↑ 

История Великих Лук и окрестностейCудебный процесс над «обновителями икон»


Cудебный процесс над «обновителями икон». Подсудимые под стражей
Взято отсюда russiainphoto.ru
Дата съемки: январь 1924
Источник — Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Место съёмки — Великие Луки

«Начало 1920-х годов изобиловало случаями явлений и обновлений икон. Особенно массовый характер чудесные обновления приняли в пределах Петроградской и Псковской губернии.
На Псковской земле первое чудо произошло при следующих обстоятельствах. 8 июня 1924 г., в воскресенье, в д. Варварино Краснопрудской волости Псковского уезда 19-летний церковный певчий Андрей Семенов остался дома один. Его домочадцы ушли в церковь. Андрей стоял у божницы и молился. Вдруг старая темная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы просветлела, засияла и обновилась. Вскоре от иконы начались исцеления. Наибольшее количество икон обновилось в Краснопрудской волости. В Прудском приходе пять икон сразу обновилось у Акилины Ларионовой, две – у Сергея Афанасьева, три – у Василия Кондратьева, по одной иконе – у Марии Морозовой, Татьяны Антоновой. Ежедневно в десятках изб обновлялись все новые и новые иконы. Это явление перекидывалось из уезда в уезд. В течение двух дней, 12 и 13 июля, массовые обновления икон произошли в деревне Плоская Лука: у Ивана Нефедова, Петра Александрова, Дмитрия Ефимова и других – по одной иконе, а у Анастасии Романовой – десять. Сразу пять икон обновилось у Ивана Иудина из деревни Лыткино. В деревне Подоклинье у коммуниста Ивана Татаринова в его отсутствие обновилась икона, которую его жена хранила тайно, несмотря ни на какие его уговоры и угрозы. Иван Татаринов был предан суду.
Обновления происходили в домах как верующих, так и неверующих, но преимущественно в домах людей благочестивых и так называемых кулаков. Крестьяне, несмотря на горячую пору, бросали страду, спешили увидеть все своими глазами, поклониться святыням.
Уже в сентябре 1924 г. было открыто следствие по делу об обновлениях икон, и назначена специальная экспертная комиссия. В ее задачу входило произвести экспертизу обновленных икон для установления характера обновлений.
Комиссия состояла из заведующего художественным музеем гр. Ларионова, настоятеля Алексеевской церкви священника Г. Стягова, председателя 1-й артели ювелиров Долмацкого, представителя органа, ведущего следствие по этому делу, представителя газеты и химика Воано. Впоследствии комиссия по ходатайству суда пополнилась научным сотрудником Ленинградского отделения Центроархива, автором ряда трудов по истории Православной Церкви М.Ф. Паозерским.
Было осмотрено 14 икон. От имени комиссии эксперт Воано высказал предварительное мнение об обновлениях: «Даже при поверхностном осмотре икон бросалась в глаза чрезвычайно грубая и неумелая работа мастеров обновленческих дел: подчистки, царапины, следы протирания, подведение бровей и усов «угодников» чернилами. Не перечисляя всех возможностей, которые заняли бы слишком много места, можем сформулировать: «обновление» заключается в обмывке мылом или иными средствами лица и рук «святых», в удалении сухой плесени, обмывке маслом и т.д.».
Следствие по делу церковников, открытое в сентябре, шло несколько месяцев. Закончилось к концу декабря. Был назначен день суда. Суд решено было провести показательным – для всех. К суду было привлечено обвиняемых 29 человек, свидетелей 32 человека. В декабре 1924 г. в Пскове, в Народном Доме открылся показательный процесс церковников по поводу массового обновления икон. «Псковский набат» сообщает: «С раннего утра у нардома А. С. Пушкина, где должно слушаться дело об обновлении икон, толпятся подсудимые, свидетели, любопытные. И сцена, и зал нардома преобразились. В оркестре на помосте расселись обвиняемые – их 28 человек, один не явился. В первых рядах партера свидетели. Публика пропускается по билетам. Слева зала на стене у сцены развешены «омоложенные» иконы – разных видов и размеров – всего 31 икона. На одной полотенце. Публика, особенно красноармейцы, внимательно рассматривают «обновившиеся» иконы, щупают их, обмениваются впечатлениями, шутки, смех. В зале мелькают рясы попиков, 2-3 фигуры неизменных посетительниц всех громких процессов…». «…В первом часу открывается судебное заседание. …».
Эксперты докладывают результаты своей работы. Эксперт Долмацкий заявляет, что обновление икон есть дело человеческих рук, выполнено домашними способами. Он приводит конкретные примеры таких обновлений. Эксперт – священник Г. Стягов прибавляет: «Могу заверить, что здесь чудесного обновления нет и следа». Заслушав заключение, суд предлагает экспертизе произвести обновление у всех на глазах. Предъявляются 3 иконы – одна в железной ризе, трудно поддающейся обновлению, вторая – в медной, и третья – старая, без ризы, сильно потемневшая. Экспертная комиссия приступила к обновлению. Ровно через 20 минут зал ахнул – получился необычайный эффект. Две трети сильно потемневшей иконы обработаны. Смыт лак и обработано перекисью водорода. Краски стали гораздо светлее. Не подвергшаяся обработке третья часть иконы осталась темной. На второй – риза очистилась очень хорошо, лик посветлел. Третья икона в железной ризе, как и предполагалось, обновлению не поддалась».
Следствие делает выводы, о которых газета сообщает: «…Массовое обновление икон – подделка, смута, шарлатанство, поповский обман… Шарлатаны попали на скамью подсудимых… Советская власть не постеснялась раскрыть плутовство, не могла пройти мимо эксплуатации невежества. Теперь, когда все надежды, все взоры советской власти направлены на смычку с деревней, она, эта власть, особенно сурово карает тех, кто старается эксплуатировать невежество масс…». «…В час ночи с 28 на 29 декабря, после двенадцатичасового совещания, суд вынес приговор по делу шарлатанов – обновителей икон.
Приговор по делу обновителей. Приговорены:
Лишению свободы на 2 года без строгой изоляции с последующей высылкой из Псковской губернии на 3 года Виктор Ряшенцев (Варлаам, Епископ Псковский и Порховский).
Лишению свободы на 1 год: Иван Городовицкий (священник), Андрей Семенов, Александра Семенова, Никандр Добрянский (священник), Василий Назарецкий (священник) и Степан Иванов (священник) (есть портрет в “Псковском набате”)
Лишению свободы на 6 месяцев: Волков, Григорьев.
Условно на 1 год: Рыжкова, Мария Городовицкая (матушка, жена о. Иоанна).
Лишению свободы на 5 месяцев: Малыгин с зачетом предварительного заключения и, ввиду зачета, от наказания освобожден.
Условно на 1 год: Иоанн Кюппар (священник), Василий Вознесенский (священник).
Условно на 6 месяцев: Антонов, Кондратьев, Афанасьев, Иудина, Александров, Ефимов.
Оправданы: Алексей Назарецкий (диакон), Александр Заклинский (диакон), Михаил Боголюбов (священник), Васильев, Новиков, Нефедов, Морозова, Невдачин».
Так завершился судебный процесс чуда массового обновления икон в Псковской области. Из священнослужителей, проходивших по делу, впоследствии были расстреляны: Иоанн Кюппар, Василий Назарецкий, Александр Заклинский. Епископ Варлаам претерпел долгие мытарства по тюрьмам и лагерям и, как сообщалось выше, скончался в лагере в камере уголовников.

Ичсточник www.proza.ru/2016/03/21/1737
  • +26
  • Login
  • 24 июня 2016, 23:13

Комментарии (4)

rss свернуть / развернуть
Спасибо!

Познавательно.
свернуть ветку
Интересно! Давно в детстве распространялись факты об указе Петра 1 священникам о «плачущих иконах».
Я не против религии, но век атеизма сказался…
свернуть ветку
А я — атеист, но комментировать не могу ибо нет закона о защите неверующих…
свернуть ветку
дошла сюда. посту плюс.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения