↑ 

Блог им. ElisabethПОСТ ДЛЯ ТЕХ, У КОГО БЫЛО ДЕТСАДОВСКОЕ ДАЧНОЕ ЛЕТО

Летом, когда случается возможность, всегда с удовольствием выезжаю на природу – на дачу, в лес, к реке или озеру, да и просто в чистое поле или на зелёный луг. Как приятно прислушиваться к пению птиц, видеть отражение облаков на зеркально гладкой поверхности лесного озера, вдыхать тонкие запахи цветущих луговых трав, собирать букеты полевых цветов и на солнечной полянке найти спелые, ароматные ягодки земляники! Да много ещё разных прелестей дарит мне, городскому жителю, общение с сельской природой. И при этом каждый раз я вспоминаю о том, что моё первое знакомство с этим удивительным зелёным миром началось в далёком детстве, когда я два лета подряд выезжала с группой детского сада на дачу.

Дача детского сада мебельной фабрики находилась в 10 км от города в деревне с таким смешным названием КУПУЙ. Там, в сохранившемся барском доме располагалась сельская школа, которая летом давала приют детскому саду. Барский дом был двухэтажным, он стоял на холме и к нему вели деревянные ступеньки лестницы с перилами. Внизу на большой лужайке для детского сада были построены две веранды-столовые и кухня, а также оборудована детская игровая площадка. Если встать лицом к верандам, а спиной к дому, то направо была видна просёлочная дорога, по которой, свернув с шоссе, к даче подъезжал автобус с детьми, а налево сквозь заросли невысоких деревьев шла широкая тропа к речке Ловать.
На дачу нас вывозили где-то в середине июня, и продолжалась наша летняя дачная жизнь до середины августа. Детский сад выезжал двумя группами – младшей и старшей, в каждой примерно по 20-22 человека. Задолго до отъезда воспитательницы инструктировали мам, как собрать ребёнка на дачу. Говорили, какие детские вещи и в каком количестве нужно подготовить для дачного сезона. На каждой вещице, будь то майка, трусики, рубашка, брючки, платье, необходимо вышить инициалы ребёнка. И всем мамам было сказано сшить для вещей рюкзачок, на котором химическим карандашом надо было написать фамилию и имя своего ребятёнка. А ещё непременно должны быть у детей головные уборы. В те далёкие годы в продаже редко бывали белые панамки, поэтому воспитательницы передали мамам выкройку панамки и велели сшить для ребёнка 2-3 панамы на весь дачный сезон. Накануне отъезда мамы приносили в детский сад собранные вещи, и воспитательницы тщательное, по списку, проверяли содержимое рюкзачков.
Утром к детскому саду подъезжал большой красно-жёлтый автобус, куда рассаживали всех отъезжающих на дачу. Дети размещались по 3 человека на одном диванчике. Как хотелось получить место у окна! В дороге на всё было интересно смотреть – на городские улицы с домами и магазинами, на скверы и парки, на пожарное депо и железную дорогу, а за городом взору юных путешественников открывались широкие просторы с рощами и дальними лесами, полями и лугами, на которых паслись коровы!
И вот маленькие дачники добрались до своего летнего места обитания.
Размещались следующим образом. Первый этаж барского дома-школы занимала младшая группа. Мы, старшая группа, поднимались на 2 этаж. Из нескольких классов были вынесены парты, а вместо них в одной большой комнате поставлены наши детсадовские кроватки-раскладушки. В соседней смежной комнате стояли большие кровати для воспитательниц. Сюда же принесли и положили на длинную скамью наши рюкзаки. Они тут и хранились всю дачную смену. Ещё на втором этаже одну комнату занимала заведующая детсадом Евгения Николаевна и вторую медсестра Людмила Ивановна(?) со своим медпунктом.
Целые дни при любой погоде дети проводили время на свежем воздухе. В дом приходили только спать в тихий час и ночью. Очень часто воспитательницы Татьяна Васильевна и Людмила Николаевна уводили ребят на прогулки по окрестным лесам и лугам. По дороге Татьяна Васильевна рассказывала нам что-нибудь интересное, обращала наше внимание на цветы, травы, кустарники и деревья – хотела, чтобы мы узнавали и запоминали их названия. В конце июня поспевала земляника, сначала на открытых солнцу полянках, а позднее и в прохладной тени кустарников. И самыми любимыми походами на природу стали поиски землянички. У нас не было ни корзинок, ни стаканов, ни кружек – ягоды собирались прямо в рот. Татьяна Васильевна объяснила нам, что не следует рвать земляничные стебельки со всеми ягодам, среди которых попадались ещё незрелые землянички, и показала нам как можно на тоненькую сухую травинку нанизывать только спелые ягоды. Героем был тот, у кого земляничная соломинка оказывалась больше всех! Но вот прошла земляничная пора, а мы вместе с воспитателями продолжали осваивать дачную местность – ходили смотреть колхозное поле, на котором рос и уже почти созрел горох. Татьяна Васильевна разрешила нам сорвать и съесть несколько стручков гороха. На следующей прогулке мы увидели поле с колосками ржи или пшеницы, теперь уже не вспомню. Но тогда воспитательница показала нам, как в колоске зреют зёрна. А колосок был такой красивый, аккуратный, его хотелось подержать в ладошках, расшевелить, раскрыть чешуйки, чтобы увидеть зёрнышки. Однажды ушли довольно далеко от дома и добрались до озера. Там мы впервые увидели цветущие белые лилии и жёлтые кувшинки. Татьяна Васильевна вытянула из воды несколько цветочков на длинных стеблях и сделала из них украшение в виде ожерелья на шею девчонкам. А из толстых пузатых кубышек отцветших кувшинок воспитательница учила нас делать игрушки. То были забавные зелёные свинки с носом пятачком и на тоненьких ножках из веточных палочек! Вот такие первые в жизни природные игрушки… Ещё мне запомнился тот пейзаж у озера. Просторная светлая лужайка на берегу, где мы устроили привал, ровная гладь воды с белыми и жёлтыми цветами и чуть подальше от нашего места, немного правее, но тоже на берегу озера, стеной стоял тёмный еловый лес, освещённый лучами предзакатного солнца…
Возвращаясь с прогулок, мы по инициативе Татьяны Васильевны пели песни. Какие? Ну, конечно же, детсадовские, разученные на музыкальных занятиях в группе: «По малину в сад пойдём, пирогов мы напечём, всех соседей созовём!» и про серого волка, который разлёгся на мосту через речку и не пускает в лес детей, про любителя-рыболова, который с утра сидит на озере и мурлычет себе песню без слов, но «как песня начинается, вся рыба расплывается!» А ещё пели песни времён гражданской войны! Помните, как в повести А. Гайдара «Военная тайна» уставший в пути Алька просил отца – «Папка! Спой мне солдатскую песню!» Вот так и мы, для поднятия духа, наверное, распевали «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд, чтобы с бою взять Приморье – Белой Армии оплот» и ещё песню о красном командире полка Щорсе – «Шёл отряд по берегу, шёл издалека, шёл под красным знаменем командир полка…». Вот этим песням нас научила Татьяна Васильевна! И мы пели их с удовольствием! Когда все песни были спеты, а до дома ещё не дошли, воспитательница предлагала – «Кто ещё какие песни знает? Запевай!» И я пела знакомые мне песни, которые на уроках разучивали мамины ученики начальных классов: «То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой. Край родной навек любимый, где найдёшь ещё такой!», «Говорят, что нас с тобою не разлить водой. Ты выходишь – я стрелою следом за тобой! А если выйду я, догонишь ты меня. Все знают — шагают по улице друзья!».
Детсадовская дачная территория не была окружена забором, дети играли на большой поляне между домом и верандами. Освоив окрестности на прогулках с воспитателями, ребята старшей группы осмелели настолько, что однажды решили самостоятельно уйти с участка подальше в поисках земляники. Инициатором этого похода была я… Но далеко мы не ушли, нас вовремя заметил кто-то из взрослых и развернул в сторону игровой площадки. Бежали так быстро, как могли! От строгого наказания меня спасло то, что я получила небольшую травму стопы. Впопыхах не глядела под ноги и наступила на проволоку, конец которой вонзился мне в голую пятку! Перепуганная дыркой в пятке я была отправлена к медсестре, которая залила мою рану жгучим йодом!
К игровой площадке спускалась лужайка с небольшим уклоном, на ней росли всевозможные полевые цветы – ромашки, колокольчики, клевер, иван-да-марья, васильки и разные травы. Лужайку не косили, поэтому мы с удовольствием играли в этом цветочном царстве – бегали босиком, ловили стрекоз, бабочек и больших кузнечиков. А ещё придумали такое развлечение – ложились горизонтально под уклон и … брёвнышком катились по траве вниз! Удивительно, что при таком спуске никто не получал никаких увечий!
Но самое большое удовольствие доставляло купание в реке. В жаркие дни купались даже дважды – до обеда и после полдника. Река Ловать находилась примерно в 300 м от дома, мы шли к ней по тенистой дорожке. На берегу реки воспитательница делила нас на группы по 5 человек и по очереди запускала в воду на мелководье, где мы с радостными воплями барахтались и плескались до той минуты, пока Татьяна Васильевна громко не призывала нас на берег – « Всем выйти из воды!!!» Купались голенькими и, выскочив из воды, бежали к воспитательнице, которая тут же растирала ребят большим полотенцем.
Кроме купания мы ещё и загорали, но не у реки, а наверху холма перед домом. В былые далёкие годы здесь был парк, от него ещё сохранились и продолжали расти и давать тень большие деревья – липы и дубы. На площадке в центре раньше вероятно были цветочные клумбы, но сейчас здесь росла газонная трава и похоже, что это место использовалось сельской школой как спортивная площадка для уроков физкультуры. И вот здесь в тёплые дни расстилали брезентовые покрытия, на которые ложились дети младшей и старшей групп для загара, или как нам говорила медсестра Людмила Ивановна «для принятия воздушных ванн». 5 минут лежали на животе, 5 минут на спинке, потом ещё по 5 минут на каждом боку. Лежать на тёплом брезенте было неприятно – жарко и душно! И так хотелось поскорее закончить эту оздоровительную процедуру и укрыться в прохладной тени деревьев.
А чем занимались дети в пасмурные и дождливые дни? В доме никогда не сидели, нас оставляли на веранде, закрытой с трёх сторон глухими стенами из досок. Играли в настольные игры, но чаще всего рисовали. И у девочек появилось очень интересное развлечение – разукрашивание бумажных кукол и их одежды. А бумажные куклы вырезала для нас няня нашей группы молодая женщина Валентина Фёдоровна. Внешне она была похожа на героиню к/ф «Приходите завтра» Бурлакову Фросю. Но мы, дети, не видели тогда этого кинофильма, а просто полюбили нашу Валентину Фёдоровну за её доброту и хорошее отношение к детям, за то, что работала няня с детьми с интересом и выдумкой. Вот однажды в дождливый день Валентина Фёдоровна принесла на веранду листы белой бумаги и ножницы и села вырезать нам разные фигурки девочек в юбочках и мальчиков в штанишках. Ну а нашей задачей было «оживить» фигурку, т.е. нарисовать ей лицо, разукрасить одежду. Потом эти бумажные куколки получали в свой гардероб дополнительно накладную одежду – платья, блузки, юбочки, брючки и даже пальто! И всё это надо было раскрасить цветными карандашами. Помню, что мы с огромным желанием выполняли эту работу. Окружили стол, за которым няня Валентина Фёдоровна вершила свои чудеса, наблюдали за её действиями, постоянно просили вырезать кому куклу, кому шубу и шапку для куклы… Вскоре девочки научились самостоятельно вырезать из бумаги фигурки, правда не всегда они получались у нас такими ровными и красивыми, как у няни, но это было самое любимое дело в ненастную погоду. Однажды принесли мы с прогулки красные гроздья рябиновых ягод. И вот уже у нас на веранде открылась «ювелирная» мастерская по производству украшений! Валентина Фёдоровна взяла иголку и стала нанизывать ягоды рябины на толстую белую нитку. И вскоре все девочки получили в подарок ярко-оранжевые бусы! Как-то раз, бегая по игровой площадке, мы заметили, что наша няня выполняет какую-то странную работу. Валентина Фёдоровна сидела на табуретке, а перед ней стоял огромный молочный бидон, заполненный крошками льда, в центре этой ледяной массы находился закрытый крышкой металлический цилиндр с двумя ручками, за которые ухватилась няня, непрерывно крутя цилиндр влево и вправо. Мы были очень любопытными и заинтересовались, что же здесь происходит? Как вы думаете, что делала Валентина Фёдоровна? Догадались? Мы – нет… И вот нам сказали, что няня готовит на полдник мороженое! Дело это сложное, трудоёмкое и долгое – вручную из молочной массы получить мороженое, но Валентина Фёдоровна так старалась порадовать лакомством своих подопечных и это ей удалось! Ещё вспомнилось, как однажды под Новый 1959 год Валентина Фёдоровна на нашем детсадовском празднике выступала в роли Деда Мороза! Подтверждением тому является фотография с того праздника.
Бывало, что погода не позволяла детям играть на площадке, и тогда воспитательницы усаживали нас за столики на веранде и читали нам интересную книгу. Но чаще всего чтение вслух происходило вечером перед сном, когда вся детвора была вымыта и уложена в постели. Электричество в комнате не включали, потому что летние дни были длинными, а вечера светлыми. И вот наступало время, когда воспитательница, а чаще всего это была Людмила Николаевна, открывала книгу и читала нам интересную сказку. А ещё читала книгу о приключениях маленького мальчика Алёши-Почемучки. Так его прозвали за то, что он часто озадачивал взрослых вопросом «Почему?» Алёша вместе с мамой приехал в Москву, где в это время находился в длительной командировке Алёшин папа. И вот в этом огромном городе с мальчиком происходили разные события-приключения, о которых мы узнавали перед тем, как заснуть. Но бывало так, что сон быстро смыкал глаза притихшей детворы, которая засыпала, так и не услышав, чем же закончилась на этот раз история Алёши-Почемучки… Иногда мне почему-то не спалось, думала о своей маме, о бабушке, представляла, чем же они там без меня занимаются, что делают этим вечером? Задумчиво смотрела я на окна, из которых видны были макушки больших деревьев в парке… Постепенно сгущались сумерки, в тихой комнате где-то над головой тоненько-тоненько гудел комар, и на наш дачный дом опускалась короткая летняя ночь…
Бытовые условия нашей дачной жизни были далеки от комфортных. Умывались мы на улице из рукомойников с гвоздиками, они висели на внешней стороне стены веранды. Ноги мыли в тазах с тёплой водой. Никаких душевых кабин не было, но 1 раз в 10 дней нас мыли в деревенской бане (не знаю, кому она принадлежала). В банные дни на помывку детей приезжали те 3-4 мамы, которые могли отпроситься с работы. Моя мама приезжала каждый раз, потому что летом у неё, как у учительницы, был большой 2-месячный отпуск. Баню топили по белому, чаны заполняли водой, приготавливали тазы, мочалки, мыло (душистое, земляничное!), воспитатели выдавали детям чистые вещи из их личных рюкзачков. И вот первая партия из 4-5 человек отправлялась в баню, которая находилась примерно в 200 метрах от дома, прямо по дорожке в сторону реки. В деревенской бане был особый запах, он исходил от деревянного пола и стен, деревянных скамеек; над горкой горячих камней клубился пар и они грозно шипели, когда на них плескали из ковшика холодную воду. Всё это было в диковинку тем детям, кто до этого мылся в домашней ванне или уже посещал городские бани. Мамы старательно тёрли мочалками загорелые ноги, руки и спинки ребятишек, девочки стойко терпели мытьё своих длинных волос в слишком тёплой воде тазика. Потом нас вытирали, помогали одеться и отправляли в группу с наказом никуда не сворачивать, доложить воспитательнице, что мы вымыты до блеска! И сказать, что в бане ждут на помыв следующую группу ребят. У многих девочек были длинные волосы, и у меня в том числе, поэтому после бани нам обязательно повязывали на головы платочки, которые не велено было снимать, пока не подсохнут волосы. А ещё банные дни были хороши для меня ещё и потому, что приезжала моя мама! Всё ж таки я скучала по своей семье… Мамы оставались ночевать на даче после того как перемывали всех ребят, и у меня появлялись ещё дополнительно несколько часов, которые я могла провести возле мамы, что было большой радостью.
За всё время нашей дачной жизни родители всего 2-3 раза могли строго в родительский день, в воскресенье, приехать навестить своих детей. Для этого мебельная фабрика выделяла специальный автобус, но некоторые родители приезжали в Купуй рейсовыми автобусами, что следовали по шоссе в направлении Невеля. Личный транспорт в те годы редко у кого был… И всё же один папа приезжал на мотороллере и даже катал на нём ребятишек, делая круги по игровой площадке. Родители могли взять из группы своего ребёнка, погулять с ним, устроить семейный пикник где-нибудь поблизости на лужайке, вместе сходить на реку и искупаться. Дети очень ждали приезда своих мам и пап. Однажды в родительский день меня навестила целая компания родственников — мамина сестра с мужем и две мои двоюродные сестрички и, конечно же, мои мама и папа! Тётя Таня с семьёй приехала в наши края из Южного Казахстана, где в июле-августе обычно стоит страшная жара и все, кто может, покидают город в это время, уезжая в северном или в западном направлении. Таким образом, наши родные оказались в то лето в Великих Луках и, чтобы встретиться со мною, приехали ко мне на дачу. Моей младшей двоюродной сестре, которая родилась и росла в Южном Казахстане, было очень интересно познакомиться с природой нашего северо-западного края, в разгаре лета увидеть за городом лужайки с зелёной травой и полевыми цветами, а не выжженную знойным солнцем жёлтую усохшую траву…
Как-то раз ко мне приехал один папа, он возвращался из командировки и попросил шофёра по пути ненадолго заехать к дочке на дачу. Мой папа был в те годы страстным фотографом-любителем, часто брал с собой фотоаппарат марки ФЭД, много снимал, возился с проявкой плёнок и печатаньем фотографий. У меня дома в семейном архиве множество фотографий, сделанных моим папой, в том числе есть снимки моего детсадовского дачного лета, благодаря которым в моей памяти сохранились многие эпизоды моего детства.
Так случилось, что в году 1984/85(?) я встретила на улице свою детсадовскую воспитательницу Татьяну Васильевну Ключникову. Мы не виделись с нею более 20 лет! Но узнали друг друга и остановились поговорить. Я рассказала ей о том, что у меня есть семья, растёт дочь, она детсадовский ребёнок. И тут появился повод вспомнить наш детский сад мебельной фабрики в конце 50-ых годов. Сейчас я очень рада тому, что в ту встречу я сказала своей любимой воспитательнице, что я с добрыми чувствами в душе вспоминаю нашу группу, наши весёлые детские праздники, наше интересное лето на даче в Купуе, наших воспитателей: справедливых и строгих, заботливых и любящих своих воспитанников Татьяну Васильевну Ключникову, Людмилу Николаевну и Валентину Фёдоровну. Та доброта, которой они окружали нас, не забывается даже спустя многие-многие годы.

ДАЧНИЦА!

девочка  на даче 1960 год

На цветочном холме. Внизу игровая площадка. Деревянные строения — это веранды-столовые и кухня. Слева в верхнем углу видна крыша барского дома, в котором мы жили.

девочки, дача 1059 год

Наша группа за обедом. Справа стоит воспитательница Людмила Николаевна. Я в центре фото без панамки.

дети, веранда, обед

Дети на игровой площадке 1960 год

дети на игровой площадке

Дети на игровой площадке 1960 год

дети на игровой площадке № 2

Катание на мотороллере в родительский день. 1959 год. Стояли очень холодные дни, в июне дети одеты в пальто и шапки!

катание на мотороллере в родительский день 1959 год

Мама приехала!

девочка, дача.

4 сестры — взрослые мамы и две двоюродные сестрички, я и Оля. В центре верхнего поля видна крыша барского дома.

мамы, девочки 1959 год.

В родительский день. Я с мамой и мои гости на берегу Ловати. Крайняя слева моя детсадовская подружка Таня Кудрявцева, а женщина в тёмной кофте — это её мама.

дети и мамы

Вот такое поле по дороге на нашу дачу. На фото я и моя мама, моя тётя Таня и две двоюродные сестрички.

поле , дети, мамы.

Родительский день. Мои гости уезжают домой.

гости, дети, мамы.

Прощаемся с двоюродной сестричкой Олей. Следующая встреча будет через год…

я с сестричкой

Комментарии (5)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • AXA
  • 27 июня 2019, 22:58
  • #
  • +3
ОТЛИЧНЫЙ ПОСТ, ЭЛИЗАБЕТ!

И не было гад-жетов…

А были более 10 разнообраных активных игр
на свежем воздухе…
свернуть ветку
Спасибо! АХА.
свернуть ветку
Спасибо!
свернуть ветку
Здорово! Какие тёплые, «уютные» воспоминания!
И ведь всё было так просто — спартанские условия, простая еда, игры без каких-либо средств защиты… и ничего, всё шло только на пользу. Бедные современные дети, растущие в «стерильных» условиях.
свернуть ветку
Мне приятно, что Вам понравился мой рассказ! Спасибо за отзыв!
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения