↑ 

История Великих Лук и окрестностейКазачья станица Великие Луки и луцкие казаки. Тайны военной истории Великих Лук и великолучан в XVII веке. Часть 2. (краеведческий вечер)

В статье приведены факты, размышления, версии возникшие до и после моего краеведческого вечера «Под знаменем слова «Луцкие», состоявшегося 9 декабря 2014 года в конференц-зале Великолукской центральной городской библиотеки имени М.И. Семевского в День Георгиевских кавалеров и Героев Отечества.

Служилые люди, служилые города…

Русское государство, создавшееся в конце XV в. – в продолжении XVI в., было вынуждено укреплять свои внешние границы, совершенствовать свою военную мощь. Поэтому в этот же период появляются в русском сообществе служилые люди.

Служилые люди делились на служилых «по отечеству» (служба в основном передавалась по наследству – от отца к сыну) и «по прибору» (набирались из представителей податных сословий, лично свободных).

Служилые люди «по отечеству» (бояре, дети боярские, окольничьи, стольники, дворяне, думные дьяки и другие) относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.

Служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи и другие) формировались в ходе военных реформ середины XVI в. и правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства. За службу они получали жалование (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве). Из служилых людей образовывались служилые города, преимущественно на границах государства, в которых эти люди дислоцировались.

Не избежали этой участи и Великие Луки. Когда появились в городе служилые люди, пока не найдены в архивах документы, сказать со 100% уверенностью не представляется возможным. По предположениям историков, краеведов это произошло в конце XV – в XVI веках. Возможно, первые стрельцы появились в городе уже при царствовании Ивана III, а уж при Иване IV точно были. Первое, документально зафиксированное присутствие казаков в Великих Луках, можно отнести к Полоцкому походу Ивана IV Грозного (январь-февраль 1563 г.), когда казаки присутствовали в русском войске. В 1580 г. казаки были в составе войск противника – польского короля Стефана Батория, которые осаждали Великолукскую крепость в августе-сентябре. Во времена Смуты, вначале XVII в., город и Лутцкий уезд неоднократно разоряли различные бандитские формирования, в которых присутствовали и казаки – отряды Андрея Просовецкого, Александра Лисовского, Григория Валуева.
Более 50 лет военных действий практически уничтожили прежние Великие Луки.
Для укрепления границ Московского государства, первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович, направлял служилых людей в пограничные «служилые города», крепости. Также предпринимались меры к возвращению в опустевшие города старых их жителей.

Луцкие казаки, стрельцы, пушкари и их слободы

Новый город стал создаваться на месте старого в1619 году при воеводе Григории Кокореве.

Станица – в XVI—XVII вв. в Русском государстве казачий отряд для защиты засечной черты (границы) находившийся перед ним – «чтобы украинам было бережней».

Если мы почитаем архивные документы, статьи, книги, посмотрим на план средневекового города Великие Луки, то на нём найдём несколько топонимов связанных со словом «казак» — Казачья слобода (Казачьи слободы), Большая Псковская (Казачья) улица, Казачий обод (обвод). Все эти названия появились в 20-х годах XVII в., когда наш город, после губительных разрушений, истребления горожан в годы Ливонской войны и Смутного времени, стал заселяться, новыми жителями. Великие Луки на протяжении практически всей своей многовековой истории имели пограничное, стратегическое значение. Не был исключением из этой череды наш город и в XVII веке – граница с Речью Посполитой проходила совсем рядом с городом.

«Казаки, верстанные в 1619 г. в Великих Луках, служили до этого под Смоленском, в Пскове, Рамышеве остроге, Невле и Торопце.

Грамота в Великие Луки раскрывает некоторые принципы верстания 1619 г. — казаков, «смотря по службе», следовало разделить на три «статьи»: «большая статья — 250 чети, денег из четверти 6 руб., другая статья — 200 чети, денег из четверти 5 руб., третья статья — 150 чети, денег из четверти 5 руб.».
В Великие Луки из Невля в 1619 г. были переведены две станицы атаманов Богдана Порываева и Еремея Саламыкова. Уже в Великих Луках большинство казаков было поверстано поместными и денежными окладами. В списке 1623/24 г. значатся 128 верстанных казаков с окладами от 150 до 400 четвертей. В 1621—1624 гг. 28 из них получили поместья от 28 до 150 четвертей земли, лишь трое — с крестьянами. Остальные казаки продолжали служить за месячный «корм». 150 десятин «подгородной» земли, принадлежавшей казакам с 1619 г., на которые претендовали посадские люди, были в 1627 г. отписаны «на государя» и переданы посаду» (Станиславский А.А.)

Пополнение казаками Великих Лук в этот год было не один раз. Разные авторы указывают на уральских, донских казаков, прибывающих на службу и проживание в город…
  • 0
  • AXA
  • 15 декабря 2014, 21:30

Комментарии (11)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • AXA
  • 15 декабря 2014, 21:30
  • #
  • 0

фото из интернета
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 15 декабря 2014, 21:53
  • #
  • 0
Схема и пояснения к ней из книги историка, великолучанина Юрасова А.В. «Великие Луки в XIII – XVII вв. Историческая топография средневекового города» (Псков, 1996):


свернуть ветку
Подробно о
СТРЕЛЕЦКИХ,
КАЗАЧЬИХ,
ПУШКАРСКОЙ
слободах в Великих Луках можно прочитать
в вышеприведённой книге.

Теперь много цифр:
По данным Юрасова А.В.
«в 1678 г. в Великих Луках на службе числилось510 казаков».
свернуть ветку
По данным Юрасова А.В.
«В 1686 г. в городе проживало 978 служилых «по прибору» людей, в то время как посадских людей было всего155 человек».
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 15 декабря 2014, 22:04
  • #
  • 0
Таким образом, можно предположить, что в Великих Луках в разные годы в XVII в. проживало служилых казаков от 200 до 550 человек, служилых стрельцов – от 100 до 350 человек, пушкарей – от 50 до 70 человек.
Естественно, когда через город проходили, или временно дислоцировались воинские полки, или Великие Луки и Лутцкий уезд выполняли функции сборной, тыловой базы русской армии (1563 г. – Иван VI Грозный), Новгородского разрядного полка (весна 1654 – весна 1655 гг. воевода Василий Шереметев, весна 1661 г. – воевода князь Иван Хованский) количество служилых людей значительно увеличивалось.
Казачьи служилые станицы располагались также в Пскове (от 130 до 400), в Себеже (от 130 до 200), в Опочке (около 70 человек), в Невеле (количество не установлено).
Пока точно не установлено количество городских жителей в Великих Луках в конце XVII века, можно предположить, что оно составляло около 2000 человек, из них около 1000 были служилые люди.
Приведённые выше количественные показатели, учитывающие непосредственно служилых людей, без их родственников, и нуждаются в более тщательной документальной проверке.
Можно предположить, что Великолукская (Лукская) станица казаков была самой многочисленной на Псковской земле в XVII веке. Служилые казаки составляли от 40 до 60 % от всех служилых людей Великих Лук и от 25 до 50 % (вместе со своими родственниками) всех жителей средневекового города (эти данные требуют дополнительного документального подтверждения).
свернуть ветку

фото из интернета
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 15 декабря 2014, 22:15
  • #
  • 0
Воинская служба великолучан в XVII – начале XVIII вв.

Дети боярские и дворяне, городовые служилые казаки составляли основуконного войска.
Городовые стрельцы вместе с другими категориями населения составляли основу пехоты.

В первой половине XVII века части соединения (полки) русской армии имели сотенное устройство. Во главе сотен стоял сотник (атаман, голова), затем стояли пятидесятники и десятники.

«Неправды и задоры» поляков выставлялись одной из причин Смоленской войны 1632-1634 гг. В ней, как всегда, участвовали и великолучане — велено было воеводам «дворян и детей боярских и казаков… лучших людей» послать под Смоленск.
Великолучане участвовали в битве под Невелем (1633 г.), закончившейся победой русских. Невель был взят.

На следующий год лучане отбили поход литовцев под Себеж.

В 1648 г. великолучане оказали помощь Богдану Хмельницкому в сражении под Белой Церковью».

Во время «Брестского похода» Новгородского разрядного полка воеводы князя Семёна Урусова осенью 1655 г. луцкие казаки также играли заметную роль.
Из статьи историка Курбатова О.А. «Для приходу Архангела Михаила…» (журнал «Родина» № 1, 2010, с. 50-53):
«В полку часто вспыхивали конфликты по поводу несогласия городских дворян с решениями воеводы.
В своём противостоянии с новгородскими помещиками Урусов активно опирался на служилых «по прибору» — псковских стрельцов, новгородских и луцких казаков и заонежских драгун. Особенно заметной силой стала «сотня» луцких конных казаков – потомков вольных людей, поселённых на Луках со Смутного времени. Во главе этого мощного отряда в 320 человек воевода поставил своего «держальца», жильца Кузьму Козлова.
22 октября большая часть его армии выступила скорым маршем из Ковны на юг.
Конница новгородского полка, которая воевала по-старому, «без строя, была в этом походе организована в 25 сотен, составленных из 1800 человек дворян и детей боярских и 580 казаков. С которыми могло пойти до тысячи холопов – в основном, людей «со вьюками» («скорый поход» был без обоза). Из них 10 сотен было доверено воеводе передового полка князю Юрию Барятинскому, да луцкие казаки составили ертаул – разведывательный отряд».

А в передовой, разведывательный отряд, полагаю, брали самых храбрых, надёжных и отчаянных воинов.
«В 1657 г. казаки защищали от шведского войска Печерский монастырь. В Отписке воеводы Матвея Шереметева и дьяка Василия Антарского перечислялись 93 псковских казака с казачьим головой Самсоном Тюленевым и 300 лутцких казака с Ермолой Байковым, принявших бой со шведами у стен монастыря» (Соколова Н.В.)

В последующие годы воинская служба служилых великолучан – детей боярских и дворян, казаков проходила в конных полках «нового строя» Новгородского разрядного полка:Гусарском полку (командир с 1662 г. полуполковник Микифор Караулов лучанин(!)), Луцком рейтарском полку (полковника Петра Фрелиха (1661, 1665), В. Лескина (1689),…), который вначале XVIII в., в ходе военных реформ Петра I, был преобразован в драгунский полк.
Первоначально сформирован осенью 1705 г., как драгунский подполковника князя Тимофея Никитича Путятина полк, из числа дворян Пскова, Ржевы Пустой, Ржевы Владимирской, Зубцова, Великих Лук и Торопца, а также казаков.
С октября 1706 г. – Луцкий драгунский полк.
Расформирован 31 августа 1771 г.
Прослужил России 66 лет.

Великолукские служилые стрельцы несли гарнизонную службу в Великолукской крепости и походную службу в солдатских пехотных полках Новгородского разрядного полка, в частности, в Великолуцком солдатском полку Х. Кро (Захарий Крог) в 1689 г., затем в Петровских пехотных полках.

Служили великолучане и в других полках русской армии, например, в полку конной службы полковника Михаила Михайловича Хилинского, который был сформирован в 1701 г. из луцких казаков. Полк нёс гарнизонную службу в Ладоге, в 1702 г. расформирован под Ямбургом.

На рубеже XVII – XVIII веков, великолучане принимали участие в многочисленных войнах XVII века, в «Северной войне» со Швецией (1700 – 1721 гг.), но это уже другая история.

В XVIII – XIX веках в связи отдалением государственных границ от Псковской губернии, городовые казаки постепенно срастались с другими классами местного населения.

1992 году казачество Псковской области возродилось. Казаки объединились в несколько станиц и вошли в разные казачьи структуры.

Интересно, есть ли сейчас в нашем славном городе, в Псковской области, в России представители казачьих династий, корни которых связаны с Великими Луками XVII – XIX веков?
свернуть ветку

фото из интернета
свернуть ветку
Использованная литература:
Юрасов А.В. Великие Луки в XIII – XVII вв. Историческая топография средневекового города. Псков, 1996;
Станиславский А.А. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории, М.: «Мысль», 1990
Курбатов О.А. «Для приходу Архангела Михаила…», ж. «Родина» № 1, 2010, с. 50-53;
Соколова Н.В. «Псковское казачество XVII века», ж. «Псков» №18, 2003, с. 61-70
Материалы из Интернета
свернуть ветку
Что ещё почитать:

Краткая хронология казачества на Псковской земле
kazakipko.ko3.ru/istoriya-239/130-2012-04-12-14-16-19
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 18 декабря 2014, 23:03
  • #
  • 0
СЕгодня 5 лет «Издательству Сергея Маркелова»,
которое стало символом Великих Лук!!!
УРААААААааааааааааааааааааа…
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения