↑ 

Блог им. smmedved1718—1725 Голова, упивающаяся разумом; российский Златоуст

Ранее, я писал о великолукских архиепископах и митрополитах, достигших заоблачной вершины российской православной иерархии — ставших патриархами Московскими и всея Руси (см.здесь)

Теперь позволю себе напомнить еще об одной неимоверно большой (даже не знаю как точно обозначить: философской-православной, богословской -исторической величине, при всей противоречивости каждого из указанных определений в отдельности, связанной с нашим городом; лице, являвшимся его духовным наставником.

По оценке, данной ему Татищевым, «в Руси прежде равных не было».
Его называли златоустом России. По словам поэта Сумарокова, он был ритором «из числа по всей Европе главных»

«Он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени, свободно говорил на двух европейских языках, знал еврейский и греческий; в латинском не уступал академикам; имел глубокие познания в математике и «неописанную охоту к этой науке», так же, впрочем, как и к истории. Любил и музыку, которой не только услаждал свой собственный слух, но и «угощал иностранных министров». Его библиотека по численности не имела себе равных в России...»
В своем петербургском доме им была открыта школа, чтобы обучать в ней бедных детей философии, математике, музыке, живописи, ремеслам.

Поэт, писатель, математик, публицист, ректор Киевской академии и.т.д. и. т.п.

Он был фактическим главой Синода; при этом — общее образование получил в иезуитских польско-латинских школах, учился в Киево-Могилянской академии, пополнял свои знания у униатов и католиков.

Его не беспричинно обвиняли в отходе от православия в сторону протестантизма; «воздух Реформации» в произведениях… до такой степени кажется очевидным, что их автора «естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета»

Идеал христианской добродетели он видел не в отшельничестве, рубище и веригах, а в исполнении гражданского долга перед Отечеством, а потому — сподвижник Петра Первого, вызванный им для осуществления реформы церкви.
После смерти Петра I был сторонником Екатерины I, в 1730 году поддержал Анну Иоанновну в борьбе за ее абсолютное право монархини.

Так кто же этот человек, чье имя связано с Великими Луками и незаслуженно в нем забыто?
Это епископ Великолукский, а заодно Псковский, Нарвский и Старого Изборска с 1718-1725 Феофан Прокопович


В 1725 по­став­лен ­епископом Нов­го­род­ским и Ве­ли­ко­лук­ским.

Впрочем, тот, факт, что с 1718-1725 Феофан Прокопович был наряду с Псковским и Великолукским архиепископом, указанный в ряде источников, нуждается в уточнении. Компьютер с интернетом в руки!

Скончался архиепископ Феофан Прокопович 8 сентября 1736 года в Петербурге, на Карповском подворье на Аптекарском острове.
По­хо­ро­нен в Со­фий­ском со­бо­ре в Нов­го­ро­де. Изображен на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде


Подробности см.здесь, здесь и здесь

Комментарии (0)

rss свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения