Блог им. VivalaVida → Оглянулась...
Оглянулась...
Как это произошло20 ноября. 7.00 утра. Туман. Драмтеатр. Сонный автобус. Эмблема на стекле — «Издательство Сергея Маркелова». Направление — г. Старица, Тверская область.
Погода для прогулок выдалась — лучше не придумаешь: хмурое, тяжёлое небо, плюс ночной туман, который не спешил в это утро развеять свою густую «бороду». Он исчез к тому моменту, когда Владимир Викторович Орлов (наш бессменный «полководец»), дав нам подремать часок, повествовал о «Ржевской мясорубке». О воинах-сибиряках 6-го Сибирского стрелкового добровольческого корпуса («добровольцы» под большим ?), которые поплатились своими жизнями за фанатизм Сталина.
«Ржевская мясорубка» – наши потери просто чудовищны, до 2 миллионов человек, и настолько не соответствовали достигнутым результатам, что после войны Ржевское побоище было фактически предано забвению, военные архивы закрыты, и этот заговор молчания нарушен лишь недавно. По воспоминаниям уцелевших участников тех боев известно, вооружены они были далеко не все. Добыть оружие в бою. Как вам это? «Добровольцы» были в телогрейках, тулупах, без маскхалатов легко различимые на фоне снега (немцы назовут их за это — «черные дивизии»). Задача — прорвать оборону, наступать на Ржев и Смоленск. Однако план операции был известен немецкому командованию заранее. Фашисты ждали удара под Ржевом и отразили его. Сибиряков полегло более 300 тысяч! Страшно даже произнести «триста тысяч!», а представить ещё страшнее. Владимир Викторович вспоминал свои студенческие годы, когда он с товарищем, дед которого жил в районе тех страшных боев, ездили к нему. Дед выступал проводником. Идти нужно было строго за ним, след в след. Кругом — колючая проволока.«Проход запрещён. Мины!» Не погребенные останки солдат, брошенное оружие. «Лежит солдат, рядом винтовка. И ещё почему-то невиданное количество змей. Шаг делаешь, а в стороны расползаются пять-шесть пёстрых лент". Жутко.
Что-то я отвлеклась. Вернёмся к цели нашей поездки. Впервые «Старица» я услышала только в этом 2010 году. Спасибо «Издательству Сергея Маркелова». Итак, вперёд!
Поворот на Ржев, ещё 42 км и мы на месте. Город Старица. «Яко же граду приходно быть». Да умели наши предки выбрать место для поселения. Любимая резиденция Ивана Грозного. Если бы не Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, то известен городок был бы не многим. Сегодня жителей менее 10 тыс.
Зачем ехать
Конечно же Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь.
Заранее извиняюсь за качество фотографий.
Вот основные достопримечательности Старицы:
• Комплекс Свято-Успенского монастыря (основан в XII в. ), с Успенским (1530) и Троицким соборами, церквами Введенской (1570; в ней размещается архитектурно-художественный и археологический музей) и Иоанна Богослова (1594), монашескими кельями и др.
• Церковь Параскевы Пятницы (1750).
• Борисоглебский собор (1808-1820).
• Спасская церковь-колокольня (1827).
• Церковь Илии Пророка (1807).
• Церковь Преображения Господня (1843).
• Белокаменные кузницы (1792).
• Дом купца Филиппова.
• Святитель Иов (ок. 1525—1607) — первый Патриарх Московский и всея Руси. Родился и умер в Старице.
Существует предание, что раньше в этих местах находился город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. В живых осталась всего лишь одна древняя старуха с клюкой, укрывшаяся в одной из пещер. Так город и получил свое название – Старица. Предание не противоречит ходу исторических событий, но отсутствует документальное упоминание о городе Любим. Не правда ли похоже на историю Великих Лук. В новгородской летописи стоит дата — 1166г., но ведь историки говорят, что наш город был основан задолго до этой даты.
Старица — старушка? По слухам, в последствии, одного за другим, родила восьмерых. Плюсую ++++++++. Старице установили памятник. Кстати, вот и он.
Стоим, смотрим, вроде никакая и не старушка, а стройная женщина с правильной осанкой и высокой грудью. Владимир Викторович предположил, что «старица» — это не только древняя, престарелая старуха по Далю. А женщина мудрая, так сказать в самом соку, которая многое умеет, ведает, про такую сейчас скажут «коня на скаку, в горящую избу…». Вероятнее название Старица произошло от одноименной реки, впадающей в Волгу.
Первая остановка. Прогулка к тому месту, где когда-то была древняя крепость, находился Старицкий кремль, древнее городище. Это место и сейчас окружено высокими валами, рвами, но нет уже ни крепостных стен, ни башен.
Проходим мимо Белокаменных кузниц (1792), напоминающих о ремесле, хорошо развитом в Старице в XVIII веке.
Далее на приличной по площади территории городища (кремль в точности повторял его) не осталось ни каких других сооружений, кроме этих двух:
Борисоглебский собор (1808-1820)
Спасская церковь-колокольня (1827)
Сурового вида собор Бориса и Глеба когда-то был за кремлёвской стеной. Стену Старицкого кремля, оказывается, разобрали и понастроили из камня много чего разного в городе. До последнего времени в соборе располагался клуб, нас, впрочем, уже этим не удивить. «Мерзость запустения» — это по-Орлову. Большой интерес вызывает трехъярусная колокольня, оказывается это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы».
Дверь в колокольню закрыта, так что узнать внутреннее содержание нельзя. На одной из наружной стен колокольни сохранилась фреска, вот она
Пока мы, рассматривали старинные объекты и, как нам казалось, шустро шагали к крепостному валу, Владимир Викторович уже был там — на самой высокой точке. И вот мы карабкаемся на вал, просто вгрызаемся в землю.
— Это хорошо, что нет дождя, — грит Орлов. А так, было бы ещё сложнее подняться.
Да куда ж сложнее!!! Но результат стоил всех наших усилий. Только оттуда открывается прекрасный вид на монастырь.
Воздух шпилями распорот,
В каждой впадине — века…
Если Старица не город,
То и Волга не река.
Вот самое весёлое экскурсионное фото: как мы спускались вниз с крепостного вала.
Одна из женщин – путешественниц на середине вала опустилась на колени и таким Макаром продолжила спуск. Можно представить, как в древние времена тяжело было тем, кто пытался пробраться в городище.
Непосредственно на склоне вала, на берегу Волги, расположен большой комплекс церковных сооружений.
Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, именуемая также церковью Параскевы Пятницы, по одному из приделов. Удивительное сооружение. До этого мне не приходилось видеть подобное. Врезана церковь в склон бывшего кремлёвского вала. Вот эти все сооружения строились в разное время, но выглядят очень гармонично.
Поражает обилие шпилей и куполов, колонн, ступеней. Вот как вросла в землю Параскева Пятница. Больше половины колонны внутри «культурного» слоя.
Внутри всё та же «мерзость запустения», любимое выражение Владимира Викторовича. Спас Нерукотворный. Странное дело, это фреска пострадала совсем немного, от других же мало что осталось. Часовня Александра Невского стоит отдельно.
А это мост через Волгу, так он видится с вала.
За мостом поворачиваем налево и с горки спускаемся вниз к Старицкому Свято-Успенскому монастырю. Старицкий монастырь выглядит с иголочки.
Десять лет назад он пребывал в запустении — разоренные храмы, церкви XVI-XVII веков постройки. Теперь восстановлены, в храмах ведутся службы. Огромный вклад внес фонд возрождения Старицкого монастыря (председатель — В.Б. Христенко) и Анатолий Чубайс. «Когда я умру, похороните меня здесь, — однажды попросил я своих друзей». Виктор Христенко имел в виду Старицкий монастырь.
Вот нашла фото 2004-2005. Да ещё та «мерзость запустения».
Обходя белокаменные здания с массивными стенами и миниатюрными окнами, диву даешься. 400 лет всему этому и еще столько же простоит. Почему так выходит? Почему сегодня не умеет строить так. На века.
Старицкий Успенский монастырь один из древнейших ныне действующих. Он был основан в 1110 году двумя монахами, пришедшими в глухие верхневолжские леса в поисках уединения. «… в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу. В 1297 г., Вел.Кн. Михаил Ярославич Тверской основывает напротив монастыря город Старицу. История распорядилась так, что в обитель был принят мальчик, родившийся в Старице, который в дальнейшем станет одним из великих — святитель Иов, первый Патриарх Московский. В 1989 году патриарха Иова причислили к святым. Мощи увезли в Москву. Вот усыпальница святого, можно прикоснуться руками.
Часовня с купелью и со святым источником. Коричневая — это часовня.
Можно набирать водички, можно окунуться в купель. В часовне тепло, пол с подогревом, а вот в купели…
Когда я вошла в воду, я забыла, как меня зовут. Температура воды 4 градуса! Окунуться надо 3 раза. Маленький мой «подвиг»!
Вот Ильинская церковь со старой историей и намоленными иконами.
Конечно за один день, тем более, ноябрьский, когда темнеет рано, мы не смогли увидеть всё то, чем богата Старица. А ведь она именно Богата. Монастырь, храмы, церкви, живописные заломки (бывшие каменоломни), пещеры в прибрежных скалах (наш гид обещал организовать поездку), красивые старинные усадьбы в окрестностях города.
Особенно это понимаешь после прочтения книги Орлова «Путешествие в прошлое. Великие Луки», после экскурсии по городу 4-го декабря. Великие Луки потеряли красоту старины. Ведь нет у нас в городе того великолепия множества храмов и церквей, что было до..., до… всего.
Отец русской фотографии С.М. Прокудин-Горский в 1910 посетил Старицу в рамках знаменитого фотопутешествия по Российской империи, и снимки мэтра превзойти вряд ли возможно.
Да, наверно никто и не пытается. Я так точно. Вот рука мастера www.veinik.by/index/Staritsa.htm
Мы покидали Старицу. Много в ней всего: восстановленных храмов и руин. Но ведь руины храма — это всё равно место Храма. Ведь стёртая икона для нас всё же икона, а не картина и не доска. Наше отношение к разрушенному храму похоже на то, что мы испытываем на могиле близкого человека. Могила – это не ведь не сам человек, его останки, что у них общего с тем, кого мы помним и любим. Но здесь острее звучит голос памяти, всплывают лица, мгновения.
Туда, в Старицу, хочется вернуться и ещё раз увидеть то, что увидели, и то, что не успели…
- +5
- VivalaVida
- 19 декабря 2010, 22:26
Комментарии (26)
rss свернуть / развернутьсвернуть ветку
свернуть ветку
Кстати, по поводу потерь и остального, рекомендую к прочтению рецензию Исаева на фильм. Безотносительно к личности самого Исаева (он кстати является главным развеятелем мифов Резуна/Суворова), рецензия написано достаточно толково.
свернуть ветку
свернуть ветку
спасибо)
свернуть ветку
Вот если хотите Исаев- в «Цене победы» на «Эхе». Можно скачать, можно слушать, можно читать.
www.echo.msk.ru/guests/13429/
свернуть ветку
да, только оценки и выводы не всегда справедливы имхо
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
«Исаев». Что (кто) это? (Штирлица в расчёт предлагаю не брать). «Живой классик истории» или продукт издательства ЭКСМО — организации сугубо коммерческой? Донцова, Маринина, «Малахов, Робски и Собчак в шоколаде», Слепой 6, Слепой возвращается и др. Задача просвещения перед ЭКСМО не стояла никогда. Имхо.
Ильф&Петров:
"…
— Написал замечательные стихи!
— Про Гаврилу? Что-нибудь крестьянское? «Пахал Гаврила спозаранку, Гаврила плуг свой обожал»?
— Что Гаврила! Ведь это же халтура! — защищался Ляпис. — Я написал о Кавказе.
— А вы были на Кавказе?
— Через две недели поеду.
— А вы не боитесь, Ляпсус? Там же шакалы!
— Очень меня это пугает! Они же на Кавказе не ядовитые!
После этого ответа все насторожились.
— Скажите, Ляпсус, — спросил Персицкий, — какие, по-вашему, шакалы?
— Да знаю я, отстаньте!
— Ну, скажите, если знаете!
— Ну, такие… в форме змеи» ©
свернуть ветку
свернуть ветку
Книги начните читать, в интернете что-нибудь про историю ВОВ почитайте, в общем в школе Вас мало чему научили, так займитесь самообразованием, наконец…
свернуть ветку
Печально, что коммент «…про Гаврилу» прошёл мимо. Я высказала своё мнение на то, что большинство авторов «Эксмо» творят под псевдонимами: Дарья Донцова – это Агриппина Васильева, Александра Маринина – Марина Алексеева и т. д. Псевдоним помогает продавать книги. Он звучит и запоминается. Бывает, псевдоним делает легкоузнаваемым не только автора, но и жанр, в котором тот работает. Пример: Автор исторических романов Исаев А.Е.(спорим, что я угадаю, кого сразу вспоминают почти 100% нормальных людей, слыша эту фамилию?). Но давайте, как говориться, вернемся к нашим баранам. «Трое из ларца» поразили меня бесцеремонностью, с которой г-н Орлов В.В., заслуженный Учитель России, между прочим, был низложен. Взамен был представлен некто Исаев. Мало им. «Троица» входит в раж: объявили себя «людьми, интересующимися историей россии» © А Исаева — лучшим спецом по хронологии ВОВ. © А чо й то у вас, у спецов, Расея с маленькой буквы?
Каждый человек выбирает своего героя, своего учителя, свой жизненный путь. Tiranozavr, вы оскорбили меня, оскорбили комично-дебильным комментарием. Думал, сглотну? Ха, размазал, типа, в хлам, в сопли? Милый зверёныш, на этой станции кипяточка не попьёшь! Не оху… л ли ты, любезный? Что с хамом делать прикажете, господа хорошие? Хавать? Или браниться: ты — гондон, сама – пиз… а? Беспокоит, что без «шоу», tir-r не тянет уже и 2-х дней.
… И УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИМ,
А КИПЯТОЧКА — ХУЙ ДАДИМ!"
Извините, люди посторонние ко всему этому, за матюган. Но меня, девочку в туфельках, очень обидел этот ящер.
свернуть ветку
Я все таки настойчиво рекомендую воспользоваться моим советом.
свернуть ветку
свернуть ветку
А вот с авторитетами вы зря так
г-н Орлов В.В., заслуженный Учитель России, между прочим, был низложен
беда в том, что г-н Орлов пользуется штампами, если он безапелляционно заявляет о
«Ржевская мясорубка» – наши потери просто чудовищны, до 2 миллионов человек, и настолько не соответствовали достигнутым результатам, что после войны Ржевское побоище было фактически предано забвению, военные архивы закрыты, и этот заговор молчания нарушен лишь недавно.
Инф. о ржевской мясорубке есть в открытых источниках лет этак 10, если не 15 точно, может и раньше. Помимо прочего, как историк г-н Орлов должен был изложить мнение не одного источника а как минимум двух-трех. А они, эти источники дают крайне разную информацию. Вместо этого г-н Орлов эпатажно и, как я догадываюсь, с надрывом и скорбной слезой поведал Вам о2 мл.потерь
Даже вики дает 433 тыс. убитых и общие потери 1,5мл
есть разница? а если учесть что некоторые исследователи включают в список потерь в ржевской операции потери,
например, и в Великолукской наст. операции.
а если покопаетесь здесь
lib.ru/MEMUARY/1939-1945/KRIWOSHEEW/poteri.txt#w06.htm-_Toc536603371
то найдете и другие, более спокойные цифры.
так что двойка тов. Орлову, заслуженному учителю)
свернуть ветку
свернуть ветку
Я бы мог тебе предложить засунуть свою гордость, амбиции и все прочее поглубже в задницу, но не буду. Скажу более спокойно, я буду вести себя так как считаю нужным, в рамках закона естественно. Благодарю за внимание
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
И все же, осмелюсь высказать и я свое мнение: ваше постоянное вкрапливание в повествование нецензурной брани(это не сегодня -это всегда) не красит даму и может нам многое рассказать о вашем воспитании. Пожалуйста без мата. Одно дело, когда пишет матом самоутверждающийся таким образом, тинейджер, и совсем, увы, другое когда пишет дама, которой есть, что рассказать и труды которой интересно и почитать.
Не надо язвить в ответ, примите как есть…
свернуть ветку
свернуть ветку
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Исаев не пророк и не «самый правдивый писатель и иследователь», но его позиция например мне наиболее близка в освещении и оценке одного из самых трагичных периодов истории нашего государства
свернуть ветку
свернуть ветку
Чудак на букву «М» одним словом и ЗАНУДА.
свернуть ветку
Так возрази… Блесни и ты своими знаниями — чтоб "быстро-быстро показать мне, мою не правоту.
свернуть ветку