↑ 

История Великих Лук и окрестностейКак город восстанавливали

От войны к миру. От оккупации к свободной жизни. Наши в городе — радость! А таким ли безоблачным и счастливым был 1943?
Город восстанавливается, город дает стране и фронту так необходимое и проч. и проч.
Впрочем, что мои слова по сравнению со словами людей, могущих опереться не просто на факты, а на документы. Всё ж таки краеведческое общество у нас в городе есть, исследования проводятся, работы пишутся, заседания проходят и книги печатаются.
Под катом статья из сборника материалов краеведческих чтений 1995 года.
Статья сотрудницы нашего музея Антоновой Л. В. (не знаю, работает ли она ещё там, всё-таки 15 лет прошло).
Мне она показалась интересной, думаю, что и вы оцените.
Когда читала, вспомнилось, что в военной кинохронике прямо на улице играли на пианино. Где нынче этот инструмент? Вдруг жив ещё?
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Антонова Л. В., науч. сотрудник великолукского краеведческого музея


Материалы периода послевоенного восстановления Великих Лук, хранящиеся в Великолукском филиале государственного архива Псковской области, полностью не изучены, они хранят много неизвестного и интересного.
15 января 1943 года еще идут бои за город, а первый послевоенный председатель Великолукского городского Совета Арбузов Тимофей Иванович от руки, на листах канцелярской книги пишет докладные записки командующему 3-й Ударной армии генерал-майору Галицкому и председателю Калининского исполкома облсовета Старатожскому Александру Ивановичу: «При оккупации Великих Лук немецкими войсками в городе находились запасы соли и ржи, которые принадлежали Межрайторгу, Маслопрому, Заготзерну и другим организациям. Соль и рожь находились в складах на улицах Ботвина, Октябрьской, Рябиковской и на площади Ленина. Трофейные части Красной Армии, производя сбор трофейного имущества в городе, забрали и рожь, и соль. Комендант города категорически отказался возвратить эти продукты, мотивируя тем, что они зачислены в трофейное имущество по распоряжению командования 3-й Ударной армии. В период оккупации немецкие войска в город эти продукты не завозили и поэтому они должны быть переданы городским организациям и использованы для гражданского населения, которое не получало соли уже свыше трех недель».
Три недели назад, 28 декабря 1942 года население получило по 300 граммов ржи на человека в день. Соли: было роздано всего 100 килограммов, по 200 граммов на семью. Кондитерские изделия и сахар для детей не выдавались.
16 марта 1943 года начальник продовольственного отдела 3-й Ударной армии полковник Желехонов дает ответ:
«О том, что на территории, оккупированной противником и занятого им города Великие Луки, с конца августа месяца 1941 года хранились продукты, принадлежавшие советским организациям, войска сведений не имели. Поэтому соль, рожь и овощи приняты, оприходованы как трофеи и израсходованы на плановые нужды».
17 января 1943 года город полностью освобожден. Разрушения городу причинены огромные. Ежедневно, помимо воздушных налетов, город продолжает подвергаться минометно-артиллерийскому обстрелу.
Городские организации, в том числе горком ВКП(о) и исполком горсовета, находятся в городе. Для работы с населением, расселенным по деревням, оставлены один секретарь горкома партии и несколько работников исполкома горсовета, которые находятся в деревне Веретье. В освобожденный город возвращаются великолучане. Это в основном женщины, дети и старики. Именно женщины и подростки приступают к очистке города. Выполняют эту работу 800 человек вручную, с применением саночек. Область ничем помочь городу не могла. Большая ее территория была оккупирована, шли бои. Единственно, чем она могла помочь, по воспоминаниям Арбузова Т. И., как выделить молодых бычков для использования как тяговой силы.
4 февраля 1943 года Великолукский горисполком составил план восстановительных работ важнейших для города объектов с примерными затратами при условии отсутствия дальнейших повреждений объектов военными действиями. Кроме того, деньги требовались на финансирование больничной сети, развернутой для эвакуированного населения, на патронажные работы и содержание бюджетных учреждений. Итого 700 тыс. рублей. С 20 января по 1 марта 1943 года в городе работают 1128 рабочих и служащих (не включая работников горкома партии, ВЛКСМ, горисполкома, НКВД и милиции).
3 марта 1943 года в докладной записке командующему 3-й Ударной армией представлен полный отчет о проделанной работе по восстановлению городского хозяйства и численности рабочих и служащих, занятых на объектах. На 3 марта 1943 года выполнены следующие работы:
1. Убрано и захоронено свыше 3.500 трупов.
2. Очищены центральные улицы для обеспечения бесперебойного движения военного транспорта.
3. Восстановлена и пущена первая очередь городской электростанции. Обеспечены светом свыше 200 точек (в основном, военные учреждения). Смонтирована установка для зарядки аккумуляторов воинских автомашин,
4. Смонтировано 2 телефонные станции: междугородная на 30 номеров и городская на 20; подстанция на 8 номеров. Установлено 33 абонеметных точки, из них для воинских частей — 21.
5. Отремонтирована городская баня с пропускной способностью 60 чел. в час, с дезокамерой и прачечной, но пуск ее задержан из-за подачи воды в котлы.
6. Отремонтирована водонасосная станция. Пущена вода в городскую сеть до улицы Пушкина.
Исправляется главная магистраль до городской бани
7. Открыта пекарня. 70% выпечки передается воинским частям. Организовано 4 столовых.
8. Отремонтировано свыше 50 домов (для учреждений, под общежития и для воинских частей).
Восстановлен мост через реку Лазавица.
29 марта 1943 года согласно приказа № 00101 войскам 3-й Ударной армии жители города Великие Луки во второй раз эвакуируются. Из города в основном уезжают старики и дети. Жителям, занятым на работах выдаются соответствующие удостоверения. Город находился на военном положении до осени 1943 года.
12 февраля 1943 года председатель горисполкома Арбузов и секретарь ГК ВКП(б) Щербаков направляют письма члену военного Совета Калининского фронта Леонову и военному коменданту города Великие Луки со следующим содержанием:
«Несмотря на наши неоднократные обращения к Вам о принятии мер к прекращению растаскивания на топливо государственных и частных строений отдельными воинскими частями и военными, а также имущества государственных учреждений и частных лиц — эти факты не только не прекращаются, а, наоборот, увеличиваются. Так, 9 февраля нами лично установлено: командиром ППС было дано указание бойцам собирать имущество по домам (стулья, столы и т. д.). Вновь прибывший строительный батальон разбирает строения на топливо и т. д. Эти случаи в городе стали массовыми. Имеются факты занятия воинскими частями помещений без согласования с горисполкомом (магазин № 5 по улице Энгельса, дом 23). В городе намечаются работы по восстановлению зданий, поэтому занимать их без согласования нельзя».
В августе 1943 года направляются докладные записки командующему Калининским фронтом генерал-полковнику Еремину, секретарю Калининского обкома ВКП(б) Бойцову и председателю исполкома Калининского облсовета Староторжскому:
«До занятия Великих Лук оккупантами в городе имелось 3391 домостроение, а сохранилось после освобождения разрушенных домов, пригодных к восстановлению, 668, из них жилых домов — 400. С января по апрель месяцы городскими организациями произведен поддерживающий восстановлению ремонт в 280 домостроениях. Несмотря на совершенно незначительное количество сохранившихся домостроений после освобождения города, воинскими частями 3-й Ударной армии производится разборка уже восстановленных и отремонтированных домов. С января по май месяцы воинскими частями было разобрано свыше 50-ти домов. Исполком горсовета неоднократно обращал внимание коменданта города Сучкова на необходимость прекращения разборки домостроений.
В июне и июле 1943 г. 827 гаубичным артиллерийским полком разобрано 12 домов по разрешению заместителей коменданта города Павлова и Мамутина. Все дома были отремонтированы и пригодны для жилья. За этот же период 145-й стрелковой бригадой по разрешению зам. коменданта Мамутина разобрано 11 домов. Воинские части производят частичную разборку лучших зданий города. Со здания техникума народного Комиссариата путей сообщения СССР снята железная крыша. Снимается железо с крыш хорошо сохранившихся жилых домов в поселке Карцево, принадлежавших этой организации. В домах, без учета их состояния, разбираются полы и потолки».
Воинские части, находившиеся на территории города в период его освобождения брали для пользования имущество граждан: постельные принадлежности, музыкальные инструменты, мебель. По мере выезда воинских частей из города это имущество на склад городского финансового отдела не сдавалось. По данным горфо имущества граждан города воинскими частями вывезено на сумму 200 тыс. рублей.
1. 78-я танковая бригада. Майор Кротов самовольно со склада горфо увез пианино стоимостью 4 тыс. рублей.
2. Эвакопункт № 94. Начальник Данилов имел два пианино, диваны мягкие, трюмо, кровати, матрацы.
3. Воинская часть, полевая станция № 16787. Подполковник Штурбин имел кровать никелированную, матрац, перины.
4. Воинская часть, полевая станция № 33435. Дудников имел рояль, зеркало, шкаф, две перины, кровати и другое имущество.
5. 445-й мотострелковый батальон, полевая станция № 21433, имели пианино.
6. Госпиталь № 2, размещающийся с 15 мая в поселке Карцево, принял на временное пользование разное имущество и оборудование от городского отдела НКВП и горфо на сумму 5 тыс. рублей. При выезде из города ничего не сдано. Помощник начальник госпиталя капитан Дубовицкий.
Эти факты являются далеко не полными, так как осмотреть все имущество, имеющееся в расположении воинских частей, в условиях их постоянного передвижения, не представлялась возможным. При эвакуации из города население оставляло свое имущество на месте, гражданскому населению въезд в город был запрещен и разобрать имущество могли только воинские части.
Начальник штаба Управления тыла полковник Летунов при обращении к нему городских властей по данному вопросу сообщил, что многие из воинских частей, за которыми числится имущество, в Армии не значатся, поэтому истребовать взятое не предоставляется возможным.
В связи с тем, что должностные лица комендатуры опровергали изложенные факты, заместитель военного прокурора 3-й Ударной армии подполковник юстиции Капустянский пригласил двух представителей от горисполкома 16 сентября 1943 года в деревню Кавирово (в 1,5 км от деревни Липец). По данному вопросу выезжали зав. городским финотделом Дрызгин и начальник горжилуправления Скорняков.
На этом переписка по данному вопросу прекращена и судить трудно, было ли возвращено имущество и имел ли кто наказание…

… к 1949 году город преобразился: очищен от завалов, мусора, засыпаны воронки от бомб и снарядов, восстановлены головные сооружения водопровода, ряд административных зданий, значительно увеличился жилищный фонд, открыто автобусное движение.
Восстановление города завершилось в основном в 1952 году.

Комментарии (10)

rss свернуть / развернуть
Спасибо.Познавательно.
Вот поди какая проблема была. Лучше б было: взяли город и покатили войска на запад.А у нас еще год был прифронтовым городом.Мирное население на лето 1943г эвакуировали- боялись, значит, наступления.
Эх… Сколько испытаний на то поколение:(
свернуть ветку
Да там вообще, как посмотрю, дела те ещё были. Вроде бы и город восстанавливать надо, и войска кормить-содержать, ещё несколько госпиталей стоит в городе, плюс гражданского населения всего ничего. И все люди. Все есть хотят и в тепле посидеть.
свернуть ветку
Думаю передохнули руководители города когда регулярные части взяли Новосокольники и пошли дальше.
свернуть ветку
Это точно. А ещё легче стало, когда после Победы. хоть немного мужчин, да вернулось в город.
свернуть ветку
Да, тяжкие времена были, предкам не позавидуешь… Интересно, как бы мы сейчас повели себя в таких условиях? Справились бы? :(( Дущой верю, что смогли бы, но разум говорит об обратном… Слабые мы стали в целом, избалованные соблазнами… :( Или я неправ? За себя и моё поколение, выросшее всё же в годы СССР, пусть и немного захватив этот период, я меньше беспокоюсь, а вот сейчас мельчает нонешняя молодёжь… :))) Опять же, может я далёк от сегодняшнего растущего поколения — но ведь я вижу их на улицах, матерящихся на весь двор, распивающих спиртное у всех на глазах, их жадность до материальных благ, причем без взаимной отдачи, разговоры с ними на тему образования, жизненных перспектив — ответы, которые я от них слышу — пугают, на самом деле… :((

Депрессняк у меня, что ли? :)))
свернуть ветку
Очень интересно!!!
свернуть ветку
Со слов очевидцев город отстроили немцы и работали отлично)))
свернуть ветку
да, жил в доме, построенном военнопленными, до 1998 года в доме делался только мелкий ремонт
свернуть ветку
Строили на совесть)))
свернуть ветку
Мои родители работали на стройках по восстановлению города в начале пятидесятых годов. Потом строили молокозавод который в возле стройтельного техникума был. В субботтники сажали деревья в Городском парке где сейчас атракционы. В общем досталось им по полной.! А жить в городе особо и негде было, дома разрушены. Только в шестидесятых годах началось нормальное строительство, хотя бы хрущовок.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения