↑ 

Блог им. AgentJesterОстанки раритета

Однажды в полях за городом мы наткнулись на бытовку, сделанную из корпуса старого капотного автобуса.

«КАвЗ», — подумал я. И ошибся.
К счастью, привычка фотографировать всё, что кажется хоть сколь-нибудь необычным, не подвела, и я заснял бывший автобус, чтобы уточнить дома, правильно ли опознал марку. Не зря, потому что по первому же запросу в гугле и простому визуальному сравнению стало понятно, что ни КАвЗом, ни ТАРЗом он точно не являлся, и различия были довольно заметными.


КАвЗ-3270. Фото из википедии


ТАРЗ-002Б. Фото отсюда: fotobus.msk.ru/photo/544972/?vid=360684

Во-первых, трафаретные окошки, которых и у первого, и у второго по одному, а здесь — два. Во-вторых — козырёк, на котором эти окошки находятся, отличается от обоих вариантов. В третьих — форма кузова. А ещё, скос передних стоек, высота окон и много всего другого. В общем, некоторое время, потраченное на поиски, окупилось с лихвой. Оказалось, что автобус, остатки которого мне удалось заснять, был выпущен Апшеронским заводом «Лессельмаш» в городе Апшеронск Краснодарского края. Там с 1970 по 1990 годы выпускались автобусы для нужд Министерства лесного хозяйства РСФСР, одним из которых и является герой данного поста. Первые автобусы были на шасси ГАЗ-51А и получили заводской индекс А-51. Затем были ещё А-52 и А-53, на ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А соответственно. Согласно информации с профильного сайта:
Официально автобусы А-51 предназначались для перевозки вахтовых дежурных бригад в лесной промышленности и изначально поступали по министерской разнарядке только в леспромхозы. Но известны случаи дальнейшей «перепродажи» леспромхозами новых автобусов сторонним организациям.
Интересно, что автобусы с цельнометаллическими кузовами стали выпускаться только с 1987 года, до этого кузов был деревянным.
Количество выпущенных машин было небольшим:
В общей сложности на предприятии успели изготовить 4035 автобусов с деревянным каркасом кузова (1157 А-51, 1478 А-52, 1400 А-53) и 570 с металлическим (45 А-52, 516 А-53 на шасси ГАЗ-53-12 и 9 А-53 на шасси ГАЗ-3307) плюс еще 1723 комплектных деревометаллических кузова для самостоятельной установки на шасси силами заказчика.
(источник этой и предыдущей цитат: www.bus2.ru/catalog/459/ )

Вот как выглядели А-51:

А-53 с деревянным кузовом:

И А-53 с металлическим:

Все фото отсюда: www.drive2.ru/b/2222718/

Самое занятное, что фото А-52 так и не нашлось, хотя в нашем случае бытовка, вероятнее всего, была именно им. Здесь denisovets.ru/remz/remzpages/modelpages/lesselmashbusmetal.html даётся некоторая конкретика:
Ещё 45 автобусов было изготовлено на шасси ГАЗ-52 под наименованием А-52, которые несколько отличались от автобусов А-53 (А-52 от А-53 отличался меньшей длиной кузова, вследствие чего двери, пассажирская и водительская, сделаны с наклонной стойкой, а боковых стёкол всего три. Кроме того, существовал ещё автобус А-52 позднего типа, практически унифицированный с А-53 — у него уже четыре стекла на боковине, заднее стекло квадратное и задние фонари современной формы, но передняя стойка по прежнему наклонная
Там же приводится фото похожего автобуса в похожем состоянии:

Исходя из этой информации и имеющихся фотографий, можно наверняка определить обнаруженный корпус как остатки А-52 позднего типа с металлическим корпусом. Таковых было выпущено всего 45 штук!
Такой вот мелкосерийный и крайне любопытный экземпляр. Жаль, у нас в городе нет такой же орды транспортных фанатов как в миллионниках, способной восстановить что угодно из любого состояния, потому что машина была поистине уникальная. А ещё интересно, какому предприятию она принадлежала в свою бытность автобусом.

Комментарии (18)

rss свернуть / развернуть
Интересный, не засоряющий мозг пост. Спасибо!
свернуть ветку
Спасибо Вам! Приятно!
свернуть ветку


Раритет вот, а на вашем фото хлам.
свернуть ветку
Юность? Фигня, до сих пор на авито в люксовом виде продаётся. Да и в коллекциях остался. А вот А-52-х уже, вероятно, целых нигде нет.
свернуть ветку
Этих курятников, их так звали, раньше до фига было,
Последние ходили по маршруту Торфобрикетный-Мебельная.
свернуть ветку
Похожих дофига. Тех же КАвЗов, например. А конкретно этой модели на весь СССР 45 штук, так что сомневаюсь, что в городе был ещё хоть один такой же.
свернуть ветку
А с чего вы взяли, что это А-52?
busphoto.ru/photo/175587/
свернуть ветку
Предположил, исходя из описания. Посмотрите ссылки.
свернуть ветку
Предположил, исходя из описания. Посмотрите ссылки.

Не факт, кстати, что здесь он верно определён. У 53-х стойки были прямыми, скошенные они были именно на 52-м. Они в позднем варианте были практически унифицированы с 53-ми. В общем, поглядите, думаю, картина там довольно ясно обрисована.
свернуть ветку
Авто имеет госномер, а следовательно и техпаспорт.
Так, что с индитификацией там все в порядке.
свернуть ветку
Вы лично видели техпаспорт этого автобуса?
свернуть ветку
Агент не корчите из себя специалиста!
свернуть ветку
А вы не корчите из себя критика. Я показывал фото людям, которые разбираются в теме, они подтвердили, что это именно 52-й. Если считаете, что специалист здесь вы, то либо приведите аргументы своей позиции, либо не сотрясайте воздух. Спор ради спора мне здесь не нужен.
свернуть ветку
Интересно, что автобусы с цельнометаллическими кузовами стали выпускаться только с 1987 года, до этого кузов был деревянным.
)))

Корпуса у всех автобусов были металлические. речь шла только о каркасах, вначале деревянных, потом металлических.
свернуть ветку
И кстати, вы не ответили н прямой вопрос. Техпаспорт лично видели?
свернуть ветку
Интересный пост!
свернуть ветку
Спасибо!=)
свернуть ветку
Спасибо!

Можно найти тех, кто собирает.Пока не вытащили на лом…
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения