↑ 

История Великих Лук и окрестностейЭнергопоезд №57

Доброго времени суток, дамы и господа!
Я продолжаю заниматься биографией почётного гражданина Великих Лук А.К. Логинова, и в процессе исследования встречаю множество интересных моментов, один из которых предлагаю обсудить в этом посте.
В середине сороковых наш город, восстанавливаясь после войны, остро нуждался в электроэнергии. Электростанция, работавшая с января 1943 года, была собрана из найденного после оккупации и приспособленного к работе оборудования, поэтому её мощности было недостаточно. Учитывая это, в 1945 году в Великие Луки был прикомандирован энергопоезд №57, включённый в городскую энергосистему.
Энергопоезда были не редкостью на тот момент. Их производство развивалось ещё в годы войны. Вот цитата из очерка «Передвижные энергопоезда» истории Мосэнерго, дающая общие представления об этом виде энергообъектов:
В 1942 году, когда враг был отброшен от Москвы, важнейшей задачей стало возрождение освобожденной от захватчиков территории. Наладить нормальную производственную и бытовую деятельность в разорённых войной регионах без энергоснабжения невозможно. На начальном этапе значительную роль в проведении реконструкции сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Мосэнерго получило распоряжение о начале работ по проектированию энергопоездов, используя демонтируемое, бывшее в работе оборудование в конце 1942 года.
Инженерами Мосэнерго была разработана уникальная технология по изготовлению энергопоездов. Энергопоезда выполняли функции небольших мобильных электростанций. В качестве парогенераторов использовались паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине монтировались на отдельных железнодорожных платформах, распределительное электрическое устройство со щитом управления и жилые помещения размещались в двух крытых вагонах. Коллектив ПКБ Мосэнерго снимал габариты с силового оборудования, подлежащего демонтажу в Калуге, Ярославле и других городах и проектировал установку оборудования на железнодорожных платформах и в вагонах. Их мощности от 500 до 1 500 кВт на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд.
Каждый поезд запускался в эксплуатацию после двух-четырех недель подготовки – в сравнении со сроком, который мог уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции, экономия времени была колоссальной. Энергии, производимой поездами, было достаточно для освещения восстанавливаемых объектов, откачки воды из затопленных шахт, проведения работ, а также обеспечения бытовых условий для сотрудников. После реконструкции и ввода в эксплуатацию одной электростанции энергопоезд перемещался в другой район
Полный текст очерка с фотографиями находится здесь: www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/17274/

Что касается нашего, 57-го энергопоезда, согласно документам, хранящимся в Великолукском отделении Государственного архива Псковской области, прибыл в город он, как уже было сказано ранее, в 1945 году, принят в ведение электростанции, а в 1946 году вступил в её состав. Начальником поезда на тот момент был товарищ Горянский. В конце 40-х — начале 50-х годов начальником поезда становится В.А. Адикаев, которого к 1957 году на этой должности сменяет И.М. Смирнов. В 1962 году поезд покинул Великие Луки, так как был передан Невельской электростанции.

Интерес представляет также и вопрос о местонахождении поезда. В книге С.Н. Решетова и З.П. Антоновой «Возрождённый из руин» можно прочитать следующее:
С весны 1945 года город получал часть потребляемой электроэнергии от энергопоезда, установленного на железнодорожном узле
Однако из рассказов жителей района улиц Первомайской и Пушкина следует, что поезд стоял непосредственно на территории электростанции, издавая во время работы довольно сильный шум, чем и запомнился. Если это так, то на снимке с гугл-карт примерно показано его местоположение в конце заброшенной ныне ветки, по которой на электростанцию подвозили топливо (красная линия — сама ветка, жёлтая — примерное расположение поезда).


К сожалению, пока неизвестны ни комплектация поезда, ни то, какой паровоз выполнял в нём функцию парогенератора, ни даже количество вагонов. Что ещё печальнее, на данный момент не удалось обнаружить ни одной его фотографии. Музей локомотивного депо и краеведческий музей не располагают сведениями об энергопоезде №57.
Как видите, вопросов касательно него остаётся ещё много, поэтому если у вас есть какие-либо сведения об энергопоезде — поделитесь пожалуйста в комментах. Буду очень признателен за любую информацию!=)

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения