Блог им. smmedved → 1839 Водружение колокола Троицкой церкви.
Часто бывает так, что в процессе поиска одной, конкретной информации, как бы случайно, попадается нечто захватывающее, не относящееся к предмету поиска, заставляющее изменить первоначальные планы.
Так получилось и у меня при попытке собрать информацию об одном несуществующем великолукском храме, точнее — часовне. Шаг за шагом и вышел на поиск статьи, названную в каталоге "«О поднятии колокола в г. Великие Луки». В связи с тем, что статья имела иное название — просто «Великие Луки» процесс ее нахождения не был очень быстрым, но тем приятнее оказалась находка.
Статья написана в 1838 году, впоследствии известным краеведом Псковской области Иваном Петровичем Бутырским, исследователем опочецкой земли. Он имел на то право, говоря ": «Я сделал, что мог, пусть сделают лучше люди опытнейшие и искуснейшие меня» ": «Вот всё, относящееся к истории города Опочки до XVIII столетия, что я доселе в течении слишком десяти лет мог отыскать, достать, собрать и, с Божиею помощию, привести в некоторый порядок, как материалы для будущего историка Опочки. Ив. Бутырский 28 Ноября 1849 года. С. Ивахново, Опочецкого уезда».
В 1843 г. им было обобщено по своим многочисленным исследованиям, написано и издано в Псковских губернских ведомостях «Историческое и географическое описание города Опочки с уездом». Для сравнения — «Великие Луки и Великолуцкий уезд» были изданы Семевским в 1857 году.
И. Бутырский был учителем, инспектором, смотрителем двух Великолукских духовных училищ (уездного и приходского); приводимая ниже работа, напечатанная в газете «Псковские губернские ведомости» № 15 в 1839 году о Великих Луках, о Троицком соборе, о людях Великих Лук, достойных памяти.
Интересный факт. В том же, 1837г., И. Бутырский публично отказался от авторства опубликованного в столичной газете «Северная Пчела» труда — отрывка из «Описания г. Великих Лук и его уезда в статистическом и медико-топографическом отношениях», ошибочно приписанного ему, но фактически написанного Великолуцким уездным врачом С. В. Чернеевским.(см. здесь и здесь)
(Ссылка на публикацию — в конце ее полного текстового изложения)
«Великие Луки
Марта 16 числа, во втором часу пополудни, после совершения водоосвещения, происходило поднятие на Михайло -Архангельскую (как называемую по причине находящейся под воротами церкви Архангела Михаила) при Троицкой церкви находящуюся колокольню огромного (315 пудов 4 фунта) колокола.
Почти весь берег древний Волоти (река Ловать в древности называлась Волоть — см. Степенную книгу, изданную Ф. Мюллером Москва 1775г. Книгу (неразборчиво) .1 ст.1 Гл 23 стр.97) кипел народом. По окроплении колокола святой водою он не более как на 10 минут, включая какие-нибудь 2-3 минуты остановки для поправки отводных верёвок, благополучно был поднят до места, где ему надлежало проходить в колокольню и выдвинутыми в это время из колокольни бревнами был остановлен без всякой опасности.
Нельзя не подивиться расторопности и сметливость нашего православного Русского народа: не было ни механиков ни мастеров этого дела; только по рассказам одного из привезших колокол извозчика, участвовавшего в поднятии многих колоколов по 1000 и более пудов. Некоторые из великолукских граждан, ревнуя усердием ко Святой церкви, решились поднять этот колокол сами, ими же в Великих Луках сделанными деревянными блоками без помощи Осташковского мастера, просившего за поднятие колокола железными блоками 100руб, и предприятие их увенчалась счастливым успехом.
Особенно в этом деле показали свое усердие, расторопность и искусство — церковный Троицкий староста Великолукский купец А. Грудинин, кузнечный мастер Великолукский мещанин Никита Кохонов, и красильный мастер Великолукский мещанин Сергей Лычков вместе с некоторыми другими великолукскими гражданами, управлявший работами вверху на самой колокольне с изумительною смелостью ходивший и поправлявший что было нужно на маленькой колокольной кровельке, почти похожий на карниз.
После поднятия колокола в Нижнем Христо-Рождественском этаже Троицкой церкви (прим. в Великих Луках три, судя по времени их построения, прекрасной архитектуры двухэтажные церкви: означенная Троицкая, Входоиерусалимская, и Спасопреображенская, на острове Дятлинке (некоторые именуют -Дитлинка или Дятловка),почитаемая за высочайшую из всех градских церквей) совершено было благодарственное Господу Богу молебствие, по окончании которого провозглашено местным дьяконом Светловым многолетие его Императорскому Величеству и Всему Августейшему Императорскому Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященному Нафанаилу, Архиепископу Псковскому и Лифляндскому. Нельзя было без сочувствия слушать, когда после многолетия его возглашения Дьяконом слов «Спаси, Христе Боже!»
Совершавшие богослужение и другие из почётных лиц, бывших в церкви, были приглашены устроившим на собственное свое иждивение этот колокол купцом М.С. Глодовским на обед.
Этот почтенный Великолукский гражданин всегда бывший ревностным в богослужении и украшении храмов божьих- как в городе Великих Луках, так и в других местах (чему примером служит сооруженная им его собственным иждевением каменная ограда около кладбища,приписанной к Воскресенскому Собору Казанской церкви, простирающаяся в окружности до 185 сажен и стоящая ему Г. Глодовскому более 7000 руб, особенно по смерти единственного сына; так сказать всего самого себя посвятил на дела Богоугодные. (Здесь и далее по тексту — Г. Глодовский означает, вероятно — господин Глодовский)
Он для всегдашнего поминовения сына своего за 3 года перед этим, именно апреля 27 дня 1836 года положил из собственного капитала на вечное обращение в пользу великолукских монастырей мужеского Троицко- Сергиеева и девичьего Вознесенского, 1-го Воскресенского собора и церквей Троицкой, Спасо Преображенской, Входоиерусалимской и Успенской Коломенской по 2.000 руб в год; в Санкт-Петербургский опекунский совет Императорского воспитательного дома — что составляет 14000 руб., а на устроение поднятого 16 марта сего года колокола с доставкой из Ярославля Великие Луки, употребив 17 тысяч рублей, за исключением издержек на поднятие этого колокола на Михайло — Архангельскую колокольню и укрепление его Г. Глодовский пожертвовал в пользу церквей одного города Великих Лук более 38000 руб; эти его Г Глодовского беспримерные по городу Великих Лук пожертвования всем великолукским жителем известны; тайные же его в разных местах подаяния и благотворения бедным знает только тот, от которого ни одна лепта от искреннего сердца жертвованная не укроется; и каждая — в своё время вознаградится.
Колокол этот — обыкновенной формы; вылит очень чисто; вверху его кругом отлиты Херувимы, пониже которых кругом вылиты весьма приличные слова «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! Благовестите день от дне, спасение Бога нашего!».
Между этих слов Распятие Спасителя, ниже которого вылито «Усердием прихожанина купца Михаила и Марии Глодовского 1839 года Генваря дня!».
Ниже этой надписи кругом образа 1-й Святая Троица; 2-й по правую сторону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; 3-й Владимирской Божией Матери и 4-й Архистратига Михаила.
Между этими образами вылиты Ангелы и Архангелы. Внизу кругом всего колокола написано: «Вылит колокол в Ярославле; завода содержатель мануфактур — советник, почетный гражданин, 1 гильдии Ярославский купец Иван Порфирьевич Оловянишников; мастер Ярославский мещанин Семён Чарышников. Весу в нем — 315 пудов и 4 фунта. Цифры не вылиты, а вырезаны; вероятно — в доказательство того, что колокол вешан был после отлития.
Колокол этот в Великие Луки привезём вовсе неожиданно, 21 прошлого февраля, а 23 (или 25 — неразборчиво) при многолюдном собрании жителей города Великих Лук, по желанию устроителя этого колокола, было отпето водоосвящение; после которого Троицкая церковь священником Антипою Соловским произнесена было краткая приличная речь, и колокол был поднят на столбы для пробы, на которых и висел по день окончания поднятия на Михайло-Архангельскую колокольню.
Он был привезён в Великие Луки ярославскими извозчиками на 15-ти лошадях; 16-я пала в дороге. Необыкновенный нынешний снег много делал извозчиком хлопот на дороге.
Иван Бутырский»
P.S. Имеются сведения, что самый большой из 7 колоколов в Казанском храме, весом 150 пудов был отлит в Ярославле 6 ноября 1842 года так же на деньги великолукского купца Михаила Савича Глодовского. (см. здесь)
Статья «Великие Луки» см. здесь стр 18-20.
Так получилось и у меня при попытке собрать информацию об одном несуществующем великолукском храме, точнее — часовне. Шаг за шагом и вышел на поиск статьи, названную в каталоге "«О поднятии колокола в г. Великие Луки». В связи с тем, что статья имела иное название — просто «Великие Луки» процесс ее нахождения не был очень быстрым, но тем приятнее оказалась находка.
Статья написана в 1838 году, впоследствии известным краеведом Псковской области Иваном Петровичем Бутырским, исследователем опочецкой земли. Он имел на то право, говоря ": «Я сделал, что мог, пусть сделают лучше люди опытнейшие и искуснейшие меня» ": «Вот всё, относящееся к истории города Опочки до XVIII столетия, что я доселе в течении слишком десяти лет мог отыскать, достать, собрать и, с Божиею помощию, привести в некоторый порядок, как материалы для будущего историка Опочки. Ив. Бутырский 28 Ноября 1849 года. С. Ивахново, Опочецкого уезда».
В 1843 г. им было обобщено по своим многочисленным исследованиям, написано и издано в Псковских губернских ведомостях «Историческое и географическое описание города Опочки с уездом». Для сравнения — «Великие Луки и Великолуцкий уезд» были изданы Семевским в 1857 году.
И. Бутырский был учителем, инспектором, смотрителем двух Великолукских духовных училищ (уездного и приходского); приводимая ниже работа, напечатанная в газете «Псковские губернские ведомости» № 15 в 1839 году о Великих Луках, о Троицком соборе, о людях Великих Лук, достойных памяти.
Интересный факт. В том же, 1837г., И. Бутырский публично отказался от авторства опубликованного в столичной газете «Северная Пчела» труда — отрывка из «Описания г. Великих Лук и его уезда в статистическом и медико-топографическом отношениях», ошибочно приписанного ему, но фактически написанного Великолуцким уездным врачом С. В. Чернеевским.(см. здесь и здесь)
(Ссылка на публикацию — в конце ее полного текстового изложения)
«Великие Луки
Марта 16 числа, во втором часу пополудни, после совершения водоосвещения, происходило поднятие на Михайло -Архангельскую (как называемую по причине находящейся под воротами церкви Архангела Михаила) при Троицкой церкви находящуюся колокольню огромного (315 пудов 4 фунта) колокола.
Почти весь берег древний Волоти (река Ловать в древности называлась Волоть — см. Степенную книгу, изданную Ф. Мюллером Москва 1775г. Книгу (неразборчиво) .1 ст.1 Гл 23 стр.97) кипел народом. По окроплении колокола святой водою он не более как на 10 минут, включая какие-нибудь 2-3 минуты остановки для поправки отводных верёвок, благополучно был поднят до места, где ему надлежало проходить в колокольню и выдвинутыми в это время из колокольни бревнами был остановлен без всякой опасности.
Нельзя не подивиться расторопности и сметливость нашего православного Русского народа: не было ни механиков ни мастеров этого дела; только по рассказам одного из привезших колокол извозчика, участвовавшего в поднятии многих колоколов по 1000 и более пудов. Некоторые из великолукских граждан, ревнуя усердием ко Святой церкви, решились поднять этот колокол сами, ими же в Великих Луках сделанными деревянными блоками без помощи Осташковского мастера, просившего за поднятие колокола железными блоками 100руб, и предприятие их увенчалась счастливым успехом.
Особенно в этом деле показали свое усердие, расторопность и искусство — церковный Троицкий староста Великолукский купец А. Грудинин, кузнечный мастер Великолукский мещанин Никита Кохонов, и красильный мастер Великолукский мещанин Сергей Лычков вместе с некоторыми другими великолукскими гражданами, управлявший работами вверху на самой колокольне с изумительною смелостью ходивший и поправлявший что было нужно на маленькой колокольной кровельке, почти похожий на карниз.
После поднятия колокола в Нижнем Христо-Рождественском этаже Троицкой церкви (прим. в Великих Луках три, судя по времени их построения, прекрасной архитектуры двухэтажные церкви: означенная Троицкая, Входоиерусалимская, и Спасопреображенская, на острове Дятлинке (некоторые именуют -Дитлинка или Дятловка),почитаемая за высочайшую из всех градских церквей) совершено было благодарственное Господу Богу молебствие, по окончании которого провозглашено местным дьяконом Светловым многолетие его Императорскому Величеству и Всему Августейшему Императорскому Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященному Нафанаилу, Архиепископу Псковскому и Лифляндскому. Нельзя было без сочувствия слушать, когда после многолетия его возглашения Дьяконом слов «Спаси, Христе Боже!»
Совершавшие богослужение и другие из почётных лиц, бывших в церкви, были приглашены устроившим на собственное свое иждивение этот колокол купцом М.С. Глодовским на обед.
Этот почтенный Великолукский гражданин всегда бывший ревностным в богослужении и украшении храмов божьих- как в городе Великих Луках, так и в других местах (чему примером служит сооруженная им его собственным иждевением каменная ограда около кладбища,приписанной к Воскресенскому Собору Казанской церкви, простирающаяся в окружности до 185 сажен и стоящая ему Г. Глодовскому более 7000 руб, особенно по смерти единственного сына; так сказать всего самого себя посвятил на дела Богоугодные. (Здесь и далее по тексту — Г. Глодовский означает, вероятно — господин Глодовский)
Он для всегдашнего поминовения сына своего за 3 года перед этим, именно апреля 27 дня 1836 года положил из собственного капитала на вечное обращение в пользу великолукских монастырей мужеского Троицко- Сергиеева и девичьего Вознесенского, 1-го Воскресенского собора и церквей Троицкой, Спасо Преображенской, Входоиерусалимской и Успенской Коломенской по 2.000 руб в год; в Санкт-Петербургский опекунский совет Императорского воспитательного дома — что составляет 14000 руб., а на устроение поднятого 16 марта сего года колокола с доставкой из Ярославля Великие Луки, употребив 17 тысяч рублей, за исключением издержек на поднятие этого колокола на Михайло — Архангельскую колокольню и укрепление его Г. Глодовский пожертвовал в пользу церквей одного города Великих Лук более 38000 руб; эти его Г Глодовского беспримерные по городу Великих Лук пожертвования всем великолукским жителем известны; тайные же его в разных местах подаяния и благотворения бедным знает только тот, от которого ни одна лепта от искреннего сердца жертвованная не укроется; и каждая — в своё время вознаградится.
Колокол этот — обыкновенной формы; вылит очень чисто; вверху его кругом отлиты Херувимы, пониже которых кругом вылиты весьма приличные слова «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! Благовестите день от дне, спасение Бога нашего!».
Между этих слов Распятие Спасителя, ниже которого вылито «Усердием прихожанина купца Михаила и Марии Глодовского 1839 года Генваря дня!».
Ниже этой надписи кругом образа 1-й Святая Троица; 2-й по правую сторону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; 3-й Владимирской Божией Матери и 4-й Архистратига Михаила.
Между этими образами вылиты Ангелы и Архангелы. Внизу кругом всего колокола написано: «Вылит колокол в Ярославле; завода содержатель мануфактур — советник, почетный гражданин, 1 гильдии Ярославский купец Иван Порфирьевич Оловянишников; мастер Ярославский мещанин Семён Чарышников. Весу в нем — 315 пудов и 4 фунта. Цифры не вылиты, а вырезаны; вероятно — в доказательство того, что колокол вешан был после отлития.
Колокол этот в Великие Луки привезём вовсе неожиданно, 21 прошлого февраля, а 23 (или 25 — неразборчиво) при многолюдном собрании жителей города Великих Лук, по желанию устроителя этого колокола, было отпето водоосвящение; после которого Троицкая церковь священником Антипою Соловским произнесена было краткая приличная речь, и колокол был поднят на столбы для пробы, на которых и висел по день окончания поднятия на Михайло-Архангельскую колокольню.
Он был привезён в Великие Луки ярославскими извозчиками на 15-ти лошадях; 16-я пала в дороге. Необыкновенный нынешний снег много делал извозчиком хлопот на дороге.
Иван Бутырский»
P.S. Имеются сведения, что самый большой из 7 колоколов в Казанском храме, весом 150 пудов был отлит в Ярославле 6 ноября 1842 года так же на деньги великолукского купца Михаила Савича Глодовского. (см. здесь)
Статья «Великие Луки» см. здесь стр 18-20.
- +15
- smmedved
- 09 марта 2021, 04:10
Комментарии (3)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
Приятно знать, что это кому-то интересно.
свернуть ветку