Блог им. Neomike → К катастрофе SSJ
Очередной копипаст, но тема интересная.

Сейчас когда спасатели ищут тела погибших пассажиров, удивляет только, что место катастрофы определяли (Если это не «утка».) триангуляцией чудом работающих телефонов пассажиров злощастного показательного вылета. А как-же черные ящики? Ведь самолет позиционировался как соответствующий современным нормативам, а значит ящики должны были выдержать даже отвесную гору, тем паче они традиционно в хвостовой части. Почему телефоны выдержали, а ящики — нет?
В этой связи маленький экскурс в историю упомянутого устройства.

Это регистратор A330 авиакомпании Air France, вылетевший из Рио-де-Жанейро в Париж, который потерпел аварию и упал в Атланический океан.
То, что в средствах массовой информации обычно называют «чёрный ящик» или «бортовой самописец», на языке авиаторов называется «система аварийной регистрации параметров полёта», сокращённо — САРПП. Это прибор, точнее система приборов, в которую входит большое количество датчиков, блоков обработки сигналов, накопителей. Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский учёный Дэвид Уоррен.
Так почему «черный»?
Жаргонизм «чёрный ящик» возник из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
На самом деле устройство, спрятанное в кожухе оранжевого цвета и называемое «чёрный ящик», который обычно демонстрируют по телевидению — это лишь часть САРПП — защищённый бортовой накопитель (ЗБН). На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
История создания «Черного Ящика».
В мае 1953 года потерпел крушение первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1». Из-за поломки руля высоты (есть версия, что виною квадратные иллюминаторы) этот самолет в мае 1953 года разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 километрах от индийской Калькутты.

В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о причинах ничего не было известно. Работая в команде проводившей расследование падений, Дэвид подумал о том, что записи переговоров пилота и членов экипажа, а также показания приборов при падении могли бы помочь в установлении причин падения самолётов. В 1957 году Дэвид, при помощи двух своих коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory), создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры в течение четырёх часов.

В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора. Предложенное им устройство сочетало в себе параметрический и голосовой самописцы, и использовало магнитную ленту для записи информации, что позволяло использовать её многократно. Регистратор Уоррена был обёрнут асбестом и упакован в прочный стальной корпус.
В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.
Изобретатель родился в 1925 году в отдаленном уголке северо-восточной Австралии. В 1934 году в авиакатастрофе погиб его отец, и эта трагедия, возможно, придала первый импульс идее изобретателя о создании самописцев. С 1952 по 1983 год Уоррен был ведущим сотрудником оборонной научно-технической организации в Австралии. В 2002 году он стал кавалером высшей награды за гражданские заслуги — Ордена Австралии, которого был удостоен за вклад в обеспечение безопасности мировой авиации.
Бортовой регистратор в Лондонском научном музее.

20.07.2010 Дэвид Уоррен ушел из жизни в возрасте 85 лет.
Он был похоронен в гробу с надписью «Flight Recorder Inventor; Do Not Open»
(«Изобретатель бортового самописца. Не открывать!»)

Устройство прибора принципиально не изменилось с того времени. Он и сейчас представляет собой диктофон в ударопрочном, жаростойком и водонепроницаемом корпусе.
Единственное, что претерпело изменения – типы накопителей информации, раньше это были магнитная пленка или стальная магнитная проволока, сейчас больше используются флеш-накопители.

Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиакеросина (1100°С) в течении не менее 15 минут.

А по современному стандарту 30 минут, ударных перегрузках 3400 g в течение 6 мс, статических перегрузках более 2 т в течение 5 минут, и погружении на глубину 6000 м в течение месяца.
Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Но все используемые в мировой авиации «черные ящики» имеют ряд недостатков. При авиакатастрофе бывает трудно найти бортовые самописцы, к тому же они часто бывают повреждены до такой степени, что восстанавливать запись приходится по отрывкам. Но как бы то ни было, «черные ящики» — пока единственное надежное средство для установления причины падения самолета.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
Кстати одним из производителей регистраторов является компания Curtiss-Wright, да-да, ведущая свою историю от тех самых братьев Райт. Но сейчас выпускает не самолеты, а различную электронику для самолетов — датчики, регистраторы, приводы, вычислительные приборы и т.п.
PS.
Кстати у Авиационных черных ящиков были предшественники аж с середины 19 века — это скоростемеры на локомотивах. Сначала они появились в Англии а потом и в наших пенатах. Первые локомотивные самописцы в Российской империи появились ещё в XIX веке. В 1879 году электромеханик О.И. Графтио совместно с инженером В.Д. Зальманом изобрёл и построил прибор для измерения и записи скорости движения паровоза. Данный прибор (Контрольный самопишущий аппарат Графтио-Зальмана) представлял собой ящик, внутри которого вращался (привод был от осей паровоза) круг, на котором механический самописец фиксировал показание скорости на каждый момент времени.

В дальнейшем, с развитием железных дорог, совершенствовались и скоростемеры (регистраторы). Запись велась уже на бумажную ленту чернилами, фиксировались новые параметры.
Скоростемер «The Mallard» использовавшийся в Великобритании. 1938 год.

источник

Сейчас когда спасатели ищут тела погибших пассажиров, удивляет только, что место катастрофы определяли (Если это не «утка».) триангуляцией чудом работающих телефонов пассажиров злощастного показательного вылета. А как-же черные ящики? Ведь самолет позиционировался как соответствующий современным нормативам, а значит ящики должны были выдержать даже отвесную гору, тем паче они традиционно в хвостовой части. Почему телефоны выдержали, а ящики — нет?
В этой связи маленький экскурс в историю упомянутого устройства.

Это регистратор A330 авиакомпании Air France, вылетевший из Рио-де-Жанейро в Париж, который потерпел аварию и упал в Атланический океан.
То, что в средствах массовой информации обычно называют «чёрный ящик» или «бортовой самописец», на языке авиаторов называется «система аварийной регистрации параметров полёта», сокращённо — САРПП. Это прибор, точнее система приборов, в которую входит большое количество датчиков, блоков обработки сигналов, накопителей. Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский учёный Дэвид Уоррен.
Так почему «черный»?
Жаргонизм «чёрный ящик» возник из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
На самом деле устройство, спрятанное в кожухе оранжевого цвета и называемое «чёрный ящик», который обычно демонстрируют по телевидению — это лишь часть САРПП — защищённый бортовой накопитель (ЗБН). На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
История создания «Черного Ящика».
В мае 1953 года потерпел крушение первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1». Из-за поломки руля высоты (есть версия, что виною квадратные иллюминаторы) этот самолет в мае 1953 года разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 километрах от индийской Калькутты.

В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о причинах ничего не было известно. Работая в команде проводившей расследование падений, Дэвид подумал о том, что записи переговоров пилота и членов экипажа, а также показания приборов при падении могли бы помочь в установлении причин падения самолётов. В 1957 году Дэвид, при помощи двух своих коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory), создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры в течение четырёх часов.

В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора. Предложенное им устройство сочетало в себе параметрический и голосовой самописцы, и использовало магнитную ленту для записи информации, что позволяло использовать её многократно. Регистратор Уоррена был обёрнут асбестом и упакован в прочный стальной корпус.
В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.
Изобретатель родился в 1925 году в отдаленном уголке северо-восточной Австралии. В 1934 году в авиакатастрофе погиб его отец, и эта трагедия, возможно, придала первый импульс идее изобретателя о создании самописцев. С 1952 по 1983 год Уоррен был ведущим сотрудником оборонной научно-технической организации в Австралии. В 2002 году он стал кавалером высшей награды за гражданские заслуги — Ордена Австралии, которого был удостоен за вклад в обеспечение безопасности мировой авиации.
Бортовой регистратор в Лондонском научном музее.

20.07.2010 Дэвид Уоррен ушел из жизни в возрасте 85 лет.
Он был похоронен в гробу с надписью «Flight Recorder Inventor; Do Not Open»
(«Изобретатель бортового самописца. Не открывать!»)

Устройство прибора принципиально не изменилось с того времени. Он и сейчас представляет собой диктофон в ударопрочном, жаростойком и водонепроницаемом корпусе.
Единственное, что претерпело изменения – типы накопителей информации, раньше это были магнитная пленка или стальная магнитная проволока, сейчас больше используются флеш-накопители.

Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиакеросина (1100°С) в течении не менее 15 минут.

А по современному стандарту 30 минут, ударных перегрузках 3400 g в течение 6 мс, статических перегрузках более 2 т в течение 5 минут, и погружении на глубину 6000 м в течение месяца.
Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Но все используемые в мировой авиации «черные ящики» имеют ряд недостатков. При авиакатастрофе бывает трудно найти бортовые самописцы, к тому же они часто бывают повреждены до такой степени, что восстанавливать запись приходится по отрывкам. Но как бы то ни было, «черные ящики» — пока единственное надежное средство для установления причины падения самолета.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
Кстати одним из производителей регистраторов является компания Curtiss-Wright, да-да, ведущая свою историю от тех самых братьев Райт. Но сейчас выпускает не самолеты, а различную электронику для самолетов — датчики, регистраторы, приводы, вычислительные приборы и т.п.
PS.
Кстати у Авиационных черных ящиков были предшественники аж с середины 19 века — это скоростемеры на локомотивах. Сначала они появились в Англии а потом и в наших пенатах. Первые локомотивные самописцы в Российской империи появились ещё в XIX веке. В 1879 году электромеханик О.И. Графтио совместно с инженером В.Д. Зальманом изобрёл и построил прибор для измерения и записи скорости движения паровоза. Данный прибор (Контрольный самопишущий аппарат Графтио-Зальмана) представлял собой ящик, внутри которого вращался (привод был от осей паровоза) круг, на котором механический самописец фиксировал показание скорости на каждый момент времени.

В дальнейшем, с развитием железных дорог, совершенствовались и скоростемеры (регистраторы). Запись велась уже на бумажную ленту чернилами, фиксировались новые параметры.
Скоростемер «The Mallard» использовавшийся в Великобритании. 1938 год.

источник
- +9
- Neomike
- 13 мая 2012, 22:25
Комментарии (11)
rss свернуть / развернутьСамолет искали отталкиваясь от места последнего выхода на связь и времени пропадания с экранов радара. Это расстояние составило 1,4 км.
Кстати, как раз на хвостовую часть и пришелся основной удар.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
подробнее тут
свернуть ветку
Действительно, интересно.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку