История Великих Лук и окрестностей → Исчезнувшие мосты Великих Лук. Часть 2
Иногда бывает так, что заброшенными и впоследствии разрушенными оказываются не только здания, но и мосты. Только в отличие от зданий, которые бесследно исчезают, заменяясь новыми, они обычно оставляют след — насыпи, опоры, ведущие в никуда ответвления дорог.
О многих из них уже было подробно рассказано краеведами. Я ещё раз напоминаю о серии «Мосты Великих Лук» за авторством Великолучанки: myvl.ru/blog/local_history/1752.html и myvl.ru/blog/local_history/1755.html и одноимённом разделе на Лукиграде, в котором собрано большое количество информации и отличных фотографий: lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty
Здесь же я остановлюсь на тех мостах, которые просили поподробнее осветить в комментариях к предыдущей части, а также на тех, которые, на мой взгляд, до сих пор остаются практически забытыми, несмотря на нахождение некоторых из них в буквальном смысле у всех на виду. И если в прошлый раз речь шла о путепроводах, расположенных не над реками, то в этот поговорим о мостах на Ловати. А если у Вас есть информация о них, фотографии или вы просто хотите обсудить эту тему — прошу в комментарии. Давайте восстанавливать историю этих интересных местечек вместе!
Итак:
1. Старая плотина.
Исторческое место, о котором уже многое сказано и написано. Здесь lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty/plotiny-velikikh-luk есть достаточно полная и подробная статья, рассказывающая в том числе о строительстве плотины, повторять которую я не буду, но очень рекомендую почитать.
Процесс строительства хорошо виден на этом фото В.А. Волгова 1949 года, а по этому, 1959 года
можно понять её местоположение, практически совпадающее с местом, на котором в начале века был лёгкий мостик-кладки:
Из воспоминаний великолучан можно отметить пару интересных моментов. Во-первых, плотина разбиралась на зиму. Каждую осень её снимали, оставляя лишь заглублённые в дно опоры, а весной, после ледохода, снова возвращали на место. Как известно, практика снятия мостов на зиму существовала в Великих Луках ещё в несколько веков назад, поэтому здесь плотина первопроходцем не была. Также интересно, что снимали и вновь наводили её наёмные работники в основном вручную (по крайней мере, в первые годы). Строилась весной плотина с двух сторон одновременно, и две группы рабочих в конечном итоге встречались на середине.
В наше время никаких следов от неё не осталось. Набережная отделена от реки тяжёлым бетонным ограждением, и выглядит место, где стояла плотина (правый край фото), так:
2. Мостик возле спиртзавода Корвин-Круковских.
Не полностью исчезнувший, скорее, капитально перестроенный. Однако, место интересное и нечасто упоминаемое. Небольшой мостик, который был практически близнецом кладок на месте старой плотины. Отлично виден на фото В.А. Волгова 1937 года из Великолукского отделения ГАПО:
Попал он и на предвоенную аэрофотосъёмку:
Кстати, если сравнить АФС с современными гугл-картами, можно заметить, что мостик шёл по траектории, несколько отличающейся от нынешней (если что, на АФС север там, куда указывает торчащая из-за нижнего края кадра стрелка, а не строго вверху). Нарисовав его на карте, получится примерно так:
Старый мостик, судя по отсутствию на аэрофотосъёмке 1943 года, погиб во время войны, а в середине XX века на его месте появился новый. В отличие от своего предшественника он металлический, издалека похож на миниатюрную копию Богдановского или Касьяновского железнодорожных мостов, однако вместо рельсов по нему кроме пешеходного настила протянуты трубы теплотрассы.
3. Понтонный мост на Дятлинку.
Ещё одно место, на котором сменилось несколько мостов, — река Дятловка, она же Дятлинка, она же ныне — левый рукав Ловати. Первый — Волоцкий — находился у северной оконечности острова Дятлинка. О нём и его судьбе подробно написано на Лукиграде, в этой статье: lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty/mosty-ostrova-dyatlinka
Очень хорошо его можно разглядеть на дореволюционной открытке, уже не раз приведённой на myvl ранее.
После того, как город был восстановлен, через Ловать были перекинуты новые мосты. До 1970-х годов от крепости к Дятлинке, примерно там же, где проходит нынешний подвесной мост, можно было перебраться по небольшим деревянным кладкам, напоминающим довоенные мостики, о которых я писал выше. В 70-е же появился понтонный мост.
Это фото С. Бессмертного 1987 года, на котором он виден во всей красе. Состоял мост из заваренных с обеих сторон стальных труб большого диаметра, на которые было положено полотно для пешеходов. На зиму, как и старая плотина, убирался, стационарными были только бетонные входы, в которым он крепился. Собственно, только они и остались на данный момент. Точнее, один из них: площадка со стороны Дятлинки не так давно исчезла.
Так выглядят крепления моста вблизи:
В 1996 году был открыт современный подвесной мост, который сразу стал одной из достопримечательностей города.
4. Мост на остров Дятлинка со стороны бывшего пивзавода Эльстинга.
Появился этот мост ещё до войны и представлял собой всё те же кладки с перилами по одной стороне, стоящие на спаренных деревянных сваях. К началу 1940-х годов был, видимо, разобран, так как на аэрофотосъёмку 1941 года не попал. После освобождения города спуск на Дятлинку от перекрёстка улиц Пушкина и Первомайской продолжают широким автомобильным мостом, бывшим изначально деревянным. В таком виде он попал в 1954 году на одну из фотографий П.Г. Бычкова:
Уже в 1960-е годы его заменил всем нам известный железобетонный мост. А ещё в этой истории интересно то, что самый первый мостик-кладки исчез не полностью. Два года назад, когда Ловать была спущена, мне на глаза попались торчащие из дна остатки деревянных спаренных свай.
Выходит, что современный мост проходит чуть севернее своего довоенного предшественника.
Вот такая получилась подборка. Если знаете ещё какие-нибудь не упомянутые здесь утраченные мосты нашего города — смело дополняйте в комментах, если есть фотографии или интересные факты об упомянутых — опять же, буду очень рад!
О многих из них уже было подробно рассказано краеведами. Я ещё раз напоминаю о серии «Мосты Великих Лук» за авторством Великолучанки: myvl.ru/blog/local_history/1752.html и myvl.ru/blog/local_history/1755.html и одноимённом разделе на Лукиграде, в котором собрано большое количество информации и отличных фотографий: lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty
Здесь же я остановлюсь на тех мостах, которые просили поподробнее осветить в комментариях к предыдущей части, а также на тех, которые, на мой взгляд, до сих пор остаются практически забытыми, несмотря на нахождение некоторых из них в буквальном смысле у всех на виду. И если в прошлый раз речь шла о путепроводах, расположенных не над реками, то в этот поговорим о мостах на Ловати. А если у Вас есть информация о них, фотографии или вы просто хотите обсудить эту тему — прошу в комментарии. Давайте восстанавливать историю этих интересных местечек вместе!
Итак:
1. Старая плотина.
Исторческое место, о котором уже многое сказано и написано. Здесь lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty/plotiny-velikikh-luk есть достаточно полная и подробная статья, рассказывающая в том числе о строительстве плотины, повторять которую я не буду, но очень рекомендую почитать.
Процесс строительства хорошо виден на этом фото В.А. Волгова 1949 года, а по этому, 1959 года
можно понять её местоположение, практически совпадающее с местом, на котором в начале века был лёгкий мостик-кладки:
Из воспоминаний великолучан можно отметить пару интересных моментов. Во-первых, плотина разбиралась на зиму. Каждую осень её снимали, оставляя лишь заглублённые в дно опоры, а весной, после ледохода, снова возвращали на место. Как известно, практика снятия мостов на зиму существовала в Великих Луках ещё в несколько веков назад, поэтому здесь плотина первопроходцем не была. Также интересно, что снимали и вновь наводили её наёмные работники в основном вручную (по крайней мере, в первые годы). Строилась весной плотина с двух сторон одновременно, и две группы рабочих в конечном итоге встречались на середине.
В наше время никаких следов от неё не осталось. Набережная отделена от реки тяжёлым бетонным ограждением, и выглядит место, где стояла плотина (правый край фото), так:
2. Мостик возле спиртзавода Корвин-Круковских.
Не полностью исчезнувший, скорее, капитально перестроенный. Однако, место интересное и нечасто упоминаемое. Небольшой мостик, который был практически близнецом кладок на месте старой плотины. Отлично виден на фото В.А. Волгова 1937 года из Великолукского отделения ГАПО:
Попал он и на предвоенную аэрофотосъёмку:
Кстати, если сравнить АФС с современными гугл-картами, можно заметить, что мостик шёл по траектории, несколько отличающейся от нынешней (если что, на АФС север там, куда указывает торчащая из-за нижнего края кадра стрелка, а не строго вверху). Нарисовав его на карте, получится примерно так:
Старый мостик, судя по отсутствию на аэрофотосъёмке 1943 года, погиб во время войны, а в середине XX века на его месте появился новый. В отличие от своего предшественника он металлический, издалека похож на миниатюрную копию Богдановского или Касьяновского железнодорожных мостов, однако вместо рельсов по нему кроме пешеходного настила протянуты трубы теплотрассы.
3. Понтонный мост на Дятлинку.
Ещё одно место, на котором сменилось несколько мостов, — река Дятловка, она же Дятлинка, она же ныне — левый рукав Ловати. Первый — Волоцкий — находился у северной оконечности острова Дятлинка. О нём и его судьбе подробно написано на Лукиграде, в этой статье: lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty/mosty-ostrova-dyatlinka
Очень хорошо его можно разглядеть на дореволюционной открытке, уже не раз приведённой на myvl ранее.
После того, как город был восстановлен, через Ловать были перекинуты новые мосты. До 1970-х годов от крепости к Дятлинке, примерно там же, где проходит нынешний подвесной мост, можно было перебраться по небольшим деревянным кладкам, напоминающим довоенные мостики, о которых я писал выше. В 70-е же появился понтонный мост.
Это фото С. Бессмертного 1987 года, на котором он виден во всей красе. Состоял мост из заваренных с обеих сторон стальных труб большого диаметра, на которые было положено полотно для пешеходов. На зиму, как и старая плотина, убирался, стационарными были только бетонные входы, в которым он крепился. Собственно, только они и остались на данный момент. Точнее, один из них: площадка со стороны Дятлинки не так давно исчезла.
Так выглядят крепления моста вблизи:
В 1996 году был открыт современный подвесной мост, который сразу стал одной из достопримечательностей города.
4. Мост на остров Дятлинка со стороны бывшего пивзавода Эльстинга.
Появился этот мост ещё до войны и представлял собой всё те же кладки с перилами по одной стороне, стоящие на спаренных деревянных сваях. К началу 1940-х годов был, видимо, разобран, так как на аэрофотосъёмку 1941 года не попал. После освобождения города спуск на Дятлинку от перекрёстка улиц Пушкина и Первомайской продолжают широким автомобильным мостом, бывшим изначально деревянным. В таком виде он попал в 1954 году на одну из фотографий П.Г. Бычкова:
Уже в 1960-е годы его заменил всем нам известный железобетонный мост. А ещё в этой истории интересно то, что самый первый мостик-кладки исчез не полностью. Два года назад, когда Ловать была спущена, мне на глаза попались торчащие из дна остатки деревянных спаренных свай.
Выходит, что современный мост проходит чуть севернее своего довоенного предшественника.
Вот такая получилась подборка. Если знаете ещё какие-нибудь не упомянутые здесь утраченные мосты нашего города — смело дополняйте в комментах, если есть фотографии или интересные факты об упомянутых — опять же, буду очень рад!
- +12
- AgentJester
- 02 января 2019, 16:54
Комментарии (24)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
Скажите пожалуйста, а пляж там был постоянный или просто народный, без каких-либо кабинок и прочих удобств?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Спасибо! Интересная информация и фотография. Он здесь довольно большим выглядит!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Имхо, следует всё же разделять ныне существующий пешеходный мост и старые деревянные кладки. Во-первых, изменилась трасса моста, на что вы сами указали. Во-вторых, сейчас у нас абсолютно другая конструкция, которая не имеет ничего общего с кладками и даже не имеет опор в русле.
свернуть ветку
свернуть ветку
Ещё, мне кажется, стоит упомянуть (хотя бы по формальным причинам, ведь они исчезли)) два изначально временных пешеходных моста. Первый существовал примерно в 1991-1993 годах выше по течению от главного моста на пр. Ленина и был сооружён на время ремонта оного.
Второй это пластиковый мост, сооружённый на время перекрытия движения по плотине в 2011-2012 гг. (точный интервал времени не помню), также выше неё по течению реки. В своё время я не догадался сфотографировать его.
свернуть ветку
Место, как мне кажется, чуть ниже старой плотины, но явно выше новой.
А, это без проблем. В принципе, по временным мостам можно и отдельную третью часть сделать, благо фото второго есть, а первого могу попробовать разыскать=)
Ну и ещё туда к ним парочку добавить можно по теме было-исчезло.
свернуть ветку
Фото места расположения сакцентировано на противоположном берегу, там видно место, где она начиналась. А вот к ближнему — да, уходила за кадр. К сожалению, более подходящего фото под рукой не было.
Разумеется, разделять мосты на Дятлинку стоит, в этом я с Вами согласен, так как переходы это всё же разные. Второй я взял по трём причинам: 1) показать точное местоположение первого; 2) из-за существующей всё же преемственности. Пусть и условной; 3) у него тоже есть исчезнувшая деревянная версия, и есть хорошее её фото, поэтому упомянуть её представлялось весьма целесообразным.
За пост традиционно пожалуйста. Надеюсь, не слишком затянул с обещанным=)
свернуть ветку
Я, если что, имел в виду мосты у пивзавода. Но мне кажется, вы правильно меня поняли и у вас просто опечатка).
свернуть ветку
Аааа, увы, разочарую Вас: я всё-таки плоховато соображаю к вечеру и подумал именно про Дятлинку. Там, ведь, тоже капитально перестроенный мост по несколько изменённой траектории спуска по сравнению с довоенным.
Но по мосту у пивзавода, в принципе, мой ответ-обоснование выше тоже актуален, причём по всем пунктам=)
А ещё я взял его потому, что он интересный и редко упоминается.
свернуть ветку
свернуть ветку
И вроде подвесная дорога была, через Ловать в районе кондитерской фабрики Славянки, во всяком случае я помню остатки рельсы и ролики на них.
свернуть ветку
1й так называемый немецкий.
И второй понтонный мост, что был вдоль моста через Ловать, когда строили новый мост в конце 80х.
свернуть ветку
Что касается немецкого и понтонного — это уже темы для отдельных частей: соответственно, мосты времён войны и восстановления города и временные переправы. Надеюсь, соберу со временем хороший материал по обеим и напишу посты.
свернуть ветку
ok.ru/vluki
lukigrad.ru/index.php/mesta/mosty/most1
свернуть ветку
Браво!
И мост на сваях а не на понтонах вдоль городского моста был?
свернуть ветку