↑ 

Блог им. AgentJesterПодвиг старшего сержанта Г.А. Винатовского

Ровно 76 лет назад, 13 декабря 1942 года свой подвиг совершил помощник командира взвода 943-го стрелкового полка 257-й стрелковой дивизии, старший сержант Генрих Александрович Винатовский.

Об этом подвиге писали многие великолукские краеведы, в частности, из недавних работ можно выделить отличную статью Елены Павловны Кондратович «Отныне город наш (новые страницы минувшей войны)» в «Великолукском вестнике» №2.
Читая в разных источниках о подвиге Генриха Александровича, я встретил один любопытный момент, который предлагаю проанализировать и обсудить.
Итак:
В вышеупомянутой статье приводятся, помимо всего прочего, сведения из записной книжки Генриха Александровича, хранящейся в великолукском краеведческом музее. О подвиге там сказано следующее:
13 декабря 1942 г. штурмовал Великие Луки, первым ворвался в город, уничтожил гарнизон противника в дзоте. Лично водрузил красный флаг.

Обратимся к книге Константина Ивановича Карпова «Улицы Великих Лук». На странице 21 приведена цитата из дневника писателя Александра Александровича Фадеева:
Старший сержант Винатовский Генрих Александрович. Первый ворвался в оборону 13/XII. На дзоте водрузил знамя — разорванный кисет. Улица навечно останется советской.

Здесь же, в статье об улице Винатовского Константин Иванович описывает подвиг следующим образом:
13 декабря 1942 года воины 257-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза А.А. Дьяконова, обойдя город с севера, ворвались на его северо-западную окраину. На первом обезвреженном дзоте на Коломенской улице старший сержант Винатовский — помощник командира взвода 943-го стрелкового полка, — разорвав красный кисет, укрепил его вместо красного флага и воскликнул: «Отныне город наш!»

Однако в современных источниках почему-то появляется противоречие.
Вот, например, слайд из презентации к уроку на тему «17 января 1943 года — 70 лет со дня освобождения города Великие Луки» (доступна здесь www.myshared.ru/slide/1004097/ )


Ровно год назад те же сведения были опубликованы в записи на стене группы великолукского краеведческого музея ( vk.com/wall-89985727_128 )
Над первым же отвоеванным у противника домом сержант Винатовский укрепил красный стяг «Отныне город… наш».

Это всего лишь два примера, но в целом слово «дом» в публицистике и обиходе встречается очень часто, по крайней мере, не менее часто, чем «дзот». Так откуда же этот дом взялся?
Лично у меня есть по крайней мере две версии:
1. Это чья-то ошибка, растиражированная впоследствии.
2. Дзот был сделан из дома, укреплённого и соответствующим образом приспособленного.
Вторая версия более оптимистична, потому что в таком случае правы, в общем-то, все. Но вот насколько она реалистична и можно ли переделать дом в дзот, судить не могу, так как военная инженерия — не мой конёк.

Но где же был тот самый дом/дзот на Коломенской улице? Давайте посмотрим на аэрофотоснимки Великих Лук.

Вот снимок от 16 июля 1941 года. Улица Коломенская (будущая улица Винатовского) обозначена красной линией. Где север можно определить по попавшему в кадр кусочку белой стрелки внизу

Наземные боевые действия до города ещё не дошли, и как мы видим, домов на улице довольно много. Улица идёт на северо-восток и в конце довольно сильно изгибается в этом направлении 257-я стрелковая дивизия наступала с северо-запада, перпендикулярно ей, и теоретически могла ударить в любую точку улицы в зависимости от расположения немецких укреплений.

А вот июль 1943 года. Город лежит в руинах, но на Коломенской улице отчётливо видны дома.

Возможно, их успели построить за полгода, прошедшие с момента освобождения города. Однако северная часть улицы, за современной улицей Тимирязева, практически пуста. Это может свидетельствовать о том, что там находились укрепления, и там же шли наиболее ожесточённые бои.
Разумеется, этот вывод, зная направление наступления советских войск, достаточно очевиден, однако АФС всё же лишний раз подтверждает его.

Современная улица Винатовского идёт по той же траектории, что и до войны, сохранив даже изгиб к северо-востоку в конце.

Если наложить старую карту на нынешнюю, выходит, что подвиг Генриха Александровича был совершён где-то в пределах области, обведённой красным кругом.

Не знаю, верен ли мой вывод — он сугубо эмпирический и построен на тех немногих сведениях, которыми я располагаю в данный момент. Если у вас есть что добавить или уточнить — буду очень рад!
Суммируя всё вышесказанное, главные вопросы в данной теме получаются следующими:
1. Почему дзот в конечном итоге в описании подвига Г.А. Винатовского превратился в дом?
2. Каково точное место совершения подвига на Коломенской улице?

Комментарии (67)

rss свернуть / развернуть
Почему дзот в конечном итоге в описании подвига Г.А. Винатовского превратился в дом?


А потому



А это уже Великие Луки

lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey04#76
свернуть ветку
Значит оба варианта легальны. Хороший расклад!
свернуть ветку
Имея два танка и несколько орудий сопровождения, он завязал бой на Коломенской улице. Парторг роты сержант Генрих Винатовский увлек в атаку бойцов, вместе с ними решительно выбивал немцев из укрытий. Над первым же отвоеванным у противника домом сержант Винатовский укрепил в качестве флага свой красный кисет.
Наступали они по нынешней ул. Горицкой.
свернуть ветку
Соответственно, дзот должен был находиться у нынешнего моста через Коломенку, на углу?
свернуть ветку
Дом должен был находиться, а в нем ДЗОТ.
свернуть ветку


И это, поправь заголовок!
свернуть ветку
Именно. Только у вас север внизу на снимке.
Со стороны Горицкой домов не видно, выходит, что в одном из обведённых.


Благодарствую, поправил.
свернуть ветку
13.12.42 года-помощник командира взвода 943-го стрелкового полка — ст. сержант, а по состоянию на 26.12.42г. уже командир взвода 943-го стрелкового полка -лейтенант. Все в порядке.

свернуть ветку
Нет, не все в порядке!
26.12.42 г. Генрих Александрович Винатовский, умер в госпитале, будучи лейтенантом!
Что это за памятная доска такая с ущербной надписью, Винатовский, старший сержант, парторг роты. Где имя, где отчество! А ведь смертельное ранение он получил освобождая наш город. Я у верен, что мало кто знает где он родился!
свернуть ветку

Бобачевское воинское, Тверь
свернуть ветку
Согласен, что отсутствие имени и отчества героя на мемориальной доске не красит наш город, а то, что в период освобождения города он был еще ст. сержантом а не лейтенантом, это вполне допустимо и нормально, а не то получится как с растиражированной информацией о «генерале» Семене Григорьевиче Нарышкине, якобы руководившем «строительством» крепости — был генерал, да в более позднее время.
свернуть ветку
Я думаю, что Винатовский уже был лейтенантом, а Александр Фадеев(основной источник) напутал в своих записках. Вы ведь знаете, что званию лейтенант предшествует звание мл. лейтенант.
Вряд ли Генриху Александровичу присвоили звание через одну ступень.
свернуть ветку
Но должность пом.ком.взвода — сержантская и держать на этой должности офицера — при острой недостаточности офицерского состава крайне маловероятно.
свернуть ветку
Но должность пом.ком.взвода — сержантская и держать на этой должности офицера — при острой недостаточности офицерского состава крайне маловероятно. На фотографии он тоже старший сержант
свернуть ветку
А если он не был пом.ком.взвода, а был командиром взвода?
свернуть ветку
Фотография могла быть сделана ранее.
А вот самый главный факт, что через 13 дней в Калининском госпитале, он уже проходит как командир взвода, лейтенант!
свернуть ветку
Досрочное присвоение воинского звания может быть произведено за особые заслуги и через ступень и даже не одну, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности. В данном случае, теоретически, ему могло быть даже присвоено звание старшего лейтенанта.
свернуть ветку
Согласен, могут присвоить, но нигде нет описания подвигов Винатовского, нет наградных документов.
свернуть ветку
Джентльмены, есть одна интересная цитата на этот счёт из записной книжки Г.А. Винатовского, приведённая в статье Е.П. Кондратович:
Командование представило меня к награде Героя Советского Союза.
Это запись от 16 или 17 декабря, если в статье они идут в хронологическом порядке (что в остальных цитатах соблюдается). Далее уже автором говорится, что в числе награждённых Генрих Александрович не значится, и возможно, что его наградные документы затерялись.
К чему я это: если Винатовского представили к званию Героя, то в период с 13 по 26 декабря ему с учётом совершённых подвигов вполне могло быть досрочно присвоено звание лейтенанта.
свернуть ветку
Могли присвоить, но мало вероятно процесс этот не такой скорый, уж по крайней мере 2 недели это очень мало.

5. Присвоение первичного офицерского звания младший лейтенант производить:
а) лицам сержантского состава, а также лицам рядового состава за проявленное умение командовать в бою — приказами командующих фронтов и в исключительных случаях приказами командующих армий;
bdsa.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B7%D0%B0-1943-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/573-445
свернуть ветку
Там ещё нюанс в том, что несмотря на позднюю запись по документам его искали в приказе о награждении от 4 декабря. То есть в книжке он писал уже глубоко постфактум (если это не ранняя запись, она не датирована, цитата дана между цитатами от 15 и 20 декабря), приказ мог быть в конце ноября, и к середине декабря звания как раз могли быть присвоены.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 18 декабря 2018, 00:31
  • #
  • 0
Выскажу свои мысли по теме.

1. Записная книжка Героя хранится в краевед. музее — сходите и посмотрите её, сделайте фото
и нас порадуйте…

2. Уже отмечал не раз на сайте ОДНОГО источника всегда мало, и ВСЕ(!) УВАЖАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ могли присочинить или перепутать. Тем более слова «дом и дзот» почти идентичны визуально…

3. При подготовки к обороне немцы хорошо укрепили город — почти в каждых каменных подвалах домов (вполне возможно и в других подвалах) были оборудованы огневые точки.

4. из пп… 2 и 3 следует, что при путанице в описании подвига Г.А. Винатовского исследователями задействованы два эти фактора: ДЗОТ находился СКОРЕЕ ВСЕГО В ДОМЕ — правы и те и другие, но НАДО ЭТОТ ФАКТ УТОЧНИТЬ…

5. Г.А. Винатовским возможно занимался А.Б. Канавщиков (интерес к названиям улиц), может он и публиковал свои находки в «ВП.Новости».
Спросить его при личной встрече на этой неделе по данной теме не помешает…

6. Вы видите, как даже сегодня при наличии информации, многих исследователей ранее и сейчас на сайте НЕ ПРОСТО УСТАНОВИТЬ ИСТИНУ.
Ошибки допускались и писарями в приказах, и в других документах в тех сложных военных условиях… Они могли быть потеряны…

7. С памятниками и памятными досками в городе беда — очень много ошибок и неточностей было допущено и во времена СССР, и даже к юбилею города в 2016… Надо их исправлять…

8. Вопрос: два снимка с презентации:
кто с флагом и где стоит это здание?
свернуть ветку
Кратко отвечу на каждую:

1. Она здесь не единожды цитируется, практически вся важная информация об этих днях приводится оттуда дословно.

2. Дзот и был домом, как выяснилось.

3. Согласен, возвращаемся к пункту 2.

4. Снова пункты 2 и 3. Тут даже не путаница, а, скорее, вольность трактовки, потому что в данном случае оба варианта технически верные.

5. Благодарю, попробую расспросить его при встрече.

6. Как и всегда. Человеческий фактор работает безотказно.

7. Опять же согласен. Многие таблички сделаны ужасно, включая эту. Да и неточностей действительно много, взять, например, А.М. Родителева и его родную деревню.

8. Кто с флагом — не уверен, скорее всего это просто постановочное фото. А здание — перчаточная фабрика, вид с нынешней улицы Льва Толстого почти сразу за перекрёстком с Некрасова, от главного корпуса радиозавода. На заднем плане Богоявленский собор, а на линии обзора на него скоро построят детский санаторий.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 18 декабря 2018, 08:40
  • #
  • 0
«1. Она здесь не единожды цитируется, практически вся важная информация об этих днях приводится оттуда дословно.»
Не согласен. Взялись исследовать тему, так посмотрите ПЕРВОИСТОЧНИК (тем более он рядом).
Исследователи могли что-то упустить.
А вы «заточены» на установление истины — вам
и флаг в руки.
И сфотографируете страницу, где про дзот запись"


«2. Дзот и был домом, как выяснилось.»
Что почти в каждом каменном подвале была огневая точка, не я придумал, а взято в источниках — врезалось в память. Галицкий или Карпов или кто-то другой сейчас точно не помню...

4. «Снова пункты 2 и 3. Тут даже не путаница, а, скорее, вольность трактовки, потому что в данном случае оба варианта технически верные.»
Путаница на лицо, ибо пишут иди дзот, или дом,
а правильнее, наверное, так — дом, в котором была огневая точка немцев. После чтения дневника Г.А. Винатовского можно, что-то ещё УТОЧНЯЮЩЕ ДОБАВИТЬ.

«7. Опять же согласен. Многие таблички сделаны ужасно, включая эту. Да и неточностей действительно много, взять, например, А.М. Родителева и его родную деревню.»
В ходе октябрьской краеведческой конференции,
её составной части — экскурсии по городу с В.В. Орловым были обнаружены печальные неточности
на информационной плите, которая десятилетия стоит под Неплюевым бастионом крепости (2018).

Есть неточность и незаполненные пустоты
на памятнике в честь 850-летия города
на Юбилейной площади (2016)

УСПЕХОВ и НОВЫХ ОТКРЫТИЙ…
свернуть ветку
А знаете что? Кажется, я упустил одну важную деталь. И за ней даже не нужно идти в музей, потому что фотография страницы про дзот есть в журнале. И там всё раскрыто — нужно было только вчитаться в почерк. Смотрите!

Почерк непонятный, но судя по всему так:
первым ворвался в город, уничтожил гарнизон противника в дзоте. Лично возвёл красный флаг на первом доме
Ведь последнее слово — не «дзот». Похоже, про дом первым написал сам Генрих Александрович. А я, каюсь, машинально читал это слово как «дзот», пока не присмотрелся к нему как следует.
Так что нет путаницы, выходит.

А про огневые точки писали и Галицкий, и Карпов, и Дьяконов и многие другие авторы.
свернуть ветку
Стилистика написания скорее относится к командиру, а не к помощнику командира. Такие выражения, как «ворвался в город», «уничтожил гарнизон» относятся ко взводу и пишутся от первого лица единоличным начальником — командиром взвода, либо исполняющим его обязанности.
свернуть ветку



Боевые действия 257 сд по овладению Великие Луки
pamyat-naroda.ru

О Винатовском ни слова…
свернуть ветку
Кстати, вот это тоже интересный момент: на «Памяти народа» только документ из госпиталя о его смерти, на «Подвиге народа» — вообще ничего по его имени. Странно.
свернуть ветку
В донесении штаба КалФ он проходит как
Витановский.
На Витановского Генриха Александровича на «Памяти» два документа.
свернуть ветку
И ещё чуть в копилку поиска



свернуть ветку
Спасибо, это многое проясняет!

По приведённым Вами документам, кстати, видно, что наступали всё-таки в районе нынешней улицы Тимирязева, а не по Горицкой. Выходит, место подвига всё же там, где я приблизительно указывал в самом посте.
свернуть ветку
Домов на улице много-много…
свернуть ветку
Разумеется. Именно поэтому я и пометил довольно обширную область, ведь неизвестно, какие из них уцелели, и какой из уцелевших был тем самым. По крайней мере, пока неизвестно.
свернуть ветку
Всегда рада помочь, чем могу =)
свернуть ветку

Описание Великолукской наступательной операции фронта за период с 25 ноября 1942 г. по 20 января 1943
свернуть ветку
Это поставленные задачи, план операции, а выше описываются уже непосредственные события. И они, исходя из карты, на деле были немного севернее.
свернуть ветку
Район сосредоточения 257 СД, Золотково -Сергиевская Слобода. В город ведет одна дорога, Ленинградское шоссе. Границы наступления для 257 дивизии определены, кварталы в направлении которых следует наступать, тоже определены. Это приказ!
Мост сев.сап. квартала 12, это мост через р.Коломенку. Справа от шоссе болото (его осушили уже после войны), других дорог в город в этом месте нет.
свернуть ветку




А уж потом, что получилось…

свернуть ветку
Видите, в итоге они действительно прошли севернее моста и кладбища, по северу нынешней улицы Винатовского.
свернуть ветку
Но почему тогда в документах значится наступление через кварталы 3,4,5 и 8 и выход на рубежи квартала 14?
свернуть ветку
Юрасик прав. Я жил с 1955 ро 1967 год в доме №5/1 по пр-ту Ленина, тогда это была улица Спартака д.30/1, это в 100 метрах от ул. Винатовского, тогда она была еще Коломенской. Помню говорили про дом который брал Винатовский, это где-то в районе нынешнего дома №18, хотя может ошибаюсь…
свернуть ветку
Чем в таком случае предлагаете объяснить несоответствие в документах?
свернуть ветку
А в чем несоответствие?
свернуть ветку
А вы посмотрите ещё раз на карту и документ из сообщения Великолучанки. Там перечислены кварталы севернее кладбища.
свернуть ветку
много там домов было,
много кварталов...

свернуть ветку
Но в документе-то указаны конкретные. В частности, 3, 4, 5 и 14. При этом задачей 943 сп было сначала овладеть их северо-западной окраиной, а затем ими и соседними. По факту к 13:00 она, пройдя 3, 4 и 5 кварталы, находилась в квартале №14. Выходит примерно следующая картина:

свернуть ветку
Перед началом операции по освобождению города, специально были созданы штурмовые группы, на танках с волокушами.

Им придавалась артиллерия. В задачу этих групп входила ликвидация огневых точек противника. Следом за этим группами, по фронту, между линиями разграничения, должна была идти пехота.
Накануне была произведена разведка.


В одну из таких штурмовых групп и попал Винатовский.

После начала штурма, все пошло немного не по плану, тут задержка из-за флангового огня со стороны Сергиевского монастыря и помощь соседям 953-му СП. Все это можно увидеть в боевом донесении.


свернуть ветку
Еще два интересных документа!

Приказ №32, немного изменяющий задачу 1 батальону 943 СП, добавлены кварталы 3 и 4.


Оперативная сводка от 15.12.42г. 04-00 час
1 батальон очистил 29 квартал, примыкающий к улице Круглой (пр-т Ленина).Цель помочь окружить групптровку противника в 24 квартале,
2 и 3 батальоны ведут бои в районе улиц Долгая(Ставского) и Больничная. Штурмуют 24 квартал.

Вот фактически и определилась полоса боевых действий 943 СП, в результате боев 13-14 декабря.
свернуть ветку
Благодарю! Интересные документы!
Теперь действительно картина стала гораздо яснее.
свернуть ветку
Есть еще Винотенский Генрих Александрович
pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek1911255907/
свернуть ветку
Судя по датам и месту службы, тоже он.
свернуть ветку
Да странностей, легенд полно и в мирной жизни,
и, тем более, на войне…

Могли позабыть отметить, например, причём невольно (понятно — война!)
или вольно — вдруг он не нравился начальнику?

Вот, пример, забытия из мирной жизни:
10-летие присвоения Великим Лукам звания ГВС недавно отметили, а инициатора этого движения, системного его участника на протяжении более 3-х летполностью стараются стереть из исторической памяти великолучан, никуда не приглашают, замалчивают 10-лет в газетных публикациях.
И ничего — наши краеведы ПОМАЛКИВАЮТ 10 лет!

Могли потерять приказ, докладную при их движении по инстанциям…

Могли просто забыть про этот подвиг в военной суматохе…

СПАСИБО, Алексеич, за список!!!
Решил выписать редкие фамилии ГЕРОЕВ битвы за Великие Луки и поискать их награды
на сайтеПодвиг народа.

ОПИШУ АЛГОРИТМ ЭТОГО ПОИСКА
(кто-то знает, кому-то пригодится)

Набрал:Давидьян
СМОТРЮ из всех: ст. лейтенант
и быстро нашёл нашего:
Давидьян Сурен Израилевич ст. лейтенант 1918
1.читаем наградной лист — подробное описание подвига в боях за Великие Луки, ФИО и подписи всех начальников от командира части до ком. армией/фронтом
Представлен к званию ГСС — награждён орденом Ленина
2. Смотрим СТРОКУ В ПРИКАЗЕ
о, сразу находка, рядом
Айтмухамбетов Хабий Нисткалиевич
личтаем внизу СТРАНИЦЫ ПРИКАЗА
почти сразу видим наградной ГЕРОЯ
его за подвиги у Великих Лук и Духовщины
(описаны подробно) представляют к ГСС.
Награждают орденом Ленина (высший орден СССР)
ещё надо посмотреть по его фамилии,
так как он был награждён орденом Красной Звезды
в декабре 1942 (!)
листаю дальше страницывнизу страницы приказа
и ещё удача:
Ахи Оскар Эдуардович
за подвиги в боях за Великие Луки
представлен к ГСС — награждён орденом Ленина.
Интересна подтвердительная справка
за наградным листом!


Три ГЕРОЯ освобождения нашего города — армянин, казах, эстонец из тысяч ГЕРОЕВ красноармейцев
освобождавших Великие Луки,
ибо все воины — ГЕРОИ!!!

Как сложились из дальнейшие судьбы…
Хорошо бы это изучать нашим школьникам...

свернуть ветку
Давидьян, на самом деле Давтян Сурен Исраелович
www.pobeda1945.su/frontovik/86334/
свернуть ветку
Но, в наградном листе…

Если это так, посмотрю попозже,
то это ещё раз подтверждает
ЧТО ВСЁ НАДО ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ,
И БОЛЬШАЯ КАТАВАСИЯ БЫЛА С ФИО на войне…
свернуть ветку
Да, СПАСИБО, Алексеич!
Вы Ас нашего краеведения!
Другие краеведы тоже Асы!


Надо в Севанский РВК запрос нашему музею сделать,
личные дела офицеров Великой Отечественной хранятся вечно.
ФОТО ГЕРОЯ для музея.
Может быть родственники есть…
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 18 декабря 2018, 17:07
  • #
  • 0
строка в наградном списке//
УКАЗ о награждениях

podvignaroda.ru/?#id=19865661&tab=navDetailDocument
свернуть ветку
Айтмухамбетов Х. Н.
на звание ГСС три инстанции «ЗА», последняя:
Ерёменко зарубил — награждён орденом Ленина.

А какие автографы знаменитых военначальников
на этой странице:
Белобородов, Берзарин, Ерёменко
#id=19865661&tab=navDetailDocument
свернуть ветку
Смотрите по ссылке выше...
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 18 декабря 2018, 17:11
  • #
  • 0
СПАСИБО, Великолучанка!

Да, часто путали в приказах и в других документах буквы в ФИО.
В поисках на сайтах этот момент надо учитывать и проверять несколько вариантов…
свернуть ветку
У меня перескочил запрос-ссылкана на другого.
Да я тоже эту ссылку с подвига народа ставил изначально:
Винатовский Авангард Генрихович, 1925 г.р.

Запрос в Белоруссию надо делать…
свернуть ветку
Вообще-то они из города Белебей, тогда БАССР.
Вот фото из местного музея. Генрих Александрович на гражданке.


свернуть ветку
В наградном листе сына Авангарда указано,
что в 1947 году он работает в Новомышковском районе (Новая Мышь — сегодня) Барановичской (ныне Брестская) области…

И в Белебее (Алексеич),
и в ЦА МО (Великолучанка),
и в Новой Мыши…
свернуть ветку
И касательно звания Винатовского. У Е.П. Кондратович в статье «Отныне город наш» (Великолукский вестник №2, стр. 20-23) приводится письмо Генриха Александровича родным без датировки, но, цитирую: «…На мою долю выпала великая честь в день 24 годовщины Красной Армии выехать в действующую армию… через несколько часов выедем, учёбу закончил, получил звание старшего сержанта, помощника командира взвода…».
То есть это звание Винатовский имел на февраль 1942 года, а к декабрю оно, как и должность, вполне могло поменяться. Никаких других указаний на его звание в документальных источниках не указывается.
А вообще в личном деле должны быть все данные. Запрос в ЦА МО ответил бы на многие вопросы.
свернуть ветку


Пятницкая улица, мост через Коломенку.
Весна 1942 год.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения