Блог им. AgentJester → Подвиг старшего сержанта Г.А. Винатовского
Ровно 76 лет назад, 13 декабря 1942 года свой подвиг совершил помощник командира взвода 943-го стрелкового полка 257-й стрелковой дивизии, старший сержант Генрих Александрович Винатовский.
Об этом подвиге писали многие великолукские краеведы, в частности, из недавних работ можно выделить отличную статью Елены Павловны Кондратович «Отныне город наш (новые страницы минувшей войны)» в «Великолукском вестнике» №2.
Читая в разных источниках о подвиге Генриха Александровича, я встретил один любопытный момент, который предлагаю проанализировать и обсудить.
Итак:
В вышеупомянутой статье приводятся, помимо всего прочего, сведения из записной книжки Генриха Александровича, хранящейся в великолукском краеведческом музее. О подвиге там сказано следующее:
Обратимся к книге Константина Ивановича Карпова «Улицы Великих Лук». На странице 21 приведена цитата из дневника писателя Александра Александровича Фадеева:
Здесь же, в статье об улице Винатовского Константин Иванович описывает подвиг следующим образом:
Однако в современных источниках почему-то появляется противоречие.
Вот, например, слайд из презентации к уроку на тему «17 января 1943 года — 70 лет со дня освобождения города Великие Луки» (доступна здесь www.myshared.ru/slide/1004097/ )
Ровно год назад те же сведения были опубликованы в записи на стене группы великолукского краеведческого музея ( vk.com/wall-89985727_128 )
Это всего лишь два примера, но в целом слово «дом» в публицистике и обиходе встречается очень часто, по крайней мере, не менее часто, чем «дзот». Так откуда же этот дом взялся?
Лично у меня есть по крайней мере две версии:
1. Это чья-то ошибка, растиражированная впоследствии.
2. Дзот был сделан из дома, укреплённого и соответствующим образом приспособленного.
Вторая версия более оптимистична, потому что в таком случае правы, в общем-то, все. Но вот насколько она реалистична и можно ли переделать дом в дзот, судить не могу, так как военная инженерия — не мой конёк.
Но где же был тот самый дом/дзот на Коломенской улице? Давайте посмотрим на аэрофотоснимки Великих Лук.
Вот снимок от 16 июля 1941 года. Улица Коломенская (будущая улица Винатовского) обозначена красной линией. Где север можно определить по попавшему в кадр кусочку белой стрелки внизу
Наземные боевые действия до города ещё не дошли, и как мы видим, домов на улице довольно много. Улица идёт на северо-восток и в конце довольно сильно изгибается в этом направлении 257-я стрелковая дивизия наступала с северо-запада, перпендикулярно ей, и теоретически могла ударить в любую точку улицы в зависимости от расположения немецких укреплений.
А вот июль 1943 года. Город лежит в руинах, но на Коломенской улице отчётливо видны дома.
Возможно, их успели построить за полгода, прошедшие с момента освобождения города. Однако северная часть улицы, за современной улицей Тимирязева, практически пуста. Это может свидетельствовать о том, что там находились укрепления, и там же шли наиболее ожесточённые бои.
Разумеется, этот вывод, зная направление наступления советских войск, достаточно очевиден, однако АФС всё же лишний раз подтверждает его.
Современная улица Винатовского идёт по той же траектории, что и до войны, сохранив даже изгиб к северо-востоку в конце.
Если наложить старую карту на нынешнюю, выходит, что подвиг Генриха Александровича был совершён где-то в пределах области, обведённой красным кругом.
Не знаю, верен ли мой вывод — он сугубо эмпирический и построен на тех немногих сведениях, которыми я располагаю в данный момент. Если у вас есть что добавить или уточнить — буду очень рад!
Суммируя всё вышесказанное, главные вопросы в данной теме получаются следующими:
1. Почему дзот в конечном итоге в описании подвига Г.А. Винатовского превратился в дом?
2. Каково точное место совершения подвига на Коломенской улице?
Об этом подвиге писали многие великолукские краеведы, в частности, из недавних работ можно выделить отличную статью Елены Павловны Кондратович «Отныне город наш (новые страницы минувшей войны)» в «Великолукском вестнике» №2.
Читая в разных источниках о подвиге Генриха Александровича, я встретил один любопытный момент, который предлагаю проанализировать и обсудить.
Итак:
В вышеупомянутой статье приводятся, помимо всего прочего, сведения из записной книжки Генриха Александровича, хранящейся в великолукском краеведческом музее. О подвиге там сказано следующее:
13 декабря 1942 г. штурмовал Великие Луки, первым ворвался в город, уничтожил гарнизон противника в дзоте. Лично водрузил красный флаг.
Обратимся к книге Константина Ивановича Карпова «Улицы Великих Лук». На странице 21 приведена цитата из дневника писателя Александра Александровича Фадеева:
Старший сержант Винатовский Генрих Александрович. Первый ворвался в оборону 13/XII. На дзоте водрузил знамя — разорванный кисет. Улица навечно останется советской.
Здесь же, в статье об улице Винатовского Константин Иванович описывает подвиг следующим образом:
13 декабря 1942 года воины 257-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза А.А. Дьяконова, обойдя город с севера, ворвались на его северо-западную окраину. На первом обезвреженном дзоте на Коломенской улице старший сержант Винатовский — помощник командира взвода 943-го стрелкового полка, — разорвав красный кисет, укрепил его вместо красного флага и воскликнул: «Отныне город наш!»
Однако в современных источниках почему-то появляется противоречие.
Вот, например, слайд из презентации к уроку на тему «17 января 1943 года — 70 лет со дня освобождения города Великие Луки» (доступна здесь www.myshared.ru/slide/1004097/ )
Ровно год назад те же сведения были опубликованы в записи на стене группы великолукского краеведческого музея ( vk.com/wall-89985727_128 )
Над первым же отвоеванным у противника домом сержант Винатовский укрепил красный стяг «Отныне город… наш».
Это всего лишь два примера, но в целом слово «дом» в публицистике и обиходе встречается очень часто, по крайней мере, не менее часто, чем «дзот». Так откуда же этот дом взялся?
Лично у меня есть по крайней мере две версии:
1. Это чья-то ошибка, растиражированная впоследствии.
2. Дзот был сделан из дома, укреплённого и соответствующим образом приспособленного.
Вторая версия более оптимистична, потому что в таком случае правы, в общем-то, все. Но вот насколько она реалистична и можно ли переделать дом в дзот, судить не могу, так как военная инженерия — не мой конёк.
Но где же был тот самый дом/дзот на Коломенской улице? Давайте посмотрим на аэрофотоснимки Великих Лук.
Вот снимок от 16 июля 1941 года. Улица Коломенская (будущая улица Винатовского) обозначена красной линией. Где север можно определить по попавшему в кадр кусочку белой стрелки внизу
Наземные боевые действия до города ещё не дошли, и как мы видим, домов на улице довольно много. Улица идёт на северо-восток и в конце довольно сильно изгибается в этом направлении 257-я стрелковая дивизия наступала с северо-запада, перпендикулярно ей, и теоретически могла ударить в любую точку улицы в зависимости от расположения немецких укреплений.
А вот июль 1943 года. Город лежит в руинах, но на Коломенской улице отчётливо видны дома.
Возможно, их успели построить за полгода, прошедшие с момента освобождения города. Однако северная часть улицы, за современной улицей Тимирязева, практически пуста. Это может свидетельствовать о том, что там находились укрепления, и там же шли наиболее ожесточённые бои.
Разумеется, этот вывод, зная направление наступления советских войск, достаточно очевиден, однако АФС всё же лишний раз подтверждает его.
Современная улица Винатовского идёт по той же траектории, что и до войны, сохранив даже изгиб к северо-востоку в конце.
Если наложить старую карту на нынешнюю, выходит, что подвиг Генриха Александровича был совершён где-то в пределах области, обведённой красным кругом.
Не знаю, верен ли мой вывод — он сугубо эмпирический и построен на тех немногих сведениях, которыми я располагаю в данный момент. Если у вас есть что добавить или уточнить — буду очень рад!
Суммируя всё вышесказанное, главные вопросы в данной теме получаются следующими:
1. Почему дзот в конечном итоге в описании подвига Г.А. Винатовского превратился в дом?
2. Каково точное место совершения подвига на Коломенской улице?
- +15
- AgentJester
- 13 декабря 2018, 02:11
Комментарии (70)
rss свернуть / развернутьА потому
А это уже Великие Луки
lukigrad.ru/index.php/fotografii/galerey04#76
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
И это, поправь заголовок!
свернуть ветку
Со стороны Горицкой домов не видно, выходит, что в одном из обведённых.
Благодарствую, поправил.
свернуть ветку
obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261518974
свернуть ветку
свернуть ветку
26.12.42 г. Генрих Александрович Винатовский, умер в госпитале, будучи лейтенантом!
Что это за памятная доска такая с ущербной надписью, Винатовский, старший сержант, парторг роты. Где имя, где отчество! А ведь смертельное ранение он получил освобождая наш город. Я у верен, что мало кто знает где он родился!
свернуть ветку
Бобачевское воинское, Тверь
свернуть ветку
свернуть ветку
Вряд ли Генриху Александровичу присвоили звание через одну ступень.
свернуть ветку
свернуть ветку
luki.ru/vedomostiluki/news/581665.html
Похоже Фадеев тоже напутал.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
А вот самый главный факт, что через 13 дней в Калининском госпитале, он уже проходит как командир взвода, лейтенант!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Это запись от 16 или 17 декабря, если в статье они идут в хронологическом порядке (что в остальных цитатах соблюдается). Далее уже автором говорится, что в числе награждённых Генрих Александрович не значится, и возможно, что его наградные документы затерялись.
К чему я это: если Винатовского представили к званию Героя, то в период с 13 по 26 декабря ему с учётом совершённых подвигов вполне могло быть досрочно присвоено звание лейтенанта.
свернуть ветку
bdsa.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B7%D0%B0-1943-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/573-445
свернуть ветку
свернуть ветку
1. Записная книжка Героя хранится в краевед. музее — сходите и посмотрите её, сделайте фото
и нас порадуйте…
2. Уже отмечал не раз на сайте ОДНОГО источника всегда мало, и ВСЕ(!) УВАЖАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ могли присочинить или перепутать. Тем более слова «дом и дзот» почти идентичны визуально…
3. При подготовки к обороне немцы хорошо укрепили город — почти в каждых каменных подвалах домов (вполне возможно и в других подвалах) были оборудованы огневые точки.
4. из пп… 2 и 3 следует, что при путанице в описании подвига Г.А. Винатовского исследователями задействованы два эти фактора: ДЗОТ находился СКОРЕЕ ВСЕГО В ДОМЕ — правы и те и другие, но НАДО ЭТОТ ФАКТ УТОЧНИТЬ…
5. Г.А. Винатовским возможно занимался А.Б. Канавщиков (интерес к названиям улиц), может он и публиковал свои находки в «ВП.Новости».
Спросить его при личной встрече на этой неделе по данной теме не помешает…
6. Вы видите, как даже сегодня при наличии информации, многих исследователей ранее и сейчас на сайте НЕ ПРОСТО УСТАНОВИТЬ ИСТИНУ.
Ошибки допускались и писарями в приказах, и в других документах в тех сложных военных условиях… Они могли быть потеряны…
7. С памятниками и памятными досками в городе беда — очень много ошибок и неточностей было допущено и во времена СССР, и даже к юбилею города в 2016… Надо их исправлять…
8. Вопрос: два снимка с презентации:
кто с флагом и где стоит это здание?
свернуть ветку
1. Она здесь не единожды цитируется, практически вся важная информация об этих днях приводится оттуда дословно.
2. Дзот и был домом, как выяснилось.
3. Согласен, возвращаемся к пункту 2.
4. Снова пункты 2 и 3. Тут даже не путаница, а, скорее, вольность трактовки, потому что в данном случае оба варианта технически верные.
5. Благодарю, попробую расспросить его при встрече.
6. Как и всегда. Человеческий фактор работает безотказно.
7. Опять же согласен. Многие таблички сделаны ужасно, включая эту. Да и неточностей действительно много, взять, например, А.М. Родителева и его родную деревню.
8. Кто с флагом — не уверен, скорее всего это просто постановочное фото. А здание — перчаточная фабрика, вид с нынешней улицы Льва Толстого почти сразу за перекрёстком с Некрасова, от главного корпуса радиозавода. На заднем плане Богоявленский собор, а на линии обзора на него скоро построят детский санаторий.
свернуть ветку
Не согласен. Взялись исследовать тему, так посмотрите ПЕРВОИСТОЧНИК (тем более он рядом).
Исследователи могли что-то упустить.
А вы «заточены» на установление истины — вам
и флаг в руки.
И сфотографируете страницу, где про дзот запись"
«2. Дзот и был домом, как выяснилось.»
Что почти в каждом каменном подвале была огневая точка, не я придумал, а взято в источниках — врезалось в память. Галицкий или Карпов или кто-то другой сейчас точно не помню...
4. «Снова пункты 2 и 3. Тут даже не путаница, а, скорее, вольность трактовки, потому что в данном случае оба варианта технически верные.»
Путаница на лицо, ибо пишут иди дзот, или дом,
а правильнее, наверное, так — дом, в котором была огневая точка немцев. После чтения дневника Г.А. Винатовского можно, что-то ещё УТОЧНЯЮЩЕ ДОБАВИТЬ.
«7. Опять же согласен. Многие таблички сделаны ужасно, включая эту. Да и неточностей действительно много, взять, например, А.М. Родителева и его родную деревню.»
В ходе октябрьской краеведческой конференции,
её составной части — экскурсии по городу с В.В. Орловым были обнаружены печальные неточности
на информационной плите, которая десятилетия стоит под Неплюевым бастионом крепости (2018).
Есть неточность и незаполненные пустоты
на памятнике в честь 850-летия города
на Юбилейной площади (2016)
УСПЕХОВ и НОВЫХ ОТКРЫТИЙ…
свернуть ветку
Почерк непонятный, но судя по всему так:
Ведь последнее слово — не «дзот». Похоже, про дом первым написал сам Генрих Александрович. А я, каюсь, машинально читал это слово как «дзот», пока не присмотрелся к нему как следует.
Так что нет путаницы, выходит.
А про огневые точки писали и Галицкий, и Карпов, и Дьяконов и многие другие авторы.
свернуть ветку
свернуть ветку
Боевые действия 257 сд по овладению Великие Луки
pamyat-naroda.ru
О Винатовском ни слова…
свернуть ветку
свернуть ветку
Витановский.
На Витановского Генриха Александровича на «Памяти» два документа.
свернуть ветку
свернуть ветку
По приведённым Вами документам, кстати, видно, что наступали всё-таки в районе нынешней улицы Тимирязева, а не по Горицкой. Выходит, место подвига всё же там, где я приблизительно указывал в самом посте.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Описание Великолукской наступательной операции фронта за период с 25 ноября 1942 г. по 20 января 1943
свернуть ветку
свернуть ветку
Мост сев.сап. квартала 12, это мост через р.Коломенку. Справа от шоссе болото (его осушили уже после войны), других дорог в город в этом месте нет.
свернуть ветку
А уж потом, что получилось…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
много кварталов...
свернуть ветку
свернуть ветку
Им придавалась артиллерия. В задачу этих групп входила ликвидация огневых точек противника. Следом за этим группами, по фронту, между линиями разграничения, должна была идти пехота.
Накануне была произведена разведка.
В одну из таких штурмовых групп и попал Винатовский.
После начала штурма, все пошло немного не по плану, тут задержка из-за флангового огня со стороны Сергиевского монастыря и помощь соседям 953-му СП. Все это можно увидеть в боевом донесении.
свернуть ветку
Приказ №32, немного изменяющий задачу 1 батальону 943 СП, добавлены кварталы 3 и 4.
Оперативная сводка от 15.12.42г. 04-00 час
1 батальон очистил 29 квартал, примыкающий к улице Круглой (пр-т Ленина).Цель помочь окружить групптровку противника в 24 квартале,
2 и 3 батальоны ведут бои в районе улиц Долгая(Ставского) и Больничная. Штурмуют 24 квартал.
Вот фактически и определилась полоса боевых действий 943 СП, в результате боев 13-14 декабря.
свернуть ветку
Теперь действительно картина стала гораздо яснее.
свернуть ветку
pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek1911255907/
свернуть ветку
свернуть ветку
и, тем более, на войне…
Могли позабыть отметить, например, причём невольно (понятно — война!)
или вольно — вдруг он не нравился начальнику?
Вот, пример, забытия из мирной жизни:
10-летие присвоения Великим Лукам звания ГВС недавно отметили, а инициатора этого движения, системного его участника на протяжении более 3-х летполностью стараются стереть из исторической памяти великолучан, никуда не приглашают, замалчивают 10-лет в газетных публикациях.
И ничего — наши краеведы ПОМАЛКИВАЮТ 10 лет!
Могли потерять приказ, докладную при их движении по инстанциям…
Могли просто забыть про этот подвиг в военной суматохе…
СПАСИБО, Алексеич, за список!!!
Решил выписать редкие фамилии ГЕРОЕВ битвы за Великие Луки и поискать их награды
на сайтеПодвиг народа.
ОПИШУ АЛГОРИТМ ЭТОГО ПОИСКА
(кто-то знает, кому-то пригодится)
Набрал:Давидьян
СМОТРЮ из всех: ст. лейтенант
и быстро нашёл нашего:
Давидьян Сурен Израилевич ст. лейтенант 1918
1.читаем наградной лист — подробное описание подвига в боях за Великие Луки, ФИО и подписи всех начальников от командира части до ком. армией/фронтом
Представлен к званию ГСС — награждён орденом Ленина
2. Смотрим СТРОКУ В ПРИКАЗЕ
о, сразу находка, рядом
Айтмухамбетов Хабий Нисткалиевич
личтаем внизу СТРАНИЦЫ ПРИКАЗА
почти сразу видим наградной ГЕРОЯ
его за подвиги у Великих Лук и Духовщины
(описаны подробно) представляют к ГСС.
Награждают орденом Ленина (высший орден СССР)
ещё надо посмотреть по его фамилии,
так как он был награждён орденом Красной Звезды
в декабре 1942 (!)
листаю дальше страницывнизу страницы приказа
и ещё удача:
Ахи Оскар Эдуардович
за подвиги в боях за Великие Луки
представлен к ГСС — награждён орденом Ленина.
Интересна подтвердительная справка
за наградным листом!
Три ГЕРОЯ освобождения нашего города — армянин, казах, эстонец из тысяч ГЕРОЕВ красноармейцев
освобождавших Великие Луки,
ибо все воины — ГЕРОИ!!!
Как сложились из дальнейшие судьбы…
Хорошо бы это изучать нашим школьникам...
свернуть ветку
www.pobeda1945.su/frontovik/86334/
свернуть ветку
Если это так, посмотрю попозже,
то это ещё раз подтверждает
ЧТО ВСЁ НАДО ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ,
И БОЛЬШАЯ КАТАВАСИЯ БЫЛА С ФИО на войне…
свернуть ветку
Вы Ас нашего краеведения!
Другие краеведы тоже Асы!
Надо в Севанский РВК запрос нашему музею сделать,
личные дела офицеров Великой Отечественной хранятся вечно.
ФОТО ГЕРОЯ для музея.
Может быть родственники есть…
свернуть ветку
УКАЗ о награждениях
podvignaroda.ru/?#id=19865661&tab=navDetailDocument
свернуть ветку
на звание ГСС три инстанции «ЗА», последняя:
Ерёменко зарубил — награждён орденом Ленина.
А какие автографы знаменитых военначальников
на этой странице:
Белобородов, Берзарин, Ерёменко
#id=19865661&tab=navDetailDocument
свернуть ветку
свернуть ветку
Да, часто путали в приказах и в других документах буквы в ФИО.
В поисках на сайтах этот момент надо учитывать и проверять несколько вариантов…
свернуть ветку
podvignaroda.ru/?#id=81961567&tab=navDetailDocument
свернуть ветку
Сын здесь
свернуть ветку
Да я тоже эту ссылку с подвига народа ставил изначально:
Винатовский Авангард Генрихович, 1925 г.р.
Запрос в Белоруссию надо делать…
свернуть ветку
Вот фото из местного музея. Генрих Александрович на гражданке.
свернуть ветку
что в 1947 году он работает в Новомышковском районе (Новая Мышь — сегодня) Барановичской (ныне Брестская) области…
И в Белебее (Алексеич),
и в ЦА МО (Великолучанка),
и в Новой Мыши…
свернуть ветку
То есть это звание Винатовский имел на февраль 1942 года, а к декабрю оно, как и должность, вполне могло поменяться. Никаких других указаний на его звание в документальных источниках не указывается.
А вообще в личном деле должны быть все данные. Запрос в ЦА МО ответил бы на многие вопросы.
свернуть ветку
Пятницкая улица, мост через Коломенку.
Весна 1942 год.
свернуть ветку
Теперь, можно точно сказать, что свой подвиг Генрих Александрович Винатовский, совершил при штурме здания бывшего Духовного училища.
Источник: Газета Правда от 03.01.1943г.
свернуть ветку