↑ 

История Великих Лук и окрестностейК 140 летию Великолукского реального училища (1877-1918). Часть 8. От Парижа до Баргузина: пламенный революционер Яков Вишняк

Жизненный путь Якова Израилевича Вишняка (1.12.1886 г. – 13.03.1948 г.)
ярко показывает нам судьбы многих не рядовых участников российских смут начала XX века – российских революций. В интернете очень мало информации
о деятельности этого активного большевика, отдававшего все свои силы для разрушения старой царской России и последующего строительства нового государства – СССР.
Поиски материалов по истории Великолукского реального училища привели меня в музей Великолукской школы №1, в фондах которого обнаружились два интересных письма.
В одном из них, присланным в школу из Института марксизма-ленинизма – Центрального партийного архива (г. Москва, ул. Пушкинская д.15) № 3740 от 05.12.1988 г., были фотография Я.И. Вишняка и копия анкеты, заполненная им для вступления в члены Всесоюзного общества старых большевиков (в Москве существовал м музей старых большевиков). Опубликуем эту анкету:

Фамилия: Вишняк
Имя отчество: Яков Израилевич
1. Состояние и место приписки до февр. революции: сын купца 1-ой гильдии, приписан в Витебске.
2. Год рождения: 1886 г.;
3. Национальность: еврей.
4. Соц. Положение до революции (рабочий, крестьянин, служ.): учащийся, потом служащий.
5. Основная профессия и специальность до революции: инженер электрик-механик
6. Образование (какую школу окончил): общее – Реальное училище и Физ. Мат. Факультет Сорбонны, Париж; специальное (технич. и др.): Высшая Школа Аэронавтики и механ. Конструкций, Париж и Высшая Электротехническая школа, Париж.
7. Родной язык. Какие языки ещё знаете (читаете, пишите, говорите): русский, французский – читаю, пишу, говорю; английский и немецкий – читаю и говорю.
8. Когда в какой фракции начали революционную и партработу: с 1903 г. в Витебске и в Великих Луках в РСДРП, с 1905 г. в Петербурге, в 1906 г. вошёл во фракцию большевиков.
9. Партстаж (по партбилету): с 1906 г.

10. № партбилета: 81537.
11. Какое участие принимали в февральской и октябрьской революции: во время февральской революции был в эмиграции, в Октябрьские дни принимал участие в защите Смольного и выполнял поручения Ревкома (мобилизация прожекторной части, организация телефонной связи в Петербурге и др.).
12. Были на фронте во время гражданской войны. Какую выполняли там работу: а) конец 1919 г. начало 1920 г. – Прибайкальский фронт: в г. Баргузине – подготовил вооружённое восстание против белых, захват города, организация ревкома и руководство им, мобилизация партизанских отрядов и руководство ими в районе ст. Татаурово (Сибирь), б) конец 1920 г. – добровольцем на Врангелевском фронте – Нач. Сов. Отд. Полит. Упр. 1-ой Конной Армии.

13. Какую партийную работу выполняете в настоящее время: информатор Бауманского Райкома по ячейке ВИАМа, докладчик по текущим вопросам, руководит. Кружка текущей политики специалистов ВИАМа (Всес. Науч. Исслед. Институт Авиаматериалов).
14. Были ли перерывы в партработе, по какой причине, с какого и по какое время (указать подробно причины перерыва): с середины 1918 г. по конец 1919 г., когда скрывался от белых в Сибири – сначала в Иркутске, потом в Баргузине.
15. Привлекались ли к суду за революционную работу, какую, где, когда, какой приговор: привлекался по делу Петербургской Военной Организации (Дело 38), члены которой были арестованы в 1906 г. и судились в 1908 г. Скрылся до ареста. Поэтому дело моё было выделено из общего процесса. Красный партизан. Во время войны (Первой мировой – В.П.) я занял совершенно определённую пораженческую позицию. Мною была организована тогда пересылка революционной литературы из Парижа через Швейцарию в лагеря русских военнопленных в Германии и в Австрии.

16. Были ли в тюрьме, где с какого и по какое время: в 1906 г. был арестован в Петербурге на улице во время провала Конференции Городского Района, в которой принимал участие, но был сразу же освобождён за отсутствием улик.
17. Были ли в ссылке, где, с какого и по какое время: нет. К пункту 21 т.а. (текущей анкеты – В.П.): сохранившиеся оригиналы переданы мною тов. Людвинской для музея ВОСБ (Всесоюзного общества старых большевиков – В.П.). Был организатором революционных комитетов русских солдат во Франции, снабжал их революционной литературой, выступал на их собраниях и пр.

18. Каким ещё подвергались репрессиям, где, когда: –
19. Были ли в эмиграции. С какой организацией были связаны за границей: да, в Бельгии, во Франции и в др. странах с 1907 по 1917 г. С начала 1907 г. по май 1917 г. был членом Большевистской фракции Группы содействия РСДРП, сначала в Льеже (Бельгия), затем в Париже. С 1913 по 1917 г. был членом Группы большевиков-партийцев (примиренцев). С 1907 по 1917 состоял членом Франц. Социалистической Партии.
20. Не состояли ли членом других партий, каких, с какого и по какое время, какую выполняли работу: нет.
21. Отношение к империалистической войне, работа во время неё: был членом Интернационального Клуба в Париже, состоял во Франц. Комиссии по Восстановлению Интернациональных Связей, распространял среди французов антивоенные листки группы Карла Либкнехта (см. окончание т.а. п.п. 17 и 18).
22. Не привлекались ли к советскому суду, когда, где, за что, какой приговор: нет.
23. Были ли партвзыскания, когда, за что, какие именно. Как прошла последняя партчистка: во время чистки 1924 г. имел выговор за недостаточную активность; во время проверки 1930 г. получил выговор за неправильную информацию о работе Тех. Бюро Хим. Промышленности и умолчание о связи с родителями (в анкете не было указано, что во время учения и в эмиграции жил на средства отца, умершего уже 10 лет тому назад). Последняя чистка прошла хорошо.
24. Не состояли ли в оппозиции, если состояли, где, когда: нет.
25. Семейное положение: а) общее число чл. семьи: трое (со мной), б) число чл. семьи имеющих самост. заработок: жена, в) число иждивенцев: дочь 15 лет.
26. Основной источник средств существования (служба, пенсия, и т. д.): служба.
27. Место работы в настоящее время (название и местонахождение учреждения или предприятия, должность или род работы): Всесоюзн. Науч. Исслед. Институт Авиаматериалов (ВИАМ – ГУАП), Нач. Бюро Заводск. Лабораторий.
28. Домашний адрес (город, улица, № дома, № квартиры, № телефона): Москва, Б. Гнездиковский пер. д. 10, к. 124, тел. 990 доб. 60.
Время заполнения анкеты: 10 июня 1934 г.
Подпись заполнявшего: Я. Вишняк (автограф).
Отметим, что графы анкеты: «Время заполнения анкеты» и «Подпись заполнявшего» заполнялись анкетируемым лицом дважды.

Из этого же письма мы узнаём новые уточняющие и дополняющие анкету данные о Вишняке Я.И.: с 1915 по 1917 г. работал в Париже инженером на заводе «Томсон – Хастон», затем литературным работником в редакции журнала «Жени Сивиль»;
в 1917 – 1918 гг. – зав. секцией Союзметалл в Петрограде;

1918 – 1919 гг. – директор завода «Глауберовая соль» д. Алга Баргузинского уезда Забайкальской области (завод принадлежал дяде жены Я. Вишняка – В.П.);
в 1919 – 1920 гг. – председатель ревкома г. Баргузин, Забайкальская область;
в 1920 – 1921 гг. являлся председателем БИНТ ВСХН, затем в политотделе 1-ой Конной Армии, Южный фронт; работал в ревкоме г. Симферополя: начальник учёта и мобилизации техсил;

в 1921 – 1922 гг. – начальник транспортного отдела Торгпредства РСФСР в Эстонии;
в 1922 – 1923 гг. – инженер в Торгпредстве СССР в Германии;
с мая 1923 г. в Москве: зав. отделом Электротреста Центрального района города; зам. зав. отдела рационализации ГЭУ ВСНХ; зам. зав. Палаты мер и весов; уполномоченный по иностранной технической помощи АГУ ВСНХ;
с июня 1928 по май 1930 г. – зав. техническим бюро химической промышленности Торгпредства СССР в Германии;
с мая 1930 г. – главный инженер Всесоюзного электрообъединения;
в 1931 – 1933 гг. – управляющий Электрохимическим трестом;
в 1933 -1934 гг. – начальник сектора новых производств авиазавода №1;
в 1934 – 1939 гг. – начальник сектора, консультант НАТИ (Научно-исследовательский автотракторный институт);
с мая 1939 г. (дата на момент заполнения документа) – начальник технического отдела Гипросредмаш.

В другом письме, пришедшем в Великолукскую среднюю школу №1 из Института истории партии Ленинградского обкома КПСС филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПССС (№ 2928 от 14 ноября 1979 г.) приведены данные на две фундаментальные книги, в которых опубликованы документы и информация о Я.И. Вишняке.
В приложении к книге «Герои Октября» (Лениздат, 1967 г., т. II, с.714) в «Списке членов, комиссаров и сотрудников Петроградского военно-революционного комитета» в разделе I «Члены и комиссары» значится Вишняк Я.И. – комиссар электростанции, комиссар с особыми полномочиями по техническим делам с 28 октября 1917 г.
В книге «Петроградский военно-революционный комитет» (документы и материалы, издательство «Наука» Москва, 1966 г., т. I с. 245, 259, 261 и т. II с. 413-414) опубликованы документы – удостоверения выданные Петроградским ВРК от 28 октября 1917 г. на имя Вишняк Я.И. – комиссара электростанции Петрограда, комиссара городской телефонной станции и комиссара с особыми полномочиями по техническим делам, а также донесение комиссара Я.И. Вишняка о состоянии контроля в Главном управлении городского телеграфа от 11 ноября 1917 г.

Комиссар Петроградского ВРК (Военно-революционный комитет) Вишняк Я.И. упоминается и в знаменитой книге американского писателя Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
В один из решающих дней в судьбе России, 11 ноября (29 октября по ст. ст.), отряд юнкеров Николаевского инженерного училища утром занял телефонную станцию на Б. Морской – важнейший объект в городе. Далее приведём описание последующих событий из этой книги:
« Телефонная станция держалась до самого вечера, когда появился большевистский броневик, и матросы пошли на приступ. Перепуганные телефонистки с криком бегали по зданию Юнкера срывали с себя все знаки различия…
Измученные, но торжествующие матросы и рабочие ворвались в аппаратный зал и, увидев сразу столько хорошеньких девушек, смутились и не знали, что им делать. Ни одна девушка не пострадала, ни одна не подверглась оскорблению. Перепуганные, они забились в угол, но затем, когда почувствовали себя в безопасности, дали волю своей злости. «У, грязные мужики, невежды! Дураки!..» Матросы и красногвардейцы совсем растерялись. «Звери! Свиньи!» – визжали девушки, с негодованием надевая пальто и шляпы. Как романтичны были их переживания, когда они передавали патроны и делали перевязки своим смелым молодым защитникам, юнкерам, из которых многие принадлежали к лучшим русским семьям и сражались за возвращение обожаемого царя!
А тут все были рабочие да крестьяне – «тёмный народ»…
Комиссар Военно-революционного комитета, маленький Вишняк, пытался убедить девушек остаться. Он был необычайно вежлив. «С вами очень плохо обращались, – говорил он. – Телефонная сеть находилась в руках городской думы. Вам платили по шестьдесят рублей в месяц, заставляли работать по десять часов в сутки и больше… Отныне всё будет по-другому. Правительство передаст сеть министерству почт и телеграфов. Вам немедленно подымут жалованье до ста пятидесяти рублей и уменьшат рабочий день. Вы тоже принадлежите к рабочему классу и должны радоваться нашей победе…» «Принадлежите к рабочему классу!» Уж не думает ли он, что между этими… этими животными и нами есть что-нибудь общее? Оставаться? Да хоть бы вы нам дали по тысяче рублей!...» И девушки с величайшим презрением покинули здание.
Остались только служащие, монтёры и рабочие. Но коммутаторы должны работать: телефон был жизненно необходим… Всё же оставалось с полдюжины опытных телефонисток. Вызвали добровольцев. На призыв откликнулось около сотни матросов, солдат и рабочих. Шестеро девушек носились по всему залу, объясняя, помогая, возмущаясь… Дело пошло кое-как, но всё-таки пошло, и провода снова загудели. Прежде всего установили связь между Смольным, казармами и фабриками, затем отрезали сообщение с думой и юнкерскими училищами… Поздно вечером слух об этом распространился по всему городу, и сотни представителей буржуазии орали в телефонные трубки: «Дураки! Черти! Вы думаете, это надолго? Погодите, вот придут казаки!» Но казаки в Петроград так и не пришли…

Расскажем о личной жизни красного комиссара Я.И. Вишняка. Из найденных в интернете материалов следует, что его женой стала Ага (Гутя) Михайловна Вишняк (Каминер) (15.11.1891 – 02.05.1966). Её родителями были Михаил Каминер и Ревекка Абрамовна Каминер (Новомейская), которые проживали
в г. Баргузине.
Дед Аги по материнской линии Абрам Новомейский был купцом I гильдии, старший его сын, брат Ревекки и дядя Аги – Моисей Абрамович Новомейский был горным инженером, фабрикантом, золотодобытчиком и, принимал активное участие в революционных смутах России в первых десятилетиях XX века.
8 августа 1918 г. в семье Якова и Аги родилась дочь. Счастливые родители назвали её Микоэллой. Как следует из вышеприведённой анкеты, в 30-х годах семья Вишняк проживала в центре Москвы в элитном, знаменитом своей архитектурой, историей и жителями доме №10 по Большому Гнездиковскому переулку (дом Нирнзее, первый столичный «небоскрёб»).

Умер Я.И. Вишняк 13 марта 1948 г., его прах захоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища. Позднее там же захоронили и прах его жены.
  • +4
  • AXA
  • 08 сентября 2017, 20:18

Комментарии (14)

rss свернуть / развернуть
  • avatar
  • AXA
  • 08 сентября 2017, 20:41
  • #
  • -3
Фото Якова Вишняка из партбилета 1936 г.
и факсимиле из анкеты для вступления
в общество старых большевиков
(из фонда музея Великолукской школы №1).
Компьютерный дизайн Георгий Павлов
(Великие Луки).

свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 08 сентября 2017, 20:46
  • #
  • -3
Дом Нирнзее — первый московский небоскрёб.
В нём проживало семейство Вишняк.
фото из интернета

свернуть ветку
Из Московской адресной и справочной книги на 1930 год:

Вишняк Яков Израилевич, Лесная ул, 43, кв 54, т. 5-76-58

Отсюда www.forum.j-roots.info/viewtopic.php?t=50&start=60
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 11 сентября 2017, 16:01
  • #
  • 0
Так он потом переехал…
свернуть ветку
Так то ж потом. А на определённый момент жизни это действующий адрес — и главное — телефон. Именно телефон меня и зацепил.
свернуть ветку
Спасибо, Игорь, за интересное дополнение!

На Лесной семейство Вишняк проживало
в 1930 (±)

Анкета дая ВО старых большевиков, где указан адрес:
Б. Гнездиковский пер. д. 10, к. 124,
тел. 990 доб. 60.
заполнялась в 1934 году.
свернуть ветку
А в 1926 году адрес значится следующий: Лихов переулок, дом 5, квартира 22.
Источник: www.apartment.ru/Article/487102942.html

Таким образом выходит, что в период с 1926 по 1934 годы, за 8 лет Я.И. Вишняк минимум дважды менял место жительства, что весьма интересно.

По идее, если полистать старые справочники по Москве и другие источники, можно вычислить с определённой погрешностью по времени все его адреса и телефоны.
свернуть ветку
Яков Вишняк был женат на дочери Иркутского купца Абрама Новомейского, Гуте.


Семейство купца Новомейского снимок 1883 года, Гутя сидит на коленях у мамы Ревекки Абрамовны,
На этом снимке ей один год.

Семья Новомейских
Иркутск, 1918 год. Семья Новомейских.
www.rusalbom.ru

свернуть ветку
Прошу прощения верхний снимок сделан в 1893 году

В 1918 году у Якова и Гуты родилась дочь Микаэлла.

www.geni.com/people/Mikoella-Vishnyak/6000000007049110097
свернуть ветку
СПАСИБО, Алексеич!
Очень интересные фото вы нашли
к данному топику.

Да, полностью согласен с вашим выделением — это и есть молодой Яков Вишняк, Гутя, по-видимому, справа от него в тёмном платье.

Интересные интерьеры, в которых сделаны фото.
Как вы считаете, где это могло быть?
свернуть ветку
Обе фотографии сделаны в Иркутске. Думаю, что в собственном доме, купцы люди состоятельные, могли фотографа и к себе пригласить. В пользу этой версии
говорит тот факт, что на втором фото, прямо на видном месте висит портрет основателя рода, Абрама Новомейского.
www.jewage.org/wiki/ru/Profile:P0361306205#
свернуть ветку
Второе фото действительно сделано в доме, а вот на первом, мне думается, на фоне всё же декорации. Похоже на студию.
свернуть ветку
  • avatar
  • AXA
  • 17 сентября 2017, 23:00
  • #
  • 0

Джон Рид
«10 дней которые потрясли мир»
обложка первого издания книги
фото из интернета
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения