↑ 

История Великих Лук и окрестностейЗабытые страницы истории(Еврейская община Великих Лук )

Окончание:

Андрей Павлович Лопырев, живший в Великих Луках с 1909 года, написал яркие воспоминания об этом городе, в которых, целая глава «Под знаком Меркурия» посвящена городской торговле. Единственный из великолукских краеведов он уделил внимание евреям:

«В двухэтажных каменных домах по правой стороне первого квартала Троицкой улицы… находились самые шикарные магазины города. Они сверкали витринами, а по вечерам их заливал ослепительный свет спиртокалильных ламп.

В мансарде дома Шульгина, на углу Екатерининской улицы, было лучшее в городе фотоателье Мельника. На противоположном углу стоял двухэтажный деревянный дом салатного цвета, украшенный резным орнаментом в псевдорусском стиле, и в первом этаже этого дома, вход с угла, помещался табачный магазин Глезермана. А на углу Ильинской улицы, на противоположной стороне, в первом этаже, за большими зеркальными витринами был часовой магазин Давыдова. У Давыдова можно было купить часы, и сюда же можно было отдать часы в починку, можно было купить ювелирные изделия. Мы, например, купили у Давыдова в 1918 году велосипед рижской фирмы «Лейтнер» в кредит. Ведь частник готов был торговать чем угодно, …лишь бы получить прибыль…

Великолукские купцы, даже самые именитые, … в масштабах страны все же были мелкими. Все они были купцами второй гильдии. Единственным купцом первой гильдии в старых Великих Луках был Вязьменский. У него в городе были лесопильный завод, магазин кожевенных товаров, типография, универсальный магазин в торговых рядах, где можно было купить все, что угодно – от мотоцикла до ученической тетрадки; доходный дом на Троицкой улице, имение в уезде, а в Петербурге, во Флюговом переулке, механический завод, основанный в 1912 году, и контора в центре города, на Гороховой».

Из двадцати пяти магазинов, расположенных на Троицкой улице, двадцать два принадлежали евреям. В большом угловом доме Вязьменского, выходящем на Вознесенскую площадь, находились бакалейный и посудный магазин А. Шейдина (1), мануфактурный магазин Р. Бородулиной (2) и трактир.



«Троицкая улица», публикуется впервые

Полиция и конкуренты пристально следили за евреями-предпринимателями и безжалостно выселяли тех, кто прекращал заниматься своим ремеслом или по иным причинам утрачивал право жительства. Если раньше евреям-старикам, по 20-30 лет обслуживавшим жителей города своим ремеслом, в исключительных случаях, разрешали на основании пункта 3 закона 1893 года жить в городе, не работая, то с 1910 года такие разрешения прекратились. Даже часовщику Давыдову, прожившему в городе более 40 лет, было в этом отказано[.

Особенно болезненным для общины было предписание о выселении ее кантора, невельского мещанина Шевеля Мордуховича Берова. Он прожил в городе более 25 лет, поселившись как переплетчик. Получив в 1900 году установленное законом свидетельство на звание меламеда, Беров занялся преподаванием детям еврейских предметов, эпизодически переплетая книги. 12 лет полиция его не трогала, но после упомянутых доносов и расследований потребовала, чтобы он выехал на родину. Беров, ссылаясь на необходимость религиозного воспитания детей в городе, не имеющем еврейских школ, на свои 54 года, на давность проживания в Великих Луках, где сын кончает реальное училище, а дочь – гимназию, и приводя свидетельства заказчиков, что он продолжает работу переплетчика, просил министра разрешить ему остаться в городе. Прошение поддержали: раввин Ф.Я. Израэльсон, члены правления общины М. Гимейн, И. Александр, М. Сундаков, Х. Готгильф и многие десятки великолукских евреев. Министр отклонил прошение, хотя и отнес срок выселения Берова, чтобы его дети окончили образование, на 15 июня 1914 года.

Начавшаяся Первая мировая война, широкая мобилизация еврейской молодежи, волна беженцев и выселенцев, хлынувшая в Великие Луки с театра военных действий, полностью преобразили жизнь общины. Последним известным нам ее дореволюционным раввином был в 1916 г. И[цхак-Рувим Гиршович] Александр.

В 1917-1919 гг. в городе работал сионистский клуб и школа с преподавание на идише. Лояльность властей к синагоге в 20-е годы стала убывать. Так в 1922 году Комиссией по изъятию церковных ценностей из синагоги были изъяты: серебряная корона, щит и указатель в виде руки, серебряная риза, 3-и серебряных пластинки к ризе.

Члены еврейской общины обратились с просьбой о возврате ценностей в обмен на соответствующее количество серебра, собранного у прихожан. Реакция властей на эту просьбу неизвестна. Известно, что в этот же период еврейской общиной пожертвовано в фонд помощи голодающим 150 млн. руб. Помимо этого община на свои средства содержала около 300 беженцев.

В 1929 г. последовало решение властей о ликвидации молитвенного здания синагоги в г. Великие Луки. Было предписано изъять у еврейской общины каменное здание синагоги и передать его под еврейский клуб, что должно было, по мнению властей, действительно отвечать запросам еврейского населения. Религиозному объединению оставалось деревянное одноэтажное здание бывшей синагоги, а в каменном здании расположился еврейский клуб. Назвали его «Эмес» («Правда»). Известно, что большой популярностью в нём пользовались спектакли драматического кружка, в которых играли Залман Коган, примадонна Эсфирь Шнейдман. В предвоенные годы в Великих Луках работала еврейская школа и еврейский детский сад. Во время Великой Отечественной Войны многие евреи ушли на фронт и пали на полях сражений или умерли от ран и контузий. Те, кто не успел эвакуироваться, скрывались в окрестных деревнях. Оставшиеся в городе евреи были расстреляны. Рядом с Невелем существует место скорбной памяти ў Голубая Дача. Здесь было уничтожено за одну ночь около 2000 евреев.

Имена погибших великолучан-евреев можно найти на страницах Книги Памяти Псковской области, на надгробных плитах Братского и еврейского кладбищ.

В Великих Луках родился один из наиболее известных любавичских хасидов, раввин Михоэль Тетельбойм.

www.feor.ru/info/hi/id90/
berkovich-zametki.com/Nomer10/Chaesh1.htm

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения