↑ 

История Великих Лук и окрестностейИздание книги о родословной Виктора Цоя



В этом году российские корейцы отметили памятную дату — 150-летие добровольного переселения в Россию. Оно началось в 1864 году, во времена царствования Александра II. За это время корейцы стали составной частью российского народа. Составной частью его истории и культуры.
Самый яркий и знаковый пример соединения русской и корейской культуры — это Виктор Цой. В нем соединились Восток и Запад. В его венах текла корейская кровь Цоев и русская кровь Гусевых.
О Цое написано огромное количество книг и статей, снято множество документальных фильмов и телепередач. Но о его происхождении, о его исторических корнях до сих мало что известно.
В течение года я собирал архивные материалы о родословной Виктора Цоя. Они оказались разбросаны по всей стране от Питера до Владивостока. Они также хранятся в Белоруссии и Казахстане. За это время удалось собрать материалы из 10 государственных и 3 частных коллекций родственников Цоя.
В книге будет затронута и история происхождения фамилии Цой, и освоение русского Дальнего Востока, и русско-японская война, и встреча с императором Николаем II, и сталинские депортации, блокадный Ленинград и многое другое.
Надеюсь, книга будет интересна не только поклонникам Цоя, но и всем, кто интересуется родной историей. Некоторое время назад в московском метро висела фраза Фрэнсиса Бэкона: «Любовь к родине начинается с семьи». Это тот самый случай, когда на примере семейной родословной можно изучать историю нашей страны.
Сейчас сбор информации закончен. Написание книги вступает в финальный этап. Ее выход в свет намечен на апрель следующего года. Поддержите ее издание, примите участие в создании книги о родословной человека, которого до сих пор помнят и любят.



Каждая корейская фамилия имеет свой пой (клан). Пой Виктора Цоя назывался Вончжу. В Корейской национальной библиотеке г. Сеула сохранилась родовая книга этого клана — «чокпо»


В одном из архивов Дальнего Востока сохранился Посемейный список корейского населения Владивостока за 1913 г. Это пока единственный документ, в котором упоминается прадед Виктора Цоя — Цой Ён Нам



Цой Ён Нам (1893–1917) родился в корейском городе Сонджине, провинция Северный Хамгён, на территории современной КНДР. Переселился в Россию в 1907 году



Дед Виктора Цоя — Цой Сын Дюн (второй ряд, третий справа) в 1937 году вместе со всем корейским населением Дальнего Востока был переселен в Казахстан. В 1941 году он с отличием окончил Кзыл-Ординский педагогический институт



После окончания войны Цой Сын Дюн был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»


Это одна из самых известных фотографий родственников Цоя. Снимок сделан в августе 1975 г. в Кзыл-Орде во время празднования 60-летия («хангаб») — одного из главных корейских семейных праздников — деда Цой Сын Дюна (во втором ряду в центре). 13-летний Витя Цой в верхнем ряду второй слева. Слева от Цой Сын Дюна прабабушка Вити Анна Васильевна Югай



Родственники Цоя по материнской линии Гусевы происходили родом из государственных крестьян д. Исаковщина Городокского уезда Витебской губернии. Несмотря на то, что большей частью населения уезда были белорусы, Гусевы принадлежали к «великороссам», т. е. к русскому населению. В минском архиве сохранился люстрационный акт этой деревни — дело о выкупе крестьянами казенных наделов. В том числе в нем упоминается прапрадед Цоя Алексей Гусев. Кстати, сама деревня сохранилась до сих пор и находится ныне в Великолукском районе Псковской области. Местные власти и жители о своем знаменитом земляке пока не знают


Прадед Цоя Филимон Алексеевич Гусев проходил срочную службу в г. Старая Русса, в 86-м пехотном Вильманстрандском полку, дослужившись до чина подпрапорщика. В 1904—1906 гг. он стал участником русско-японской войны. В Великом Новгороде скоро выйдет в свет книга, посвященная истории этого доблестного полка

Метрика деда Цоя Василия Филимоновича Гусева



Могила деда, бабушки и тети Цоя на Южном кладбище г. Санкт-Петербурга. Захоронение находится в заброшенном состоянии. Судя по всему, после смерти мамы Цоя Валентины Васильевны в 2009 году сюда больше никто не приходил…

planeta.ru/campaigns/10856








Гусевы считались одним из наиболее многочисленных семейств в деревне. Самым давним известным нам предком Виктора Цоя является его прапрадед Алексей Семенович Гусев. У него было, как минимум, пятеро детей. В метриках Исаковщины сохранились сведения о сыновьях Иване (1863 г.р.), Косьме (1864 г.р.), Павле, Филимоне (1880 г.р.) и дочери Пелагее (1870 г.р.). У старшего сына Ивана родилось 15 детей (правда, половина из них умерла еще в младенческом возрасте). У Косьмы и Павла было также по 4 ребенка.
В Национальном историческом архиве Беларуси сохранился люстрационный акт деревни Исаковщина за 1874 год. Документ свидетельствует, что после отмены крепостного права жители ближайших деревень создали Исаковское сельское общество и получили в собственность земельные наделы, которые они должны были выкупать до 1913 года. Сумма выкупных платежей семьи Алексея Гусева составляла 5 рублей 55 копеек ежегодно.
В начале ХХ столетия Исаковщина была одной из самых крупных деревень Стайковской волости. Если в 1874 году здесь проживало 43 мужчины, то в 1903 году деревня насчитывала уже 150 жителей обоего пола. Больше проживало только в деревне Мельны (170 человек).
В 1880 году в Исаковщине родился прадед Виктора Цоя Филимон Алексеевич Гусев. Для своих земляков он был фигурой известной и уважаемой. Он проходил срочную службу в 86-м пехотном Вильманстрандском полку, расквартированном в Старой Руссе, дослужился до чина подпрапорщика, успел побывать на Дальнем Востоке и стать участником русско-японской войны. После ее окончания он получил Георгиевский крест из рук Николая II на императорском смотре в Петергофе. Уволившись со службы, Филимон Гусев вернулся в родную деревню.
После революции Филимон Гусев работал бригадиром в одном из близлежащих колхозов. В 1930-е годы он был арестован и несколько лет находился в заключении. Несмотря на то, что через некоторое время он вернулся домой, его здоровье пошатнулось, и незадолго до войны он умер от туберкулеза.
У Филимона Алексеевича осталось шестеро детей. После смерти главы семейства они покинули родную деревню. Старшая дочь Екатерина перебралась в году Пушкино. Сын Василий (дед Виктора Цоя) отправился пытать счастье в Ленинград, где устроился на работу кузнецом. В северной столице он прожил большую часть своей жизни, пережив, в том числе, и самый страшный период в истории города — блокаду. В 1962 году его старшая дочь Валентина родила сына Витю, которому суждено было стать самым известным представителем и гордостью семейной династии. Другой сын Филимона Алексеевича Сергей уехал в Старую Руссу и работал там шофером. Вдова Филимона Мария Ивановна вместе с дочерьми Валентиной и Клавдией переехала в Невель, где их и застала немецкая оккупация.
Война нанесла родной деревне Гусевых большой урон. Оккупанты с жителями не церемонились. Захвативший Исаковщину отряд финских лыжников расстрелял всех, кто показался им подозрительным. Оставшиеся в живых массово уходили в партизанские отряды. Одной из активных участниц партизанского движения стала дочь Филимона Алексеевича Валентина.
Большие разрушения Исаковщине нанесла проходившая здесь линия Калининского фронта. Позиционные бои велись с переменным успехом в течение года, пока в 1943 году немцев не выбили из деревни бойцы 1195-го полка знаменитой 360-й стрелковой дивизии, освободившей Великие Луки, Невель, Полоцк. Впоследствии она была переименована в 108-ю мотострелковую, принимала участие в войне в Афганистане. Она дала стране девять Героев Советского Союза, в числе которых были генералы Борис Громов и Руслан Аушев.
В этих же местах в октябре 1943 года готовилась Невельская операция. Фронтовое начальство разместило здесь мощные резервы для наступления. Ответственный за операцию, командующий 3-й Ударной Армией Кузьма Галицкий в своих мемуарах вспоминал: «Принятым мною решением предусматривалось сосредоточить на 4-километровом участке на рубеже Жигари (соседняя с Исаковщиной деревня — Прим. авт.), Лоскатухино 21-ю и 46-ю гвардейские, 28-ю и 357-ю стрелковые дивизии, 31-ю и 100-ю стрелковые и 78-ю танковую бригады со средствами усиления. Таким образом, на участок прорыва перебрасывались четыре наиболее боеспособные дивизии из имевшихся шести, две и трех стрелковых бригад, а также все танки и почти вся артиллерия армии». В результате стремительно проведенной операции Красная Армия взяла считавшийся неприступным Невель всего за двое суток.
Многочисленная родня Гусевых тоже понесла потери в военное лихолетье. В 1942 году в немецкой оккупации умерла жена Филимона Гусева Мария Ивановна. В мае 1944-го пропал без вести племянник Филимона Илларион Гусев. В оккупированной Исаковщине погиб его родной брат Александр. Его имя высечено на обелиске, установленном в деревне Жигари, где упомянуты местные жители, принимавшие участие в войне, и похороненные в братской могиле бойцы Красной Армии. Памятный мемориал был сооружен благодаря усилиям ленинградского художника Олега Федоровича Лыча. Каждый год 9 мая здесь собирались односельчане, чтобы почтить память погибших земляков.
Исаковщина и Жигари раньше были отдельными населенными пунктами. Сейчас один плавно переходит в другой. В послевоенный период в Жигарях находилась администрация совхоза «Мир». Совхоз включал в себя близлежащие деревни Стайки, Осокино, Лоскатухино, Борисоглеб, Исаковщину и занимался разведением крупного рогатого скота, овец и птицы. Но прежнего размаха деревня уже не сохранила. В 1970-е годы в Исаковщине проживало всего несколько семей: Сафроновы, Гусевы, Корнатенко, Гвоздевы, Хурновы.
После распада Советского Союза Исаковщина пришла в крайнее запустение. Совхоз прекратил свою деятельность. Коренные жители деревни вздыхают: никто нигде не работает, все разобрано, распродано, разграблено. Не осталось даже указателя с названием деревни. Работает только один фермер, уроженец Северного Кавказа — выращивает телят. В информационные ленты за последнее время Исаковщина попадала дважды: с сообщением об изъятии у 19-летнего жителя четырехсот кустов конопли и об ограблении в деревне тремя молодыми людьми своего знакомого. Прошлое деревни, к сожалению, пока вырисовывается гораздо более четко, чем ее будущее.
Но следы Гусевых в современной Исаковщине не затерялись. Один из немногих неприметных деревянных домов, зеленый, с покосившимся забором, когда-то принадлежал Андрею Ивановичу Гусеву, племяннику Филимона Алексеевича. Он был сыном Ивана Алексеевича Гусева и Виктору Цою приходился троюродным дедом. Он родился в 1895 году, окончил церковно-приходскую школу. У него тоже было шестеро детей: сыновья Иван, Илья и Николай и дочери Александра, Анна и Полина. Их потомки из деревни разъехались. Иногда из Мурманской области сюда приезжает Василий, внук Андрея Ивановича Гусева.
Неподалеку, в соседней деревне Борисоглеб, находится сельское кладбище. Раньше оно называлось Зарецким. Когда-то здесь была каменная часовная Краснобережской церкви, но во время войны она была разрушена. Сейчас на ее месте остался только заросший мхом фундамент. Здесь находится родовое кладбище Гусевых. Могила Филимона Алексеевича Гусева не сохранилась. Но старожилы покажут вам могилы братьев Андрея Ивановича и Александра Ивановича Гусевых. Здесь похоронен ветеран Великой Отечественной войны, поднявший осенью
1944-го в атаку свое отделение на мурманской сопке, Иван Андревич Гусев с женой Марией Яковлевной и дочерью Верой Жигачевой. На могиле Николая Гусева, 15-летнего паренька, подорвавшегося в мирное время на мине, уже нет таблички с именем, остался только безымянный крест.
Потомки витебского крестьянина Алексея Семеновича Гусева расселились по всей стране и сейчас проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Старой Руссе, Невеле, Пскове, Мурман-ске, Краснодаре. Многочисленная родня включает семьи Силиных, Кругловых, Цоев, Кулигиных, Хурновых, Иванкиных, Китковых, Кучиных, Жойдиков, Гречишкиных, Плетневых, Яшкиных, Комаровых, Марченко, Гирчевых, Алырщиковых, Ревковых, Жигачевых, Бобчинцов. И хотя далеко не все они знают друг о друге, в их крови присутствует единый генетический код. Тот самый, который был заложен и в человеке, спевшем «Группу крови».

www.vlpravda.ru/statii/7693-isakovshchina-na-istoricheskoj-rodine-predkov-viktora-tsoya.html

Комментарии (1)

rss свернуть / развернуть
Познавательно, спасибо.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения