↑ 

История Великих Лук и окрестностейИстория Великолукского драматического театра. Тема №2. Бравый великолукский брандмейстер Владимир Миллион.

Много интересных документов хранят нам архивные фонды. Работая в Великолукском отделении Государственного архива Псковской области нашёл два интересных документа, имеющих отношение к театральной жизни города в начале 20-х годов XX века. Разделяют эти документы всего лишь два месяца.

Ознакомимся с ними.
Первый документ: В отдел Наробраза (Народного образования – В.П.).

Старший Брандмейстер и Рабком Великолуцкой городской коммунальной пожарной команды просит Вас отпускать для сотрудников вышеназванной команды на 40 человек ежедневно по 4 театральных билета в театр дом нар. Просвещения.
Старший Брандмейстер Городской Пожарной команды Миллион,
11 декабря 1920 года.
Из этого документа мы узнаём полное название городской пожарной команды, а также сколько сотрудников в ней числилось на тот момент. Ещё мы увидим на заявлении три печати, используемые огнеборцами в своих официальных документации и переписке.

Полагаем, что великолукский старший брандмейстер вместе с его подчинёнными успешно тушил пожары в Великих Луках и в уезде. Но, в городском театре, он проявил себя не с очень хорошей стороны, о чём свидетельствует второй документ:
Заявление в Уисполком (Уездный Исполнительный Комитет – В.П.)
№7266 от 14 февраля 1921 года.

Под/отдел Искусств в настоящим заявляет Комиссии о некорректном поведении гр-на Миллиона, выражающимся в грубом отношении и к публике об обязательном постановлении о не курении. Так, например, в пятницу 11 сего февраля после концерта гр. Миллион позволил себе стать на стул и на весь зал кричать, что доказывает совершенное непонимание им своих обязанностей при нахождении в театре, а также порядка действия в случае уличения кого либо из зрителей курящим, игнорируя в данном случае администрацию театра, отвечающую за порядок и не действуя с ней в контакте.
Во всяком случае, если кто либо из зрителей, уходя из театра закуривает папиросу, меры к прекращению подобного явления ясно и определённо указаны в обязательном постановлении и нет необходимости становиться на стул или с оркестровой площадки кричать на весь зал, создавая из театра тем самым какой-то базар.
Кроме сего, несмотря на разъяснение, сделанное Административной Комиссией, гр. Миллион продолжает самым безцеремонным образом вторгаться во время спектакля на сцену и в уборные со своими неуместными замечаниями по отношению артистов, создавая у них нервозное настроение, мешающее художественному исполнению ролей.
Такое хозяйничанье на сцене игнорируя режиссёра, создаёт обстановку, при которой немыслима дальнейшая постановка спектаклей, так как артисты во всём подчиняются только своему режиссёру, что неоднократно было указано гр. Миллиону и, надеемся ему также должно быть известно, что он является начальствующим лицом только над товарищами пожарными, но не над Заведующими Под/отделом Искусств и Театральной Секцией и Режиссёрами, которыми они требуют подчиняться со стороны всех лиц, находящихся в непосредственном их распоряжении.
Просим самым категорическим образом, указать гр. Миллиону его обязанности в стенах театра соответствующие занимаемой им должности.

Зав. Под/отделом Искусств Пучков, Зав. Театр-Секцией Флякзбергер.
Пунктуация документов сохранена.

Интересные данные приведены в статье Л.А Фроловой
«Из истории профессиональной пожарной охраны г. Великие Луки (XIX – XX вв.)»
(«Псков», №43, 2015):
«Владимир Александрович Миллион был старшим брандмейстером г. Великие Луки и уезда с совмещением должности пожарного инспектора по Великолукскому уезду согласно удостоверению №1957 от 13 июля 1920 года.
В его подчинении были: 1) городская профессиональная пожарная команда; 2) ППК интендантского городка; 3) ППК на станции Великие Луки М.В.Р.Ж.Д.; 4) добровольная пожарная команда ст. Великие луки Н.Ж.Д.; 5) все добровольные пожарные дружины Великолукского уезда».

Надеемся, что бравый великолукский старший брандмейстер В.А.Миллион сделал правильные выводы и никогда в дальнейшем не буянил во время спектаклей в городских театрах.
  • +12
  • AXA
  • 01 августа 2017, 00:00

Комментарии (7)

rss свернуть / развернуть
Интересные факты вы раскопали).
свернуть ветку
Интересно. Плюс.
А фото печатей будут?
свернуть ветку

Из фондов отделения ГКУ ПО «Государственный архив Псковской области» в г. Великие Луки
Фонд № Р-607, опись №1, дело №277, лист 5

Вы видите здесь ТРИ печати:
квадратный штамп,
круглую РАБКОМА
и штамп брандмейстера…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 03 августа 2017, 09:28
  • #
  • +1


Из фондов отделения ГКУ ПО «Государственный архив Псковской области» в г. Великие Луки
Фонд № Р-607, опись №1, дело №277, лист 5

Внизу квадратного штампа указан
телефон Пожарной Команды: телефон №10
свернуть ветку
Спасибо!
свернуть ветку
Рад дар!
(палиндром)

Да, сделал ещё несколько интересных находок
из этого маленького документа.
С удовольствием делюсь с вами, Светлана,
и всем читателям, надеюсь, будет интересно будет:

1. Штамп брандмейстера:
Брандмейстейр Городской Пожарной Команды
Товарищу Миллиону этого оказалось мало(!)
и он делает приписку от руки: Старший

2. И ещё обратил внимание на такой факт:
время было революционное, КРАСНОЕ:
Красная Армия, Красные революционные шаровары, Кровь и Красных, и белых
(шла Гражданская война).
Руководители всяких Комитетов, Отделов, Подотделов особым шиком, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО,
считали поставить подпись КРАСНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ!
РЕВОЛЮЦИОННЫМИ!
Это мы ЯРКО видим на данном документе!
И поверьте — не только на нём одном…
свернуть ветку
У Вас интересные выводы, но кое-с-чем я бы немного поспорил.

Товарищу Миллиону этого оказалось мало(!)

Вообще-то, дело не совсем в этом. Как известно, по иерархии пожарных начала XX века все брандмейстеры — начальники пожарных команд — подчинялись брандмайору, фактически — начальнику пожарной охраны города. Так вот, среди брандмейстеров тоже был старший, как и в любой рабочей группе. Староста, если угодно. Вряд ли в РСФСР того времени выпускали специальные штемпели со словом «старший», вероятнее всего они были унифицированы, потому тот, кто имел такое звание, не мудрствуя лукаво дописывал недостающее от руки. Так, кстати, весь советский период делали в разных организациях, да и теперь тоже — хотя и реже.

Про красные чернила интересная мысль. Хотя, признаться, не так часто видел их на документах — в основном синие или фиолетовые, как в тексте, так и в подписях. Но тут, разумеется, играло роль само наличие чернил того или иного цвета.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения