История Великих Лук и окрестностей → Забытые страницы истории(Еврейская община Великих Лук )
Великие Луки – один из древнейших городов России. Он расположен на берегах реки Ловать, с 1775 г. – это уездный город Псковской губернии, ныне районный центр Псковской области. Первое упоминание о Луках относится к 1166 году. С 1406 года псковские летописцы именуют город Великими Луками. Истории города посвящено много работ, но еврейскую тему их авторы почти не затрагивали: есть лишь две короткие справки в энциклопедиях
Автор: Анатолий Хаеш
Инженер-механик. Окончил Ленинградский институт Точной Механики и Оптики. Десятки лет работал «в ящике». С 1991 года –- научный сотрудник Петербургского еврейского университета, ныне называемого Петербургский институт иудаики. Область интересов – история русских евреев, генеалогия и история еврейских семей. Соответствующие публикации в России, Израиле, США, Литве. Живет в С.-Петербурге.
Евреи на границе
Вблизи от западной границы России лежит древний город Великие Луки. История этого районного центра с населением в 120 000 человек насчитывает почти столько же лет, сколько и московская: Великие Луки впервые упомянуты в летописи всего на 19 лет позже Москвы -в 1166 году. За свою долгую историю Великие Луки видели представителей разных народов: немцев, литовцев, поляков (в 1580 году король Стефан Баторий потратил несколько месяцев на то, чтобы взять город), шведов, татар. Среди «посетителей» города в конце концов оказались и евреи. Впрочем, причиной их прихода стала не война, многократно приводившая к стенам Великих Лук представителей разных народов, а пожар, около 1865 года уничтоживший большую часть города.
Для того чтобы возродить в городе промышленность и торговлю, император Александр II своим указом слегка раздвинул границу черты оседлости, передвинув ее на несколько десятков километров — так, чтобы дать возможность переселиться в Великие Луки евреям — жителям города Невель, входившего тогда в состав Витебской губернии.
Император не прогадал — Великие Луки смогли достичь процветания, а в городе появилась еврейская община. В 1871 году в городе проживали 158 евреев. В 1897 году их стало уже 699 (почти 8% населения города). Своей максимальной численности еврейское население Великих Лук достигло в 1923 году. Тогда в городе проживало 1800 евреев, что составляло 11% его жителей.
Особо заметно имя Вульфа Ароновича Вязьменского, купца и землевладельца, который умер в 1912 г., оставив типографии, заводы и Дом Трудолюбия, где опустившиеся на дно люди могли найти работу, кров и пропитание. В первых списках евреев города мы находим также фамилии Ягудиных, Шейдиных, Дризовских, чьи потомки живут в Великих Луках и поныне.
Великолукская синагога первоначально располагалась в деревянном доме, принадлежавшем в 1895 г. купцу Шае Беркову Берлину и находившемся на пересечении современных улиц Горной и набережной Лейтенанта Шмидта. Затем, в конце 90-х годов 19 в., было выстроено каменное здание синагоги.
Однако затем еврейское население города, как и его активность, начали сокращаться. Причинами этому были как жесткая политика властей в отношении религиозной общины (в 1929 году у общины было изъято под клуб каменное здание синагоги), так и дошедшая до этих мест волна уничтожения евреев во время Великой Отечественной войны. Все те, кто не успел эвакуироваться или скрыться, были расстреляны нацистами.
Продолжение в след.блоге:
www.mjcc.ru/Religiia/Gazeta_SHofar/Vypysk_101/Evrei_y_granicy/index.html
Автор: Анатолий Хаеш
Инженер-механик. Окончил Ленинградский институт Точной Механики и Оптики. Десятки лет работал «в ящике». С 1991 года –- научный сотрудник Петербургского еврейского университета, ныне называемого Петербургский институт иудаики. Область интересов – история русских евреев, генеалогия и история еврейских семей. Соответствующие публикации в России, Израиле, США, Литве. Живет в С.-Петербурге.
Евреи на границе
Вблизи от западной границы России лежит древний город Великие Луки. История этого районного центра с населением в 120 000 человек насчитывает почти столько же лет, сколько и московская: Великие Луки впервые упомянуты в летописи всего на 19 лет позже Москвы -в 1166 году. За свою долгую историю Великие Луки видели представителей разных народов: немцев, литовцев, поляков (в 1580 году король Стефан Баторий потратил несколько месяцев на то, чтобы взять город), шведов, татар. Среди «посетителей» города в конце концов оказались и евреи. Впрочем, причиной их прихода стала не война, многократно приводившая к стенам Великих Лук представителей разных народов, а пожар, около 1865 года уничтоживший большую часть города.
Для того чтобы возродить в городе промышленность и торговлю, император Александр II своим указом слегка раздвинул границу черты оседлости, передвинув ее на несколько десятков километров — так, чтобы дать возможность переселиться в Великие Луки евреям — жителям города Невель, входившего тогда в состав Витебской губернии.
Император не прогадал — Великие Луки смогли достичь процветания, а в городе появилась еврейская община. В 1871 году в городе проживали 158 евреев. В 1897 году их стало уже 699 (почти 8% населения города). Своей максимальной численности еврейское население Великих Лук достигло в 1923 году. Тогда в городе проживало 1800 евреев, что составляло 11% его жителей.
Особо заметно имя Вульфа Ароновича Вязьменского, купца и землевладельца, который умер в 1912 г., оставив типографии, заводы и Дом Трудолюбия, где опустившиеся на дно люди могли найти работу, кров и пропитание. В первых списках евреев города мы находим также фамилии Ягудиных, Шейдиных, Дризовских, чьи потомки живут в Великих Луках и поныне.
Великолукская синагога первоначально располагалась в деревянном доме, принадлежавшем в 1895 г. купцу Шае Беркову Берлину и находившемся на пересечении современных улиц Горной и набережной Лейтенанта Шмидта. Затем, в конце 90-х годов 19 в., было выстроено каменное здание синагоги.
Однако затем еврейское население города, как и его активность, начали сокращаться. Причинами этому были как жесткая политика властей в отношении религиозной общины (в 1929 году у общины было изъято под клуб каменное здание синагоги), так и дошедшая до этих мест волна уничтожения евреев во время Великой Отечественной войны. Все те, кто не успел эвакуироваться или скрыться, были расстреляны нацистами.
Продолжение в след.блоге:
www.mjcc.ru/Religiia/Gazeta_SHofar/Vypysk_101/Evrei_y_granicy/index.html
- 0
- micha_e
- 30 мая 2011, 12:49
Комментарии (0)
rss свернуть / развернуть