История Великих Лук и окрестностей → Воскресная авантюра краеведов №2 (неудавшаяся)…
Скоро сказка сказывается – да не скоро дело делается… Идея данной авантюры зрела давно. (Кому интересно – предупреждаю, далее будет много букв, да с фотографиями)…
Вдохновленные этими строками, компания в составе Velikolu4ank`и, GalantPotapych`а, yaneposed`ы и Karabas`а, а также примкнувших к ним «не живущих на muvl`е», но известных постоянным его читателям настоятеля Свято-Никольского храма отца Иоанна и хозяйки Новосокольнического музея Татьяны Дмитриевны Ермоловой, отправились в Старые Сокольники.
Село это появлением своим и расцветом, который, увы, давно в прошлом, обязано основанному тут в 1771 году монастырю конвентуальных францисканцев. В те поры земли эти были окраиной Речи Посполитой, правительство которой и иерархи были кровно заинтересованы в распространении католичества на землях «схизматиков». Подробнее про историю миссии иезуитов, монастыря и костела (развалины которого и манили нас) см. тут.
Ныне на месте костела (позже – церкви Рождества Христова) – лишь груды битого кирпича. В феврале сорок четвертого по селу несколько дней «долбила» тяжелая артиллерия, разнеся тут все в прах. Определив примерное место алтаря – мы взялись копать…
Увы, выбрав с кубометр битого кирпича, краеведы разуверились в осуществимости затеи… (фотографий нет — руки были заняты лопатой — надеюсь: спутники дополнят). Останавливало нас еще и нездоровое любопытство местного населения – неподалеку весьма заинтересованно крутились любопытные школяры. Ведь последний установленный факт проникновения в монастырские подземелья связан именно с этим племенем: в то далекое время, что зовется ныне «сразупослевойны», дедушек этих самых школяров искали три дня всем селом, а вытащив из-под земли, всыпали по мягкому месту так, что потом неделю на животах спали. Отрытый же доморощенными «дигеррами» лаз мужики, вооружившись ломами, обрушили, дабы другим неповадно было…
Отчаявшись обнаружить вход – мы двинулись искать выход.
Кладбища, действительно, давно уже нет… Мы и свои-то могилы не бережем – что уж тут говорить про польские. Кое-где из земли выступают замшелые плиты с латиницей. На одной из них с трудом разобрали имя «Anna», «zmarła 1848 roku»…
фоты, понятное дело — не нынешние. Зато надписи лучше видны...
Понятное дело – выход мы тоже не нашли…
Далее дорога нас повела в Тальцы.
Давно уж нет церкви Параскевы-Пятницы, что стояла на высоком холме в Тальцах. На том месте несколько лет назад был установлен поклонный крест.
Фота тоже «летняя» — слишком уж скучной была погода...
А вот часовню на месте чудесного обретения иконы, у источника – восстановили!
Удивительно – но место это посещается довольно часто. Вот и в воскресенье там мы обнаружили паломников-великолучан…
Часовня стоит над ручьем, источник же – чуть выше.
Ключ бьет прямо из земли, из склона оврага. Место уединенное и удивительное, как нельзя лучше подходящее для обитания монаха-скитника. Тем более удивительное, что автотрасса «Балтия» отсюда в полукилометре, а звук проносящихся фур совершенно не слышен. Не «ловят» мобильники, GPS не нашел ни одного спутника… Покой и тишина…
Паломники один за другим уходили окатиться святой водой. Мы на это, увы, не решились…
После Талицкой часовни отец Иоанн нас покинул, дальнейшее путешествие происходило без него. Побывали в Рунове. Как-то весной я подробно описал свои ощущения – надеюсь, меня дополнят остальные. Лично я же еще раз подивился небывалой для относительно глухого села «соборности» храма, который мы обошли еще раз.
Последним (точнее – предпоследним) пунктом поездки стала церковь Успения в селе Новом. Храм знаменит тем, что именно отсюда происходил род священников Новских – предков академика Виноградова по материнской линии. Преемником Новских стал отец Стефан Синайский, все годы своего долгого служения ведший своеобразную «летопись» здешних мест.
Увы, следует признать, что мы, наверное, стали одними из последних посетителей Новской церкви. Свод средней части вместе с куполом рухнул вовнутрь, стены покосились.
Еще несколько лет – и в этой груде трухлявых бревен (если они к тому времени не сгорят) трудно будет узнать оригинальное творение местных строителей – эдакое деревянное подражание столичному «ампиру». В груде бревен и щепок – голубые доски с золотыми звездами, которые когда-то были звездным небом.
А у входа в храм огромные, невиданные мной ранее, величиной с добрую тыкву, грибы «волчьего табака»…
Вот тут можно увидеть, какой церковь была еще пять-шесть лет назад.
Последним пунктом стало озеро Тростенец и деревня Шманы с памятником экипажу «Ил-2», о котором я уже тоже рассказывал. Темнело, начинался дождь, и краеведы разъехались по домам, переваривать впечатления, делиться фотографиями и планировать новые вылазки и авантюры, назло всем…
ЗЫ. Цитаты – из воспоминаний Роберта Григорьевича Барановского (он же – Рувим Гдальевич Лейбович), родившегося в местечке Сокольники в 1895 году и написавшего их в начале пятидесятых. Нигде и никогда не издавалось, существует в рукописи. Кому интересно – полный текст тут.
«…в алтаре костела был обнаружен тайник, откуда начинался подземный ход, тянувшийся далеко к реке и выходивший на заброшенное польское кладбище…<…>…В подземном ходе я побывал два раза со своим сверстником Ленькой Борисовичем – сыном попа. Ход начинался в алтаре под самым аналоем. Крутая лестница в 25-30 ступеней вела в широкую подземную галерею. Пол был выложен отшлифованными каменными плитами. Высокий сводчатый потолок и стены, увешанные бронзовыми и гранитными плитами с надписями на латинском и польском языках, придавали галерее вид гигантской усыпальницы. Кое-где встречались тяжелые железные двери, вделанные в стены; очевидно, имелись боковые ходы, куда мы не могли проникнуть, так как двери не поворачивались на заржавленных петлях. Почти у самого выхода наружу наш путь преградила железная решетка, оказавшаяся запертой на большой висячий замок, опечатанный свинцовой пломбой…»
Вдохновленные этими строками, компания в составе Velikolu4ank`и, GalantPotapych`а, yaneposed`ы и Karabas`а, а также примкнувших к ним «не живущих на muvl`е», но известных постоянным его читателям настоятеля Свято-Никольского храма отца Иоанна и хозяйки Новосокольнического музея Татьяны Дмитриевны Ермоловой, отправились в Старые Сокольники.
Село это появлением своим и расцветом, который, увы, давно в прошлом, обязано основанному тут в 1771 году монастырю конвентуальных францисканцев. В те поры земли эти были окраиной Речи Посполитой, правительство которой и иерархи были кровно заинтересованы в распространении католичества на землях «схизматиков». Подробнее про историю миссии иезуитов, монастыря и костела (развалины которого и манили нас) см. тут.
Ныне на месте костела (позже – церкви Рождества Христова) – лишь груды битого кирпича. В феврале сорок четвертого по селу несколько дней «долбила» тяжелая артиллерия, разнеся тут все в прах. Определив примерное место алтаря – мы взялись копать…
Увы, выбрав с кубометр битого кирпича, краеведы разуверились в осуществимости затеи… (фотографий нет — руки были заняты лопатой — надеюсь: спутники дополнят). Останавливало нас еще и нездоровое любопытство местного населения – неподалеку весьма заинтересованно крутились любопытные школяры. Ведь последний установленный факт проникновения в монастырские подземелья связан именно с этим племенем: в то далекое время, что зовется ныне «сразупослевойны», дедушек этих самых школяров искали три дня всем селом, а вытащив из-под земли, всыпали по мягкому месту так, что потом неделю на животах спали. Отрытый же доморощенными «дигеррами» лаз мужики, вооружившись ломами, обрушили, дабы другим неповадно было…
Отчаявшись обнаружить вход – мы двинулись искать выход.
«…нет уже более древнего заброшенного польского кладбища – излюбленного места наших детских игр, где два-три века тому назад были похоронены знатные вельможи Речи Посполитой, кладбища, утопавшего в вековых липах и походившего больше на маленький сказочный город, со всех сторон окруженный рвом. Его надгробия, изваянные руками безвестных мастеров, больше походили на маленькие дворцы самой причудливой архитектуры…»
Кладбища, действительно, давно уже нет… Мы и свои-то могилы не бережем – что уж тут говорить про польские. Кое-где из земли выступают замшелые плиты с латиницей. На одной из них с трудом разобрали имя «Anna», «zmarła 1848 roku»…
фоты, понятное дело — не нынешние. Зато надписи лучше видны...
Понятное дело – выход мы тоже не нашли…
Далее дорога нас повела в Тальцы.
«…Скоро должен был наступить праздник «Имя-Марья» с его бесконечными базарами, каруселями, балаганами, пряниками, леденцами и тысячью других удовольствий, от которых кружилась голова и сладко замирало сердце.
Почему этот праздник так странно назывался – я не знаю, но думаю, что название имеет отношение к той самой чудотворной иконе Божьей Матери, найденной несколько лет тому назад в Талицком ключе, откуда верующие приносили святую воду, якобы исцеляющую от всех болезней и немощей. Начинался этот праздник с того, что за несколько дней до его начала беспрерывной лентой тянулись возы, нагруженные товарами: мануфактурными, кожевенными, москательными, бакалейными; тянулись фуры, закрытые со всех сторон – это везли реквизиты для балаганов, где давались цирковые представления, ехали фокусники, «петрушки», куклы; везли карусели, шли медвежатники со своими бурыми, черными питомцами, сгибаясь в три погибели, ковыляли шарманщики с раскрашенными во все цвета радуги невиданными птицами; нескончаемой вереницей плелись нищие, калеки, перехожие и всякий другой бродячий люд; в деревянных клетках везли всякую живность: гусей, уток, кур, поросят, гнали целыми косяками лошадей; пылили коровы, овцы, свиньи и в одиночку и стадом; с гамом и шумом мчались, звеня бубенцами, цыганские кибитки, до отказу набитые женщинами и черномазыми ребятишками; шли бродячие торговцы, татары и китайцы, сгибаясь под тяжестью огромных тюков с товарами…<…>
Но что за зрелище являет собой крестный ход! Высоко над толпой, под шелковым балдахином, укрепленным на носилках, плывет икона. Носилки с балдахином покоятся на плечах десятка человек, почти поминутно сменяющихся, неохотно уступающих другим честь прикоснуться к святыне. Народ густой толпой стоит по обеим сторонам дороги, образуя узкий проход, по которому в золотых и серебряных ризах, с нагрудными золотыми крестами медленно движутся двенадцать священников со своими причтами, над ними колышется лес хоругвей; позади, лицом к большому хору певчих, пятится регент, плавно махая палочкой. Отдельно идут звероподобные дьяконы, заглушающие своим могучим ревом голоса многотысячной толпы. Впереди, шагах в десяти от иконы, раздвигая толпу, гарцует на раскормленном жеребце становой пристав, некогда служивший в кавалерии, со своей свитой из стражников и урядников.
То и дело от толпы отделяются мужчины и женщины и, согнувшись, становятся перед носилками с иконой, и когда над их головами проносят икону, они, осеняя себя крестом, бросают на носилки деньги, холст, шерсть, лен и массу других даров, а когда носилки переполняются, церковные служки перекладывают все в большие холщовые мешки, которые поминутно наполняются и оттаскиваются в сторону. На их место появляются новые церковные служители с порожними мешками в руках. Так шествует крестный ход целых три версты до самой Талицкой церкви, где и водворяют прибывшую икону. Обедню служат долго, и около полудня раздается первый удар колокола, возвещающий окончание службы и открытие ярмарки…»
Давно уж нет церкви Параскевы-Пятницы, что стояла на высоком холме в Тальцах. На том месте несколько лет назад был установлен поклонный крест.
Фота тоже «летняя» — слишком уж скучной была погода...
А вот часовню на месте чудесного обретения иконы, у источника – восстановили!
Удивительно – но место это посещается довольно часто. Вот и в воскресенье там мы обнаружили паломников-великолучан…
Часовня стоит над ручьем, источник же – чуть выше.
Ключ бьет прямо из земли, из склона оврага. Место уединенное и удивительное, как нельзя лучше подходящее для обитания монаха-скитника. Тем более удивительное, что автотрасса «Балтия» отсюда в полукилометре, а звук проносящихся фур совершенно не слышен. Не «ловят» мобильники, GPS не нашел ни одного спутника… Покой и тишина…
Паломники один за другим уходили окатиться святой водой. Мы на это, увы, не решились…
После Талицкой часовни отец Иоанн нас покинул, дальнейшее путешествие происходило без него. Побывали в Рунове. Как-то весной я подробно описал свои ощущения – надеюсь, меня дополнят остальные. Лично я же еще раз подивился небывалой для относительно глухого села «соборности» храма, который мы обошли еще раз.
Последним (точнее – предпоследним) пунктом поездки стала церковь Успения в селе Новом. Храм знаменит тем, что именно отсюда происходил род священников Новских – предков академика Виноградова по материнской линии. Преемником Новских стал отец Стефан Синайский, все годы своего долгого служения ведший своеобразную «летопись» здешних мест.
Увы, следует признать, что мы, наверное, стали одними из последних посетителей Новской церкви. Свод средней части вместе с куполом рухнул вовнутрь, стены покосились.
Еще несколько лет – и в этой груде трухлявых бревен (если они к тому времени не сгорят) трудно будет узнать оригинальное творение местных строителей – эдакое деревянное подражание столичному «ампиру». В груде бревен и щепок – голубые доски с золотыми звездами, которые когда-то были звездным небом.
А у входа в храм огромные, невиданные мной ранее, величиной с добрую тыкву, грибы «волчьего табака»…
Вот тут можно увидеть, какой церковь была еще пять-шесть лет назад.
Последним пунктом стало озеро Тростенец и деревня Шманы с памятником экипажу «Ил-2», о котором я уже тоже рассказывал. Темнело, начинался дождь, и краеведы разъехались по домам, переваривать впечатления, делиться фотографиями и планировать новые вылазки и авантюры, назло всем…
ЗЫ. Цитаты – из воспоминаний Роберта Григорьевича Барановского (он же – Рувим Гдальевич Лейбович), родившегося в местечке Сокольники в 1895 году и написавшего их в начале пятидесятых. Нигде и никогда не издавалось, существует в рукописи. Кому интересно – полный текст тут.
- +74
- karabas
- 22 октября 2013, 01:28
Комментарии (62)
rss свернуть / развернутьПравда, в Новом оказалось всё слишком печально. Увы…
свернуть ветку
Что не понравилось? Отвратительная погода с промозглым ветром. Единственное, что портило настроение и быстро загоняло в машину.
А все остальное, и люди, участвующие в поездке, и места, которые мы открывали для себя, вызывали стойкое ощущение сказки. Только места вызывали чаще всего ощущение грустной сказки.
Немного фото:
Подземный ход копали всеми подручными средствами, кто чем мог
У святого источника в Тальцах паломники обливались и настойчиво приглашали и нас. Смельчаков не нашлось. Хотя Тальцы — единственное место, где совсем не чувствовался холод, и не было пронизывающего ветра
В Руново — удивительной красоты церковь. Видна она издалека, стоящая на холме, белая и величавая. И только вблизи понимается, что это красота уходящая. Неухоженная
От этой церкви спускались по удивительной лесенке:
В двух шагах от каменной церкви — деревянная церковь, действующая:
В Новом — мерзость запустения, обвалившиеся крыша и купол, медленно уходящие на дрова немногочисленным местным жителям.
И по дороге к дому поразил памятник
Место, кажется, называется Шмани. Karabas, поправьте меня, если я неправильно запомнила.
свернуть ветку
Я вот чего подумал… Нужно было бы мне раньше перечитать Лейбовича. 25-30 ступеней вниз — это 4-5 метров под землю, от уровня пола. Плюс метр-полтора битого кирпича от стен сверху. Лопатами ломами вряд-ли обойдешься…
свернуть ветку
свернуть ветку
Это реальный фрагмент хвостового оперения на могилке от того ИЛ-2?
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
«Задняя крышка часов „Эскадрилья Ил-2“ сделана из куска авиационного алюминия, обнаруженного на месте падения штурмовика Ил-2, приписанного к 810-му штурмовому авиаполку ВВС СССР. Этот самолет был сбит 27-го февраля 1944-го года над озером Тростинец...»
smirs.com/exclusive-watches/watchmaking-heritage-watches/eskadriliya/chasy_eskadril_ya_il2/
Слов нет…
свернуть ветку
свернуть ветку
Чего только не придумают. Гнусненько как то.
свернуть ветку
Вот тут поподробнее и с комментариями!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
В начале 2006-го тяжелой техникой подняли с глубины мотор, который на шесть метров ушел за эти десятилетия в ил. По номеру двигателя — определили экипаж. так могила перестала быть безымянной.
так могила выглядела лет восемь назад
А это снято нынешней весной, 8 мая.
По воспоминаниям очевидцев, летчики направили его на позиции зенитной батареи, но не дотянули…
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Есть такой прибор — георадар. 0н выявляет пустоты в земле на глубину до 10-20-30 метров.
Надеюсь, что псковские археологи, наконец-то, привезут его в 2014 году для обследования Великолукской крепости и в другие интересные места тогда их можно будет зазвать…
свернуть ветку
Кажется мне, что в Тройце была похожая Голубая церковь.
Спасибо Карабасу за ссылку. ещё не всё прочитала, но очень интересно! Прочту всё…
Спасибо!
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Автора потом «покидало» по стране. Жил в Средней Азии, в Питере, осел в столице.
В начале пятидесятых посетил родные места, и чтобы не растерять впечатления — взялся за перо.
Автор (не подозревающий еще о том, что им станет) в 1924 году
Сын его, Юрий Робертович, стал одним из зачинателей поискового движения, еще тогда, в шестидесятые, наперекор властям ездил с учениками в Синявинские болота хоронить бойцов Второй Ударной.
Внук автора проживает ныне в столице, учительствует… Я с ним не знаком. Рукопись ко мне попала от потомков старшего брата автора — Менделя, которые проживают в Питере.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Спонсора нужно искать, а я это не умею. Хотя он наследников есть полный карт-бланш, они будут только рады.
свернуть ветку
Там же объём невелик. Подготовить, самим распечатать, а на брошюровку и за обложкой — к спецам? Как вариант.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Вон оно как! Теперь вопросов про 46-ую страницу нет. Про удачу это Вы верно подметили. Такого автора попробуй сыскать.
Очень живой.
Понимаю, что нехорошо сравнивать, но Книжка напомнила повесть Ивана Вольнова. Именно своим языком.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Пожалуйста, продолжите эту тему.
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
свернуть ветку
Читала и невольно искала фамилии…
Удивительно, но возможности учиться были у людей того времени.
Экстерном сдавали экзамены. Вот и мой дед при гимназии сдал экзамены за полный курс кадетских корпусов.
свернуть ветку
свернуть ветку
А вот про «солдат, уходящих над лесом на Восток» опять прочитала с каким-то трепетом в душе. Я помню этот Ваш рассказ и снова говорю «спасибо».
свернуть ветку
свернуть ветку