный рассказ бабушки: в девушках она гадала на Крещение: из деревяшек построила мостик под кроватью и, ложась спать, произнесла:
Ряженый мой, суженый,
Приходи ко мне ужинать.
Возьми меня под локоток,
Переведи через мосток.
И приснился ей мой будущий дед.
Но, судя по ее рассказам, отношения сложились.Говорила, что муж «ее не обижал», относился с уважением.Даже разрешил ей иконку повесить, т.к. бабуля была верующей, а он, видимо, как председатель колхоза икон дома не имел.Судя по его биографии, дед был не просто грамотным, а имел какое-то образование.
Успели они родить четырех детей.Двое старших (сын и дочь) умерли маленькими (причин не знаю).В 1939 году родилась моя мама-Евгения.Когда дед уходил на войну, сказал, что будут у них еще три дочери: Вера, Надежда и Любовь.И девочка, которая родилась уже без него, в начале февраля 1942 года, была названа Надеждой.С ними-то на саночках бабуля и ушла зимой 1942 из Торопца в Лукино.Раньше я не задавала вопрос, что ее погнало зимой, пешком, с маленькими детьми? Наверное, голод.Знаю, что жили они в Торопце в то время в одной комнате с другими семьями.Их место было под столом у окна, и моя маленькая мама была ранена в голову осколком снаряда во время обстрела.
По пути в Лукино бабулю с детьми остановили немцы и заставили раздеть детей прямо на морозе-хотели убедиться, что это девочки, потому что мальчиков собирались убить.
Летом 1942 они вернулись из Лукино обратно в Торопец.
Благодаря этому сайту, узнала о событиях того времени в Лукино-хорошо, что вы есть.
Замуж бабушка больше так и не вышла, хотя женщиной была видной.Всю жизнь она пыталась узнать о судьбе мужа, писала запросы, даже обращалась на радио.Уже на моей памяти, я ей помогала составлять запросы.Собственно, из этих запросов я и имею свои скудные сведения про деда.
Можно сказать, что бабушка посвятила свою жизнь дочерям, внучкам и работе.Она многие годы проработала в протезной мастерской г.Торопца.Да-да, была такая мастерская, в которой на стенах висели макеты различных конечностей и их частей.Я ее помню-значит в 70-е мастерская еще работала,-вот такое долгое эхо войны.
Кроме наших с сестрой семей, родных по линии матери у нас больше не осталось (или я о них не знаю), поэтому огромной радостью для меня будет что-нибудь о них узнать, ведь сейчас я знаю катастрофически мало!
Еще хочу немного рассказать о моем отце и его родителях.О линии отца я знаю много, у нас много родственников и, соответственно, сведений больше.Рассказываю, потому что этот род тоже из великолукской земли и жизнями их мне и землякам можно гордиться, а также моя повесть пример того, какие удивительные узоры плетет судьба, чтобы встретились и шли по жизни вместе земляки.
Мой отец из рода Кузьминых, родился в д.Михальки Пустошкинского района.Его родители из тех мест, но бабушка имела родных в Питере (сестра прабабушки даже была фрейлиной при дворе), поэтому уехала туда учиться, а дед получал там военное образование. Поэтому после женитьбы они жили в Ленинграде.В 1941 году мой дед, Кузьмин Иван Кузьмич, если не ошибаюсь, был военкомом г.Смоленска.
Бабушка с двумя сыновьями Валерием и Анатолием (моим папой) на лето приехали в Пустошку.Когда началась война, муж прислал ей весточку с наказом возвращаться в Ленинград, потому что «его не сдадут».Логика железная, но ужасов блокады он, конечно, предположить не мог.Так они оказались в блокадном Ленинграде.
Мой отец 1939 г.р., ему было два года с хвостиком, он уже вовсю ходил и разговаривал, но от голода перестал говорить и не ходил, только вставал в кроватке и раскачивался.Бабушка, пока могла, работала на оборонном заводе.Когда их эвакуировали, она уже слегла.Но, слава Богу, выжили.
Дед попал в окружение, вышел из него, и, конечно, попал в руки органов.Сохранились его объяснительные с рассказом, как он выходил из окружения.Отделался он относительно легко (может, благодаря дяде в НКВД)-был отослан в Сибирь, в Новокузнецк, восстанавливать эвакуированные заводы.После войны был назначен в г.Торопец, работал председателем Горисполкома, потом начальником Архива, много сделал для восстановления церквей.И поныне фамилию Кузьминых в Торопце знают и уважают.Рассказывали, что в последний путь деда провожали пол-Торопца (меня не взяли-была мала).
Семья с моей бабушкой не сложилась, они разошлись, и оба имели по второму браку: она-в Питере, он-в Торопце.Потомки от второго брака и принимают нас с сестрой и наших детей в Торопце, за что я им безмерно благодарна.
Не все знают, что после войны, родственникам бывших в плену или на оккупированной территории въезд в Питер в 100-километровой зоне был запрещен.Но бабушка не сдалась, поселилась сначала в 100 км в Приветнинском, а потом перебралась таки в Питер и даже получила там квартиру (старая пропала, хотя дом на М.Морской цел до сих пор).Она вышла замуж, родила еще четырех детей (всего шесть).Ей было нелегко, а мой будущий отец оказался трудным подростком, потому, после предварительной переписки, был отправлен в Торопец к родному отцу на воспитание, благодаря чему оказался в одном классе с моей мамой.И на всю жизнь.Так оба моих родителя оказались родом из великолукской земли.
Отец закончил Пушкинское военное училище, и мама разделила с ним все тяготы жизни офицерской жены (жили в бараках и, даже, было дело, в вагончике).Поэтому меня произвели на свет не в Ленинграде, а под Плесецком, Архангельской области, в космическом городке, где отец на тот момент служил.Чтобы мы с сестрой не меняли школы, нас поселили в Питере с бабушкой, а родители окончательно осели там только в 80-е.
После выхода на пенсию отец продолжал служить начальником артиллеристкого расчета Петропавловской крепости.Для тех, кто не знает: с петровских времен (с перерывом на войну и до 1957 года) в Питере существует традиция-в полдень с Петропавловской крепости стреляет пушка.Сейчас это арт.орудие, но называют, по-прежнему, пушкой.В последние десятилетия эта традиция приобрела популярность.Многие значимые личности к своему юбилею или во время визита в Питер стремились произвести этот выстрел, что неизменно освещало телевидение, поэтому мы смеялись, что наш отец стал одним из самых показываемых людей в России.
Это мой отец-Кузьмин Анатолий Иванович.
Его не стало 27 января 2008 года, в день снятия блокады, но более 10 лет он хранил традицию нашей страны, символ нашей силы и порядка.Вот такой человек из д.Михальки.
Очень жаль, что у меня не получилось вставить сюда запись его интервью телеканалу Россия-он там произносит очень простые и хорошие слова.А на вопрос, гордяться ли им дети и внуки отвечает с улыбкой утвердительно.
Конечно, мы гордимся.
Я горжусь своим родом и предлагаю вам гордиться вместе со мной-ведь это ваши земляки.
Я считаю великолукскую землю своей родной и пытаюсь сейчас восстановить порванные ниточки связей, интересуюсь историей не только своей семьи, но и историей края.
Благодарю сайт за помощь!
- +6
- Veronika
- 10 июля 2011, 17:29
Комментарии (11)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Прекрасные фотографии!
Спасибо!
свернуть ветку
По поводу следующей фотографии (где Ваш дед с братом), можно предположить, что сделана она была не позднее ноября 1940 года. Такие петлицы, как на воротнике шинели Вашего деда, просуществовали с 1924 года именно до этого времени. На брате деда, похоже, фуражка образца 1935 года, следовательно, остаётся промежуток всего в пять лет — с 35-го года по 40-ой…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Можете подсказать, знаки типа «За отличную стрельбу» именные, как-то фиксировались? Или выдавались, как у нас когда-то октябрятско-комсомольские значки?
свернуть ветку
Наберите в поисковике «нагрудные знаки СССР» (можно указать диапазон годов) и смотрите картинки, ищите похожие знаки. На этой фотографии не очень хорошо виден знак — возможно, на оригинале, под лупой будут заметны детали...
свернуть ветку