↑ 

Блог им. svetИ снова школа.

Уроки. Каждый день уроки! Если эти слова не вызывают никаких эмоций в вашей душе, то радуйтесь и проходите мимо.
Я ругаюсь с ребенком и чего-то от него хочу. А потом читаю учебник и понимаю, что ничего не понимаю. Хотя вру: понимать понимаю, конечно, но пересказать, несмотря на опыт и груз знаний, не смогу.
Задумалась, то ли я совсем тупая стала и детей тупых родила, то ли раньше объясняли по-другому?
Возьмем для примера деление клетки.
Как оно было в учебнике ботаники 5-6 класса советского учебника.


Описано общих чертах, с учётом накопленного багажа и с обещанием вернуться еще раз к данному вопросу в курсе общей биологии
Современный учебник биологии Сонина за 6 класс. Деление клетки.



Это для примера.
До сих пор с недоумением вспоминаю рассказ Бунина «Косцы» из учебника литературы 5 класса.
Косцы
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки.

Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня… Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, еще более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», несознанно радуясь ее красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятной и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведенными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая еще светлый за зелеными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть мам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.

Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть се была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим снежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по- своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка! — говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! — говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг нее разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
Коль не любишь, не мил — бог с тобою,
Коли лучше найдешь — позабудешь!
и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
Ах, коли лучше найдешь — позабудешь,
Коли хуже найдешь — пожалеешь!
В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности? В том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадежность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя, Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за темные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось мое счастье, вздыхал он, темная ночь с ее глушью обступает меня, — и все-таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чье-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолеты, шапки- невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, черные тони болотные, носки летучие — и прощал милосердный бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…

Еще одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас паши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобранные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению.
Ума не приложу, что можно обсуждать с 11-летним мальчиком по прочтению данного рассказа.
По мне, так уж лучше «Тимура и его команду» читать и Кассиля. Там хотя бы пересказ спросить можно.
  • 0
  • svet
  • 07 октября 2014, 12:43

Комментарии (27)

rss свернуть / развернуть
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.А.Бунина «Косцы»
Изображение природы и народного труда. Образ Родины.
Цели и задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Развивающие: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
Ход урока.
1) Оргмомент.
2) Актуализация знаний.
Учитель зачитывает стихотворные строки Бунина, знакомые детям, показывает портрет, рассказывает кратко биографию.
И.А.Бунин родился 22(10 по старому стилю) октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. И.А.Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.
Путешествия едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии. Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
И.А.Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России. Умер Бунин в Париже в 1953 году.
— Как вы считаете, за какие заслуги Бунину была присуждена «Нобелевская премия».
3) История создания рассказа «Косцы».
Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его. В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах»: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и все говорили: „Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес»
Писатель в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
4) Анализ рассказа.
Я пишу о красоте — всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)
— Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
— Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
— О какой теме мы с вами говорим? (тема природы). — Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.
— Одним из эпиграфов к уроку являются слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова?
(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
— Как автор относится к героям? — Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню). — Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.
— Ещё одна тема звучит в рассказе. (Тема крестьянского труда)
Словарная работа.
Бахилы — вид крестьянской обуви.
Онучи — куски материи, наматываемые на ногу (голень).
Ластовица — матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.
-Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
-Как понимаете эти слова? (Любят работать).
-А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
-А как этот труд описывается в рассказе? Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
— Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения)
5) Анализ картины Г.Мясоедова «Косцы»
-Кто изображён на картине?
— Чем картина близка рассказу?
Автор заканчивает рассказ печальным воспоминанием о косцах и их песне. Та радость, которую дарила людям эта песня, свидетельствовала, что «бесконечно счастливы были мы в те дни». Бунин сожалеет о том, что сказочные дни эти — увы! — невозвратимы.
6)Прослушивание старинной народной песни «Коло леса косец косит»
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления.
7) Итог урока.
— Что мы узнали на уроке?
-Чем вам понравился рассказ?
8) Домашнее задание. Мини-сочинение «Моя родина»
nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/13/razrabotka-uroka-po-literature-dlya-5-klassa-po-rasskazu
свернуть ветку
смотрели ли Вы ералаш «Встреча с писателем» или «Повесть о первой любви»?

свернуть ветку

Мне больше этот нравиться.
свернуть ветку
Рассказы делятся на сюжетные и бессюжетные. Данный — типичный бессюжетный. Пересказать его трудно, можно просто анализировать. Другой вопрос, что задают именно пересказать.
Я, как правило, со школьными уроками поступаю так, как считаю нужным. В данном случае выход: прочитать, проговорить о чем и зачем автор его написал.
свернуть ветку
до анализа нам еще как до луны пешком (((
свернуть ветку
это никогда не рано и никому не поздно :))
свернуть ветку
помоему надо забить на всё это ))))
свернуть ветку
Сейчас заезжал Копосов, говорили, общались, в стране задница за которую тут все голосовали. Так что результат тот, которого ожидали
свернуть ветку
КПРФ который или сосед?
свернуть ветку
Сосед конечно, партийный по словам брата сейчас в Москве. Ну соображение и у соседа хватает, рассуждает подкованно.
свернуть ветку
Про уроки, смотрим литературу, классики нынче тока слегка изучаются, на задворках программы. Воспитываем на других идеалах
свернуть ветку
Бы гы. А кто тут не согласен и не знает Владимира, старшего мастера депо в прошлом и родного брата члена КПРФ в Пскове? Клоуны…
свернуть ветку
да не, не согласны типа с тем, что в стране стабильная задница. ну, кому и мать родна.
в нью-йорке открыли магазин с майками солнцеподобного. школота с плохим английским (нашисты?) выдает себя за американских поклонников краба и скупает футболочки с переводными картинками. лепота…
свернуть ветку
Сейчас смотрим зомбоящик и ловим ха-ха. Вся чечня с кадыровым вышла в майках путина на марш. во как глубоко лизнули своего финансового аллаха к днюхе. Что ни день, то сплошное петросян-шоу
свернуть ветку
Так а че, надо поддержать. Стабильность же, цены соответствуют инфляции, все стабильно. Давненько Медведев не выступал по мониторингу цен, ах ха ха.:-D
свернуть ветку
Димон занят, с шестым айфоном играется, так что ему не до мониторингов. Стабильность, да… И крым опять же наш
свернуть ветку
опять рассею обосрали! )))… ну никакого патриатизму )))… падонки бля )))
свернуть ветку
  • avatar
  • sowa
  • 07 октября 2014, 22:30
  • #
  • 0
К заглавию: да, наши дорогие педагоги и иже с ними забыли напрочь, что СЛОЖНОЕ В ПРОСТОМ! Талант и гениальность состоят в том чтобы сложные вещи объяснить просто, а не на уровне ВУЗа.
свернуть ветку
с этим не всё так просто… а как же простота хуже воровства? ))))
свернуть ветку
Советские учебники основывались на изложении материала, пусть и политизированно, но доступным языком. Учителя объясняли так, чтобы слабому ученику было понятно, сегодня таких учителей единицы, во всяком случае мне известных пересчитать хватит пальцев на одной руке. А сегодня, мне кажется, и учебники, и объяснение построено по принципу: «Понял — молодец, не понял — твои проблемы, и разбирайся с ними, как хочешь, если не разобрался, опять-таки твои проблемы и т.д.»…
Хотя в новом ФЗ «Об образовании», на который ссылаются школьные педагоги в цитировании, прописано об индивидуальном подходе к ученику…
свернуть ветку
при возросшей сложности материала уровень образованности стал очень низок. И вообще качество учебников низкое и по содержанию, и по оформлению, и по «устойчивости к физическим нагрузкам» ))
свернуть ветку
о, вспомнила: износоустойчивость. Учебник английского в приличном виде не хочет сохраняться даже в твердой обложке для классного журнала (
свернуть ветку
едва научившись писать, второклассники начали изучать синонимы и антонимы!
свернуть ветку
А учить правописание иностранного языка, когда в своем-то еще путаешься (с 1-2 класса) — это, по-вашему, нормально?
свернуть ветку
Это верно. Я, обученная такими учителями, тоже все доступно своим детям объясняю. Они утверждают, что я объясняю намного лучше их учителей и спрашивают, почему я не пошла работать учителем. Ну что сказать: двоим объяснить просто, а вот в классе из 30 человек каждому разжевать и в рот положить… В психушку попадешь :))
свернуть ветку
))) Ну я же не попала) В очередной раз столкнулась с немым вопросом довольно грамотной студентки: «Ну это же и так понятно, зачем еще и разжевывать?.. Всё же элементарно...»
Кстати, не все могут работать индивидуально, в этом вам повезло, есть наоборот, легче 30 объяснить, чем одному.
свернуть ветку
опять училки собрались тута ))
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения