↑ 

История Великих Лук и окрестностейТепловоз "Имени Сопрунова Павла Никифоровича"

Написав неделю назад об именных автобусах, я, разумеется, не смог обойти стороной непосредственное логическое продолжение этой темы — именные локомотивы. Поговорил с заведующим музеем локомотивного депо Геннадием Всеволодовичем Балакиревым и выяснил, что только один тепловоз в депо является таковым. Назван он в честь первого начальника депо Павла Никифоровича Сопрунова

П.Н. Сопрунов. Фото из фондов музея Великолукского локомотивного депо.


Вот краткая историческая справка, которую дал Геннадий Всеволодович об этом замечательном человеке:
На железных дорогах России также появилась традиция присвоения локомотивам имен наиболее выдающихся работников транспорта. В Великолукском локомотивном депо имеется такой «именной» тепловоз – имени П.Н. Сопрунова.
Павел Никифорович Сопрунов – первый начальник паровозного депо. По образованию – инженер, закончил Петербургский политехнический институт, затем с 1900 года проходил практику на Путиловском заводе – крупнейшем металлургическом и машиностроительном предприятии России (ныне – Кировский завод в Санкт-Петербурге). О высокой образованности и компетентности как специалиста свидетельствует тот факт, что в этот период у Павла Никифоровича уже имеются печатные труды по ремонту подвижного состава, им издан «Справочник по ремонту паровозов и вагонов».
С 1903 года работает на железной дороге, помощником начальника участка тяги на станции Новосокольники. С августа 1906 года назначен заведующим Великолукских ремонтных мастерских – так тогда именовалось будущее локомотивное депо. Коллектив предприятия насчитывал 130 человек, Годовой доход от производственной деятельности составлял 66,1 тыс. руб.
Павел Николаевич завершал строительство мастерских. С января 1907 года открылось движение на всем участке Бологое-Полоцкой железной дороге, и с этого времени Сопрунов назначается начальником Великолукского участка тяги, т.е. руководит движением на железной дороге. В должности проработал до декабря 1909 года. Таким образом, «великолукский» период жизни П.Н. Сопрунова составил 3,5 года.
Дальнейшая служба Сопрунова на железной дороге продолжалась в Петербурге-Ленинграде, в т.ч. и преподавание в институте инженеров железнодорожного транспорта. Скончался в 1942 году в блокадном Ленинграде.

24 февраля 2012 года, в рамках подготовки к празднованию 175-летия Российских железных дорог вышло распоряжение ОАО «РЖД» №386р «О присвоении локомотивам имён легендарных руководителей железнодорожных предприятий», в котором первым пунктом значится:
«Присвоить тепловозу серии ТЭП70 №352 Октябрьской дирекции тяги приписки эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки имени Сопрунова Павла Никифоровича».

Тепловоз «Имени Сопрунова Павла Никифоровича». Фото из фондов музея Великолукского локомотивного депо.

Комментарии (4)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • pain
  • 07 октября 2018, 20:43
  • #
  • 0
эти буквы отвалились через неделю где-то)) не долго он таким отъездил))
свернуть ветку
Однако, по моим сведениям, сейчас снова с ними. Только ездит по Северной железной дороге=)
свернуть ветку
Гражданин! Выдайте материал на ЛГ! В «Копилку краеведа» очень хорошо «ляжет». Пожалуйста :-)
свернуть ветку
С огромным удовольствием!=)
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения