↑ 

История Великих Лук и окрестностейРепертуар Великолукского драмтеатра рубежа 50-х - 60-х. Часть 2: 1962-1964 гг.

Вторая часть обзора театрального репертуара по программкам, хранящимся в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина. Если пропустили первую — вот ссылка: myvl.ru/blog/local_history/15967.html
Итак, приступим!

1962 год:

7. Женитьба Бальзаминова

Режиссёр: Н.В. Зорин
Художник: В.М. Куломзин
«Картины из Московской жизни» по знаменитому произведению А. Островского о романтике Мишеньке Бальзаминове, который при активной помощи маменьки пытается жениться. В своё время это произведение получило высшую оценку от Ф.М. Достоевского и других видных литераторов, как современников Островского, так и представителей последующих поколений.
Как видно на обратной стороне программки, в репертуар после спектакля «Один год», завершившего наш обзор за 1961г. добавились лишь два наименования: «Красные дьяволята» В. Иванцова и Ф. Комова и «Старые знакомые» А. Островского.

8. Люди, которых я видел

Режиссёр: А.И. Мозгунов
Художник: Д.М. Давыдов
Ассистент по шумовому оформлению: В.С. Кузнецов
Художественный руководитель постановки: Б.А. Свистунов
Героическая драма в трёх действиях за авторством С. Смирнова по одноимённой пьесе 1958 года. Повествует о военных временах и перипетиях судьбы Андрея Громова, солдата из штрафной роты, попавшего туда за пьянство после ухода жены. После ранения он попадает в плен, но бежит, захватив при этом ценные документы нацистов.
Если кому интересна радиоверсия — прошу: yadi.sk/d/KZUzXJySmdAex

1963 год:

9. Третья патетическая

Режиссер: Б.А. Свистунов
Художник: Н.П. Панчук
Пьеса уже не раз упомянутого в предыдущей части лауреата Ленинской премии Николая Погодина, впервые поставленная в 1958 году, рассказывает о Ленине. Точнее, об одном из этапов его жизни. Здесь уместно привести цитату самого автора: «...<в пьесе показана> труднейшая пора в истории советского государства: 1923—1924 годы, нэп, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название — «патетическая».
Кстати, именно за эту пьесу Н. Погодин вместе с МХАТовским исполнителем роли Ленина Б. Смирновым и были удостоены Ленинской премии.
Ссылка на фильм-спектакль 1960 года: www.youtube.com/watch?v=Fntw82FjJCo
Сама программка оформлена несколько необычно по сравнению со всеми, что были до неё: отсутствует название спектакля и репертуар театра, зато на обороте есть множество занятной информации, которая будет освещена следующим номером, так как там она аналогична, но более полна.

10. Правда хорошо, а счастье лучше

Режиссёр: В.К. Обнорский
Художник: И.Ф. Солдатов
И снова комедия А. Островского о богатом московском купеческом семействе Барабошевых. События пьесы трогательно рассказывают о любви, честности и родственных отношениях. Замечательное произведение, которое, если не увидеть/услышать в форме спектакля, то прочесть уж точно обязан каждый любитель русской классической пьесы.
А теперь об информации с оборота, упомянутой в предыдущем номере. К примеру, мы узнаём, что в спектакле задействованы следующие актёры: Г.Я. Дромашко, К.В. Светлова, М.Э. Карлина, А.М. Десятова, О.Н. Чепега, Л.Е. Пронякин, Н.С. Долженков, Н.И. Фризель, Е.И. Изюмова, Г.И. Карлин, В.К. Обнорский, М.В. Малахов, Р.В. Павлова и О.Л. Ларина. Вёл спектакль М.В. Малахов.
Ответственными за постановочную часть были:
Зав. постановочной частью Л.И. Тищенко
Зав. музыкальной частью Ф.В. Морозов
Зав. декоративным цехом И.Г. Прищепа
Машинист сцены Н.С. Розанов
Зав. парикмахерским цехом З.А. Колин
Зав. электроцехом Л.А. Жизневский
Зав. поделочным цехом И.Н. Мусетов
Зав. костюмерным цехом З.М. Осипова
Зав. реквизиторским цехом А.А. Паулина.
Данные сведения представляются наиболее ценными, так как имена артистов сохраняются на афишах и в народной памяти гораздо чаще, чем имена тружеников театрального закулисья. Здесь же указан и главный режиссёр театра — Б.А. Свистунов.
Ниже — ещё немного занятной информации о расписании и телефонных номерах:
Начало спектаклей: вечерних в 19 часов, дневных в 11 часов. Касса работает с 15 до 20 часов, а в воскресенье и праздничные дни — ещё и с 10 до 12 часов. Справки по телефонам: 72-56 и 80-40. И наконец, цена программки — до 1961 года она была 40 копеек, затем — 4, но теперь, с 1963, цены поднялись, и программка отныне стоит 5 копеек.

1964 год:

11. Чти отца своего…

Режиссёр: Б.А. Свистунов
Художник: С.Г. Болле
Драма новосибирского писателя Виктора Лаврентьева в трёх действиях 1964 года. Оригинальное название пьесы — «Почитай отца своего». Сама пьеса семейно-бытовая, посвящена нравственному воспитанию детей в семье и вопросам морально-этического характера.
Ссылка на аудиоверсию: www.staroeradio.ru/audio/37108
Здесь же, на обороте, снова видим репертуар театра. Так, между «Третьей патетической» и «Правда хорошо, а счастье лучше» мы видим инсценировку В. Токарева по роману Д. Павловой «Совесть», «Гордячка» Т. Яна, «Испанцы» М.Ю. Лермонтова, «Любовь без прописки» В. Константинова и Б. Рацера, «Сады цветут» В. Масса и Н. Куличенко, а также «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского. Также в репертуаре значится «Никто не простит» Л. Рудого.

12. Дама-невидимка

Режиссёр: В.К. Обнорский
Художник: В.М. Куломзин
Композитор: А. Метнер
Балетмейстер: Н.М. Сокольский
Дирижёр: Ф.В. Морозов
Комедия П. Кальдерона, написанная в 1629 году. Повествует о любви, рыцарской чести и запутанных ситуациях, в которые то и другое могут порой привести.
Постановка ГРДТ Республики Мордовия от февраля 2009 года: www.youtube.com/watch?v=nWOA5Dfmuc0

13. Пакет из Африки

Режиссёр: дипломант Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского Сергей Кантур
Художник: И.Г. Прищепа
Музыкальное оформление: Ф. Морозов, А. Школьник, С. Крейчи
Балетмейстер: А. Волкова
Водевиль-шутка Любомира Гарабина со вторым названием «Приключения Пашки Мошина». Никакой информации конкретно об этом спектакле или самом водевиле я найти так и не смог, однако автор является поэтом начала-середины XX века, а перу его принадлежат ещё как минимум несколько сказок-шуток, что даёт определённое представление о направлении его творчества.
Сама же программка выглядит достаточно необычно, однако интересное оформление обуславливает и отрицательную сторону — снижение информативности, ведь на обороте уже ничего не написано. Да и самого оборота, как такового, нет, лист складывался на манер запечатанного письма, создавая определённую атмосферность.

Что хотелось бы сказать, резюмируя эту часть: С.Ф. Кайдан-Дешкин больше не фигурирует в программках, так как период его работы в Великолукском театре в 1962 году был завершён. Однако репертуар продолжает быть свежим и актуальным, состоящим наполовину из русской и зарубежной классики, наполовину — из свежих спектаклей, поставленных впервые не далее пяти лет назад.

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения