Блог им. smmedved → 1942 Герой Советского Союза Прокопенко Ф.Ф.
Фамилия этого легендарного летчика уже упоминалась на данном сайте у АХА, но вскользь, наряду с другими освободителями города (см. здесь).
Поскольку он связан с нашим городом двояко — и работал в нем до войны в качестве инструктора в аэроклубе и отличился при его освобождении, а к тому же является Героем Советского Союза «За мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны» и не отмечен на Аллее Героев, полагаю необходимым опубликовать имеющуюся у меня информацию.
Статья о нем есть на сайте Википедии (ссылка в конце).
Хочу упомянуть об одном эпизоде 1942 года, не отраженном на ней, точнее — о двух, описанных в книге Исаева С.М. «Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка», кающиеся нашего города.
«14 января погодные условия улучшились и в небе вновь вспыхнули тяжелые бои, следовавшие один за другим…
После решительной атаки капитана Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Другой самолет сбил старший лейтенант Прокопенко. Всего в этот день летчики полка без потерь одержали в воздухе 7 побед…
В этот день старший лейтенант Прокопенко в воздушном бою сбил самолет гауптмана (капитана) Гейндриха Крафта, командира 1-й группы 51-й истребительной эскадры… По данным английского исследователя Майка Спика капитан Крафт до роковой для него встречи с Федором Прокопенко, имел на своем счету 78 сбитых самолетов, в том числе 4 самолета во время французской кампании и «битвы за Англию», 74 самолета – на Восточном фронте…
Федор Федорович Прокопенко вспоминал: «…Я, честно говоря, не думал, что его сбил. Трассы вроде выше прошли. Тьфу, думаю, ушел гад. А я остался один – ведомые меня потеряли. Сажусь, заруливаю на стоянку своей третьей эскадрильи, а там – весь полк. Не дали спуститься с крыла – начали качать. Оказывается, я сбил этого аса – капитана Крафта: пуля пробила фонарь и попала ему в висок. Его самолет упал недалеко от нашего аэродрома»
15 января группа из шестнадцати Як-1 под командованием капитана Избинского прикрывала бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса, наносившие удар по окруженным войскам противника. Бомбардировщики сделали два захода по цели, когда появились группы истребителей противника – около двадцати Ме-109 и ФВ-190. Ведущий головной десятки наших истребителей вовремя заметил противника и атаковал его на подходе. Наши бомбардировщики без помех отбомбились и без потерь возвратились на свой аэродром.
В этот же день был подбит самолет старшего лейтенанта Прокопенко: снарядом пробило бензобак. Мотор встал и дотянуть до своего аэродрома не представлялось возможным. Летчику пришлось садиться прямо перед собой, в лес. При посадке от ударов о стволы деревьев Як разрушился, а сам Федор Прокопенко получил серьезную травму – тройной перелом позвоночника. После посадки при сильном морозе тяжелораненый летчик несколько часов полз от разбитого самолета к своим. После длительного лечения Федор Прокопенко вернулся в свой полк, но летать на истребителях уже не мог. Он продолжил службу в ВВС – штурманом, старшим штурманом 3 гиад (бывшая 210 иад) и летал на самолете По-2.»
После тяжёлого ранения, полученного в результате вынужденной посадки повреждённого в бою самолёта, в 1943 году летал на У-2. Однако, по собственным воспоминаниям Фёдора Прокопенко, вынужденная посадка произошла не из за повреждения истребителя в бою, а ввиду ошибки начальства, которое пыталось заставить некого молодого неопытного лётчика лететь на неисправном самолёте, что могло окончиться гибелью лётчика. Фёдор Прокопенко не мог этого допустить и полетел сам.
Фактически ценой собственного здоровья и рискуя жизнью он спас жизнь и здоровье молодого летчика.
Мороз, тройной перелом позвоночника, несколько часов ползком по снегу, возвращение в полк -ничего и никого не напоминает?
Никто не забыт, ничто не забыто?
Статья в Википедии
И еще информация из газеты «Подольский рабочий», в т.ч. о довоенной службе Ф. Ф. Прокопенко в Великих Луках
Поскольку он связан с нашим городом двояко — и работал в нем до войны в качестве инструктора в аэроклубе и отличился при его освобождении, а к тому же является Героем Советского Союза «За мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны» и не отмечен на Аллее Героев, полагаю необходимым опубликовать имеющуюся у меня информацию.
Статья о нем есть на сайте Википедии (ссылка в конце).
Хочу упомянуть об одном эпизоде 1942 года, не отраженном на ней, точнее — о двух, описанных в книге Исаева С.М. «Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка», кающиеся нашего города.
«14 января погодные условия улучшились и в небе вновь вспыхнули тяжелые бои, следовавшие один за другим…
После решительной атаки капитана Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Другой самолет сбил старший лейтенант Прокопенко. Всего в этот день летчики полка без потерь одержали в воздухе 7 побед…
В этот день старший лейтенант Прокопенко в воздушном бою сбил самолет гауптмана (капитана) Гейндриха Крафта, командира 1-й группы 51-й истребительной эскадры… По данным английского исследователя Майка Спика капитан Крафт до роковой для него встречи с Федором Прокопенко, имел на своем счету 78 сбитых самолетов, в том числе 4 самолета во время французской кампании и «битвы за Англию», 74 самолета – на Восточном фронте…
Федор Федорович Прокопенко вспоминал: «…Я, честно говоря, не думал, что его сбил. Трассы вроде выше прошли. Тьфу, думаю, ушел гад. А я остался один – ведомые меня потеряли. Сажусь, заруливаю на стоянку своей третьей эскадрильи, а там – весь полк. Не дали спуститься с крыла – начали качать. Оказывается, я сбил этого аса – капитана Крафта: пуля пробила фонарь и попала ему в висок. Его самолет упал недалеко от нашего аэродрома»
15 января группа из шестнадцати Як-1 под командованием капитана Избинского прикрывала бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса, наносившие удар по окруженным войскам противника. Бомбардировщики сделали два захода по цели, когда появились группы истребителей противника – около двадцати Ме-109 и ФВ-190. Ведущий головной десятки наших истребителей вовремя заметил противника и атаковал его на подходе. Наши бомбардировщики без помех отбомбились и без потерь возвратились на свой аэродром.
В этот же день был подбит самолет старшего лейтенанта Прокопенко: снарядом пробило бензобак. Мотор встал и дотянуть до своего аэродрома не представлялось возможным. Летчику пришлось садиться прямо перед собой, в лес. При посадке от ударов о стволы деревьев Як разрушился, а сам Федор Прокопенко получил серьезную травму – тройной перелом позвоночника. После посадки при сильном морозе тяжелораненый летчик несколько часов полз от разбитого самолета к своим. После длительного лечения Федор Прокопенко вернулся в свой полк, но летать на истребителях уже не мог. Он продолжил службу в ВВС – штурманом, старшим штурманом 3 гиад (бывшая 210 иад) и летал на самолете По-2.»
После тяжёлого ранения, полученного в результате вынужденной посадки повреждённого в бою самолёта, в 1943 году летал на У-2. Однако, по собственным воспоминаниям Фёдора Прокопенко, вынужденная посадка произошла не из за повреждения истребителя в бою, а ввиду ошибки начальства, которое пыталось заставить некого молодого неопытного лётчика лететь на неисправном самолёте, что могло окончиться гибелью лётчика. Фёдор Прокопенко не мог этого допустить и полетел сам.
Фактически ценой собственного здоровья и рискуя жизнью он спас жизнь и здоровье молодого летчика.
Мороз, тройной перелом позвоночника, несколько часов ползком по снегу, возвращение в полк -ничего и никого не напоминает?
Никто не забыт, ничто не забыто?
Статья в Википедии
И еще информация из газеты «Подольский рабочий», в т.ч. о довоенной службе Ф. Ф. Прокопенко в Великих Луках
- +12
- smmedved
- 18 сентября 2019, 17:36
Комментарии (2)
rss свернуть / развернутьПолагаю, что Прокопенко Ф.Ф. должен быть увековечен на Аллее Героев.
свернуть ветку
officer.wmsite.ru/stati/aviacija/prokopenko-fedor
свернуть ветку