↑ 

История Великих Лук и окрестностейСемь колен из Великих Лук

Мария Исидоровна Ямчук (урожд. Волкова) (1876-1950)

В 1876 году у Волковых первой из 5 детей родилась моя бабушка — Мария. Она была серьёзной и послушной, приветствовала в жизни любой прогресс, много читала, с золотой медалью окончила гимназию в Великих Луках. После гимназии её сверстницы стремились поскорее выйти замуж. Мария решила во что бы то ни стало продолжить учебу. Не исключено, что видя жизнь своей матери, она не хотела повторять её судьбу. При этом она сознавала, что девицы старше 20 лет считались “старыми девами”, а высшее образование и вовсе умаляло достоинства невесты. Чудом сохранившиеся в семье фотографии дают представление о модах и быте представителей среднего класса в провинции Российской Империи в конце 19 века.

Фото №1. Великие Луки. Гимназистка

На фотографии, в полу-профиль снята светлоглазая светловолосая с европейскими чертами девочка-подросток. Она в одноцветном платье из тёмного легкого материала. Покрой сложный, и скорее всего состоит из двух частей. Он выполнен в соответствии со взрослой английской модой. В те времена для подростков не делали специальных покроев, и их одевали как взрослых. Поэтому Мария, которой 14-15 лет, в этом платье выглядит старше своего возраста.
Мягкий воротничок скрывает шею, под ним материал собран на груди, возможно это манишка, поверх которой видны широкие борта, плечи приподняты и подчеркнуты. Главная краса и гордость на этой фотографии толстая коса перекинутая через правое плечо, чёлка в половину лба мелко завита. Портрет выполнен в фотографии Н. Анисимова в Великих Луках в 1892 или 1893 году. Число фото- и пошивочных ателье в российской провинции было велико, что соответствовало наличию большого числа модниц и франтов.


sites.google.com/site/izvelikihluk/vtoroe-koleno/maria-yamcuk

Ольга Тимофеевна Ямчук-Ломакина (1910 — 2009)
Ольга Ямчук родилась 7 мая 1910 года в городе Ржев. Ниже приведены два снимка шестимесячной крепенькой девочки, которую привезли в Великие Луки на показ родственникам. Мастерскую Т. Папроцкого посоветовала тетя Дуся, которая фотографировалась там ранее (см. Евдокия Исидоровна Оловянова).





sites.google.com/site/izvelikihluk/trete-koleno/olga-yamcuk

Пелагея Исидоровна Потылицина



Паше Волковой учёба не давалась. Она закончила 3 класса гимназии, что соответствует 5- 6 классам современной школы и рано вышла замуж. Брак считался удачным. Её избранник, Михаил Иванович Потылицын, был человеком состоятельным. У него в Луках был собственный дом. Потылицыны открыли пошивочную мастерскую, которая вскоре превратилась в модный салон. Дела шли настолько успешо, что заказы на платья и шляпы поступали из Риги и Петербурга. Пелагея Исидоровна обладала хорошим вкусом, следила за новинками европейской моды и сама принимала ответственнные заказы. Она давала разумные советы клиенткам и чёткие указания швеям и белошвейкам. Все швы отделывались безукоризненно чисто. По мере роста заказов увеличивалось число мастериц работаюших в ателье Потылицыных. На фотографии мы видим сидящую на высоком табурете молодую, успешную, одетую по моде начала 20 века предпринимательницу. Фото выполнено в Великих Луках в Cabinet Portrait, где ранее снимался её отец, но фон совсем другой: скала с цветущим кустарником на берегу озера. Суровое выражение лица Пелагеи диссонирует с романтической розой в твёрдой руке. Светлые глаза смотрят прямо в объектив, губы без намёка на улыбку. На завитых и высоко зачёсаных от лица светлых волосах почти парит раскошная шляпа, украшенная большим белым страусиным пером. Она одета в широкую в пол юбку из тёмной шелковистой тафты и очень сложного покроя светлую кофту, которая сочетает в себе разные ткани и методы обработки. Высокий скрывающий шею кружевной воротник часть центральной вставки, по обе стороны которой многочисленные защипы. Длинные рукава к запястью также заканчиваются множеством защипов. Плечи скрыты «крыльями», которые вшиты в защипы на груди и ссужаются от плеча до талии. На цепочке висит большой золотой медальон. Весь наряд свидетельствует о том сколь тщательно готовилась Пелагея Исидоровна к съёмке. Известно, что, имея собственный дом, после революции Паша Потылицына бедствовала меньше своих сестёр. Мастерская продолжала процветать в период НЭПа. Как сложилась их дальнейшая судьба, и точные даты жизни и смерти Михаила Ивановича и Пелагеи Исидоровны мне неизвестны. Из письма бабушки, Марии Исидоровны, знаю, что Пелагея умерла от инсульта. Возможно данные сохранились в великолукском ЗАГСе. Они жили в Луках и скорее всего похоронены на Казанском кладбище. Единственная дочь Потылицыных Лида родилась 30 января 1910 года.

sites.google.com/site/izvelikihluk/vtoroe-koleno/pelagea-potylicina

Михаил Исидорович Волков



На фото (1904 г.??), выполненном всё в том же великолукском Cabinet Portrait, он сидит в кресле в окружении сестёр: Паши, Ани и Дуси. Фотография относится ко времени когда старшая сестра Мария уже учительствовала. Миша в длиннополом сюртуке. Ему лет 18-19. После 5 классов школы (соотвествует 8 классам современной школы) он дальше учиться не захотел. Работал почтовым служащим. Сёстры все в чёрном, как будто в трауре. Известно, что после смерти мужа английской королевы Виктории в 1861 и до её смерти в 1910 году черный цвет был модным (викторианская мода). Лица молодых Волковых выглядят напряженными, они смотрят прямо в объектив, не исключено, что это их первая в жизни фотография.
Младшая Дуся держит в руках закрытую книгу, ей лет 13. Удивительным образом она и Аня, которой лет 16, одеты в одинаковые платья с белыми кружевными воротниками и манжетами. Платья в стиле ампир, крой которого в России называли татьянкой (от моды времён пушкинской Татьяны Лариной). У обеих на открытой шее идентичные бусы и браслеты на левой руке. Маленькое отличие лишь в том, что у Ани на груди виден шнур, который заправлен за повышенную талию, и тем напоминает цепочку. У старшей на этой фотографии Пелагеи тёмное платье иного покроя, на воротнике стойке видна светлая брошь.


sites.google.com/site/izvelikihluk/vtoroe-koleno/mihail-volkov#A3

Евдокия Исидоровна Оловянова


Юная Евдокия Исидоровна в трауре по отцу. На первой фотографии она одета в элегантное черное приталенное пальто с шалевым воротником. На очаровательной девушке огромная высокая черная шляпа украшенная широкой чёрной лентой с едва заметными светлыми точками. Лента спускается ниже бедер по плечу и скрывает Дусину правую руку, в то время как левая рука с согнутыми пальцами опирается на кресло. Шляпа имеет и другие детали, которые трудно описать. Возможно лента свёрнута в жнут и протянута через кольца по центру тулии, распускаясь “водопадом” с правой стороны. С левой стороны на жгуте большое сложное, но лёгкое, украшение напоминающее чёрный цветок лотоса.


На второй фотографии, снятой в тот же день, Дуся без пальто и шляпы. Она стоит как гимназистка, заложив руки за спину, одетая в скромное черное платье с кокеткой по вороту, расшитой бисером, и белым воротником стойкой. Особое внимание привлекают две роскошные толстые светлые косы до пояса, которые лежат по обе стороны плеч. На затылке большой чёрный бант. Я не боюсь повториться: Дуся прелестна.
Можно не сомневаться, что у Евдокии Исидоровны Волковой было много поклонников. Она сделала свой выбор в пятнадцатилетнем возрасте, когда подарила свою фотографию (Великие Луки, Visit Portrait) Шуре Оловянову. На обороте сохранились написанные детским почерком (с использованием ятей, но пренебрежением к знаками препинания) незатейливые стихи:
”Желаю, чтобы жизни тревоги
На душе не лежали как гнёт.
А чтобы шли Ваши юные годы
Без печали тоски и забот”
На память Шуре от Дуси Волковой
1910 г. 27 апреля




На фотографии выполненной в ателье Т. Папроцкого в Великих Луках в 1913 году мы видим Евдокию Исидоровну Оловянову в интерьере того времени. Она сложила ладони, так что левая рука с золотым браслетом касается мочки уха. Локти лежат на бамбуковом столике. Бамбуковые детали характерны для стиля арт деко. Тёмные волосы уложены фистонами как у звёзд немого кино. На ней светлое модное шелковое платье. Шея открыта, видно золотое украшение. Юбка платья у правого колена мягко собрана и заколота брошью, из которой свисают три нити жемчужных бусин. Длина юбки позволяет видеть изящные туфельки с пряжками. Не исключено, что Дусенька в положении. Она само очарование.

sites.google.com/site/izvelikihluk/vtoroe-koleno/evdokia-olovanova
  • +37
  • alekceich
  • 27 октября 2014, 16:33

Комментарии (9)

rss свернуть / развернуть
Здорово, когда вот так можно восстановить историю своей семьи.
свернуть ветку
Замечательные наблюдения.

Фото №1. Великие Луки. Гимназистка.
На фотографии, в полу-профиль снята светлоглазая светловолосая с европейскими чертами девочка-подросток.

Такая взрослая тётя-подросток, и по-моему, покрой платья здесь ни при чём.
свернуть ветку
Спасибо,alekceich.
свернуть ветку
Семья по-настоящему…
Здорово!
Невероятный сайт.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 27 октября 2014, 22:08
  • #
  • 0
Чудненько!!!
свернуть ветку
Хорошие фото!
И главное, что семейные с историей.
свернуть ветку
Спасибо. Действительно здорово, когда история очеловечивается..., стараниями детей и внуков. Это дорогого стоит. Спасибо!
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 04 апреля 2017, 22:04
  • #
  • 0
Потылицины — известное семейство из Великих Лук
свернуть ветку
Хорошо прожить на одном месте и знать своих бабушек и дедушек. О родителях и родственниках по линии отца кое-что знаю, а про родителей своей мамы только с ее слов… И со слов маминой сестры, даже свидетельства о рождении не осталось, все разбомбили и бабушка погибла в 1943.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения