↑ 

Блог им. smmedved1563г. "чюдотворново образа пречистые Богородицы Донские "

«Заутра вновь Святейший Патриарх,
В Кремле отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской,Донской,
Воздвижится; а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный,
Мы все пойдем молить царицу вновь,
Да сжалится над сирою Москвою
И на венец благословит Бориса»
А.С. Пушкин

В Русской церкви Донская икона Божией Матери, о которой пойдет ниже речь является одной из самых известных и почитается чудотворной.
При этом — только одна икона, имеющая название Донской иконы Божией Матери, почитается русской православной церковью как чудотворная и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее.
По преданию, она была написана великим иконописцем Феофаном Греком либо одним из мастеров его круга и преподнесена московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

Особенностью данной иконы является то, что она является двусторонней — лицевая часть — Умиление — Богородица с прижавшимся к ней щекой Младенцем Христом и оборотная сторона — Успение Богородицы.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года молился Иван Грозный перед казанским походом, а затем поместил ее в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Почему меня заинтересовала именно эта икона? Дело в том, что она тесно связана с историей нашего города.

В Дополнении к Никоновской летописи описаны события Ливонской войны 1562-1563гг., когда Иван Грозный в Великих Луках собирает, формирует и направляет войска для похода на Полоцк.
Это информация интересна сама по себе, но не является основной темой данного поста; желающие могут скачать и посмотреть здесь (ПСРЛ, т. 13, ч. 2, с. 348-350)

А вот то, что заинтересовало меня:
Во-первых — собор

«А Генваря же въ 10 день, въ неделю, царь и великий князь молебная совершивъ на Лукахъ въ соборной церкви Христова Воскресения
В великолукской историографии существует топоним “Собор Воскресения Христова (1-й Воскресенский собор) (см.здесь), постройка которого была осуществлена на месте ветхого главного собора и завершена в 1692 году, но, как видно из летописи, Воскресенский собор существовал уже в 1563 году. По логике, его надо назвать 0-й Воскресенский собор — обнуленный Воскресенский собор или как?

Во- вторых, конечно — икона.

В описываемый период 1563г. она именовалась как „чюдотворново образа пречистые Богородицы Донские“

»А Генваря же въ 14 день, въ четвергъ, царь и великий князь въ соборной церкви у Воскресения Христова молебная совершивъ и у чюдотворново образа пречистые Богородицы Донские, и у иныхъ чюдотворныхъ образовъ и повеле Варламу епископу Коломенскому съ архимандриты и игумены и со всемъ освященнымъ соборомъ итти со кресты изъ города проводити непобедимую воеводу чюдотворный образ Пречистые въ путное шествие.
И в 1563г, как и 1552 году, перед казанским походом, молился Иван Грозный перед «чюдотворново образа пречистые Богородицы Донские „
А удостовериться в том, что в Списке чудотворных икон Богородицы нет иной Донской Богоматери можно на недавно созданном сайте — российском улучшенном аналоге, а в обозримом будущем — возможно, и замены Википедии — wiki2.org (см.здесь)

Вот такая история получается!
  • +20
  • smmedved
  • 03 ноября 2023, 06:04

Комментарии (2)

rss свернуть / развернуть
Очень, познавательно!!! Это же сколько народа разного у нас тут пребывало!!!
свернуть ветку
Вы ошибаетесь — было гораздо больше!
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения