Автопутешествия из Великих Лук → Красная Горка
Напишу, граждане, об очередной поездке за пределы Великих Лук, однако, на мой взгляд, довольно интересной. Военная история особенно притягательна, когда часть её можно потрогать. Потому в этот раз отправимся в Ленинградскую область, «трогать» весьма занимательный объект.
Как туда добраться описывать не стану — в сети полно на этот счёт подробнейшей информации.
Речь, как подсказывает картина выше, пойдёт о форте «Кра́сная Го́рка». Это один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого.Почему именно туда было решено ехать? Листая интернет, наткнулся на информацию по форту, глянул фотографии, и захотелось увидеть всё поближе.
Это одно из тех мест, которое становится тем интереснее, чем глубже заходишь. Многое повреждено временем и людьми, но так же многое и осталось.
Форт входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции, надёжно защищавшей подступы к столице государства от подхода крупных кораблей противника. Нарушить эту систему обороны удалось только британским торпедным катерам, атаковавшим корабли, стоявшие в 1919 году на рейде Кронштадта.
Парковка здесь «стихийная», но её ресурсов для желающих хватает (а основная масса подтягивается ближе ко второй половине дня).
Уже здесь, за деревьями, начинают виднеться явно военные сооружения. Первым нас встречает мемориал.
На гранитных плитах информация об истории этих мест и бойцов, сражавшихся за них в разные времена.
Как сообщает всё тот же интернет — «Строительство под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина было начато в 1909 году одновременно с фортом Ино (Николаевским) и закончено к 1915 году.»
Имя форт своё получил ещё в царские времена в честь деревни, находящейся поблизости. В Первую Мировую участия в боях не принимал. Зато после революции пострелял немало. И сам был обстрелян.
Это не просто холм, а, конечно же, береговое укрепление.
Вот поближе.
Ни что иное как дальномерный павильон и дизельная электростанция.
Побережье здесь обрывистое,
внизу устланное камнями.
Сама природа помогает «обороне».
Но и железа было под стать. В основу проекта положен проект «русского форта» К. И. Величко. Орудийные позиции соединены друг с другом потернами и окружены подземными сооружениями. Своды бетонных сооружений достигали в толщину 183 см и были оборудованы противооткольным покрытием из гофрированного железа и двутавровых балок. Подвоз боеприпасов осуществлялся по железной дороге. С тыла форт был защищен мощным поясом полевых и долговременных укреплений, минным полем, проволочными заграждениями и рвом. Большое внимание при строительстве уделялось маскировке — орудийные позиции были прикрыты поясом железных «кустов», выкрашенных под цвет растительности.
От бывших укреплений и орудий остались вот такие детали.
Сейчас вдоль берега сверху идут вполне пешеходные-прогулочные дороги.
Кое-где виднеются ДОТы.
А если зайти с тыльной стороны, то взору открываются входы в те самые подземные коммуникации.
Некоторые из них более значительны.
Углы обстрела могли позволить вести вполне успешную оборону.
Само собой, найдя вход, как в него не зайти?!
Ну, а где-то пролезал через более узкие проёмы…
Стены местами практически первозданно белые.
Внутри хоть и заброшено всё, но чисто. Имею в первую очередь отсутствие «биологических нечистот».
Здесь видна структура укреплений. Кто-то поработал автогеном.
А это выход для обстрела к поверхности.
Посещать подобные места, разумеется, надо с фонариком, так как свет проходит далеко не везде. Да, на самом деле, вообще света нет, на то они и подземные укрепления.
И сейчас военные постройки впечатляют своим размахом.
А здесь ранее находились 180 мм орудия.
Раньше всё выглядело так.
Или пушки Канэ.
К сожалению, сейчас их нет.
Металл внушает уважение.
Много ресурсов было потрачено для создания. Время изменилось, появились новые технологии и задачи.
В качестве одного из напоминаний об особенностях форта здесь кое-что техническое осталось…
Нет, не VW Amarok, а то, что за ним, конечно.
Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).
Везде можно лазить, трогать и смотреть.
На этих фотографиях именно 305 мм орудие.
Царь-пушка здешних мест.
Рядом с транспортёром есть вот такой объект.
Все загадки развеивает информационный плакат рядом.
А я постараюсь и его сократить до вот такой исторической фотографии.
Пусковая установка для ракеты-самолёта «Каметы» КС-1.
У неё тоже занятная история, но это уже другая тема, которую развивать в этом рассказе не стану.
Если пройти несколько сотен метров дальше, то можно наткнуться на действующую военную базу.
Наверное, враг здесь не пройдёт.
Об том лишний раз напоминают таблички.
Невдалеке есть ещё заброшенная база. Её уже не снимал, так проезжал мимо случайно, да и смотреть там особо нечего (по крайней мере, на первый взгляд).
А вот в «Красную горку» вернуться хочется. Пересмотреть, разглядеть лучше.
В 1918 году в связи с близостью германской армии форт был заминирован. Взрыв был отменен, но заряды не были убраны. 19 августа во время сильной грозы несколько зарядов сдетонировало. На воздух взлетели пороховые погреба трех орудий Канэ и четырех 254-мм орудий. Артиллерийская прислуга погибла, орудия были сильно повреждены, а одно 254-мм орудие уничтожено.
Гуляя по лесу можно наткнуться на подобное.
Огромные бетонные куски массой под многие тонны. Видимо, они и есть памятники тому взрыву.
Кто-то выкопал осколок эха войны.
Здесь точно под землёй очень много железа.
В глубине территории до сих пор стоят бункеры разного порядка.
Взгляд внутрь обязателен.
Входной коридор. И внутренняя часть.
После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовом состоянии, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили. Это помогло сохранить большинство объектов более-менее.
Для изучения «Красной горки» требуется больше времени.
Территория его огромна, и требует дальнейшего изучения.
Надеюсь на дальнейшую встречу с ним.
И только природа знает своё дело — наступает понемногу, и шумит финским заливом.
А мы продолжим изучать историю, и оттирать с неё мхи времени фотографиями, историческими справками и книгами.
Как туда добраться описывать не стану — в сети полно на этот счёт подробнейшей информации.
Речь, как подсказывает картина выше, пойдёт о форте «Кра́сная Го́рка». Это один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого.Почему именно туда было решено ехать? Листая интернет, наткнулся на информацию по форту, глянул фотографии, и захотелось увидеть всё поближе.
Это одно из тех мест, которое становится тем интереснее, чем глубже заходишь. Многое повреждено временем и людьми, но так же многое и осталось.
Форт входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции, надёжно защищавшей подступы к столице государства от подхода крупных кораблей противника. Нарушить эту систему обороны удалось только британским торпедным катерам, атаковавшим корабли, стоявшие в 1919 году на рейде Кронштадта.
Парковка здесь «стихийная», но её ресурсов для желающих хватает (а основная масса подтягивается ближе ко второй половине дня).
Уже здесь, за деревьями, начинают виднеться явно военные сооружения. Первым нас встречает мемориал.
На гранитных плитах информация об истории этих мест и бойцов, сражавшихся за них в разные времена.
Как сообщает всё тот же интернет — «Строительство под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина было начато в 1909 году одновременно с фортом Ино (Николаевским) и закончено к 1915 году.»
Имя форт своё получил ещё в царские времена в честь деревни, находящейся поблизости. В Первую Мировую участия в боях не принимал. Зато после революции пострелял немало. И сам был обстрелян.
Это не просто холм, а, конечно же, береговое укрепление.
Вот поближе.
Ни что иное как дальномерный павильон и дизельная электростанция.
Побережье здесь обрывистое,
внизу устланное камнями.
Сама природа помогает «обороне».
Но и железа было под стать. В основу проекта положен проект «русского форта» К. И. Величко. Орудийные позиции соединены друг с другом потернами и окружены подземными сооружениями. Своды бетонных сооружений достигали в толщину 183 см и были оборудованы противооткольным покрытием из гофрированного железа и двутавровых балок. Подвоз боеприпасов осуществлялся по железной дороге. С тыла форт был защищен мощным поясом полевых и долговременных укреплений, минным полем, проволочными заграждениями и рвом. Большое внимание при строительстве уделялось маскировке — орудийные позиции были прикрыты поясом железных «кустов», выкрашенных под цвет растительности.
От бывших укреплений и орудий остались вот такие детали.
Сейчас вдоль берега сверху идут вполне пешеходные-прогулочные дороги.
Кое-где виднеются ДОТы.
А если зайти с тыльной стороны, то взору открываются входы в те самые подземные коммуникации.
Некоторые из них более значительны.
Углы обстрела могли позволить вести вполне успешную оборону.
Само собой, найдя вход, как в него не зайти?!
Ну, а где-то пролезал через более узкие проёмы…
Стены местами практически первозданно белые.
Внутри хоть и заброшено всё, но чисто. Имею в первую очередь отсутствие «биологических нечистот».
Здесь видна структура укреплений. Кто-то поработал автогеном.
А это выход для обстрела к поверхности.
Посещать подобные места, разумеется, надо с фонариком, так как свет проходит далеко не везде. Да, на самом деле, вообще света нет, на то они и подземные укрепления.
И сейчас военные постройки впечатляют своим размахом.
А здесь ранее находились 180 мм орудия.
Раньше всё выглядело так.
Или пушки Канэ.
К сожалению, сейчас их нет.
Металл внушает уважение.
Много ресурсов было потрачено для создания. Время изменилось, появились новые технологии и задачи.
В качестве одного из напоминаний об особенностях форта здесь кое-что техническое осталось…
Нет, не VW Amarok, а то, что за ним, конечно.
Во время Великой Отечественной войны форт стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).
Везде можно лазить, трогать и смотреть.
На этих фотографиях именно 305 мм орудие.
Царь-пушка здешних мест.
Рядом с транспортёром есть вот такой объект.
Все загадки развеивает информационный плакат рядом.
А я постараюсь и его сократить до вот такой исторической фотографии.
Пусковая установка для ракеты-самолёта «Каметы» КС-1.
У неё тоже занятная история, но это уже другая тема, которую развивать в этом рассказе не стану.
Если пройти несколько сотен метров дальше, то можно наткнуться на действующую военную базу.
Наверное, враг здесь не пройдёт.
Об том лишний раз напоминают таблички.
Невдалеке есть ещё заброшенная база. Её уже не снимал, так проезжал мимо случайно, да и смотреть там особо нечего (по крайней мере, на первый взгляд).
А вот в «Красную горку» вернуться хочется. Пересмотреть, разглядеть лучше.
В 1918 году в связи с близостью германской армии форт был заминирован. Взрыв был отменен, но заряды не были убраны. 19 августа во время сильной грозы несколько зарядов сдетонировало. На воздух взлетели пороховые погреба трех орудий Канэ и четырех 254-мм орудий. Артиллерийская прислуга погибла, орудия были сильно повреждены, а одно 254-мм орудие уничтожено.
Гуляя по лесу можно наткнуться на подобное.
Огромные бетонные куски массой под многие тонны. Видимо, они и есть памятники тому взрыву.
Кто-то выкопал осколок эха войны.
Здесь точно под землёй очень много железа.
В глубине территории до сих пор стоят бункеры разного порядка.
Взгляд внутрь обязателен.
Входной коридор. И внутренняя часть.
После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовом состоянии, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили. Это помогло сохранить большинство объектов более-менее.
Для изучения «Красной горки» требуется больше времени.
Территория его огромна, и требует дальнейшего изучения.
Надеюсь на дальнейшую встречу с ним.
И только природа знает своё дело — наступает понемногу, и шумит финским заливом.
А мы продолжим изучать историю, и оттирать с неё мхи времени фотографиями, историческими справками и книгами.
- +48
- Dima29
- 30 мая 2015, 23:51
Комментарии (2)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку