Блог им. AgentJester → Малоизвестные факты о Городе воинской славы
Сегодня, в день десятилетия присвоения Великим Лукам почётного звания Города воинской славы, было бы весьма актуально обратиться к теме «а что же пишут про нас на центральных ресурсах». Теме не просто интересной — крайне занимательной, особенно по части вылова всяческих ошибок и неточностей.
Итак:
На днях мне довелось найти на просторах Сети сайт «Спутник» 1945.sputnik.ru/velikie_luki/ — сайт, хранящий данные о Городах-героях и Городах воинской славы. Прочитал на нём раздел о Великих Луках. Хорошо написано, красиво, точно, с уважением, прямо приятно почитать. Но в конце основной статьи нашёлся подзаголовок:
Казалось бы, что тут не так? А неточность в том, что, не знаю, как в целом по СССР, но даже в Великих Луках этот лагерь был далеко не первым. Вначале появилась так называемая «Долина смерти» под Куньей, где содержались в том числе пленённые в августе 1941 года солдаты и офицеры 22-й армии, затем узников перевели в городской Летний сад на берегу реки Коломенки (между улицами Дворецкой, Ставского, Розы Люксембург и, собственно, рекой), там он просуществовал 12 дней, и уже только после этого пленные были переведены на Рябики, где и появился вышеозначенный концлагерь.
Лагерь на Рябиках был самым крупным в Великих Луках, возможно даже самым крупным на всём юге нынешней области. Но он точно не был первым.
Читаем далее:
Далее:
И последнее:
В целом смущает сама выборка фактов. Почему в таком случае сюда не включено то, что первая и последняя бомбардировки города пришлись на железнодорожный узел, который был ключом как к Прибалтике, так и к Сталинграду? То, что Великим Лукам и их жителям посвящены многие произведения и воспоминания классиков советской литературы, лично побывавших в городе в качестве военных корреспондентов? То, что именно наш город оттягивал на себя часть немецких сил, которые планировалось направить к Сталинграду? Да и много чего ещё.
Нет, я вовсе не говорю, что этот сайт плох, или ему нельзя доверять. Ещё раз повторю: информация в основной статье на пять с плюсом, однако раздел «малоизвестных фактов» с ней очень неоднозначно контрастирует, а хотелось бы, чтобы он был ей под стать. Ведь в конце концов, чтобы всё, что там написано, стало абсолютно точным, достаточно подправить всего несколько слов.
Итак:
На днях мне довелось найти на просторах Сети сайт «Спутник» 1945.sputnik.ru/velikie_luki/ — сайт, хранящий данные о Городах-героях и Городах воинской славы. Прочитал на нём раздел о Великих Луках. Хорошо написано, красиво, точно, с уважением, прямо приятно почитать. Но в конце основной статьи нашёлся подзаголовок:
Малоизвестные факты военной историиИ вот тут начались вопросы. Читаем:
В Великих Луках был организован первый лагерь для советских военнопленных. Просуществовал он очень недолго. Из приблизительно 8000 заключенных погибло более тысячи человек.Вероятно, имеется в виду концлагерь в Рябиках, на территории бывшего пятого военного городка, рядом с появившимся в 1948 году гормолзаводом и ныне действующим строительным колледжем. Действительно, лагерь этот насчитывал около 8000 (по другим данным — 10000) пленных, просуществовал примерно месяц, и, возможно, именно в нём произошёл подвиг военных медиков, которому посвящён памятный знак «Подвиг Милосердия», стоящий возле учебного корпуса Великолукского медицинского колледжа. Существует фотография за авторством врача С.А. Абрамова, на которой место лагеря запечатлено в конце 1940-х годов:
Казалось бы, что тут не так? А неточность в том, что, не знаю, как в целом по СССР, но даже в Великих Луках этот лагерь был далеко не первым. Вначале появилась так называемая «Долина смерти» под Куньей, где содержались в том числе пленённые в августе 1941 года солдаты и офицеры 22-й армии, затем узников перевели в городской Летний сад на берегу реки Коломенки (между улицами Дворецкой, Ставского, Розы Люксембург и, собственно, рекой), там он просуществовал 12 дней, и уже только после этого пленные были переведены на Рябики, где и появился вышеозначенный концлагерь.
Лагерь на Рябиках был самым крупным в Великих Луках, возможно даже самым крупным на всём юге нынешней области. Но он точно не был первым.
Читаем далее:
Великие Луки – один из 15 городов, полностью стертых войной с лица земли.Снова непонятно. Неужели за всю войну (а автор не упоминает конкретную страну, так что помимо СССР считаем и Европу) было уничтожено всего 15 городов? Да и даже только в Советском Союзе, думается мне, таковых было намного больше. Возможно, имелось в виду, что Великие Луки — один из 15 древнейших городов, подлежащих скорейшему восстановлению согласно постановлению СНК СССР «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР» от 1 ноября 1945 года? Тогда да, соглашусь. Но в существующий формулировке факт как-то совсем не вызывает доверия.
Далее:
Во время освобождения Великих Лук впервые в истории Великой Отечественной войны к сопротивляющимся немцам были посланы офицеры-парламентеры – старший лейтенант М. Д. Шишкин и лейтенант И. В. Смирнов. Возглавлявший оборону немецкий комендант фон Засс сдаться отказался.В общем-то, да, всё верно, 15 декабря 1942 года советское командование действительно предприняло попытку переговоров с немецким гарнизоном, а непосредственно эту операцию осуществляли М.Д. Шишкин и И.В. Смирнов. Придраться здесь можно лишь к одному: технически фон Засс не отказывался сдаться, он отказался от переговоров в целом, так и не приняв пакет с ультиматумом, который принесли парламентёры. Да и вообще, согласно общепринятой на данный момент версии, он с ними так и не встретился — просто тянул время, а затем велел отвести их назад, к советским позициям. Возможно, это незначительный недочёт формулировки, но как по мне, если уж соблюдать точность, то во всём.
И последнее:
Освобождение Великих Лук отмечено лично Сталиным в соответствующем приказе как решающее событие кампании 1942-1943 годов.Тут согласен, в приказе от 25 января 1943 года Сталин действительно назвал освобождение Великих Лук одним из решающих событий на рубеже 1942-1943 годов. Однако, так ли этот факт малоизвестен?
В целом смущает сама выборка фактов. Почему в таком случае сюда не включено то, что первая и последняя бомбардировки города пришлись на железнодорожный узел, который был ключом как к Прибалтике, так и к Сталинграду? То, что Великим Лукам и их жителям посвящены многие произведения и воспоминания классиков советской литературы, лично побывавших в городе в качестве военных корреспондентов? То, что именно наш город оттягивал на себя часть немецких сил, которые планировалось направить к Сталинграду? Да и много чего ещё.
Нет, я вовсе не говорю, что этот сайт плох, или ему нельзя доверять. Ещё раз повторю: информация в основной статье на пять с плюсом, однако раздел «малоизвестных фактов» с ней очень неоднозначно контрастирует, а хотелось бы, чтобы он был ей под стать. Ведь в конце концов, чтобы всё, что там написано, стало абсолютно точным, достаточно подправить всего несколько слов.
- +18
- AgentJester
- 28 октября 2018, 20:49
Комментарии (46)
rss свернуть / развернутьУслышал отрывок одного старого стихотворения Вс. Емелина, озвученного в Совете Федерации, поискал а инете и наткнулся на поэтическую форму того, с чем давно согласен:
«В наше время лишь идиоты
В либералах остались, ребята
Вокруг одни патриоты
Им платят за это зарплату.
И проще рецепта нету
Для достижения счастья
Надо просто любить все это
РФ и ее начальство.»
Гражданственность подменена мнимым патриотизмом за зарплату. «Дело сделал, — И пожалуйста — сполна получи.»
Тут уже не до деталей. Необходимо побыстрее отработать, отчитаться и получить гонорар.
Несуразицы указанного сайта -официоза из того же разряда.
И второе
Наткнулся на свежую статью, написанную д.и.н, руководителем центра исторических исследований и посвященную великолукскому процессу 1946г…
Принципиально нового в ней ничего не обнаружил, что можно было бы ожидать в статье, обозначенной как «Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого», но на два момента, касающиеся заявленной темы из статьи, хочу обратить внимание.
«В конце 1946 года Чрезвычайной Государственной
Комиссией произведена раскопка ям на территории крепости г. Великие Луки, откуда извлечено свыше 500 трупов, в числе которых имеются женские и детские, причём в числе детских трупов в возрасте до 4-х лет». Я думаю, что туда трупы не свозили, а там был лагерь и там их и расстреливали.
И еще
»никто в СССР не стремился к тщательному и всестороннему расследованию всех этих
преступлений. Слишком очевидными были они"
" непосредственными исполнителями преступных немецких приказов являлись русские полицаи и
представители так называемой «новой русской администрации»"
«Но эти факты на процессе не приводились, а фамилия русского бургомистра не называлась. Через средства массовой информации требовалось еще раз доказать главный тезис советской пропаганды: против человеконенавистнического немецкого фашизма боролась единая общность — советский народ.»
(см.здесь).
свернуть ветку
Про крепость — да, насколько мне известно, там проводились расстрелы мирных жителей. Точно не могу сказать, был ли там лагерь, или же только место казни — но второе было определённо.
Про полицаев — распространённая практика, кстати. О них долго не говорили в открытую по идеологическим соображениям.
свернуть ветку
«Основан в 1166 году»
свернуть ветку
И частая же ошибка, что обидно. Даже сами великолучане привыкли именно к этому, что не упомянут впервые, а основан.
свернуть ветку
А чего Вы хотите от «иноземцев»?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Не, с Луками всё-таки эта формулировка срабатывает — всё-таки 33-дневная оборона в 1941 году была героической.
свернуть ветку
Почему в сводках Советского Информбюро, нет никаких упоминаний об этой героической обороне, более того, вообще нет упоминаний о Великих Луках, в этот период.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Не было никакой героической 33-х дневной обороны,
а была угроза попадания 22 армии в немецкий котел,
плюс к этому неразбериха и некомпетентность командования в первые недели войны. Был обыкновенный драп!
Иначе как можно объяснить огромные потери наших войск в обороне
doc.knigi-x.ru/22raznoe/331326-1-oi-nuzhdin-borba-voinov-22-y-armii-okruzhenii-pod-velikie-luki-22-26-avgusta-1941-g-state-proanalizirova.php
Вот поэтому и не было никаких сообщений в сводках Совинформбюро. Нечем было гордиться!
свернуть ветку
Современные статьи вроде Вашей — не аргумент. Я апеллирую к оригинальным документам, а Вы предъявляете какую-то научно-популярную аналитику.
свернуть ветку
архивные документы.
Не надо приукрашивать то, чего не было в самом деле, маленькая ложь, даже если она во благо, рождает бОльшую, переходящую во зло! Никто не умоляет мужества и героизма защитников города, но и постоянно кричать о некой 33-х дневной обороне не нужно. Не было ее, а была вначале НЕВЕЛЬСКАЯ Оборонительная операция 22-й армии, а потом уже боевые действия 22 армии в окружении под г. Великие Луки.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
в этот спор.
Почитайте мою статью
о Великолукском сражении 1941 года на сайте ХРОНОС. Всемирная история в интернете:
www.hrono.ru/statii/2011/pavl_srazh.php
Её, конечно, можно дополнять и улучшать, используя новые документы и факты…
РЕАЛЬНОСТИ ПЕРВОГО ГОДА ВОЙНЫ ВСПОМНИТЕ:
1. Да, под Великими Луками были ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ его защитников в июле-августе 1941
2. Да, другие ближние к нам города (Псков, Ржев,...) сдавали за считанные дни
3. Да, трудно было сдержать противника, в первые месяцы войны на всех направлениях, который создавал танковый ударные кулаки и имел временное огромное превосходство в воздухе…
4. Да, тем не менее, 22 армия сумела выйти и из Невельского котла, и из Великолукских 2-х августовских котлов (из Великолукских, к сожалению, с большими потерями), но армия сохранилась как армия и, получив пополнение продолжала сражаться с фашистами (читайте мемуары Гота и Кейтеля)
5. Да, если вы помните, в октябре 4 советских армии угодили в очередной немецкий котёл — Вяземский котёл и погибли в нём — главная трагедия всей войны!
6. Да, всегда есть вопросы, например, почему наша разведка просмотрела и не предупредила о сосредоточении немецких сил для августовского наступления в полосе 22-й армии её руководство?
Полагаю ПОЭТОМУ в 20-х числах августа некоторые дивизии 22-й армии, вместо подготовки обороны, перешли в неудавшееся наступление, когда немцы уже были готовы к главному удару???
7. Да, были просчёты, преступные перегибы(расстрел комдива 48 Яковлева), некомпетентность командования.
8. Да, БЫЛИ ПОДВИГИ МНОГИХ-МНОГИХ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ, ОПОЛЧЕНЦЕВ ВЕЛИКИХ ЛУК, ПЕРВЫХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ И ГРУПП — почитайте сборник краеведов «Северный Сталинград. Великие Луки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» (Великие Луки, 2008) и другие книги по этой теме…
9. Да, и лётчика-истребителя Александра Попова вспомните — за 50 дней на фронте 150 боевых вылетов (в среднем по 3 вылета в день)…
свернуть ветку
Вот текст Указа Президента РФ «О присвоении г. Великие Луки почетного звания Российской Федерации „Город воинской славы“
»За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества,
присвоить г. Великие Луки почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Речь в нем идет о значении г. Великие Луки на протяжении длительного исторического периода, а не только по результатам ВОВ.
Да и в период ВОВ борьба за свободу и независимость велась и при его защите и в период оккупации и во время его освобождения.
Если забыли, почитайте про осаду города С. Баторием.
Так что препирательства на данную тему лучше прекратить
свернуть ветку
звания „Город воинской славы“
Если вы читали внимательно то все началось с термина " 33-х дневная героическая оборона"! Да оборонялись, да, временами героически! Но в целом
это трагедия, трагедия целой армии! И в памяти города эта трагедия никак не отражена!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Речь идет о бюрократическом подходе к присвоению
почетных званий. Посмотрите на приказы по Ржеву и Великим Лукам, они идентичны!
свернуть ветку
свернуть ветку
Где, в это приказе говорится об освободителях или
Умерьте свой «праведный гнев» и подумайте о чем
сыр-бор!
свернуть ветку
Так что не занимайтесь подменой понятий.
свернуть ветку
Конечно попилить госбюджет гораздо легче, чем найти на Великолукском мемориальном кладбище могилу героя лейтенанта Фрейдлина Евсея Ароновича и не только!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Почитайте оригинал текста закона. Там нет ничего конкретно про Великую Отечественную.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Вы спорите, судя по всему, даже не ознакомившись с трудами историков и краеведов по этому вопросу, посему данный спор весьма непродуктивен.
свернуть ветку
это еще раз доказывает правоту автора статьи! Почему мы должны домысливать, за что все-таки присвоили звание городу, за какие такие заслуги? Это мы великолучане знаем за что, а вот человек со стороны засомневался. Я тоже считаю, что чиновники составляя указ не доработали. Посмотрите советские
Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Городов-героев, все четко и ясно и будет ясно даже через 10000 лет. А теперь представьте себе если бы в наградных документах участников Великой Отечественной войны, в разделе описание подвига стояло бы, за мужество, стойкость проявленные за независимость Отечества… и все
свернуть ветку
Уточню — горе от краеведческого ума...
Пацаны, вы что здесь обсуждаете:
1. Правильно ли, заслуженно ли присвоили звание ГВС — Ржеву, Пскову, Великм Лукам, Малгобеку,...?
2. Правильно были ли сформулированы указы?
3. Какие ошибки есть на воинских памятниках,
мемориалах, стелах ГВС?
Попробую вам ответить по все 3 пунктам:
1. Великие Луки, достойны звания ГВС:
у большинства военных историков, великолучан,
краеведов это не вызывает сомнения.
За ТРИ ГЕРОИЧЕСКИЕ и ТРАГИЧЕСКИЕ СРАЖЕНИЯ (обороны) в 1580, в 1941, в 1942-1943…
А ещё за то, что на протяжении многих-многих веков луцкие, великолуцкие, великолукские — жители, служилые люди — воины, полки стояли и сражались за родную землю не жалея живота своего...
2. Текст указов меня, по большому счёту, мало волнует. В конце моей статьи «Великолукское сражение 1941 года» (ссылка дана выше) чётко говорю — подвиг у стен нашего города РАВЕН подвигу героев Брестской крепости.
Как минимум!
За годы Великой Отечественной и послевоенный трудовой подвиг по восстановлению города
Великие Луки — ГОРОД ТРИЖДЫ ГЕРОЙ:
1-й за 1941 (защита Москвы)… ГСС
2-й за 1942-1943 (помощь Сталинграду) ГСС
3. за 1944 -1966 (воостановлени города) Г Соц. Тр.
И точка.
3. Да, есть такая проблема — неточности на памятниках, стелах мемориалах.
Буквально, в ходе краеведческой конференции
25 и 26 октября 2018 года было установлено,
что В ТЕКСТЕ на памятной большой плите у подножия вала, у центральной лестницы на Неплюев бастион МАССА НЕТОЧНОСТЕЙ И ДАЖЕ ПОЗОРНЫХ НЕЛЕПИЦ!
Установлена она была во времена СССР, плите этой и тексту около 60 — 50 лет, много раз мы все
возле неё проходили, читали её текст И НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ НА ДОСАДНЕЙШИЕ ОШИБКИ.
Слава Богу обратили теперь внимание
и, есть увереность, что исправим их в 2019 году.
Да и на памятнике на Юбилейной площади (2016) одна неточность присутствует…
Теперь по стелам: видел стелы в пяти городах — об этом подробно было рассказано и здесь на сайте
и на других ресурсах в интернете.
Самая печальная ситуация в Вязьме — стела и тумбы их мрачного, тёмно-сероватого гранита.
И тумб только 2, вместо положенных по проекту 4?! Пояснительных текстов под барельефами нет.
Да, хорошо бы, чтобы на нашей стеле появились таблички с информацией о том, что и кто изображён на барельефах.
Подведу итог: неточности на памятниках, памятных знаках ЖЕЛАТЕЛЬНО НЕ ДОПУСКАТЬ,
а выявленные МУДРО ИСПРАВЛЯТЬ…
свернуть ветку
Нет, не это мы обсуждали!
свернуть ветку
Если Ваше мнение другое — что поделать. В конце концов, ревизионистские настроения по отношению к героизму защитников Великих Лук я встречаю не впервые. Хотя, к счастью, они не являются частым явлением.
свернуть ветку
Вы не задавались вопросом почему 15 летним школьникам, пришлось останавливать немецкие танки на улицах города, все просто
Можете представить что было дальше…
Лучше всего действия своей армии прокомментировал сам Ершаков в своей докладной записке
Перефразируя автора статьи, добавлю:
«Большие жертвы со стороны Красной Армии, еще не означают героической ли была оборона»
свернуть ветку
По поводу того, была ли оборона героической, почитайте книгу о 22-й армии с воспоминаниями непосредственных участников тех событий. Пост со ссылкой, я уверен, вы видели.
А автор статьи, если вы говорите об О.И. Нуждине, прямым текстом признавал наличие обороны.
Посему снова повторюсь: считайте как хотите. Оборона была, героизм её не ставится под сомнение ни одним из городских краеведов, равно как и ни одним из авторитетных историков, писавших на эту тему. То, что некоторые авторы в жж недостаточно осведомлены о событиях войны на начальном этапе, печально.
Я же предпочту не умалять значение родного города в сопротивлении захватчикам с первых дней войны и его помощи Москве в это сложное время.
Если для вас важнее не сам факт подобных событий, а выискивание неточностей в формулировках, тогда спорить бесполезно. Вы всё равно найдёте к чему придраться.
свернуть ветку
свернуть ветку
Это не говоря уж о том, что он пишет о штурме города, ни слова не упоминая о его героической обороне в 1941 году, что показывает неосведомлённость в военной истории.
свернуть ветку
Реально интересно читать!
свернуть ветку